Упражнения для работы над развитием гармонического слуха у учащихся ДШИ младшего школьного возраста на уроках ансамбля

Управление по культуре Администрации Тюменского Муниципального района
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
Методическая разработка
«Упражнения для работы над развитием гармонического слуха у
учащихся ДШИ младшего школьного возраста на уроках ансамбля»
Прокопьева Марина Сергеевна
Преподаватель направления
«Музыкальное искусство»
Специальность Эстрадный вокал
п.Винзили
ноябрь 2018г.
Введение
Что есть «гармония»? Гармонией мы называем согласование
разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов,
слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по
качеству сущностей. Человек стремится к гармонии во всех сферах своей
жизни. В музыке понятие гармонии применяется для характеристики
логически организованной звуковысотной системы: типа лада (модальная
гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например,
«гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения
звуковысотности, характерной для стиля композитора аккордики (например,
«рахманиновская гармония», «шубертовская гармония»). Однако, если
говорить конкретно о вокальной музыке, не так то просто ансамблю или хору
сразу чисто и слаженно воспроизводить одновременно несколько звуков,
сложенных в аккорд. Здесь не обойтись без такого понятия как
«гармонический слух»
Гармонический слух - это способность воспринимать многоголосную
музыку, воспроизводить ее в музыкально-слуховых представлениях,
осуществлять фонический и функциональный анализ созвучий, определять
структурные компоненты аккордов (тоны, интервалы, группы тонов и
интервалов), их высотное положение и соотношение друг с другом также
воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) голосом, или на
каком-либо музыкальном инструменте.
В наше время при обучении эстрадному вокалу каждый ребенок хочет
чувствовать себя звездой, выделяться из общей массы вокалистов,
чувствовать себя единственным и неповторимым. Из-за этого на уроках
ансамбля дети не слушают своих партнеров, что дает возможность называть
такое исполнение не ансамблем, а просто коллективным одновременным
воспроизведением одной и той же песни. Здесь педагогу помогает
гармонический слух.
Неправильно было думать, что восприятие многоголосия трудно и
недоступно учащимся. Многоголосное звучание, как правило, знакомо им и
привычно. Педагогу важно воспитать осознание гармонии, дать навыки
владения этой стороной слуха. В некоторых случаях гармония не осложняет,
а облегчает осознание явлений.
Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха
можно и должно начинать с раннего возраста или на первых этапах
обучения. Это период накопления слуховых впечатлений, заполнение
«кладовых мозга». Известно, что первые впечатления, особенно ярки и
прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий сольфеджио
на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над
одноголосием, а работа над гармоническим слухом может начаться только
параллельно с курсом гармонии. Это в корне неправильное мнение; оно ведет
к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического.
Главная задача накопить слуховые впечатления, создать базу для
дальнейшего развития гармонического слуха. И где, как не на уроках
ансамбля, накапливать этот слуховой опыт?
На данном этапе работы с детским вокальным коллективом каждый
педагог впервые задает себе вопрос: как же развивать у учащихся
гармонический слух?
В данной методической разработке мне бы хотелось поделиться
некоторыми методами и приёмами, придуманными мной для развития
гармонического слуха у младших школьников.
Цель найти или разработать практическое решение вопроса о
развитии гармонического слуха у младших школьников.
Задачи:
1. Собрать информацию о работе слуховых органов человека;
2. Выяснить особенности детского голосообразования и диапазона в
младшем школьном возрасте;
3. Разработать упражнения для развития гармонического слуха на
уроках ансамбля.
Методы обучения:
- наглядный;
- слуховой;
- словесный;
- иллюстративный.
Работа над развитием гармонического слуха
Ушная раковина,
устроена так, чтобы
улавливать звуковую волну
и направлять её в слуховой
проход, к барабанной
перепонке. Это вызывает её
вибрацию, от неё начинают
колебаться три слуховые
косточки среднего уха.
Потом эти колебания переходят во внутреннее ухо, которое
представляет собой систему заполненных жидкостью каналов и полостей.
Через эти жидкие среды, колебания передаются улитке воспринимающей
части внутреннего уха, снабженной волосковыми слуховыми клетками.
Звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы и передаются в
мозг, который их «расшифровывает», и мы слышим звук.
Устройство человеческого мозга позволяет нам слушать и
анализировать звучание одновременно нескольких звуков. Тем самым можно
объяснить физиологическую природу происхождения гармонического слуха
человека. Однако чистое интонирование аккордов или интервалов зависит не
только от органов слуха, но и от органов голосообразования. Вот как
устроен голос и голосовой аппарат:
- Мы делаем вдох, лёгкие увеличиваются в
объеме;
- На выдохе ребра плавно сужаются и
диафрагма выводит воздух из лёгких;
- Воздух поднимается по трахее и бронхам, к
глотке, где прикреплены голосовые связки;
- Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают
колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают
вибрации в горле;
- Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу,
как круги по воде;
-А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы
своим вниманием в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице,
затылке и т.д.;
- Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные
буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции;
- Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и
поём!
Однако не всегда наш голосовой аппарат работает одинаково.
Вместе с человеком голос тоже проживает несколько периодов:
зарождение, формирование, становление, расцвет, угасание.Не случайно в
вокальных конкурсах учитываются особенности детского голоса, и
участники делятся на возрастные группы. Категории могут слегка
варьироваться, но в методической литературе существует следующее
подразделение на возрастные группы: 7 10, 10 13, 13 15, 15 18. В
последние годы, правда, в конкурсах принимают участие совсем юные
исполнители от… и до семи лет. Есть, конечно, талантливые дети в этом
возрасте, но, в основном, преподаватели стараются пораньше «выпустить»
ребенка на сцену, пока у него нет еще сценического страха и волнения, и
приучать постепенно к концертной и конкурсной деятельности.
Младшим домутационным возрастом считается возраст от 7 до 10
лет.
Что же характерно для детского голоса в возрасте от семи до десяти
лет? Этот возраст принято называть младший домутационный возраст.
Звучание голосов и у мальчиков, и у девочек в этом возрасте одинаковое
детское. Ребенок в этом возрасте развивается постепенно, так же развивается
и голосовой аппарат ребенка. Бывают в этом возрасте и «гудошники», но в
последние годы, по моим наблюдениям, таких детей мало. Однако не только
я, но и мои коллеги преподаватели вокала в музыкальной школе отмечают
возросшее число детей с дефектами речи, начиная от едва выраженных
дефектов до дефектов явных, например, связанных с неправильным
прикусом.
Но мы говорим сегодня о характерных особенностях детского голоса
каждого возрастного периода. Так вот, для младшего домутационного
возраста 7 10 лет характерны легкость в голосе, высокое резонирование и
головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только
крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате
чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет
яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя.
Диапазон этого возраста до первой ре второй октавы, звук неровный,
гласные звучат пестро.
Старший домутационный возраст это возраст от 10 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего
домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки
уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос
приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному
дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным.
Появляется тембровая окраска в голосе, полётность и звонкость. Голос
становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется
признаки грудного звучания. В возрасте 10 13 лет в детских голосах
различают регистры: головной, смешанный центральный, грудной (как и во
взрослых голосах).
Мутационный период – это возраст от 13 до 15 лет.
Приблизительно с 13 лет начинается бурное изменение детского
организма половое созревание. И это видно невооруженным взглядом:
начинают меняться черты лица, дети быстро растут. Происходят резкие
изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от
растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится
напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание
верхних звуков крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети
вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим
диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание
откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.
Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский
организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый
организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают
происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит.
Меняется характер и поведение ребенка он становится или замкнутым, или
дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и
родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период –
естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время
ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не
только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как
и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и
формируется более интенсивно.
Время мутационного периода начало и продолжительность в
каждом случае индивидуально. Оно может длиться от нескольких месяцев до
нескольких лет. Причем, если дети начали петь задолго до наступления
мутации, то этот период протекает не так явно и проходит быстрее.
В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо
соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких
звуков.
Послемутационный период это период от 16 до 18 лет.
При правильной работе в мутационный период 13 15 лет, к 16 годам
начинают проявляться характерные черты взрослого голоса. Гортать в это
время еще продолжает расти, но голос уже набирает силу и приближается по
динамике к звучанию взрослого голоса. Продолжает развиваться
дыхательный аппарат. Диапазон в этот период нужно развивать осторожно.
Звук должен быть мягкий, без крика, так как связки после мутации еще не
окрепшие и нежные.
Окончательно голосовой аппарат, как и человеческий организм,
формируется лишь к 20 – 21 году.
Рассмотренные выше периоды это стадии развития детского голоса.
Нужно понимать, что каждый период, и каждый детский голос имеет свои
особенности, которые следует учитывать при работе над развитием детского
голоса в классе вокала.
Учитывая все выше изложенные факторы, мной был разработан ряд
упражнений, которые можно использовать при распевке на уроках вокала с
детьми младшего школьного возраста. Каждое из упражнений направлено на
проработку отдельного музыкального интервала. Однако стоит их исполнять
не в привычном нам порядке от чистой примы до чистой октавы, а от более
легких для детского восприятия интервалов к более сложным.
УПРАЖНЕНИЕ №1.
Начинать стоит с унисона или с интервала «чистая прима» (ч.1). Для
этого мной была взята всем известная попевка «Андрей-воробей»
Начиная с тональности «До-мажор» следует двигаться по полутонам
вверх, останавливаясь на каждой тональности и исполняя эту попевку.
Так же данную попевку можно исполнять каноном. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов.
УПРАЖНЕНИЕ №2.
Начинать работу непосредственно с интервалами стоит с более
широких, таких как «Чистая кварта» (ч.4), «Чистая квинта» (ч.5) и т.д. Ниже
приведен нотный материал упражнения «Чистая кварта»(ч.4)
Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Ля-мажор»
УПРАЖНЕНИЕ №3.
«Чистая квинта» (ч.5)
Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Соль-мажор»
УПРАЖНЕНИЕ №4.
«Большая секста» (б.6)
Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Фа-мажор»
УПРАЖНЕНИЕ №4.
«Малая септима» (м.7)
Для работы над Септимой намеренно была взята малая септима, так как
расстояние в полтона более обостряет чувство тяготения, чем расстояние в
тон. Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «Си бемоль-мажор»
УПРАЖНЕНИЕ №5.
Теперь стоит переходить к более узким интервалам, так как они более
сложны для восприятия ребенка.
«Большая терция» (б.3)
Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «До-мажор» второй
октавы.
УПРАЖНЕНИЕ №6.
«Большая секунда» (б.2)
Первый голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а
второй (альт) исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение
повторяется в тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон
исполнения ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем
школьном возрасте стоит остановиться на тональности «До-мажор» второй
октавы.
УПРАЖНЕНИЕ №7.
Начинать стоит с тональности «Ля-мажор» малой октавы. Первый
голос (сопрано) исполняет основную верхнюю мелодию, а второй (альт)
исполняет нижнюю мелодию на одной ноте. Упражнение повторяется в
тональностях, расположенных по полутонам вверх. Диапазон исполнения
ограничен в зависимости от возраста певцов. В младшем школьном возрасте
стоит остановиться на тональности «Ре-мажор» - «Ми бемоль-мажор».
Практически все интервалы намеренно взяты «большими» для
придания упражнениям мажорного звучания. Если необходимо работать над
«малыми» интервалами, то для этого следует изменить знаки в тональностях.