Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио
Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.
Музыкальный слух это сложная, многосоставная система. Он
обеспечивает восприятие музыкальных звуков, создание на этой основе
внутренних музыкальных представлений и их воспроизведение во внешних
формах деятельности.
Гармонический слух- это способность воспринимать одновременно
множество звуков как единое целое. Работу над развитием гармонического
слуха важно начинать с раннего возраста или на первых этапах обучения, т.к.
это период накопления слуховых впечатлений.
Развивая гармонический слух полезно играть аккорды и вслушиваться
в них. Учащиеся, постоянно исполняющие и слушающие многоголосие
(например, пианисты, баянисты), обладают большим запасом слуховых
впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее.
Учащимся, обладающим абсолютным слухом или хорошо развитым
мелодическим слухом (скрипачам, виолончелистам), ощущение краски
аккордов и их функциональных связей дается намного труднее. Педагог
должен обратить серьезное внимание на фоническую окраску аккордов,
выработку умения слышать комплекс звуков.
Одной из важных форм развития гармонического слуха является
участие в создании многоголосия. Это - пение в хоре, гармонизация мелодии,
игра в ансамблях, сочинение музыки, всякого рода импровизации.
Главная задача педагога в работе над созданием многоголосия – это
воспитание чувства строя. Основа чувства строя – это умение подстроиться,
найти свое место в хоре или ансамбле, услышать общее звучание. Первые
попытки создания многоголосия – это начало работы над двухголосием.
Работу над многоголосием можно условно разделить на два этапа:
Начальный этап – это работа над двухголосием. Лучше начать с пения
канонов. Спеть двухголосный канон несложно, так как каждый голос поет
свою мелодию. Однако занятый исполнением своей партии, учащийся может
(а в большинстве случаев даже старается) не слышать другую партию и весь
ансамбль и, следовательно, не слушать гармонию. В основе этого метода
скорее лежит развитие мелодического слуха, а не гармонического.
Второй этап- воспитание чувства строя на наиболее удобных
гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях. С самого
начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку. Это более
трудный путь. Ему должен предшествовать период осознания двухголосия,
выработки ощущения стройности, слияния разных звуков.
Работу над многоголосием в хоре нужно начинать с народных песен
подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением.
Партия вторы, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает
свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому
партия вторы легче и выразительнее, чем партия второго голоса в примерах
гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы
выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно
ярко и образно.
Работа над двухголосием и многоголосием необходима для выработки
чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать
точную интонацию линии каждого голоса.
Для установления связи мелодической линии с гармонией можно
использовать следующее упражнение: педагог играет гармоническую схему,
не объясняя значения и названия аккордов. Детям предлагается найти по
слуху путь своего голоса. Упражнения вначале поются без названий звуков, в
разных тональностях, затем нотами. Схемы, последовательность аккордов
постоянно меняются.
Гармонизация мелодии по слуху тоже является важным аспектом. При
этом на первый план следует выдвигать выразительность звучания
образующегося многоголосия, а не исходить из каких-либо схем. Существует
несколько приемов гармонизации мелодии. Например, подобрать
сопровождение к данным мелодиям, где буквами указаны функции аккордов,
которые следует использовать.
В другом случае можно отдельно выписать аккорды для гармонизации
мелодии, которые можно использовать по своему усмотрению там, где
«подскажет ухо». Слуховая активность здесь больше, гармонические
средства - более интересны и разнообразны, чем трезвучия тоники,
субдоминанты и доминанты.
Возможен и такой вариант - к мелодии даны ступени, на которых по слуху
можно подобрать тот или иной аккорд или ограничится одним басовым
голосом.
Импровизация второго голоса – это тоже функция гармонического слуха
поэтому эта форма работы на уроках сольфеджио очень полезна.
Работа над развитием гармонического слуха требует от педагога
умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом
(окраской), функциональными связями и голосоведением.
Фоническая краска созвучий связана с их акустической природой, с
явлениями диссонантности и консонантности.
Акустические признаки интервалов и аккордов ярче всего выявляются в
среднем регистре, в тесном расположении. Изменение тембра и регистра
изменяет акустические признаки, окраску интервалов и аккордов. Поэтому в
практике работы следует начинать с наиболее яркого звучания, то есть в
среднем регистре и тесном расположении, и постепенно расширять диапазон
и регистры. Чтобы краска аккорда была осознана более полно, аккорды надо
играть в разных мелодических положениях, расположениях, с разным
количеством голосов (более трех, четырех). Поскольку в развитии ощущения
фонизма аккорда большую роль играет эмоциональное восприятие, следует
широко использовать контрастные сочетания.
В методике работы над развитием ощущения фонизма самым важным
является воспитание правильной направленности слухового внимания
учащихся. Педагог не должен допускать проверки и определения созвучий
путем пропевания звуков. Воспитывая целенаправленное внимание, педагог
должен соблюдать строгую последовательность в нарастании трудностей.
Работу надо распределить на несколько моментов:
1. Работа в среднем регистре. Определяется лишь понятия диссонанс и
консонанс. Используются контрастные интервалы: секунды – октавы, терции
– септимы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные в любых обращениях
и расположениях. Септаккорды: малый мажорный, малый минорный,
уменьшенный.
2. Определяется окраска интервалов и аккордов в зависимости от
«ширины» расположения интервалов и созвучий. Например, секунда –
диссонанс тесный, септима – диссонанс широкий, терция – консонанс
тесный, секста – широкий и т. д. Аккорды: свободное, многоголосное
изложение трезвучий и септаккордов. Определяется (расположение: тесное,
широкое) группа аккордов.
3.Используются все регистры (вверх – вторая, третья октава, вниз –
малая и большая). Определяется тоновая величина интервалов: большие и
малые секунды и септимы, терции и сексты; чистые кварты, квинты, октавы.
Аккорды: трезвучия мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное;
септаккорды малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный,
уменьшенный.
Для того, чтобы учащиеся не прибегали к мелодической проверке,
следует чередовать интервалы и аккорды быстро один за другим. Эти
упражнения проводятся путем устного опроса. Дальше нужно переходить к
определению группы созвучий - «цепочки», начиная с двух – трех, а затем
большего количества интервалов или аккордов. При этом можно
использовать и письменные упражнения
Гармония, подчеркивающая ладовое значение мелодических оборотов,
должна быть использована на самых начальных этапах обучения.Важно
ознакомить учащихся с красочной стороной гармонических оборотов и
других гармонических явлений: разрешений, тяготений. Примеры для
ознакомления и запоминания должны быть яркими, выразительными и
разнообразными. Путь развития восприятия идет от осознания наиболее
общих черт к более детальным. Самое опасное – звучание стандартных схем.
Если ученик будет слушать заученные схемы, его внимание будет
направлено не на характер слышимого, а на задачу угадать, какой из
выученных примеров сыгран.
В методике работы над чувством голосоведения возникают следующие
задачи:
1) Научить детей фиксировать внимание на линии каждого голоса. В
основе этой способности лежит тембровое различение голосов, поэтому
учащимся легче выделить мелодию и бас. Линии средних голосов менее
яркие по тембру (особенно при исполнении на фортепиано), и их труднее
выделить (учащиеся должны помочь себе знанием основ гармонии).
2) При определении структуры аккорда нужно научить учащихся
мысленно сводить звуки разных регистров у тесному расположению, как бы
внутренне их пропевать.
В работе над чувством голосоведения (как и вообще при развитии
гармонического слуха) основной формой является слушание, слуховой
анализ. В более подвинутых группах возможны диктанты – письменные и
устные. Можно использовать запись линии одного какого-нибудь голоса. Для
развития чувства голосоведения полезно пение в хоре, слушание
многоголосного пения.
В современной музыкальной практике признается нецелесообразным
последовательное развитие сначала мелодического, а затем гармонического
слуха учащихся, так как это существенно замедляет формирование
внутренних слуховых представлений многоголосной музыки, навыков
функционального анализа и вокального интонирования многоголосия.
Развивать гармонический слух нужно в параллели с мелодическим с
самого начала обучения музыке, так как уже в первом классе детской
музыкальной школы учащимся приходится исполнять многоголосную
музыку в классе хора, музыкального инструмента, ансамбля, что требует
устойчивых музыкально-слуховых представлений, понимания строения
многоголосной музыкальной ткани, слышания соотношения голосов в
музыкальной фактуре и пр. В этот период важно накопить слуховые
впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха,
так как первые впечатления особенно ярки и прочны
Восприятие музыки может идти в параллели со зрительным
ассоциативным рядом (картинки); изучение теоретического материала - с
опорой на образно-семантическую трактовку элементов музыкального языка.
Младших школьников надо научить воспринимать различные виды созвучий
в музыке и давать им эмоционально-образную характеристику,
анализировать на слух различные звуковые структуры и обозначать их
теоретическими понятиями, воспроизводить простейшие виды
гармонического многоголосия в индивидуальном и коллективном
музицировании. Освоенный учебный материал может быть воспроизведен в
игровых и музыкально-творческих формах деятельности.
Параллельно с развитием чувства лада в первом классе учащиеся
знакомятся с фонизмом звучания простых интервалов и разновидностей
трезвучий. Привлекая ассоциативное восприятие (свойства детей младшего
школьного возраста), даются характеристики звучания каждого интервала,
при этом термины консонанс и диссонанс заменяются на понятия « хорошее
звучание» и «не очень хорошее звучание». То же самое с трезвучиями.
Ассоциативность при слушании интервалов очень помогает учащимся
отличать их друг от друга
При изучении интервалов и аккордов можно использовать
музыкальные картинки. Т.е. каждому интервалу соответствует свой герой со
своей песенкой.
После такого знакомства со звучанием интервалов в первом классе,
почти всем учащимся удается определять их на слух без качественной
величины.
Развитие гармонического слуха происходит и в старших классах.Это
знакомство с названиями гармонических оборотов и спецификой их
звучания.
– Плагальный оборот Т – S – T, мягкая неустойчивость в середине.
– Автентический оборот T – D – T, жесткая неустойчивость в середине.
– Полный T – S – D – T, функциональный оборот.
– Перемещение T – T6 – T6/4.
В слуховом анализе интервальных и аккордовых последовательностей
вначале надо научить учащихся слышать и запоминать обороты, то есть
звучание от одной устойчивости до следующей устойчивости (какой оборот)
и лишь потом, определять и называть каждый интервал или аккорд.
Продолжение воспитания гармонического слуха – это знакомство с
малыми септаккордами: в четвертом, пятом классах – с
доминантсептакордом , в шестом классе - с обращениями D
7
, МVII
7
и
Ум.VII
7
, в седьмом классе – с II
7
. Это диссонирующие аккорды. Их крайние
звуки образуют одинаковый интервал – малую септиму. Учащимся остается
вслушиваться в звучание трезвучий входящих в состав септаккорда:
мажорное, минорное, уменьшенное. Ярко и неустойчиво звучит малый
мажорный септаккорд, малый минорный звучит несколько грустно, а малый
уменьшенный – несколько загадочно, напряженно, уменьшенный –
напряженно.
В шестом классе учащиеся знакомятся с новой группой интервалов –
«характерные», и продолжают занятия слуховым анализом по определению
аккордов в аккордовых последовательностях. Последовательности
усложняются по мере изучения новых аккордов. Принцип определения
аккордов тот же. Сначала обороты, а затем все аккорды, желательно
воспитывать гармоническую память, предлагая повторить обороты на
фортепиано в той же или в другой тональности. Называть содержание
последовательности по памяти после прослушивания.
Благодаря слуховому анализу интервалов и аккордов от звуков
совершенствуется гармонический слух.
Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея
навыками определения разных сторон многоголосного звучания, синтезирует
их и может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может
проанализировать, сыграть и записать ее. Для достижения этой цели
необходимо:
- работать над развитием гармонического слуха в самого начала
обучения.
-начинать с наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и
детализируя их.
- использовать яркие контрастные звучания.
Список используемой литературы:
1.Картавцева М. Многоголосие в классе сольфеджио ДМШ: Методическое
пособие. М., 1972
2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.:
Музыка, 1986.
Развитие гармонического
слуха на уроках
сольфеджио.
Преподаватель МАУДО
Михайловская ДШИ
Кузнецова О.В.
2018г
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Струнные музыкальные инструменты. Скрипка"
- Интегрированный урок "Рождественское чудо" 2 класс
- План - конспект урока "Специфика работы над ансамблем в младших классах" 1 класс
- Презентация "Солдатам всех войн посвящается!" 6-7 класс
- Презентация "Фрески Софии Киевской" 6 класс
- Презентация "Духовые музыкальные инструменты. Труба" 2 класс