Методическое сообщение "Пальчиковые игры и их эффективное использование на уроках фортепиано, сольфеджио и ритмики"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 4 им. В.М. Свердлова
городского округа
Тольятти
Методическое сообщение
«Пальчиковые игры и их эффективное
использование на уроках фортепиано, сольфеджио и
ритмики»
Работу выполнила:
преподаватель теории музыки
Логинова Ирина Николаевна
2017
МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова
городской округ Тольятти
2
Как известно, пальцы являются местом сосредоточения нервных
окончаний. Только на одном кв.мм кожи подушечек пальцев их (нервных
окончаний) расположено 350! Они действуют, как уникальные приемники,
мгновенно передающие сигнал в головной мозг. На этом построена работа
важнейшего для человека органа чувств – осязания.
Пальцы напрямую связаны с головой. Существует даже мнение, что у
человека три головы, только две из них руки недоразвитые. Почему руки
(пальцы) сравнивают с головой? Потому что они также имеют память
(музыкантам-исполнителям это известно больше, чем кому-либо), умеют
"думать", "сердиться", "разговаривать", "предупреждать" и т.д. Неслучайно,
именно пальцы заменяют слепым глаза, глухонемым позволяют общаться друг с
другом и поддерживать связь с окружающим миром.
Пальчиковые игры это игры словами, фонемам, "раскрашенные"
движениями пальцев и рук. Подобные упражнения начинают занимать все более
и более прочное, методически обоснованное место в учебной деятельности. Их
ценность заключается в том, что они ненавязчиво, в естественной для детей
игровой форме позволяют решить ряд серьезных учебных задач.
В первую очередь, они способствуют формированию правильной
постановки пальцев, освобождают руки и плечевой пояс. Насыщенные
выдумкой, непростые пальчиковые "партитуры" охотно используются
педагогами для развития мышечного аппарата, растяжки и тактильной
чувствительности.
Очевидно, что пальчиковые игры являются прерогативой уроков
специальности, т.к. превращают утомительный процесс постановки игрового
аппарата в увлекательное занятие. Однако практика показывает, что
разучивание и исполнение пальчиковых игр происходит с гораздо большим
воодушевлением и интересом в коллективе, т.е. не на индивидуальном занятии,
а на групповом, например, на сольфеджио. Подобная игра может служить
эмоциональной разрядкой после заданий, требующих максимальной
3
концентрации и длительного напряжения, поскольку неизменно вызывает у
малышей положительные эмоции. Параллельно с пальчиковой игрой педагог-
сольфеджист решает ряд других задач: корректирует интонацию учащихся в
играх-песнях, отрабатывает ритмические фигуры (пунктир, синкопа и др.)
Особый интерес у учащихся вызывают пальчиковые игры-каноны ("Ежик",
"Паучина" и др.).
Самые простые упражнения для пальцев, которые условно можно назвать
"лепим пальчиками", создание с помощью рук различных одушевленных и
неодушевленных предметов. Очки, домик, стул, стол, корзинка, колокольчик,
мышка, кошка, собака, зайка, лошадка, гусь, петушок, курочка, филин, крокодил
и т.д., каждая из перечисленных фигур "вылепляется" из пальцев учащихся и
сопровождается кратким выразительным стихотворным текстом. При этом
название "лепим" неслучайно, ведь, если у какого-нибудь ребенка фигура не
получается, педагогу приходится в буквальном смысле "лепить" из его пальцев
задуманное. Богатейший материал по этому разделу представлен в сборнике
Цвынтарного В.В. "Играем пальчиками и развиваем речь". Подобные
упражнения особенно эффективно использовать для детей-дошкольников на
уроках ритмики (опять-таки из-за возможности работать в коллективе и
сравнивать свои успехи с успехами других ребят). В результате таких занятий
движения рук становятся более точными и координированными, у детей
исчезает неловкость и скованность движений, кисти рук приобретают гибкость
и необходимую подвижность. Кроме того, в ходе игры малыш запоминает, где у
него левая, а где правая рука, названия пальчиков, учится ориентироваться на
плоскости и в пространстве. Все это входит в задачи предмета ритмика, именно
поэтому пальчиковые игры целесообразно сделать обязательной составляющей
этого урока как у дошкольников, так и у младших школьников.
Занятия ритмикой, дополненные комплексом упражнений по
совершенствованию движений пальцев рук, будут, безусловно, способствовать
разностороннему развитию ребенка. Тренируя мелкую моторику, пальчиковые
4
игры одновременно улучшают память, внимательность, в некоторых случаях
"лечат" отсутствие скоординированности движений правой и левой рук.
Другая характерная особенность пальчиковых игр быстрота смены
движений способствует развитию у детей "предвосхищающего" сознания, его
реактивности и – в общем результате – повышению уровня организации их
мышления. Доказано, что двигательные упражнения для пальцев в раннем
возрасте способствуют активизации умственной деятельности, влияют на
почерк. Неоспорима польза пальчиковых игр в их целебном воздействии на
организм ребенка как в физиологическом плане (что вызывается стимуляцией
известных еще в древней восточной медицине точек), так и в духовном.
Погруженный в игру, ребенок постепенно отключается от раздражителей
внешнего мира и подобно монаху, перебирающему четки, сосредотачивается
на своем духовном "Я". Очень интересный эффект усиления этого качества дает
исполнение игр с закрытыми глазами.
Отдельно следует остановиться на текстах пальчиковых игр. В
большинстве случаев это потешки, пришедшие от прабабушек, чья
небанальная красота вызывает неизменный восторг у детей и дает импульс к
развитию их собственной образной фантазии.
О том, как их следует произносить, Т. Боровик пишет следующим
образом: "Речевая игра это тонкая и творческая работа над различными
содержательными и звуковыми компонентами слова, изменениями темпа,
динамики, штрихов. И в этом случае процесс можно считать уже собственно
музыкальным, т.к. речевые формы подготавливают к собственно музыкальному
интонированию не только певчески, они приучают детей с первых шагов
осмысленно относиться к любым проявлениям интонации".
То есть характер исполнения словесного текста исключительно важен. Он
превращает игру в первые уроки исполнительского артистизма, становясь
бесценным "мостиком" в мир пения.
5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких, М.М. Тренируем пальчики / М.М. Безруких, Т.А.
Филиппова. – М.: Дрофа, 2000 г.
2. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова / Т.А. Боровик. Минск, 1999 г.
3. Боровик, Т.А. Медведь и ягодка / Т.А. Боровик. Минск, 1996 г.
4. Боровик, Т.А. Таря-Маря / Т.А. Боровик. Гродно, 1997 г.
5. Брозаускас, Л.Г. Развиваем пальчики / Л.Г. Брозаускас. СПб.:
Издательский дом "Литера", 2008 г.
6. Сафарова, И. Игры для организации пианистических движений / И.
Сафарова. – Екатеринбург, 1994 г.
7. Цвынтарный, В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.
Цвынтарный. – СПб, 2002 г.