Методическое сообщение "Русская песня в детском хоре"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №2»
Методическое сообщение на тему:
«Русская песня в детском хоре»
Составитель: хормейстер
Карпенко Наталья Григорьевна,
преподаватель первой категории
МОУ ДОД «ДШИ №2 г. Братска»
г. Братск 2014
Цель: Знакомство с разновидностями народных песен, с типами
многоголосья.
Задачи: Воспитательные - привить бережное отношение к культурным
традициям своего народа, воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее
природе, ее обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве.
Развивающие - овладевание основными вокально-хоровыми навыками
через русскую народную песню. Разные подходы работы над многоголосием.
В наше время музыкальная информация необычайно возросла.
Несомненно, что этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на
формирование интересов и вкусов детей.
Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с
самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса,
основанного на лучших образцах народного творчества.
Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании
народной песне отводится немаловажная роль.
Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская отражают
настроения, чувства, мысли и характеры людей.
Характер русской народной музыки очень разнообразен. В них
встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но преобладает
песенностъ, певучесть, распевность.
Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте,
выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам
музыкального искусства.
Чем различие между песнями народными и композиторскими?
Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого
не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком.
Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая
из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.
Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно
становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В
ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты,
интонации.
Позже появились обученные музыканты, они стали записывать
народные песни и делать свои обработки.
Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на
народные. Про такие песни говорят - написаны в народном духе.
Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских
композиторов легко поется, или во всяком случае ее хочется петь.
Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских
композиторов - Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского-
Корсакова и т.д.
Народная песня - зеркало жизни народа, в которой отражаются не
только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни.
Народ жив до тех пор, пока живет его культура.
Первые песни ребенок начинает слышать со звуков ласковой
колыбельной, которую пела мама.
Колыбельные - целый пласт народного искусства. Они несут в себе
познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Помогают наладить
духовный мир - контакт между матерью и ребенком.
I) из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей
жизни, с их помощью он овладевает речью
II) воспитательная функция выражается в том, что малыш
воспринимает отношение матери к жизни, ее переживаниям, вбирает первые
представления о человеческих чувствах
III) эстетическая функция заключается в том, что ребенок с первых
дней жизни приобщается к прекрасному, учится сопереживать. Эти
впечатления остаются на всю жизнь
Частые гости колыбельных - мягкий пушистый кот, навевающий
дремоту и мирно воркующие голуби.
«Приди котик ночевать, мою Оленьку качать»
«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки, сели возле люленьки»
Голуби - символ нежности, кротости
(Калинников «Котик», Лядов «Гуленьки»)
Затем подрастая сам поет - потешки, прибаутки («Андрей-воробей»,
«Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Лиса» и т.д.).
Уже в детских песнях передавалось содержание, склад всей жизни
(«Долгоногий журавль» Калинников).
Подрастая поют трудовые песни («Я на камушке сижу» обр. Римского-
Корсакова), хороводные («Со вьюном я хожу»), плясовые, лирические,
протяжные, семейные, в которых говорится о нелегкой судьбе русской
женщины:
«Ты не стой колодец» обр. Лядова
«Пойду ль я, выйду ль я»
«В сыром бору тропина»
Несомненно, одной из наиболее доступных форм приобщения детей к
народной музыке является хоровое пение.
Остановимся на тех вопросах вокально-хорового воспитания, которые
связаны с народной вокальной культурой и народной песней.
На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в
котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы. Широкая
напевность характерна для всех жанров русской народной песни - от протяжной
до плясовой.
1) добиваясь четкой и ясной дикции, рекомендуется обратиться к
народным прибауткам. Эти песенки словно специально созданы для улучшения
дикции и артикуляции юных певцов.
«Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки» - при исполнении этих
песенок необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным
произношением текста. Согласные должны произноситься четко и ясно.
Исключительное внимание к слову - одна из традиций народных певцов.
«Гласные» - река, «согласные» - берега.
Одной из важнейших традиций русской вокальной школы - является
исключительное внимание к процессу развития детского голоса, требует
бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.
Обычные примарные тоны прослушиваются у маленьких певцов в
диапазоне ми
1
си
1
(до
2
). На этих звуках снимается скованность и он свободно
изливает свои чувства в пении.
2) характер народных колыбельных песенок будет способствовать
выработке ласкового льющегося звука, который скажется на более ровном и
красивом интонировании различных гласных.
«У кота - воркота» - атмосфера покоя и ласки побудит спеть мелодию
мягко и протяжно.
Вокально-хоровое воспитание начинается с дыхания.
Благодаря правильному дыханию в народном пении достигается
удивительный эффект при исполнении протяжных раздольных песен, широту
звучания которых можно сравнить с полноводной рекой.
Сознательное отношение к дыханию как к выразительному
средству было типичным для народных певцов.
Овладение дыханием связано с осознанием музыкальной фразировки.
На первых парах следует подбирать такой музыкальный материал, в
котором налицо ясное и четкое деление на небольшие фразы {«Комарочек» обр.
Цыганова).
«Жил на свете комарочек - С
Жил на свете комарочек - А»
а) обратить внимание на исполнение последнего звука каждой
отдельной фразы
б) стремление достичь выразительности поможет поющим экономно
расходовать дыхание
в) обратить внимание на момент вдоха: быстрый, но вместе с тем не
судорожный вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а
значит и образование «опертого» звука.
Навык «цепного »дыхания - главное выразительное средство,
характерное для хороводных, лирических, протяжных народных песен.
«Со вьюном я хожу»
Направим внимание на выдержанные звуки
Хожу положить
1) важно научить делать вдох в середине выдержанного звука
2) положить 2 Положу
Соединение фраз во всех куплетах, можно воспользоваться игровым
элементом (вождение хоровода). Оно помогает выполнению этой сложной
задачи.
Хорошая дикция и артикуляция помогут в овладении наиболее важным
качеством пения - широкой кантиленой.
«Пойду ль я, выйду ль я»
Умение народных певцов нанизывать на бесконечный льющийся поток
четкие и ясные слова - явление поразительное. Только естественная напевность
наряду с четко произнесенными словами открывает путь к выразительности
эмоциональной передачи глубоких чувств, заложенных в песне.
Правильное дыхание дает возможность певцу ровно и позиционно
устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а
это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.
Народные песни с распевом - замечательная школа вокального
мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр,
сила, точность интонации, регистровая ровность) и техники.
Начинать рекомендуется с таких песен, в которых распеваются только 2 звука
на один слог
«В сыром бору тропина»
Хорошим упражнением является пропевание мелодии на какой-либо
слог (ми, ма и т.д.) постепенно увеличение звуков в распеве до и более
поможет добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука.
«Ты не стой колодец»
Но хоровое пение - это, прежде всего, пение многоголосное.
Воспитание навыков многоголосия - это одна из наиболее трудных
проблем.
Советский музыковед Т. Бершадская указывает на 4 типа многоголосия:
I гетерофонный - в нем голоса не подразделяются на ведущий и
подчиненный («Камарочек»)
II подголосочно-полифонический - ведущий голос и подголоски («Ты не
стой колодец»)
III втора - ведущий голос поддерживается параллельным движением
остальных мелодических линий («Ой по-над Волгой» - припев)
IV аккордово-гармонический - глосса в нем движутся синхронно;
созвучиями («Пойду ль я, выйду ль я»)
С каких же песен лучше начинать обучение многоголосью?
I Самым простым видом являются «педальное» двухголосие
(«Долгоногий журавль»).
II «Со вьюном я хожу» - 3 куплет
При разучивании хором обеих мелодических линий. Эта форма работы
активизирует процесс накопления навыков двухголосого пения и позволяет
использовать различные виды импровизации («В сыром бору тропина»).
Еще один вид многоголосия канон - наиболее трудный момент -
вступление второго голоса (игра «Эхо»).
III Втора - пение с ферматой на каждом звуке (интервале). Чистое
исполнение различных интервалов принесет пользу в развитии гармонического
слуха.
IV При разучивании подобных песен уместен прием исполнения
каждого куплета - различными голосами.
Еще один навык - пение без сопровождения. Первые песни должны быть
в умеренном темпе. Главное в них - достижение напевного звука. Постепенно
ускоряя темп, добиваемся необходимой напевности в быстром темпе.
Итак
Становление любого вокально-хорового навыка связанно с решением
многих чисто технических задач.
Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему
свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать
тайны вокально-хорового искусства.
Используемые произведения
Прибаутки «Андрей-воробей», «Барашенька»
Колыбельная «У кота - воркота»
р.н.п. «Комарочек» обр. Абрамского
р.н.п. «Долгоногий журавль» обр. Калинникова
р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. Благообразова
р.н.п. «В сыром бору тропина» обр. Треганинова
р.н.п. «Ты не стой колодец» обр. Лядова
р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Соколова
совр. нар. песня «Ой по-над Волгой» обр. Локтева
Используемая литература
1. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре»- М.: Музыка,
1985- 80с., нот
2. Попов B.C. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта
работы). - В кн. «Музыкальное воспитание в школе», вып. 3. М.: «Музыка»,
1964 г.
3. Алексеев В.А. "Русская народная песня в начальной школе". Научно -
методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей
музыки и начальных классов. - Оса:"Росстани-на-Каме". 1994.