Методическая разработка "Формы работы в классе аккордеона"

Формы работы в классе аккордеона
(методическая разработка)
Специфика профессии музыканта-педагога связана со специальными
знаниями, умениями и навыками, которые должны находиться в единстве с
педагогическими знаниями. Все виды деятельности и формы работы в
детской школе искусств (уроки и различные внеклассные мероприятия)
требуют от преподавателя профессиональных знаний и умений не только
музыканта, но прежде всего педагога.
Глубоко прав Д. Кабалевский, подчеркивающий, что если мы ставим
перед собой задачу всестороннего, гармоничного развития учащихся, то надо
прежде всего позаботиться о всестороннем, гармоничном развитии
преподавателей.
Таким образом, педагог для осуществления поставленных перед ним
задач должен: любить и понимать детей, знать не только методику
проведения уроков, принципы их построения, но и хорошо знать свой класс,
состоящий из детей разных возрастов с очень разными склонностями,
интересами и способностями.
Проблемы, которые встают перед педагогом на каждом уроке, -
бесконечны, они требуют углубленных творческих изысканий и
расширенных музыкальных познаний самого педагога.
Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении
музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство
ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические
ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит
многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап
обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего
отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего
последующего музыкального обучения. От педагога помимо высокой
музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических,
волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно
важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя.
Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Можно выделить несколько общих характерных психофизических
черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов.
Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться
на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено
разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка
не слабел.
Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна
обязательно удовлетворяться.
В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро
забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за
правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им
воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при
концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой
реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет
беспокойство, страх, поспешность.
В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в
конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а
потом вводить какое-либо образное обозначение.
Игру на аккордеоне ребенок должен воспринимать как новое
развлечение. Задача педагога - направить это развлечение. Для этого можно
использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и
рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими
детьми самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий
игру, задачи - головоломки.
Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать
трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения
рук. Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен
проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-
новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика.
Успех в занятиях с детьми наполовину подсказан их собственной
фантазией и воображением.
Пьесы и упражнения должны быть легкими, доступными детскому
сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно
поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение начальных
навыков или усвоение нотной грамоты.
Одно из условий в ранних занятиях суметь привлечь к себе симпатии
ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему
не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную
обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну
из главнейших задач свободу рук и естественность движений для передачи
музыкальных мыслей и чувств.
Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок.
Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех
важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе: 1)
знакомство с клавиатурой, 2) гимнастику и постановку рук, 3)развитие слуха,
ритма, памяти, 4) основы нотной грамоты.
Рассказывая о своей работе с учениками младших классов, трудно
претендовать на какую бы то ни было универсальность: к одной и той же
цели можно прийти разными путями. В методической литературе много
противоречивых высказываний, мнений. И очень важно, не меняя
кардинально устоявшихся принципов, найти близкие по стилю, по "духу"
способы достижения определенной цели. Длительная работа на одном и том
же материале позволяет превратить его в некую основу, в которой
суммируются многие педагогические находки.
Основные базовые знания, умения и навыки, закладываются в
начальный период обучения. Первый год обучения является самым трудным
для педагога. Все дети настолько разные и отличаются друг от друга
физическим, умственным развитием, темпераментом и эмоциональной
отзывчивостью на музыку.
В начальный период обучения происходит развитие слухового
восприятия и физическое осознание работы и двигательной техники рук и
пальцев.
Начальное обучение и освоение игровых приёмов на инструменте
имеет несколько этапов.
Донотный период
Цель данного периода, в первую очередь, развитие коммуникативной
стороны процесса: дать ребёнку понять, что он здесь свой и преподаватель
для него старший друг. Здесь педагог должен быть, в первую очередь,
психологом и найти подход к ребёнку.
Многие дети эмоционально закрепощены, и для того, чтобы начать с
ними заниматься, бывает, приходиться потратить немало сил и терпения,
чтобы получить обратную связь.
За данный период мы осваиваем необходимые теоретические понятия,
которыми в дальнейшем на протяжении всего периода обучения оперирует
ученик: клавиатура, звук, регистры, «музыкальный алфавит», мелодия,
направление движения мелодии, понятия длительностей – «шаги», ритм.
Основная работа здесь направлена на решение следующих задач:
1) Развитие гибкости и свободы игрового аппарата
2) Ритмическое развитие
3) Освоение названия звуков на клавиатуре
4) Первоначальные навыки освоения игры на аккордеоне
5) Воспитание творческой активности и самостоятельности
1) Развитие гибкости и свободы игрового аппарата.
Работа над свободой и гибкостью игрового аппарата проводится на
различных тренировочных упражнениях:
«Марионетка» (для владения и координации всех частей тела), «Моя
семья», «Подъёмный кран», «Мячик», «Сели-встали», «Качели» (на гибкость
и свободу кисти и руки), на развитие самостоятельности пальцев
«Солдаты» (Спортсмены).
Освоение данных упражнений проводим на столе или на закрытой
клавиатуре фортепиано.
2) Ритмическое развитие. Игра на шумовых инструментах (ложки,
бубен, маракас), на металлофоне или ксилофоне под аккомпанемент
преподавателя выучиваем и играем различные песенки, попевки с
простукиванием ритма. Выучивание различных детских стихов.
3) Освоение звуков «Музыкального алфавита». Постановка руки
(на фортепиано).
Изучение клавиатуры начинаем с её деления на группы белых и
чёрных клавиш с заострением внимания на повторное чередование групп.
Работа над постановкой руки начинается за фортепиано, где ребёнку
легче ориентироваться. Одним из основополагающих приёмов игры на
инструменте является извлечение звука. Все тренировочные упражнения на
столе переносятся на клавиатуру и выполняются с опорой на кончик пальца
каждой рукой отдельно.
Упражнения:
«Гамма-вальс» (закрепление музыкального алфавита, освоение навыка
правильного нажатия на клавишу)
«Радуга» (перенос каждого звука через октаву вверх и вниз поочерёдно
каждой рукой)
Игра с рук и по слуху различных попевок и упражнений.
4) Освоение аккордеона: посадка, постановка рук.
Движение и смена меха.
За аккордеоном важным фактором успешной дальнейшей работы
является посадка и постановка инструмента: правильная осанка при посадке,
устойчивое расположение ног, правильный размер плечевых ремней,
достаточное плотное натяжение рабочего ремня с левой стороны. Чтобы
ребёнку привыкнуть к инструменту, который имеет определённый вес и
давление на колени ребёнка, первоначально на освоение аккордеона
выделяем не больше 10-15 мин. урока.
Начинаем с освоения движения меха левой рукой с нажатием
большим пальцем на воздушную кнопку на разжим и сжим упражнение
«Море». Далее к этому добавляем бас «ДО» п., изображая пароход. На
данных упражнениях тренируем тактильное ощущение мягкого нажатия на
кнопку при опоре запястья на рабочий ремень (на разжим) и на левый корпус
инструмента (при движении на сжим), вырабатываем слуховые
представления о ровности движения и звучания. Движение меха можно
озвучить как «рисуем ровную дорожку», «ведём поезд», «разжимаем и
сжимаем пружинку» и т.п.)
Здесь же знакомимся с динамикой f «Гудок парохода или
паровоза»», и р «Эхо», crescendo и diminuendo - «Взлёт и посадка
самолёта» и т.п.
На данных упражнениях формируем понятие напряжения и свободы в
движении левой руки, умение расслаблять мышцы при игре.
Продолжая изучение левой клавиатуры, знакомлю ученика с басами
«ДО», «ФА», «СОЛЬ», подключая к 3му пальцу 2й и упражнение «3х-
этажный дом». Это упражнение играем разными вариантами аппликатуры
(«столбик»: 4-3-2 и наоборот, «колёсико»: 3- 4-2-3, 3-2-4-3, «окошечко»: 4-2-
3, 2-4-3), разными длительностями.
Вместе с упражнениями изучаем аккомпанемент (басы) детских
песенок на левой клавиатуре: «Василёк», «Лошадка», «Паровоз».
Освоение правой клавиатуры начинаем также с постановки руки: руку
опустить вниз в расслабленном состоянии, согнуть локоть и параллельно
клавишам установить кисть, не меняя её состояния (чувство свободы и
полусогнутые пальцы). Для освоения данной позиции использую следующие
упражнения:
1. «Катаемся с горки на санках» - кисть в исходящей позиции
выполняет приём glissando: свободной кистью на закрытом мехе вверх и вниз
по клавиатуре. На упражнении формируется движение кисти с лёгким
спуском вниз и с преодолением чувства земного притяжения вверх (приём
соотношения напряжения и свободы мышц кисти руки).
2. «Солнышко встаёт - солнышко садится» (кисть в исходящей
позиции постепенно перемещается сверху клавиатуры вниз, опираясь на
кончики всех пальцев – на разжим и обратно на сжим. Здесь помимо
ощущений 1) упражнения происходит нажим на клавиши, где формируется
тактильное ощущение и в работе задействована левая рука. Данное
упражнение направлено на слуховой контроль и координацию движений
обоих руке.
3. «Коля спит» - воздушной кнопкой открываем мех, изображая
вдох, на сжим правая рука опускается в исходящем положении на кончики
пальцев, изображая храп. Здесь помимо ощущений и движений 1) и 2)
упражнений добавляется контроль за нажатием воздушной кнопки
Освоение нотной грамоты. Игра по нотам. Игра в ансамбле
Так же, как для освоения чтения необходимо знать буквы и уметь
складывать их в слоги, а затем в слова, в музыкальной речи необходим навык
чтения по нотам. Для этого требуется знание музыкальной грамоты. Навык
освоения написания нот, длительностей и различных других элементов
музыкальной грамоты проводим в рабочей тетради: часть выполняется на
уроке, часть - дома.
Хорошим подспорьем на данном этапе являются авторские прописи. В
своей работе я использую прописи Г.Н. Макаревич, Г.Ф.Калининой.
Параллельно с прописями, закрепляем чтение нот.
Когда достаточно уверенно учащийся чувствует себя за инструментом,
устойчивы посадка и постановка рук, можно переходить к игре по нотам. В
«Самоучителе игре на аккордеоне» Л.Панайотова представлены простые
ансамбли на освоение и закрепление нот левой и правой клавиатур.
Перед тем как проиграть пьесу, читаем ноты вслух, простукивая ритм.
В сборнике О.Шплатовой «Первая ступенька» представлены детские
песенки на поочерёдную игру левой и правой рукой.
Соединение правой и левой руки начинаем с упражнений из сб. «Баян.
Подготовительная группа» (сост. И.Д. Алексеев и Н.И. Корецкий). Важное
значение на начальном этапе при игре двумя руками является формирование
слухового восприятия «вертикали» и координация движения пальцев. Также
обращаем внимание, определяем и обозначаем «отрезки», по которым
движется мех на разжим и сжим. В начале такие границы данных «отрезков»
- это тактовая черта, затем увеличиваем количество тактов на разжим с
соответствующим количеством тактов на сжим. Отсюда вытекает в
дальнейшем понятия фразы и предложения.
Изучение музыкальных «шаблонов». Штрих legato
Как в литературе есть определённые правила написания различных по
жанру произведений, как в художественном искусстве есть определённые
каноны написания разножанровых картин, так и в музыке есть определённые
шаблоны - заготовки, которые встречаются в различных произведениях.
Знание и умение исполнять такие шаблоны во многом облегчает изучение
музыкальных произведений.
Работа над техникой игровых движений начинается с развития
самостоятельности и активности движения пальцев в одной позиции. Все
упражнения выполняем от всех белых клавиш штрихом legato. Необходимо
объяснить ученику, что каждый исполняемый «отрезок» это одно слово.
Можно придумать различные варианты слов на данные шаблоны. Все
упражнения играем от всех белых клавиш.
1) «Змейка» - соединяем 2 ноты, «перешагивая» с 1го на палец вверх и
с 3го на 2й палец при движении вниз, изображая переползающую змею.
2) «Троечки» - соединяем 3 ноты поочерёдно (1-2-3 п. вверх и 4-3-2 п.
вниз).
3) «Окошечки» - соединяем 3 ноты в следующей комбинации пальцев: 1-
3-2 вверх и обратно 4-2-3, «рисуя рамочку и стёклышко».
4) «Бантики» - соединяем 3 ноты: 2-3-2-1 вверх и 3-2-3-4 вниз, «рисуя
узелочек и бантики»
5) «Вопросы и ответы» - соединяем 4 ноты: 4-3-2-1-5 вверх и 2-3-4-5-1
6) «Пятёрочки» («Горочки») - поочерёдное движение пальцев от 1го к
5му вверх и от 5го к 1му вниз от всех белых клавиш.
7) «Гусеничка» - хроматическая гамма в одну октаву от «До» вверх и вниз
Упражнения выполняются с рук педагога и нацелены на поиск
необходимых ощущений обучающегося. Во всех упражнениях особое
внимание уделяем 1му пальцу: свобода и естественность в его постановке.
Данные упражнения способствуют развитию техники игры на
инструменте, выработке аппликатуры и используются как тренировочные
упражнения в начале каждого урока.
Для развития левой руки на готовой клавиатуре аккордеона по мере
изучения материала работаем со следующими шаблонами:
1) Бас и аккорд (поочерёдное движение 3го и 2го пальцев в левой руке)
- освоение мажора: «Частушечка» (F , C, G, C)
- освоение минора: «Страдания» (F , C, G, C)
- освоение квартсекстаккордов («занимаем у соседа»)
- освоение септаккорда (интонация вопроса «почему?»)
- освоение басов вспомогательного ряда.
2) Бас+аккорд (одновременное нажатие 3го+2го пальцев)
При изучении каждого шаблона целесообразно подкреплять его
пьесками, этюдами, детскими песенками, в которых он встречается.
Игра со сменой позиции. Гаммы. Штрихи
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими
формулами. Систематическая и последовательная работа над этим
материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и
умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает
преодолеть многие технические трудности:
позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
способствует координации движений обеих рук;
плавности ведения меха и смены направления его движения;
помогает более точному исполнению различных штрихов и
нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Гаммы полезны как начинающему, так и продвинутому ученику,
являются важнейшим материалом для работы аккордеониста над развитием и
совершенствованием исполнительской техники. Успешная работа над
гаммами и арпеджио помогает преодолеть многие технические трудности.
Изучение гамм на уроке требует особого внимания, т.к. они развивают
ладовый, мелодический, гармонический слух, способствуют развитию
двигательного аппарата, вырабатывают пальцевую чёткость, беглость.
Гаммы необходимы для ознакомления с клавиатурой и ориентации в
ней, для понимания основных закономерностей аппликатуры.
Изучив музыкальные аппликатурные «шаблоны», ученик с лёгкостью
осваивает гаммы. Предметом особой заботы при смене позиции должен
стать первый палец. Существует множество упражнений на подкладывание и
перекладывание пальцев, ими предваряется систематическое изучение гамм,
они используются и для исправления дефектов в этом отношении. Цель
упражнений - добиться плавного непрерывного исполнения гамм, ровного по
звучанию и временным соотношениям. Основная причина неровности -
малая подвижность и напряжённость 1пальца. Плавное подкладывание 1
пальца и переносы через него остальных пальцев на стыке позиций. Во всех
упражнениях надо стремиться к ровному по звучанию и экономному по
движению исполнению.
На аккордеоне изучение гамм имеет свою трудность: в сравнении с
фортепианными гаммами, где и правая и левая рука двигаются по одной
клавиатуре с одинаковыми аппликатурными «шаблонами», аккордеонные
клавиатуры абсолютно разные, причём пальцы левой руки двигаются
интуитивно на ощупь, запоминая расстояние и расположение кнопок.
Изучение гаммы в левой руке начинаем с гаммы До мажор парами по
тетрахордам. Для наработки используем упражнения, начиная с 2х нот с
постепенным добавлением по 1 ноте.
Левой рукой исполняем детские песенки, выученные правой рукой с
гаммобразным движением вверх или вниз: «У кота», «Петушок», «Как под
горкой», «Василёк», «Барашечки», «Солнышко» и т.п.. В «Самоучителе игры
на аккордеоне» Л.Панайотова представлены детские песенки и упражнения
на освоение гаммы в левой руке.
Штрихи в музыке имеют своё особое значение: это своеобразная
музыкальная дикция, артикуляция, которая взаимосвязана с определённым
ощущением и положением пальцев, кисти. Каждый из штрихов имеет свой
образ: legato «змейка», non legato «слон», staccato «мячик», «зайчик»,
«дождик». Так как гаммы самый простой и доступный тренировочный
материал, то на нём легче всего отрабатывать штрихи. В учебнике
Р.Бажилина «Школа игры на аккордеоне» представлены технические
комплексы для отработки гамм разными штрихами. В сборнике
А.Доренского «Пять ступеней мастерства» представлены различные
упражнения-этюды для наработки гаммобразных движений и исполнения
штрихов.
Творческая составляющая
На протяжении всего курса обучения необходимо постоянно вести
работу над ритмическим развитием обучающегося, т.к. ритм это временная
основа, на которую нанизана музыкальная ткань. На I этапе это ритмическое
сопровождение песенок и стихов (игра по часикам). Начиная со II этапа,
когда ученик может сыграть мелодию, можно оформить её сопровождение
готовым аккомпанементом на синтезаторе или электронном пианино. Также,
отрабатывая аккомпанемент в левой руке, полезно поиграть под синтезатор,
выравнивая ритм. После такой работы в подсознании остаётся звучание
«часов», что позволяет объединять музыкальный материал произведения и
двигаться вперёд. Вместе с этим ученик получает навык ансамблевого
исполнительства и полноценнее воспринимает произведение в обрамлении
уже готовой гармонии.
3. Заключение.
Каждый ребёнок индивидуален: кто-то более, а кто-то менее способен,
у кого-то от природы даны и находятся на поверхности музыкальные
способности, у кого-то их нужно медленно и осторожно «откапывать». И
поскольку главнейшей из первоначальных задач является "зажечь",
"заразить" ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от
естественной для его возраста "игровой фазы", необходимо строить урок в
форме увлекательной игры.
Потому преподаватель на первоначальном этапе обучения игре на
инструменте должен владеть знаниями, умениями и навыками, связанными
не только с педагогической деятельностью, но и понимать психологические и
физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного
возрастов, искать и применять различные формы работы, поддерживая и
укрепляя интерес ученика к обучению.
Применение данных технологий помогает достижению максимально
возможных успехов в обучении, повышает эффективность учебного процесса
и интереса к предмету.
4. Используемая литература
1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.,
1989г.
2.Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г
3.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
4.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию, - Л., 1979.
5.Бернстайн Л. «Музыка – всем»., 198
6.Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.
7.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.
8.Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе» М., 1982г.
9.Кабалевский Д.Б. « Воспитание ума и сердца.» М.: Просвещение, 1984.