Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду
1
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
ДДЮТ детский сад «Солнышко» Кировского района Санкт-Петербурга
Статья из опыта работы
«Игра на детских музыкальных инструментах
в детском саду»
Подготовила
музыкальный руководитель
Попелыго Людмила Николаевна
г.Санкт-Петербург
2015
2
«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Игра на детских музыкальных инстр ументах — один из видов
исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой
приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее
назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных
способностей ребенка, обогащать художественный опыт стар ших
дошкольников, развивать их интерес к и сполнительской деятельности,
целенаправленное восприятие, чувство муз ыкального ритма и усвоение
приемов игры, эмоциональное отношение к музи цированию.
В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкал ьные
способности — чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное
мышление, поскольку участие в исполнении музыки — это одновременно и
форма ее анализа.
Важно подчеркнуть, что в совместном музицировании реализу ется и
коммуникативная природа музыки, потребность в музыкаль ном общении.
Оркестр позволяет активно вкл ючать детей в музыкальн ую деятельность. У
ребенка создается впечатление, что он участвует в создании прекрасной
музыки.
Роль совместного музицирования трудно переоценить. Так, известно, что
многие великие музыканты, вспоминая свои яркие детские впечатления,
говорили о совместн ой игре со взрослыми на музыкальных инструментах.
Часто она давала толчок к возникновению музыкальной потребности, была
прелюдией к серьезным занятиям муз ыкой.
Игра в оркестре способствует не только музыкальному разви тию детей,
но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как
произвольность деятельности, внимание, самосто ятельность,
инициативность.
Включение игры на музыкальных инструментах в музыкаль ном
развитии и в самостоятельн ую музыкально -х удожественную деятельность в
детском саду связано с решением следующих педагогических задач:
— стимулирование исполнительской деятельности детей в НОД, вне
НОД, в самостоятельной деятельности, в свободное время, в часы отд ыха, а
также во время праздников, развлечений и в семье;
— формирование у них художественного вкуса, интереса к игре на
музыкальных инструментах;
— воспитание интереса к игре в оркестре; умение различать тембр
инструментов, чувствовать гармонию их звучания;
— активизация развития музыкальных способностей (ладового чувства,
чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармони ческого,
мелоди ческого слуха);
— формирование представлений о выразительной сущности эле ментов
музыкальной речи и средств музыкальн ой выразительности .
В реализации учебно-воспитательных задач решающее значе ние
принадлежит репертуару, методам работы с детьми. Главная особенность
музыкального материала проявляется в том, что одни и те же произведения
служат основой формирования ряда пред ставлений, умений, навыков,
чувств. Кроме того, музыкальный ма териал дол жен быть доступным для
совместного исполнения деть ми и педагогом и способствовать
формированию творческих дей ствий детей. Они могут обрабатывать и
сочинять свои песенки, пь ески. Игра на детских инструментах особенно
полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем
координации слуха и голоса.
В методике об учения детей дошкольного возраста игре на му зыкальных
инстр ументах можно выделить три этапа:
— накопление слушательского опыта, знакомство с детскими
музыкальными инстр ументами;
3
— первоначальные упражнения, освоение приемов игры при знакомс тве с
инстр ументом;— разучивание произведений, освоение игры в оркестре.
СОЧИНЕНИЕ ДЕТЬМИ «ПЛЯСОВОЙ», «КОЛЫБЕЛЬНОЙ»,«МАРША» С
ИГРОЙ НА ИНСТРУМЕНТЕ, НАПРИМЕР НА МЕТАЛЛОФОНЕ, ПИАНИНО
И Т.Д.,И ПОДПЕВАНИЕМ
I этап предшествует работе по обучению детей игре на детских
музыкальных инструментах. Цель I этапа обучения — развивать
музыкальные способности, музыкальный слух, закладывать осно вы
музыкальной культуры как важной и неотъемлемой части всей духовно й
жизни человека. Важно увлечь ребенка музыкой, воспи тать у него
потребность ее слушать. Эта задача решается путем развития эмоциональной
отзывчивости на музыку и развития музыкального слуха.
Ведущие компоненты музыкального слуха (мелодический, тем бровый и
динамический), чувство ритма необходимы для любого вида музыкальной
деятельности, и особенно для игры на детских м узы кальных инструментах,
так как без них невозможно ни восприя тие, ни воспроизведение м узыки.
Работа по развитию эмоционально -чувственной отзывчивости на муз ыку
и музыкального слуха начинается с детьми I младшей груп пы и
продолжатся во всех возрастных группах. Дети третьего года жизни учатся
различать высокие и низкие звуки металлофона и фортепиано; знакомятся с
инстр ументами: бубном, погремушкой, треугольником, барабаном,
металлофоном; слушают музыкальные пьесы различного характера (веселую
плясовую р усск ую народную мелодию «Ах вы, сени...», «Баю -баю...» на
музыку М. Красева, «Марш» Э. Парлова). Дети учатся различать звуки по
высоте, ритмично ударять в бубен, знакомятся с инструментальными
пьесами изобразительного характера.
Во II млад шей группе дети могут различать звуки по высо те в пределах
октавы — септимы, замечают изменения в звуча нии (тихо, громко), у них
развивается тембровый слух — различают звучание музыкальных
инстр ументов (барабан, погремушка, бубен, металлофон, треугольник), а
также понимают характер музыки. Развитию звуковысотного, тембрового,
динамического слуха, чувства ритма способствует проведение музыкал ьно-
дидактических игр.
В средней группе дети, внимательно слушая музыку, чувствуют ее
характер, узнают пьесы по мелодии, способны различать звуки по высоте в
пределах сексты, септимы, различать динамик у музы кальных инструментов.
Слушая в исполнении взрослых пьесы («Эко сез» Ф. Шуберта, «Птички» Е.
Тиличеевой, «Дождик» в обработке Т. Попатенко, «Новогоднюю польк у» А.
Александрова, «Марш с тарелками » Р. Р устамова), дети с большим
интересом откликаются на настроение музыки, называют музыкальные инст -
рументы, которые звучали в этих пьесах.
Дети старшей группы различают зв уки по высоте в пределах квинты,
жанры муз ыкальных произведений, звучания различных музыкальных
произведений, а также музыкальные произведения по вст уплению, могут
исполнить на металлофоне несложные п опевки, напевки.
Дети младшей группы различают 2 -4 инструмента; средней — 4-5;
старшей — 6-7 инструментов, а дети подготовительной к школе группы
должны различать практически все имеющиеся в наличии инструменты.
II этап в обучении детей игре на детских инстр умент ах начинается со
средней группы. Проводится работа по раз учиванию упражнений. Знак омясь
с инструментом, дети осваивают приемы игры. Вначале рекоменд уется
использовать звукоподражания: дож дик капает «кап-кап», птичка поет «чик-
чирик », барабан звучит «тра -та-та». Дети на инструменте имит ируют пение
птички, звучание барабана, шелест дождя. Они с удовольствием играют
потешки, которые вначале разучивали на занятиях, напр и мер:
Дождик, дождик, п уще!
4
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку —
Хлебай понемножку!
Дождик, дождик, п уще!
Дам тебе я г ущи,
Хлеба каравай —
Хоть весь день поливай!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
После того как дети усвоят песенк у, рекоменд уется переходить к игре на
инстр ументе. Большую помощь в освоении инструмента оказывают п опевки
из «Музыкального букваря », составленного Н.А. Ветлугиной. Начинать
обучение надо с ритмических попевок: «Небо синее», «Смелый пилот» и др.
Очень хорошо использовать русские народные потешки и небольшие
песенки: «Василек-василек, мой любимый цветок», «Андрей -воробей, не
гоняй голубей...», «Сорока -сорока...» и другие.
В работе целесообразно использовать увеличенные иллюстра ции из
«Музыкального букваря», фланелеграфы (демонстрационный и
раздаточный), карточки с изображ ением нот (долгих и коротких), фигурки
тех объектов и предмет ов, о которых говорится в попев ках и песенках
(большие и маленькие).
На первом занятии необходимо предложить детям рассмотреть
иллюстрацию, спеть попевку, прохлопать ритм.
На втором ставится задача: узнать по мелодии попевк у, спеть ее,
прохлопать ритм, выложить ритм фигурками.
На третьем занятии дети могут определить попевк у по рит мическому
рисунку, выложенному фигурками или игр ушками (боль шими и маленькими
матрешками, большими и маленькими птич ками и т.д.), сыграть п опевку от
ноты «соль», выложить на фланелеграфе карточки с изображением
длительности нот, ритмичес кий рисунок.
На следующем занятии дети должны узнать попевку по ритмическому
рисунку, зат ем спеть и сыграть ее от нот «соль» и «ля». Далее дети
исполняют попевку на музыкальном инстру менте от различных звуков.
Кроме ритмических упражнений хорошо использовать рит мические игры:
«Эхо », «Поезд », «Отзовись, кого зовут!».
III этап обучения начинается в старшей группе, когда дети освоят
инструменты и могут уже играть несложные мелодии. Тог да их можно
объединять в ансамбль. Например, «Сурок» Бетхове на хорошо прозвучит на
металлофоне и треугольнике.
Когда дети освоят игру в ансамбле, им можно предложить участвовать в
оркестре. Здесь важно научить детей не только исполнять свою партию, но и
уметь сл ушать звуч ание др угих партий. На репетиции с оркестром при учают
детей понимать жесты педа гога: «приготовились », «начали», «и...» — пауза,
взмах руки, вступать всем одновр еменно.
При знакомстве с новым произведением дети анализируют его стру ктуру,
определяют темп, динамик у, характер фортепианного сопровожд ения.
III этап обучения предполагает исполнение детьми произведе ний, в
которых звучат от трех до двенадцати музыкальных инст рументов. У детей
формир уются навыки игры в о ркестре, развивается умение слушать себя и
игру других, а также музыкально -сенсорные способности.
Такая методика обучения позволяет педагог у поэтапно форми ровать у
дошкольников навыки игры на музыкальных инструментах. Очень важно,
чтобы приобщение к игре на инструментах было интересным и
увлекательным.
5
Музыкальные игр ушки и инструменты должны отвечать опре деленным
требованиям. Прежде всего они предназначены для того, чтобы вызывать у
детей желание исполнять знакомые попевки, импровизировать ритмы,
подбирать по слуху любимые мелодии, ак компанировать себе во время
пения. Музицируя таким образом, дети одновременно самообучаются и
развлекаются. К тому же некото рые инстр ументы можно использовать в
НОД в качестве наглядных дидактических пособий, помогающих педагогу
развивать музыкально-сенсорные способности ребенка, знакомить с
элементами музыкальной грамоты.
Приведем пример, как можно детей старшей группы знако мить с
нотным станом, с названием нот и исполнением м елодии на
музыкальных инст рументах:
— Сегодня, дети, мы с вами отправимся п утешествовать в му зыкальную
стран у, где живут замечательные волшебники — это нотки. Каждая из них
живет в своем домике, а откроет нам дверь в эту музыкальн ую страну
Скрипичный ключ. Он следит за поряд ком, чтобы каждая нотка жила в
своем домике. Скрипичный ключ познакомит вас с ноткой «соль», ее домик
на второй линеечке. Послушайте песенку нотки «соль »:
Я — Соль, нотка «соль»,
В этом домике жив у,
Звонко песенку пою.
Понравилась вам, дети, песенка нотки «соль»? Давайте споем ее вм есте.
Возьмите нотку и посадите ее в домик на вторую лине ечк у. Правильно. А
теперь возьмите металлофоны и исполним песенку нотки «соль ».
Затем детям предлагается сыграть знако мые ритмические попевки от
ноты «соль». Далее педагог знакомит детей с другими нотами. В
подготовительной к школе группе можно проводить НОД с оркестром по 15-
20 мин ут два раза в неделю, в свободное время. Дети могут разучить «Марш
Черномора» М. Глинки, русские народные песни «Ка линка», «Светит
месяц...», «Во саду ли, в огороде...», «Плясовые на игрыши ».
Перед раз учиванием «Марша Черномора » педагог проводит с детьми
вечер досуга по сказкам А.С. Пушкина, где может исполь зовать яркие
иллюстрации и музыку из оперы М.И. Глинки «Рус лан и Людмила», а в
заключение с большим подъемом испо лнить марш.
Затем дети играют это произведение, хотя сложный пунктир ный ритм,
вступление разных партий требуют от них большого вн имания. Особенно
нравится детям средняя часть, где звучат орган и металлоф он.
В подготовительной к школе группе дети за год могут разу чить (и
разучивали) до двадцати произведений. Мы заметили, что игра в оркестре
способствовала развитию у детей музыкального слуха, положительно
повлияла на их взаимоотношения, культур у поведе ния. Дети говорили, что
им нравится исполнять музыку на музы кальных инструментах, играть в
оркестре. Многие выразили желание продолжать занятия музыкой.
Особое значение в подготовительной группе следует обратить на
формирование творческих способностей детей, умения импровизировать. В
развитии импровизации в игре на детских музыкаль ных инструментах
можно выделить т ри момента.
Первый носит ориентированный характер.
Начиная со средней группы, детям необходимо дать установку на др угой
вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для
выполнения творческого задания. Это можно сделать так: принести в группу
игрушку, обыграть ее (например, петушка) и сказать: «Посмо трите, какой
красивый петушок, а как он замеч ательно поет!». Затем спеть и сы грать на
металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с
большим удовольствием исполняют мелодию. Для усложнения задания
можно использовать вопросы, на которые ребенок должен дать ответ в
6
стихотворной форме. Постепенно задания можно усло жнять. Например, один
ребенок задает вопросы, а другой отвечает исполнением мелодии.
Второй момент — побуждение детей действовать самосто ятельно.
Для развития творческой деятельности в игре на инструмен тах можно
использовать в старшей группе яркие иллю страции, игрушки, музыкально-
дидактические игры. Например, дети сл ушают загадку или стишок и
отгадывают, про кого они. Затем рассматри вают иллюстрацию или игрушку.
Мальчикам нравится больше мишка, они импровизир уют марш,
колыбельную, плясовую для миш ки: один играет марш на барабане, другой
— на бубне, третий — на металлофоне, некоторые дети маршируют с
мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую — мишка «начинает
плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю -
баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Де вочки
же чаще всего любят вальс и с удовольствием играют на металлофоне
«Вальс» Е. Тиличеевой, напевая на слог «ля»; неко торые дети при этом
танцуют с куклами.
Для развития у детей интереса к импровизации на музыкаль ных
инстр ументах можно использовать музыкально -дидактическую игр у «К нам
гости пришли », изменив ее содержание. Можно пред ложить детям
определить, кто сейчас к ним придет, и исполнить ру сскую народную
мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского -Корсакова. Если дети
называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети
исполняют соответств ующую музык у. В гости к детям может прийти,
например, «птичка» — тогда исполняется пьеса «Птичка» на музыку М.
Красева, дети исполняют танец для птички на колокольчиках.
Дети, особенно мальчики, очень любят играть на ложках, буб нах,
барабанах, изображая, как скачет лошадка. Девочки с удоволь ствием играют
на металлофоне веселую плясовую.
И, наконец, третий момент. Основная его задача — побуждать детей к
самостоятельному применению достигнутых творческих умений.
Педагог старается вызвать у детей подготовительной к школе группы
желание импровизировать на детских музыкальных инст рументах.
Например, представить и рассказать о том, что дети ус лышали в музыке
(звук падающих капель дождя, шум ливня), а затем выбрать инструмент и
изобразить звуками картину летнего дождя. Дети с большим интересом
изображали на металлофоне, треугольнике ритмический рисунок «падения
капель дождя»: кап ли падают тихо, громче, совсе м громко и медленно,
быстрее, часто и очень быстро. Наташе, по ее мнению, помог «легкий,
серебристый звук треугольника», Олегу — звуки металлофона. У Кати
«дождь» был «сказочный, хрустальный», во время дождя светило солнце, ка -
пельки дождя переливались, как хрусталики. У Ванечки в музыке «зв учал
сильный дождь, гремел гром», и он использовал м аракасы и барабан-
ударник, палочкой изображая раскаты грома. Так дети представили себе
картин у дождя и солнышка, а з атем «капельки зазвенели, как
колокольчики », и все д ети исполнили на м еталлофоне распевку «Динь-динь,
дан-дан, дон-дон», т.е. «Бубенчики» на три партии (одни пели и играли на
бубенчиках «динь-динь», другие — «дан-дан», а третьи — «дон -дон »),
ускоряя и замедляя темп и регулируя силу г олоса.
Игру на музыкальных инструментах мы объединяли и с песен ным
творчеством на материале народной музыки.
В подготовительной группе дети учатся воспроизводить различ ные
ритмы, а также мелодии, в которых одновременно надо следить за
сочетанием ритмической и мелодической линий. Этому способ ствует отбор
постепенно усложняющихся произведений. Наряду с простыми заданиями
(играть четверти и восьмые) даются и более сложные — играть ноту с
точкой, передавать пунктирный ритм. Рисунок разнообразится и часто на
7
протяжении о дной пьесы видоизменяется.
Начиная об учение, детям сначала показывают приемы игры на каждом
инстр ументе в отдельности. Затем даются задания в опре деленной
последовательности: освоение различных ритмов; усвоение мелодий,
построенных на дв ух-трех близких звуках; наконец — мелодий,
включающих большое число звуков и достаточно широ кие интервалы. Важен
качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и
видели правильные при емы игры.
Разработанная нами методика поэтапного развития песенного творч ества,
развития творческих способностей детей имела большое значение в развитии
музыкального слуха, музыкально -сенсорных способностей, формировании
творческого воображения и мышления, творческой активности детей при
игре на детских музыкальных инструме нтах.
Необходимо подчеркнуть, что, об учая детей игре на инструмен тах, уже с
первых занятий можно предлагать им художественно-поисковые задания и
активно формировать их музыкально -творческое мышление. Примити вность
детских сочинений не должна на стораживать, так как качество их зависит от
музыкального опыта детей и со временем становится более высоким. Для
педагога важно то, что в процессе инструментальной де ятельности активно
формируются музыкально -творческие способности д етей.
8
Список используемой литерат уры:
1.И.Каплуновой «Этот удивительный ритм»:Спб, «Композитор»,2005
2.З.Роот « Песенки и праздники для малышей»,М, «Айрис -пресс », 2005
3.Н.Ветлугина «М узыкальный Букварь», М, «Музыка », 1987
Музыка - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса
- Сценарий сольного концерта учащейся 8 класса фортепианного отделения по классу аккомпанемента «Билет до станции... Романс»
- Презентация "Курмангазы Сагырбаев"
- Презентация "Русские народные ударные инструменты" 5 класс
- Конспект урока по музыке в 5 классе "Русские народные ударные инструменты"
- Развитие образного мышления на уроках музыки через интеграцию видов искусства