Методическая разработка "Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр внешкольной работы Калининского района
Санкт-Петербурга «Академический»
Методическая разработка
Развитие исполнительских навыков
в классе баяна и аккордеона
подготовила
Дементьева Татьяна Юрьевна
Педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
2014 год
2
По сравнению с фортепиано, органом или инструментами
симфонического оркестра, баян - инструмент молодой. Он находится в
развитии, совершенствуются его конструкция и качество звучания. C каждым
годом расширяется репертуар, другой становится сама эстетика звучания
инструмента. Значительно усложняется и техника игры на современном
концертном инструменте, поэтому главные исполнительские навыки
необходимо формировать с детства, с первых шагов обучения.
Главная задача педагога - ввести начинающего музыканта в мир
современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный
вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна,
воспитать инициативную творческую личность.
С первых уроков нужно стремиться ввести ребенка в новый для него
мир художественных образов. Очень важно, чтобы педагог и сам свободно
владел инструментом. Вдохновенное исполнение оставляет глубокий след в
душе ученика, оно становится примером для подражания и, что не менее
важно, дополнительным стимулом для серьезной работы, требующей
большой концентрации внимания. Замечательно, если атмосферу уроков
постоянно пронизывает идея маленьких открытий: дети любят разыгрывать
какие-то сценки, изображать те или иные персонажи, в том числе «учителя»,
«артиста» и т.п. Они с удовольствием угадывают различные музыкальные
отрывки, подражают той или иной манере игры. Эти склонности учеников
педагогу необходимо учитывать и обращать на пользу дела.
С самого начала следует обратить внимание ученика на музыкальный
ритм. Совершенствование чувства ритма ускоряет общемузыкальное
развитие учащегося, так как ритм объединяет эмоциональное и двигательное
начала. Со временем дети должны научиться хорошо интонировать мелодию,
чувствовать различные ладогармонические краски и управлять динамикой.
Для будущего музыканта-исполнителя очень важно овладеть различными
средствами артикуляции. Всему этому способствует игра в ансамбле, в
особенности с педагогом, а также чтение с листа.
В донотный период, длящийся ориентировочно первые две недели,
педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребенка,
его темпераменте, одаренности, общем развитии; формируются
взаимоотношения педагога и ученика. Быстрее других проявляют свои
способности общительные, подвижные дети. С ними весьма эффективна
коллективная форма занятий, которая дает педагогу неограниченные
возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих
индивидуальные особенности учеников. И, напротив, с детьми замкнутыми,
3
стеснительными нужен особый характер общения - спокойный,
доверительный.
Подражая друг другу, дети получают первые навыки музицирования и
артистизма. Из всех музыкальных способностей раньше всего проявляются
общая музыкальность и ритм. Гораздо сложнее проверить слух, так как
многие дети, обладающие отличным слухом, интонируют (поют) весьма
приблизительно. В этом случае педагогу поможет игра: найти на
инструменте или узнать на слух одну из двух или трех клавиш, дающих
звуки различной высоты (желательно, чтобы все они были расположены на
одном ряду клавиатуры).
Уже на первых занятиях можно практиковать элементарное
совместное музицирование. Целью первых уроков является не только
проверка музыкальных способностей ученика (ритм , слух, память), но и их
развитие. Игра по слуху стимулирует творческие задатки ребенка,
возбуждает интерес к музыке, концентрирует внимание на конкретном
звучании , заставляет приспосабливаться к инструменту. Начинать подбирать
можно с знакомых детям элементарных мелодий - «Как под горкой», «У
кота-воркота», «Едет, едет паровоз», и др. Эти песенки дети знают с детского
сада.
Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно
начинать с упражнений, которые ему помогут научиться правильно вести
мех. Ученик нажимает воздушный клапан, затем ведет мех, раскрывая и
закрывая его. При этом педагог контролирует свободу и естественность
движения руки ученика. После этого педагог предлагает различные способы
ведения меха для передачи характера того или иного упражнения. Можно
использовать звуко-динамические упражнения «горка», «ветер»,
«самолёт» и др. Для начала можно нарисовать приближающийся или
удаляющийся самолет. Предложить ребёнку самому придумать упражнение.
Это может быть карандаш, рыбка, облако…
Прежде чем играть по нотам, необходимо научиться их читать, т.е.
представить и услышать, в каком ритме, на какой высоте и в каком
характере должны прозвучать увиденные вами нотные знаки, а затем найти
их на клавиатуре и сыграть. Последним звеном в цепочке «вижу - слышу -
играю» является клавиатура музыкального инструмента, которую
необходимо освоить.
Первоначальным формированием техники игры на баяне является
освоение гаммаобразных последовательностей. Для начала надо научиться
играть последовательности из 2, 3 и 4 звуков. Затем последовательность из 7
звуков. Последовательность из 7 основных ступеней называется
4
диатонической гаммой. Последовательность из 12 звуков (по полутонам)
складывается в хроматическую. Диатонические и хроматические гаммы - это
своеобразные лесенки, которые соединяют все музыкальное пространство.
Следующий этап - игра гамм от всех рядов. Это поможет развить у ребенка
интервальные ощущения и увязать его слуховые представления с
техническими действиями на клавиатуре. Затем необходимо освоить левую
клавиатуру с готовыми аккордами. Большинство современных баянов имеют
шестирядную левую клавиатуру. Изучая то или иное музыкальное
произведение, следует обращать внимание на его гармоническую структуру
и логику развития. Это сделает исполнение более осмысленным. Ощущение
тяготения одного аккорда в другой поможет развитию гармонического слуха,
а это ведет ученика в необыкновенный мир музыкальных красок.
Человеку в повседневной жизни постоянно приходится распределять
свое внимание. Когда мы разговариваем, то смотрим на собеседника и
зависимости от его реакции продолжаем беседу. То же и в музыке: играя
мелодию, мы следим за ее интонациями, ритмом, соответствием динамики и
артикуляции ее характеру. Если мелодия написана с аккомпанементом, часть
внимания должна быть посвящена и ему. Важно научиться во время
исполнения направлять основное внимание на самое существенное и важное,
происходящее в том или ином голосе или элементе фактуры, остальное же
играть почти автоматически. Этот процесс напоминает поведение дирижера
во время работы с оркестром: он всегда обращен к той группе исполнителей,
где происходят наиболее важные музыкальные события. От распределения
внимания зависит и умение играть различными штрихами каждый голос,
управлять динамикой, не нарушая ритма.
На протяжении всего периода обучения работа с учащимися над
элементами музыкальной формы меняет свой характер. По мере развития
музыкального слуха, творческого воображения, она становится более
утонченной и относится к каждой интонации, каждому «событию» в
драматургии произведения. Постепенно появляется умение выстраивать
фразировку и форму в целом. При этом подчеркивание тех или иных
элементов музыкальной структуры не должно нарушать общей логики
построения больших музыкальных разделов. Для этого необходимо
развивать внимание ученика, постоянно сопоставляя то, что уже было
сыграно, с тем, что будет звучать.
Такие действия помогут выстроить логичную линию темпового и
динамического развертывания музыкального произведения.
С первых шагов в музыке педагог должен направлять внимание
ученика как на логику построения, так и на эмоциональное ощущение
5
развития музыкального материала. Учащиеся должны свободно оперировать
такими. понятиями, как интонирование в музыке, кульминация и точка
«золотого сечения» в исполняемом произведении, вершина во фразе,
предложении, периоде, а также уметь сопоставлять и суммировать
музыкальные построения.
Основные этапы работы над музыкальным произведением:
1. Ознакомление.
2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие
художественного образа.
3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Первый этап может быть самым различным по форме:
прослушивание пьесы в исполнении педагога, использование аудио или
видеозаписи, чтение с листа самостоятельно или совместно с педагогом.
Чтение с листа - это отдельный вопрос, требующий серьезного освещения.
Существует немало пособий, посвященных изучению этой проблемы.
Представляется целесообразным предложить ученику сыграть музыкальное
произведение целиком, по возможности приближаясь к необходимому темпу
и характеру сочинения, не отвлекаясь на точное исполнение всех деталей
фактуры и поиски рациональной аппликатуры.
Второй этап наиболее сложный. Педагогу необходимо провести с
учеником большую аналитическую работу, которая в зависимости от
сложности сочинения, может идти в направлении от общего к частному или
наоборот. Анализ сочинения предполагает определение круга его
музыкальных образов, структуры, средств музыкальной выразительности и
развития, кульминации, основных технических и психологических
трудностей исполнения. В зависимости от способности мысленно охватить
тот или иной отрезок музыки, работу можно вести по частям, в замедленном
темпе.
Внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая
подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и насыщен, учить его
лучше каждой рукой отдельно, сольфеджируя мелодическую линию,
вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм, динамику, а затем соединить
партии обеих рук. Когда музыкальный текст играется уже без ошибок, можно
проверить , как он запомнился наизусть. Закройте глаза, представьте себе то,
что вы можете сыграть без нот, затем откройте ноты и с инструментом
постепенно заполняйте «белые пятна». Помните, что внимание и слух быстро
утомляются, поэтому нецелесообразно долго осваивать один какой-либо
элемент.
6
Работу следует строить так, чтобы перед каждым проигрыванием
произведения или его части ученик ставил перед собой совершенно
конкретные задачи. В одном случае это будет концентрация внимания на
интонировании мотивов и динамике музыкальных построений. В другом -
нужно проследить за темпом и правильностью метроритма при изменении
музыкальной фактуры и динамики и т. п.
Подготовка пьесы к публичному исполнению - заключительный
этап работы над произведением. Первым условием успешного выступления
является хорошо выученный текст. Однако это еще не гарантия успеха. Во
время публичного выступления появляются две новые проблемы:
рассеивание внимания и преобладание возбуждения над торможением.
Педагогам следует практиковать проигрывание учащихся их
программ в присутствии всех детей. Это тренирует умение собирать
внимание и концентрировать его на художественном образе и самом
исполнительском процессе. Желание сыграть как можно лучше ,
произвести впечатление на соучеников делает психологическое состояние
играющего похожим на то, которое бывает во время публичного
выступления. Подобные проигрывания чрезвычайно полезны не только для
ученика, но и для педагога: таким образом, он может все проверить и
определить направление дальнейшей работы. Не следует слишком долго
разыгрываться перед выступлением - это может вызвать утомление и
рассеять внимание. Достаточно того, чтобы появилось необходимое
ощущение клавиатуры.
Как показывает опыт, причиной срывов и неровностей в игре часто
являются слишком быстрый темп или завышенная сложность программы,
вынесенной на концерт или экзамен. Постоянный слуховой контроль и
концентрация внимания на характере музыки, ее темпе, динамике и
метроритме помогут достичь желаемого результата.
7
Список литературы:
1. Ананьев Б. «Вопросы обучения и воспитания». – М.: «Наука», 1997.
2. Говорушко П. «Школа игры на баяне». - М.: «Музыка», 1969.
3. Дмитриев А. «Позиционная аппликатура на баяне». М.: Союз
Художников, 1998.
4. Максимов В. «Основы исполнительства и педагогики». – М.:
«Композитор», 2003.
5. Семенов В. «Современная школа игры на баяне». – М.: «Музыка»,
2003.