Методическая разработка "Развитие навыков чтения нот с листа в классе аккордеона и баяна"

Методическая разработка
«Развитие навыков чтения нот с листа в классе аккордеона и баяна»
Лучший способ научиться быстро читать –
это как можно больше читать.
И.Гофман
Свободное чтение с листа - это умение исполнять произведение по нотам
с первого раза, без ошибок, в нужном темпе и характере. Данный навык
является одним из главных видов техники, т.к. необходим всем музыкантам и
особенно тем, кто стремится стать аккомпаниатором, участником ансамбля
или оркестрантом. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно.
Поэтому, прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа,
необходимо создать благоприятные условия для развития этого навыка.
В чем же заключается предварительная подготовка аккордеониста и
баяниста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения
литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое
сравнение поможет ученику выяснить главные моменты необходимые для
успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей
работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия
букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий
аккордеонист и баянист должен сначала изучить названия нот, длительность,
запись, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.
Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот
с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце.
Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на
основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации,
длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии
левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах.
Приведем один пример: Обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на
основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же
группа нот, но в разных октавах читается им с различной трудностью.
Можно предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием
добавочных линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на
добавочных линейках так же безупречно, как на основных и читает ноты в
басовом ключе также хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны
быть одинаково легки.
Вторым условием является отличное знание клавиатур аккордеона и
баяна. Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных
клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши
соответствующие повышенным и пониженным звукам.
Например, если вы хорошо знаете порядок расположения клавиш, то при
игре по нотам не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая
клавиша повышает ноту, а какая понижает на пол тона.
Следующим этапом подготовительной работы начинающего
"читателя" будет составление из букв - слогов, а из слогов - слова. Для
начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам
отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится
осмысленно исполнять группы нот, объединенные мотивом, ритмическим
рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как
школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные
ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше
аккордеонист и баянист будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, -
тем легче он будет справляться с чтением нот. Школьник читает быстро те
слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая прежде и
затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные
явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если аккордеонист или
баянист встречает в нотах знакомую группу звуков, он играет её по нотам
сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала
освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков, некоторое время.
Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения
нот с листа является необходимый запас «слов» - знание основных приемов
игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в
мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений
различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение таких
«слов» начинается с простых и самых распространенных приемов игры.
Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио.
Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными
длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно
круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения -
увеличиваться. Только таким путем учащийся приобретет необходимый
запас игровых навыков, без которых не возможно свободное чтение нот с
листа.
Выразительности чтения литературных произведений добиваются путем
правильных интонаций голоса. В музыке выразительное исполнение
основано на правильном выполнении динамических оттенков, штрихов,
фразировки.
Следовательно, четвертым условием необходимым для успешного
развития навыка чтения нот с листа, является умение пользоваться
средствами музыкальной выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов,
темпа, ритма - все это поможет аккордеонисту и баянисту лучше передать
характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить
кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы.
Пятым условием является внимательное отношение учащегося к
нотному тексту и своему исполнению. Подобно тому, как чтец может
прочесть не то слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те
ноты, если он рассеян.
Например: учащийся хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он
не обратил внимание на ключевые знаки. В результате исполнение
произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре
учащийся должен воспитывать постоянно, на каждом уроке и дома.
Вдумчивое отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре,
смене движений меха не только поможет ученику сыграть произведение
верно с первого раза, но и наиболее выразительно.
Как же проводить специальные занятия по чтению нот с листа?
Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего
музыканта, необходимый нотный материал. Он должен быть значительно
легче изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по
программе. В произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут
иметь место только те приемы игры, которыми ученик хорошо владеет.
Читать с листа мелодию и аккомпанемент в первое время надо по партиям.
После приобретения навыка чтения отдельных партий нужно перейти к игре
двумя руками. Так, примерно через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу
двумя руками без предварительного прочтения каждой партии отдельно.
Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели -
научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её
характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верным
штрихом, соблюдая динамические оттенки.
Чтобы скорее достигнуть этой цели необходимо выполнять следующее:
1. Заниматься чтением нот с листа регулярно.
2. Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за
отведенное на уроке время как можно больше нотного текста. Если в первое
время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, и даже 4 раза, то в
дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, аккордеонист и баянист должен
научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно с
первого или в крайнем случае, со второго раза.
3. Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать
нотный текст произведения, мысленно определить примерный темп
исполнения, ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на
ключевые и случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить
повторяющиеся одинаковые такты. Такой предварительный анализ текста
значительно облегчает исполнение с листа.
4. В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика
забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в
данный момент, но и на те, которые предстоит сыграть чуть позже.
Например: во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться
прочесть ноты второй доли, таким образом чтобы подготовить себя к
исполнению последующих звуков. Если вы научите ученика во время чтения
нот с листа просматривать нотный текст примерно на полтакта вперед, то у
него будет больше шансов сыграть пьесу с первого раза без ошибок и
остановок.
5. Настраивайте ученика на то, чтобы не останавливаться и не
переигрывать такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их
причину. В занятиях по чтению нот с листа игра без остановок является
наиболее важной задачей.
Список используемой литературы
1. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано [Ноты]:
(Р.Н.П. Коровушка, Ф.Киселёв Железный дровосек, П.Н.П. Висла)/
Т.Ю.Камаева, А. Ф.Камаев. – Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 – 95с.
2. Майкапар С.М. Как работать на рояле [Текст] / С.М. Майкапар. - Беседа с
детьми. - Л.: Музгиз, 1963г.-31с.
3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич – Учебно-
методическое пособие. - М.: Кифара, 2002. – 254с.
4. Попова Н.И. Процесс работы над музыкальным произведением. [Текст] /
Н.И.Попова – Методическое пособие. - Киев.: Феникс, 2004. – 45с.
5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. [Текст] / Е.М.Тимакин.
Методическое пособие. - М.: Советский композитор, 1989. – 143с.