Методическое сообщение "Взаимодействие преподавателя и родителей в процессе музыкального образования детей"

Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Добрянская детская школа искусств»
Взаимодействие преподавателя и родителей в
процессе музыкального образования детей.
Разработала преподаватель фортепианного отделения
I квалификационной категории
Маталасова Валентина Ивановна
г. Добрянка
декабрь 2014г.
2
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и
дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном,
существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние
эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество
ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку,
разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства,
которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от
учёбы, труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство
осуществляет своеобразную психотерапию», так говорил Б.Г.Лихачёв.
Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных,
духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять
должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них
интереса и любви к музыке. Музыка является величайшим источником
эстетического и духовного наслаждения. Музыка в нашей стране вошла в
каждый дом. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает
порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что
мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к
музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не
уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. В настоящее
время проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке
приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с бурным
развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была
столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.
3
Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные
музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно
если занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания
учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух
любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к
этому источнику радости и вдохновения. Но привить детям любовь к
музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку,
глубоко воспринимает её.
Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих
родителей. Как организовать работу с родителями по обучению в области
музыке, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую
помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей
дали положительные результаты?
Одной из главных задач классного руководителя - способствовать
единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и
детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье,
формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в
том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка,
раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого
взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это
поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для
формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для
его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Анализируя и обобщая литературу, можно прийти к выводу, что
работой педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
мало кто занимается, хотя это очень важно и актуально в наше время. У
большинства родителей очень узкий кругозор эмоциональных впечатлений,
исходя из того, что живем в маленьком городе, просто нет привычки
4
посещать концерты, выставки. А ребенку очень важно заинтересованность
родителей к обучению музыкой. Родители считают, что ребенку надо дать те
знания, которые пригодятся в жизни. Хочешь быть переводчиком - учи
языки, юристом - историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим
чадам мысль о том, что нужная профессия - кратчайший путь к
материальному благополучию и что это сейчас главное. Ведь если
посмотреть статистику, сколько родителей посещают собрания и другие
мероприятия, проводимые для их детей? Картина плачевная. Поэтому я с
самого начала обучения стараюсь заинтересовывать как детей, так и
родителей. Если ребенку интересно, он сам попросит и убедит родителей
посетить то или иное мероприятие.
Однако проблемы обучения в музыкальных школах и школах искусств,
безусловно, возникают. Они обусловлены новыми тенденциями в жизни
современного человека. Среди них - всеобщая информатизация, приводящая
не только к нарушению психоэмоционального состояния общества,
появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню
занятости взрослого (работа, образование, досуг).
При работе с родителями я ставлю следующие задачи:
Привлечение родителей к тесному сотрудничеству (родитель и
педагог - единомышленники)
Создание в семье ученика благоприятного музыкального
микроклимата
Приобщение родителей к музыкальному искусству
Понимание ответственности родителей за подготовку
подрастающего поколения.
Для решения проблем, изложенных выше, можно выделить два
направления:
1. Применение в процессе музыкальных занятий
инновационных технологий педагогического воздействия, которые
5
способны развивать мотивационную сферу детей, поддерживая интерес к
данному виду занятий (использование презентаций, развлекательных игр,
викторин и других интернет-ресурсы). Для педагога-музыканта, который
ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к
искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми
и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при
этом основные принципы программы и систематически обновляя методы
работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может
эмоционально откликнуться на музыку.
2. Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося,
основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-
образовательного процесса в детской музыкальной школе. Значимость
данного аспекта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании
ребенка закладывает, в первую очередь, семья. Семья является источником
и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта,
и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между
людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была,
есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка. Семья может
оказать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения
музыкой и подготовить для его формирования.
Исследователь межличностных отношений Е.П. Ильин подчеркивает
особую важность общения педагога с родителями для более эффективного
педагогического воздействия. К сожалению, в настоящее время педагог
может столкнуться с «непростой» семейной ситуацией ребенка, в которой
происходят конфликтные, недоверчивые отношения между ребенком и его
родителями.
По мнению Е.П. Ильина, гармоничным взаимоотношениям детей и
родителей мешают разнообразные «барьеры»:
Барьер занятости, характеризуется тем, что родители постоянно
заняты работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом и т.п.;
6
Барьер возраста мешает родителям понять своих детей из-за разницы в
возрасте.
Барьер воспитательных традиций это стремление родителей
механически внедрять и воспроизводить в своей семье формы, методы и
средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в период их детства в их
семьях, продублировав педагогику собственных родителей, не учитывая
изменившихся ситуаций воспитания, уровень развития детей и т.п.;
Барьер дидактизма связан с тем, родители постоянно, по каждому
поводу поучают своих детей: «Не хлопай дверью», «Вытри ноги», «Не ерзай
под столом» - и так до бесконечности.
При работе с детьми современному педагогу-музыканту необходимо
учитывать данные сложности, возникающие в различных семьях, и опираться
на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо
организованной совместной деятельности школа и семья становятся
действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне
определенные задачи и выполняет свою часть работы».
Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую,
осложнены специфическими особенностями музыкальной школы, которые
заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает
регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте,
сольфеджио, вокале и т.д.).
К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения
музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как
«к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но
при этом не затрачивает усилий в домашней работе. «То, что упущено в
детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»,-
предупреждал В.А.Сухомлинский.
Формы работы с детьми и родителями по эстетическому воспитанию у
каждого педагога свои. У меня они подразделяются на несколько моментов:
7
образовательные беседы, систематические классные часы, родительские
собрания, открытые уроки для родителей, неформальное общение. Тут же
хочется сказать о некоторых рекомендаций, направленных на
совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления
тесного сотрудничества между педагогом, ребенком и его семьей:
Помощь в выполнении домашнего задания. На первоначальном этапе
обучения детей в музыкальной школе родителям необходимо разъяснить, что
ребенку потребуется их помощь в организации и выполнении домашнего
задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для
ребенка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны
некоторые из задач педагога, либо он может забыть то, о чем говорилось на
занятии. В этом случае присутствие родителей (бабушек, дедушек) просто
необходимо ребенку. Кроме того, нужно разъяснить, что данный этап может
продолжаться недолго (в зависимости от усидчивости ребенка, его
целеустремленности), но на начальном этапе он чрезвычайно важен, и если
упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть
проблемы. Задача педагога - пояснить систему выполнения домашнего
задания. Она заключается в формировании правильных исполнительских
движений, которые невозможны без многократной, систематической,
каждодневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об
успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет.
Приобщение ребенка к концертной деятельности. Задача педагога -
пояснить систему выполнения домашнего задания. Она заключается в
формировании правильных исполнительских движений, которые
невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки
навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении
инструментом, на котором ребенок играет. В таких концертах выступают
одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно
оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами,
а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя
8
заинтересованность родителей. Успешное взаимодействие преподавателя и
родителя достигается и на родительских собраниях, где представляется
методика обучения детей, план работы, намечается перспектива
деятельности. На родительских собраниях затрагиваются различные темы.
Например, 21 декабря 2011г. проводила беседу для родителей и учащихся
«Роль внимания на уроках фортепиано в школе искусств». Хочется привести
выдержки из отзыва мамы Фотеева Георгия: «Нашим детям часто не хватает
внимания, сосредоточенности на уроках. Беседа была содержательной и
интересной. Преподаватель дала необходимые рекомендации по работе с
детьми дома. Очень важно, чтобы они были внимательны, могли усвоить
максимум предлагаемой информации. Мы благодарны учителю за
ответственное отношение к работе и качественную подготовку наших
детей».
Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Такой аспект
семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны,
для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего
дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить
и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на
уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания,
сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В
этом случае родители выступают для ребенка первоочередными
помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней
работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать
результативность и эффективность ее выполнения. Однако на практике
встречаются гипервозбудимые дети, внимание которых может рассеиваться
на уроке и быть направлено не на педагога и музыкальный материал, а на
реакцию родителя, излишнюю капризность, и превращают урок в
театральное представление. Поэтому, педагогу необходимо учитывать обе
стороны данного аспекта и через наблюдения подобрать необходимый
вариант присутствия или отсутствия членов семьи на уроке.
9
Открытые уроки. Традиционными стали и открытые уроки для
родителей 1 класса в конце года обучения, где родители видят работу своих
детей на уроке и первое концертное выступление. Остаются довольными не
только родители, но и детям нравится показать то, чему они научились за
первый год обучения. Вот отзыв родителей на эти открытые уроки: «Дети
все вместе в форме игры, показали свои знания, полученные в процессе
обучения. Задействованы были все, интересно было даже родителям.
Валентина Ивановна использовала яркий дидактический материал.
Валентина Ивановна предложила детям разнообразные интересные задания,
решая которые ученики снова вспоминали пройденный материал. Урок
получился интересным, насыщенным. Ученики были его реальными
участниками, а не зрителями. Валентина Ивановна умело поддерживала
интерес детей. Особенная благодарность, за то, что педагог
продемонстрировала возможности каждого ребенка и помогла освоиться
первоклассникам в новых для них условиях и способах учебы в музыкальной
школе. Валентина Ивановна наглядно показала, что от детей не требуется
выдающихся способностей, чтобы заниматься музыкой, позволила принять
участие в уроке каждому ученику, помогла раскрыть индивидуальные
возможности каждого ребенка. И даже нам, родителям стало понятно, что
музыкальную теорию можно сделать максимально доступной и
увлекательной для ребенка». Харитонова И.А. – мама Харитонова Игоря.
Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть
родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют,
играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи
становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных
занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений,
взаимной поддержки, участия. (Были у меня семья Бебневых – папа играет на
баяне, поет и дочь – на фортепиано).
Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического
воспитания являются семейные праздники и концерты. Такие концерты дети
10
любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно
повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты
или самостоятельно приглашая гостей по телефону.
Очень полезно устраивать совместные концерты с кем-то из взрослых или
сверстников. Например, под аккомпанемент ребенка может спеть бабушка.
Или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.
В некоторых странах, особенно, в Германии, семейные ансамбли давняя
традиция. Детей специально стараются учить игре на разных инструментах,
чтобы создавать такие ансамбли.
Родительский вечер - это праздник общения родителей. Свободная
беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных
ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше
понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности
воспитания. В течение учебного года внутри класса обычно проводятся
различные классные детские мероприятия. Они способствуют сближению
детей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и
родителей. Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей,
родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта в
деле приобщения ребенка к музыке. Именно родители закладывают основы
мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Наибольший эффект
достигается там, где действие педагога-музыканта совпадает с действием
семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно
родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания
детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила
эмоционального воздействия музыки на личность ребенка. Педагог в этом
случае выступает как наставник, поясняя необходимость, важность
музыкального образования, его перспективу в отношении развития образного
мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины и других
важных личностных качеств.
11
Мотивационный компонент. В настоящее время современная
педагогика заостряет особое внимание на проблеме формирования у ребенка
желания учиться. Часто случается, что в музыкальную школу ребенка
приводят родители, то есть особого явного желания учиться у ребенка, нет. И
сложные систематичные музыкальные занятия становятся для учащегося
непреодолимой борьбой с самим собой. В данном случае еще раз необходимо
напомнить о том, что желание заниматься на музыкальном инструменте
появится только тогда, когда ребенок сможет преодолеть свою лень и
научиться по-настоящему, трудиться. Задача родителей – помочь ребенку
преодолеть кризисный момент, поддерживая в нем желание, стремление и
веру в свои силы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть
успешной, если все положительно настроены на совместную работу,
действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги
деятельности. Именно семья оказывает значительную помощь школе в
воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его
формирования. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил
Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если
родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Известный возрастной психолог Г.С. Абрамова говорила: «Успешность
ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой
родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и
поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки».
Хочется заострить внимание на том, что музыкальная педагогика -
искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии,
громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Г. Г. Нейгауза
писал: «Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их
проявления и роста». Так давайте будем творить, созидать, воспитывать
обучая!
12
Список использованной литературы.
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.;
«Владос», 2000г.
2. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.
3. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польского.
М.: Политиздат, 1990г.
4. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М., «Педагогика», 1972г.
5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.
6. Н.А.Бергер, Н.Яцентковская, Р.Алиева. Младенец музицирует. Серия
«Музыка для всех. СПб», Санкт-Петербург, 2008 г.
7. Г.Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Классика-XXI,
Москва, 1999 год.
8. Б.Милич. Воспитание ученика-пианиста. Москва, «Кифара», 2002 г.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.
СПб.: Питер, 2010.
10. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования
личности. – М.: Наука,1987.