Сценарий сольного концерта учащейся 8 класса фортепианного отделения по классу аккомпанемента «Билет до станции... Романс»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Сценарий сольного концерта
учащейся 8 класса фортепианного отделения
по классу аккомпанемента «Билет до станции... Романс»
подготовили
преподаватель по классу фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна;
преподаватель по классу фортепиано
Черенкова Галина Константиновна
Северск
2015
Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДШИ наряду с комплексом
сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы
над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты,
аккомпанементы, концерты. Совместное музицирование играет важную роль в
развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы
навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые,
ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально-
эстетический вкус, обогащают и расширяют кругозор.
Важным итогом исполнительской деятельности в старших классах на
фортепианном отделении ДШИ являются сольные концерты, где учащиеся
могут продемонстрировать тот комплекс умений и навыков, которые они
приобрели за годы обучения.
В данном концерте представлена программа, которую исполняет
учащаяся в классе аккомпанемента. Конечно, в школе учащиеся получают
первоначальные навыки в овладении этим искусством. Одним из требований,
предъявляемых к концертмейстеру, является чуткость к поэтическому тексту,
умение реагировать на настроение, эмоциональную окраску произведения.
Требуется особое внимание для решения такой сложной задачи как умение
видеть три строки нотной записи. Очень важно научиться непосредственно
общаться с партнером, найти артистический контакт и стремиться к поиску
«общего дыхания» в исполнении музыкального произведения. Такое
ансамблевое музицирование расширяет кругозор исполнителей и рождает
теплые чувства совместного переживания.
Цель концерта: представление достижений практической подготовки учащейся
в навыках совместного музицирования в аккомпанементе с инструменталистом
и вокалистом, развитие и углубление музыкального опыта через освоение
различных видов фактуры в аккомпанементе.
Задачи:
1. Овладеть основами методики и практики аккомпанемента
2. Показать умения и навыки игры в ансамбле с исполнителями
3. Формировать умение быстро ориентироваться в нотном тексте
4. Развивать музыкально-творческие способности, музыкальное мышление
и воображение.
5. Создать условия для творческой самореализации личности обучающейся.
6. Расширить формы творческого сотрудничества с учащимися
общеобразовательных школ.
7. Развивать культуру восприятия классической музыки и ее эмоционально-
ценностную значимость.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, стол, кресло,
подсвечники, цветы, рояли.
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
(И. Кохановский)
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в
нашем концерте, который называется «Билет до станции... Романс». Почему
именно так? Вот об этом мы и поговорим.
Ведущий 2. Учащиеся, обучающиеся в нашей школе не только будущие
профессиональные музыканты, но и грамотные любители музыки. Владение
музыкальным инструментом, умение играть по слуху и петь под собственный
аккомпанемент, чувство ансамбля эти качества и умения лежат в основе
исполнительской деятельности и вполне могут реализоваться при овладении
навыками аккомпанемента на уроках специальности.
Ведущий 1. В самом этом слове «аккомпанемент» отражена специфика
предмета. Французское слово accompagner означает «сопровождать».
Сопровождение подразумевает, с какими трудностями должен справиться
аккомпаниатор, чтобы достичь объединения всех компонентов и раскрыть
художественное содержание произведения.
Ведущий 2. Профессия концертмейстера выросла в недрах салонного и
домашнего музицирования. В наше время эти традиции музицирования во
многом утрачены, часто центром внимания занятий в ДШИ становятся вопросы
технологии, а не развития творческого воображения, образного мышления,
культуры тонких и глубоких чувств.
Ведущий 1. Концертмейстер должен обладать вниманием совершенно особого
вида ему надо уметь распределять внимание не только между двумя руками,
но и по отношению к солисту главному действующему лицу. Ему необходимо
решать одновременно двигательно-технические задачи, задачи педализации,
учитывать особенности исполнения у солиста инструменталиста или певца. И
все это следует воспринимать целостно – вот и получается, что круг внимания у
аккомпаниатора весьма обширный и сложный.
Ведущий 2. Музыка – самое прекрасное достижение человечества. Прожить без
музыки невозможно. В радости и в печали, в будни и в праздники музыка
сопровождает нас всегда. В каждом доме есть аппаратура, а в автомобиле
автомагнитола. Кто-то надевает наушники и погружается в музыку, потому что
есть музыка, которую хочется слушать наедине, которая, затронув струны
нашей души, наполняет ее эмоциями, настраивает человека на позитивный лад.
Глюк. Мелодия (исп. скрипка, на фоне звучат стихи)
Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе,
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.
Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи. ..
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.
Последний луч, и желтый, и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И, как во сне, я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин. (А. Ахматова)
Ведущий 1. И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие во
времени по виртуальным билетам и конечной станцией на нашем пути будет...
Романс. Невзирая на, говоря современным языком, «неформатность», романс
современен и актуален до сих пор. Его ценность и востребованность
объясняется искренностью и обращенностью к нашим чувствам. Ведь человек,
как и много веков назад, надеется, радуется или тоскует.
Ведущий 2. А вот как звучит живой человеческий голос сейчас многие из
молодых людей и не слышали. А ведь человеческий голос это самый
совершенный музыкальный инструмент, дарованный нам природой.
Поэтический текст романсов, слияние музыки и слова, создают условия для
раскрытия эмоционального содержания произведения, позволяют лучше понять
средства музыкальной выразительности.
Ведущий 1. Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства,
между ними есть много общего. И главное их сходство - в той цели, которой
они служат: пробудить в человеке лучшее, доброе, что, может быть, дремлет в
нем до поры, до времени. Что еще общего между поэзией и музыкой? Их нужно
уметь слушать, им нужна тишина - это их тайна, тайна для двоих.
Ведущий 2. Слияние этих двух составляющих и носит название – романс.
Романс… прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий
и вдохновляющий, целительный и хрупкий, непостижимый. Он полон
очарования и светлой грусти и неисчерпаем в своей глубине и богатстве.
Ведущий 1. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Вечер романса – это
возможность знакомства с музыкальной культурой, диалога между слушателями
и исполнителями, обогащения их духовного мира.
И.С. Бах-Ш.Гуно. Ave Maria»
Ведущий 2. Как бедна была бы наша жизнь без романсов, их волнующего,
проникающего в душу очарования и тепла. Слушать романсы приятно уже
потому, что они приподнимают нас над обыденностью, ведь каждый романс, его
слова и мелодия наполнены высоким чувством. В основе многих из них лежат
подлинные истории любви.
Ведущий 1. Эти произведения часто небольшие по объему, обращены не к
массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так задушевно
ведется в них повествование о самых сокровенных чувствах. Почему так долго
живет эта музыка, почему близка многим из нас?
Ведущий 2. Всего лишь три-четыре куплета, две-три минуты звучания и
вдруг перед нами предстает вся жизнь героя с ее страстями и разочарованиями,
взлетами и падениями, страданиями тоскующего сердца. О романсе можно
говорить очень много, а можно молча внимать ему, постигая таинственный
смысл слов, мелодии, настроения.
Ведущий 1. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам? Что
обозначает это слово? Хотелось бы сделать попытку разобраться, в чем его
притягательность для многих поколений, которая заставляет прислушиваться к
напевности и удивительному поэтическому слогу.
Ведущий 2. Романс - произведение для голоса с инструментальным
сопровождением, как правило, фортепианным. Корни романса как вокального
жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII-
XIV веков.
Ведущий 1. Лирические песни о любви существовали во всех странах во все
времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы
относились к простонародным песням презрительно. Вот тогда-то произведения
с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали в Европе
называть красивым испанским словом «романс», так как исполнялись они на
языках романской группы, что и послужило основанием для их названия.
Ведущий 2. В XVI-XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал
популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально
их пели только на французском языке в аристократических кругах. В городе
пели на русском языке так называемые российские песни, близкие романсам.
Авторов первых русских романсов мы, к сожалению, не знаем. Но уже в конце
XVIII начале XIX веков романсы становятся авторскими.
Ведущий 1. Пик развития романса в России пришелся на XIX-XX вв. Жанр
романса благодаря своему лирическому складу нашел благодатную почву в
творчестве русских композиторов, так как в нем, как в зеркале, отразились
душевные качества русского народа.
Ведущий 2. Но как хочется окунуться в чарующую атмосферу XVIII-XIX
столетий, память о которых до сих пор хранят залы с колоннами, хрустальные
люстры, окна с цветными витражами, двери с позолотой!
Ведущий 1. Так давайте перенесемся в одну из гостиных, где собрались
благородные дамы и господа. Только представьте, что вы перенеслись на
несколько столетий назад. Играет живая музыка и пары кружатся в танце, горят
свечи, в отблесках их пламени мерцают бриллианты, по паркету шуршат
шелковые вечерние наряды и, конечно, звучит пение… За небольшим
фортепиано хозяйка салона. Около инструмента певица. Исполнители в то
время не были профессиональными музыкантами. Они просто были
любителями музыки и посвящали ей много времени. Гости с удовольствием
слушают музыкальные новинки, которые сопровождаются чтением стихов.
Ведущий 2. Балы, красавицы, лакеи, юнкера... Как это было романтично и
красиво! А если прислушаться, то можно услышать нежный голос старого,
доброго русского романса мелодичный и задушевный, слова и музыка
которого овеяны единым строем звучанием от сердца к сердцу.
Ведущий 1. В такой атмосфере, услышав звуки романса, понимаешь, что
романс это состояние души. О романсе можно говорить очень много он
неисчерпаем в своей глубине и богатстве и заключает в себе мир высоких
чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов,
Романс, ты мой старинный,
Ты, как цветок невинный,
Своим теплом каминным
Мне сердце успокой.
В моем романсе старом
Сокрыта грусть недаром,
И перезвон гитары
Меня уносит вдаль.
И с тихой грустью рядом
В мой дом приходит радость,
И громких слов не надо,
И прошлого не жаль!
Ведущий 2. В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал
всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке
певцами-любителями, имена которых остались неизвестными. То, что бытовой
романс сохранил популярность в течение двух с половиной столетий, говорит о
высоком уровне любительского музицирования минувшей эпохи.
Ведущий 1. Возвышенные строки поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета послужили источником вдохновения уже для
профессиональных композиторов А. Алябьева, А. Варламова и А. Гурилева,
романсы которых сменились полными драматизма исповедью в романсах П.И.
Чайковского и С.В. Рахманинова. Лучшие образцы коллекции русского романса
являются поистине шедеврами.
Ведущий 2. Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в его
замыслах всегда находилось место и для романса. Мы все знаем оперы М. И.
Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», являющиеся образцом русской
классической музыки, но не менее известны и романсы композитора. Гордостью
русской классики можно назвать эти бесценные жемчужины.
Ты помнишь ли: мягкие тени
Ложились неслышно кругом,
И тихо дремали сирени
Под нашим раскрытым окном…
Все тише заветные речи
С тобою тогда мы вели
И скоро блестящие свечи
Рукой торопливой зажгли;
Ты села к роялю небрежно,
И все, чем полна ты была,
Чем долго томилась мятежно –
Все в звуки любви облекла,
Я слушал безгрешные звуки
И грустно смотрел на огни.
То было пред днями разлуки,
Но было в счастливые дни. (К. Фофанов)
М.И. Глинка, слова Н. Кукольника. Романс «Сомнение»
Ведущий 1. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи
современных ему поэтов и близких друзей. Особое место в вокальной лирике
автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина.
Настоящими жемчужинами, соединившими гениальные озарения поэта и
композитора, являются романсы «Я помню чудное мгновенье» и «В крови горит
огонь желанья».
М.И. Глинка, слова А.С. Пушкина. Романс «В крови горит огонь желанья»
Ведущий 2. Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи?
Наверно, такие споры не нужны. Тут все важно. Именно соединение музыки и
стихов и трогательного исполнения и находят у нас такой отклик.
Ведущий 1. Романсы русских композиторов тонкими струнами касались
тайников человеческого сердца, в них просто и задушевно ведется рассказ о
чувствах, переживаниях и раздумьях. Это всегда исповедь человека о чем-то
тайном и сокровенном.
Ведущий 2. Образ ивы, склонённой над водой, всегда навевал печаль. Об иве
слагались легенды и мифы. В народном поэтическом представлении ива
символ грусти и красоты. Она говорит и плачет, а если ее рубят, то из нее течет
кровь. Как к живому существу, обращены к иве слова:
Ива косы развесила длинные,
Наклонилась над зеркалом вод,
И увидела диво в нём дивное –
Неземной красоты небосвод.
Заворожена летнею сказкою,
Ива плачет над тихой рекой.
Ветер иву заметил и ласково
Потрепал её косы рукой. (Н. Радченко)
Б.Б., слова А. Терентьева. Романс «Дремлют плакучие ивы»
Ведущий 1. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов
легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, неразделенном чувстве,
ревности, разлуке, красоте природы, тоске по Родине слова о том, что трогает
душу каждого человека:
Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый - не повторится.
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится. (З. Гиппиус)
Э. Григ, слова А. Мунка. Романс «Заход солнца»
Ведущий 2.
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! (В. Брюсов)
А. Варламов, слова народные «Вдоль по улице метелица метет»
Ведущий 1. Романс-монолог часто исполняется от первого лица и позволяет
автору выразить чувства, которые его переполняют. Он может быть
своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя:
Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
А теперь ты почти позабытый...
Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторглась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
Ах, романс, ах, романс, ах, романс... (Ю. Максименко
http://www.stihi.ru/2010/03/26/2558)
А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Песня «Я не могу иначе»
Ведущий 2. В этом году мы будем отмечать великий праздник - 70-летие
Победы, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался этот день. Бережно
хранить память - это то немногое, что мы можем сделать. В этот день звучат
нестареющие песни военных лет и мы вновь обращаемся к тем пламенным
годам, когда любовь и верность давали силы пережить ужасы войны.
Пусть горе войны никогда не воскреснет,
Но в памяти сердца храни,
Окопные песни, траншейные песни:
В огне закалялись они.
В бою не до песен. Когда ж в отдаленье,
Стихал орудийный огонь,
Кипела смола на сосновых поленьях
И пела в землянке гармонь.
Н. Богословский, слова В. Агапова. Песня «Темная ночь»
Ведущий 1. В 1973 году композитор Кирилл Молчанов написал оперу по
повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Особым успехом для
композитора стал романс Женьки на стихи К. Симонова «Жди меня».
К. Молчанов, слова К. Симонова. Романс Женьки «Жди меня»
Ведущий 2. Сегодня мы убедились, что любовь к романсу непреходяща. У
романса нет возрастных границ, его не назовешь ни молодежной культурой, ни
культурой старшего поколения. И любители романса - это те, в ком романс
находит свой живой отклик.
Ведущий 1. Действительно, романс выдержал испытание временем. Он
развивается, и мы станем свидетелями появления новой разновидности
романса, но всегда он будет вызывать волнение и трепет в наших сердцах.
Ведущий 2. Вот и подошел к концу наш вечер. Мы добрались до конечной
станции нашего маршрута. Для одних это была встреча со старыми добрыми
друзьями. Для других – погружение в неизведанный мир русского романса.
Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и
привлечет новых почитателей жанра.
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.
Но так ли это? Кажется, сейчас
Она звучит и будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам жар-птицу в руки дали
И напоили всех живой водой…
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она… (К.Ибряев).
А. Шишкин, слова М. Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Литература
1. Люблю я вас, богини пенья...Антология/сост. Г. Красухин. - М.: Музыка,
1990. - 544 с.
2. Мархасев Л. Серенада на все времена. Л.: Сов. композитор, 1988. 220
с.
3. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
4. Стихи о музыке под ред. В. Лазарева. - М.: Советский композитор, 1982. -
223 с.
Интернет-ресурсы
1. Гречишникова М.А. «Под звуки нежные романса…». Сценарий вечера
русского романса второй половины XIX века для учащихся старших
классов. - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511830/.
2. Лукоянова Л.К. Лекция-концерт «Вечер русского романса «Красивое
страданье». - режим доступа: http://as-
sol.net/publ/scenarii/krasivoe_stradane_vecher_russkogo_romansa/4-1-0-254.
3. Мельникова Н.В. Сценарий вечера русского романса. - режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/03/stsenariy-vechera-
russkogo-romansa.
4. Ульева И.Н. Сценарий вечера русского романса для учащихся в ЦДТ
«Царицыно». - режим доступа: http://www.za-partoi.ru/article.410.html.
5. Фокина Н.И., Бехтерева В.Ю. Нам вечер зажигает свечи: литературно-
музыкальная гостиная. - режим доступа:
oubomsk.ru/Posobiya/dnv/2013/nam_vecher_zazhigaet_svechi.docx.