Развитие образного мышления на уроках музыки через интеграцию видов искусства
Хасанова Светлана Минигалиевна
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
муниципального образования город Ноябрьск»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Развитие образного мышления на уроках
музыки через интеграцию видов искусства»
Подготовила:
учитель музыки
Хасанова Светлана Минигалиевна
Ноябрьск, 2014г.
Хасанова Светлана Минигалиевна
2
Развитие образного мышления на уроках музыки
через интеграцию видов искусства
Описание опыта.
Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать
в своём воображении настроение. Поэзия слова
даёт мысль, и по ней нужно создать образ и
настроение, а музыка даёт настроение, и по нём
надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
1. Обоснование актуальности педагогического опыта, его практическая
значимость:
К вопросам взаимоотношения музыки и других видов искусства в разное время, с разных
сторон и с разным успехом обращалось не одно поколение ученых. В наши дни в связи с
расширением и усложнением решаемых образовательных задач и новым подходом к ним эти
вопросы приобрели особую актуальность. Возможности изучения, раскрытия и интерпретации
многих музыкальных явлений, их генетических корней и качественной эволюции, развития и
отмирания без учета отношения этих явлений к пространственным искусствам, архитектуре, театру,
танцу и т.д. оказались ограниченными, значимость предметов искусства явно недооценивается, и
повсеместно возникают ситуации, когда уроки, связанные с искусством, трактуются, как
второстепенные. Наблюдение показывает, что состояние их преподавания так и не достигает своей
цели: формирование культуры личности, выходящей на уровень духовно-нравственных ценностей и
гуманистических убеждений и направленной на развитие творческих способностей и образного
мышления. Главную цель учитель видит в расширении кругозора воспитанников и приобщении их к
достижениям мировой художественной культуры. Чаще всего учитель сам лишен соответствующего
потенциала, который был бы решающим фактором в создании духовной атмосферы
образовательного процесса.
В тоже время сложившийся на рубеже тысячелетий в нашей стране культ силы и жестокости
постоянно проявляется как через средства массовой информации, так и на бытовом уровне в
повседневной жизни. Мы живем в агрессивной среде и в результате впервые проведенного в
отечественной и зарубежной литературе комплексного анализа динамики демографической ситуации
и влияющих на нее факторов в странах СНГ, Прибалтики и Восточной Европы был сделан вывод,
что одной из причин демографической катастрофы в России является ее духовное неблагополучие:
рост озлобленности и безысходности, потеря смысла в жизни. К данному выводу ученые пришли на
основе исследования механизмов взаимодействия духовных и материальных процессов в организме
человека . Таким образом, в настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость
пересмотра всей системы образования, направленной на воспитание человека, обладающего
«значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности», способного к самостоятельной
творческой реализации.
Одна из задач современной системы образования заключается в том, чтобы предложить
молодому поколению способы познания самого себя и другого, развить способности к свободному
выбору — т.е. вооружить личность ценностными гуманистическими ориентирами, а ее успех будет
определяться мерой гуманистической ценности результатов деятельности. Концепция
художественного образования в Российской Федерации, принятая в нашей стране в начале 2002 года
определяет художественное образование как «процесс овладения и присвоения человеком
художественной культуры своего народа и человечества; способ развития и формирования целостной
личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального
богатства». Определяя цели и задачи художественного образования, в данном документе
подчеркивается необходимость реализации нравственного потенциала искусства как средства
формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества, широкое внедрение
Хасанова Светлана Минигалиевна
3
художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего
раскрытию творческого потенциала детей и юношества. Следовательно, художественное
образование является одним из средств формирования культуры.
Исходя из этого, направление работы обусловлено противоречием, которое возникает между
результатом исследований ученых и нормативными документами последних лет, подчеркивающими
значимость эмоционально-творческого начала в процессе становления личности, и реальным
состоянием организации процесса учебной деятельности, направленной, прежде всего, на развитие
логического мышления за счет эмоционально-художественного. Данная тенденция отрицательно
сказывается на мировоззренческом, духовном и эмоциональном развитии молодежи и проявляется на
всех уровнях образовательного процесса.
Назрела острая необходимость такой общекультурной подготовки подрастающего поколения,
на основе которой оно могло бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы
собственной личности, и обладало бы готовностью к целенаправленному систематическому
воспитанию в обозначенном направлении.
Одним из таких путей является построение процесса обучения на интегративной основе.
По своей способности побуждать человека к проявлению творчества, искусство занимает,
безусловно, первое место среди всех многообразных элементов воспитания творческой личности. А
предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть
предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и
личности ученика, где ведущее место приобретает потенциал личности ученика, его потребность и
способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов
деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка
(как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных
впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем
воплощается в музыкальном произведении.
Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных
звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
Вышеизложенное позволило сформулировать тему опыта следующим образом: «Развитие
образного мышления на уроках музыки через интеграцию видов искусства».
Актуальность темы обусловила выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс развития образного мышления учащихся на уроках музыки.
Предмет исследования – содержание, методы, приемы, построенные на основе интеграции
видов искусства, развивающие образное мышление.
В основе опыта лежит гипотеза о том, что развитие образного мышления учащихся будет
успешным, если реализация образовательного процесса на уроке музыки будет осуществляться на
основе интеграции видов искусства.
Практическая значимость состоит в следующем:
- проектирование и апробация приемов, методов, отбор содержания, направленных на развитие
образного мышления;
- разработка цикла уроков музыки с методическими рекомендациями по развитию образного
мышления;
- внедрение в практику работы диагностических методик определения уровня развития
образного мышления учащихся.
2. Ведущая идея опыта: процесс вовлечения учащихся в эффективно организованную
деятельность на уроках музыки на основе интеграции видов искусства является средством развития
образного мышления, выраженной в виде конкретных творческих продуктов.
3 . Взаимодействие искусств как условие развития образного мышления
Методологической основой выявления сущности образного мышления является теория
музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н. А., Зимина А.Н., Радынова О.П., Тарасова К.В.).
Хасанова Светлана Минигалиевна
4
Искусство воздействует на развитие ребенка, так как объединяет в себе все виды человеческой
деятельности (познавательной, созидательной, ценностно-ориентировочной и коммуникативной).
Это объединение порождается человеческими эмоциями.
Ряд исследователей в области эстетического воспитания детей (В. В. Алексеева, Т.Г. Казакова,
Б.П. Юсов и др.) утверждают, что восприятие искусства является одним из признанных путей
формирования личности, что прогресс эстетического восприятия связан с развитием личности, и
способность к этому восприятию необходимо развивать и формировать с дошкольного возраста.
Учитывая важность вышесказанного, мы рассматриваем проблему взаимодействия педагога и детей в
процессе развития образного мышления на основе интеграции искусств.
Активность художественного восприятия зрителя состоит в том, что оно завершает работу
художника, которая закодирована в художественном тексте. Зритель в процессе общения завязывает
художественный диалог с образами произведения, расширяя область общения с автором. Поэтому
художественная информация не «посылается», как это имеет место в сфере коммуникации, а
рождается в диалогическом общении автора и зрителя.
Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает
сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности,
используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их
восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться
(изобразительное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура и др.). Происходит это не
только потому, что в основе произведений искусства лежат объекты, явления и события окружающей
жизни, но и потому, что художник особой, только ему присущей манерой выражает свое отношение,
мысли и чувства. Он одухотворяет изображенное. Благодаря тому, что чувственный образ того или
иного предмета, явления, воспринятый художником непосредственно, передается им
специфическими средствами выразительности, присущими каждому виду искусства. Искусство
таким образом осваивает и вместе с тем представляет человеку богатство окружающего мира,
позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
В школе произведения искусства могут использоваться в трех направлениях.
1. Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как
неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а
произведения изобразительного искусства используются в оформлении школы.
2. Искусство (изобразительное, музыкальное, литература, архитектура и др.) составляет
содержание образования. Детей знакомят с искусством разных видов, событиями, явлениями,
объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными
средствами.
3. Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию
детского художественного творчества.
Образы искусства являются эталонами прекрасного. Таким образом, искусство, оказывая
сильное воздействие на учащихся, позволяет развивать психические процессы, необходимые для
успешного освоения разнообразных видов деятельности, является основой интеллектуальных
процессов, таких как воображение, мышление Особое значение в связи с этим имеет интегрирование
видов искусства и разнообразных видов деятельности учащихся школьного возраста.
С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности
(эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения
эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания), с другой —
основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ,
замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими
средствами выразительности.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов
искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:
—в литературе — слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм,
метафора);
Хасанова Светлана Минигалиевна
5
—театрализованной деятельности — движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
—изобразительной деятельности — рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм),
лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине),
аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
—музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Искусство — особая форма познания и видения жизни. Оно отличается от науки, которая тоже
форма отражающей жизнь в виде формул, законов, умозаключений и т.д., тем, что рисует наш мир в
образах. И образы, передаваемые в произведениях искусства, всегда метафоричны, они не копируют
действительность, а передают ее через ассоциативный ряд, поскольку художник мыслит
ассоциативно. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» настроение Золотой рыбки и ее отношение к
старухе, требующей все больше и больше, передается через состояние моря: «море слегка
разыгралось», «помутилося синее море», «на море черная буря», «так и вздулись сердитые волны».
Интегрирование разного содержания в образовательной работе соответствует характеру
мышления учащихся школьного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным.
С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных
фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение
предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления -
установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между
естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением
этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более
полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного
мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью,
тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность
возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс
взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным,
действенным.
Таким образом, формирование образного мышления – современное требование к результату
образования, а значит и часть социального заказа, который реализует современная школа.
4. Практическая реализация опыта.
Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой
деятельности, поэтому одно из приоритетных направлений художественно-музыкального
образования лежит и в области развития образного мышления и способности оценивать окружающий
мир по законам красоты.
Специально подобранный, яркий музыкальный материал всегда очень эмоционально
воспринимается учащимися. Однако, многие раскрывают содержание классических произведений на
уровне "журчания ручейков", "пения птичек" и т.д., учащиеся активно отмечают характер, темп,
настроение произведения, но остается не понятен язык музыкально-образных систем, потому что
представить обобщенный музыкальный образ - трудная задача, а традиционный процесс обучения на
уроках музыки в школе не уделяет развитию музыкально - образного мышления должного
внимания.
Подбору произведений искусства для уроков уделяю особое внимание. Образы искусства
должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей. Работа по
отбору содержания материала на основе интеграции видов искусства помогает логически выстроить
материал. Он может быть систематизирован в следующем варианте:
Таблица 1
Класс\тема
Образ
Виды искусства
Творческий
продукт
музыка
ИЗО
литература
4 класс
раздел: «Россия
– родина моя»;
тема: «»Я пойду
Образ
защитника
Отечества
С. Прокофьев
кантата
«Александр
Невский»
Корин П.Д.
«Александр
Невский»
О.Тихомиров
«Александр
Невский
рассказ,
былина
сказка
рисунок
Хасанова Светлана Минигалиевна
6
по полю
белому… На
великий
праздник
собралася
Русь!»
песня
5 класс
раздел «Музыка
и
изобразительное
искусство»
тема «Небесное
и земное в
звуках и
красках»
Образ
Богоматери
Дж. Каччини
«Аве Мария»
Рафаэль
Санти
«Сикстинск
ая мадонна»
Э Межелайтис
поэма
«Женщина»
стихи
рисунки
поделки
аппликация
фотобуклет
6 класс
раздел
«Гармония»
тема «Как могут
проявляться
выразительные
возможности в
гармонии»
Образ роковой
страсти
Ж.Бизе Опера
«Кармен»
О.Ефимова
«Кармен
(портрет
Веры)»
А.Блок
поэтический
цикл
«Кармен»
рисунки
коллажи
синквейн
7 класс
раздел «Каким
бывает
музыкальное
содержание»
тема
«Ноябрьский
образ в пьесе П.
Чайковского»
Образ природы
П. Чайковский
«Ноябрь. На
тройке» их
цикла
«Времена
года»
К.Коровин
«Катание на
тройках»,
«Тройка»
Н.Некрасов
«Тройка»
рисунки
сочинение-
зарисовка
стихи
синквейн
Реализации темы потребовала выстроить систему практических приемов и методов по развитию
образного мышления при восприятии музыки, которая бы могла через интеграцию музыки с другими
видами искусства развить образное мышление каждого школьника.
Классификация развития образного мышления по принципу ступеней - «четыре ступени» дала
возможность логично и последовательно работать с учащимися.
Первая ступень: развитие цельности восприятия.
Цельность восприятия – это умение воспринимать мир в образах, а не аналитически. Таким
образом, на начальном этапе обучения для меня стало важным научить детей цельности восприятия,
т.е. способности воспринимать действительность целиком, не дробя её.
Прием «Вопрос-задание» помогает раскрывать детям образное содержание музыкального
искусства, которая должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты
творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он
заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо,
медленно, быстро – думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы
его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам,
мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Возможны
вопросы такого типа:
Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка?
В какой жизненной ситуации ты бы хотел услышать это произведение?
Хасанова Светлана Минигалиевна
7
Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Можете ли вы назвать произведение другого вида искусства созвучное с этой музыкой?
Что важнее в песне музыка или слова? И т.д.
Таблица 2
Класс 6, раздел «Мелодия»
Тема «Мелодией одной звучат
печаль и радость»
В. Моцарт «Маленькая ночная
серенада», «Реквием.
Лакримоза»
Что переживал композитор,
когда писал эту музыку? Какие
чувства он хотел передать?
В какой жизненной ситуации ты
бы хотел услышать эти
произведения?
Важны ли слова в музыкальном
произведении?
Класс 4, раздел «В музыкальном
театре»
Тема «Русский Восток. Сезам,
откройся! Восточные мотивы»
А.И. Хачатурян Танец с
саблями из балета «Гаянэ»
Что ты чувствовал, когда
звучала эта музыка?
Звучала ли у вас в душе
подобная музыка? Когда?
Можете ли вы назвать
произведения другого вида
искусства созвучное с этой
музыкой?
Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие
осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого
приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию.
Например, в 4 классе (1 полугодие) при изучении темы - «Что за прелесть эти сказки!!!».
Три чуда. Опера Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задаю вопрос:
-Вы оказались в сказке. (звучит Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе
Салтане» Н. Римский-Корсаков). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?
- Счастье, радость, сияние и т.д.
- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными
моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать,
чтобы эти воспоминания остались с вами?
Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку
можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение
праздника, счастья различными зрительными моделями:
спонтанное рисование;
цветовое и графическое изображение;
пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только
средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и
эмоциональное состояние, впечатления.
Прием "Снежный ком" В форме коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые
характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного
признака.
В 4 классе (2 полугодие, тема «Царит гармония оркестра) при знакомстве с инструментами
симфонического оркестра, предлагаю ученикам охарактеризовать тембр у музыкальных
инструментов оркестра. Сначала ставлю проблему. Возможно ли пересказать литературное
произведение без слов?
Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил
рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?
Хасанова Светлана Минигалиевна
8
Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют,
что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен
подходящий тембр инструмента. Далее предлагаю после звучания определенного инструмента
охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и
т.д).
Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные
вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми
характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.
Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается
и обогащается музыкальный тезаурус, который позволит ему в дальнейшем легко и полно
раскрывать свои музыкальные представления словами.
Вторая ступень: развитие гибкости (ассоциативности) мышления.
Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по
содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в
процессе решения любых творческих задач, поэтому я развиваю этот вид мышления на протяжении
всего цикла обучения музыке.
Прием "Литературно-музыкальная палитра" реализуется в три этапа:
1. Детям предлагаю прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием
должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей, например, в 4 классе 1 полугодие,
тема «День, полный событий.» - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина
"Метель" Г.Свиридова).
2. После анализа характера и содержания произведения, предлагаю учащимся перечислить
слова - "оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию
грусть-"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).
3. Напротив каждого слова - "оттенка" предлагаю нарисовать кружок определенного цвета,
который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.
Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, я
не только решаю задачу на развитие гибкости мышления, но готовлю учащихся к абстрактному
образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами
изобразительного искусства.
Прием "Интеллектуальная зарядка" эффективен при знакомстве с музыкальной формой
произведения. Осуществляю его по следующему алгоритму:
1. Прослушивание произведения.
2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между
собой.
3. Выявление логики развития музыкального произведения.
4. Наблюдение за ходом мысли композитора.
В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и
отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.
Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-
следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.
Третья ступень: Развитие оригинальности мышления.
Для этого ввожу прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные
творческие задания. Перед прослушиванием произведения всегда задаю вопрос: "С помощью чего
мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений
дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального
произведения предлагаю "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким
уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более
точно и, вместе с тем, оригинально (возможно, абстрактно).
Например, при изучении темы «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.» в 5
классе (1 полугодие) после прослушивания музыкальных тем феи Сирени и феи Карабос из балета
П.Чайковского "Спящая красавица" раздаю учащимся два совершенно одинаковых шаблона и
Хасанова Светлана Минигалиевна
9
предлагаю превратить их в соответствующих персонажей с помощью красок. Дети переносят
музыкальную ткань на силуэты при помощи цвета и линий. Затем повторно прослушиваем
музыкальные темы и выясняем соответствие музыкальных и художественных средств. В качестве
домашнего задания предлагаю сочинить движения для каждого персонажа. Следующее занятие
начинается с воплощения музыки в движениях.
Во 5 классе при знакомстве с творчеством М.К.Чюрлёниса, урок начинаю не с прослушивания
произведений, а с того, что предлагаю ребятам побывать в роли художника, затем - композитора.
Учащиеся в свободной форме рисуют свои картины, а затем выступают в роли композиторов и
озвучивают свои рисунки, формируя музыкальный образ. Только после этого, когда ученики
"прожили" свои впечатления, предлагаю отправиться на музыкальную выставку М.К.Чюрлёниса.
Таким образом, дети учатся видеть не только то, что снаружи, а и то, что спрятано внутри
произведения.
Прием "Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния". Этот прием не
только помогает развивать мышление, он также перекликается практически со всеми
вышеописанными приемами. Начиная с первых уроков музыки, стремлюсь к тому, чтобы дети могли
передавать с помощью движения руки выразительные средства музыки. Поэтому для
совершенствования этого приема ввожу в содержание уроков навык дирижерского жеста. (с 4 класса
- осознанная передача выразительных свойств музыки (динамика, темп, характер, ритм, регистр).
Четвертая ступень: моделирование творческого процесса.
Развитие образного мышления строю и через моделирование творческого процесса. Дети
ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства.
Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к
смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные
интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. При таком подходе
музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, когда его остается просто запомнить,
прослушать, повторить. Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к
произведению как результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки, вся
организация и последовательность музыкальной ткани становятся "прожитыми", отобранными
самими детьми. Таким образом, метод моделирования художественно-творческого процесса
углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков
происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует
мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей
внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной
или творческой задачи.
Этот универсальный и общий для искусства метод требует:
а) Самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути
композитора не отчуждаются от ребенка);
б) Творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию,
интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
в) Развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Реализую этот метод и через игру, так как она в школьном возрасте является одним из
основных элементов развития ребенка. Развитие образного мышления не является исключением.
Игра "Узнай по описанию" имеет целью развитие музыкально-интонационного словаря,
умение находить музыкальные аналогии. Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она
предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием
музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это
произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит
анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.
Игра "Музыкальный колпачок" имеет целью развитие музыкального внимания и умения
логически выстраивать и завершать музыкальную мысль. Данную игру можно применять при
знакомстве с новым произведением. После прослушивания начинаем анализировать произведение
раскрывать музыкальный образ, а тот ученик, у которого на голове музыкальный колпачок, должен
Хасанова Светлана Минигалиевна
10
сочинить окончание коллективного обсуждения, т.е завершить развитие музыкального образа в
произведении. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку, так как любой из класса несет
ответственность за окончание музыкальной истории. Так же она дает возможность выразить ребенку
все свои впечатления и ощущения, полученные от прослушивания. Таким образом, происходит и
формирование культуры музыкального восприятия школьника.
Игра "Если это..."Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить
ребенка уходить от стереотипов.
На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда
необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае всегда предлагаю
поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных
инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что
предлагаю учащимся взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут
быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического
оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему:
если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет
напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений,
стихий, игрушек.
Итак, исходя из того, что было сказано выше, используя систему приемов и методов по
развитию образного мышления через интеграцию музыки с другими видами искусства, организацию
проблемно-поисковой ситуации, самым важным результатом в своей деятельности считаю
приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, их умение понимать и раскрывать
содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов (от простых в
программной, до многогранных - в образцах симфонической музыки).
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что развитие образного мышления необходимо:
невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в
неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А.
Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок
почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку
культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты
музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт
своё достоинство".
5. Практический результат реализации опыта, направленный на развитие
образного мышления
Отслеживание результатов работы по теме «Развитие образного мышления обучающихся через
интеграцию видов деятельности на уроках музыки» осуществлялось по следующим критериям:
- критерий интеллектуальных возможностей, не связанных с речью (внутреннее мышление);
- уровень развития образного мышления.
Цель мониторинга: на основе выявленных уровней развития по критериям диагностик
провести сравнительный анализ результатов для определения эффективности проводимой работы.
Периоды проведения исследований: февраль 2013 года, декабрь 2013 года.
В мониторинге приняли участие 53 человека (учащихся 5-А и 5-Б классов).
Выбор критериев обоснован возрастными особенностями учащихся, так как для младшего
школьного возраста (7-10 лет) характерно наглядно-образное мышление, для младшего
подросткового возраста (11-13 лет) характерно образное и словесно-логическое мышление. Поэтому
отслеживание результатов работы проводилось на основе психолого-педагогического мониторинга
по следующим методикам:
1. Прогрессивные матрицы Равена.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у обучающихся.
Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием
различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Хасанова Светлана Минигалиевна
11
2. Субтест «Круги» из батареи тестов Э.П. Торренса по изучению творческого мышления,
модифицированный Туник Е.Е.
Данная методика позволяет оценить уровень развития образного мышления обучающихся.
Главный показатель образного мышления в этом субтесте – количество идей, воспроизводимых
ребенком.
Для получения объективных результатов обучающиеся были поделены на две группы: контрольную
и экспериментальную.
1.Анализ результатов по методике «Прогрессивные матрицы Равена» показал (первый замер 4 класс):
8 % учащихся контрольной группы и 7% учащихся экспериментальной группы имели низкий
уровень развития невербального (наглядно-образного) мышления
у 15 % учащихся контрольной группы и у 18% учащихся экспериментальной группы
развитие показателей невербального мышления было ниже нормы,
у 54% учащихся контрольной группы и у 56% учащихся экспериментальной группы
показатель на уровне возрастной нормы,
19 % учащихся контрольной группы и 15% учащихся экспериментальной группы с
показателями выше нормы,
4% у одной и второй группы обучающихся высокий уровень развития невербального
мышления.
таблица 3
Сравнительный анализ результатов уровня развития невербального мышления учащихся
контрольной и экспериментальной групп по прогрессивным матрицам Равена (4-ые классы)
Низкий
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-тво
%
Контрольная
группа (4-А,26уч.)
2
8
4
15
14
54
5
19
1
4
Экспериментальная
группа (4-Б,27уч.)
2
7
5
18
15
56
4
15
1
4
2.Анализ результатов, полученных в декабре 2013 г. в итоговой диагностике показывает( второй
замер 5 класс) положительную динамику развития невербального (наглядно-образного) мышления у
учащихся экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой.
таблица 4
Сравнительный анализ результатов уровня развития невербального мышления учащихся
контрольной и экспериментальной групп по прогрессивным матрицам Равена (5-ые классы)
Низкий
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Контрольная
группа (5-А,26уч.)
-
2
8
16
61
6
23
2
8
Экспериментальная
группа группа
(5-Б,27уч.)
-
-
12
44
10
37
5
19
Вывод: Умение оперировать различными образами позволяет обучающимся успешнее усваивать
программный материал
основной школы, базирующийся на словесно-логическом или
теоретическом типе мышления ( биология, география, математика, информатика и т.д.)
В экспериментальной группе увеличилось количество учащихся с уровнем развития наглядно-
образного мышления выше нормы(37%) и высоким уровнем (19%).
3.Анализ результатов развития образного мышления в первом замере, 4 класс ( Субтест «Круги»
из батареи тестов Э.П. Торренса по изучению творческого мышления, модифицированный Туник
Е.Е.) показал:
Хасанова Светлана Минигалиевна
12
15 % учащихся контрольной группы и 11% учащихся экспериментальной группы имели
низкий уровень развития образного мышления;
у 65% учащихся контрольной группы и у 63% учащихся экспериментальной группы
показатель на уровне возрастной нормы;
20% учащихся контрольной группы и 26% учащихся экспериментальной группы с высоким
уровнем развития образного мышления.
таблица 5
Сравнительный анализ результатов уровня развития образного мышления учащихся
контрольной и экспериментальной групп по субтесту «Круги»(4-ые классы)
Низкий
средний
Высокий
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Контрольная
группа (4-А,26уч.)
4
15
17
65
5
20
Экспериментальная
группа (4-Б,27уч.)
3
11
17
63
7
26
4.Анализ результатов, полученных в декабре 2013 г. в итоговой диагностике (второй замер 5 класс)
показывает положительную динамику развития образного мышления у учащихся экспериментальной
группы в сравнении с контрольной группой. Результаты представлены в таблице 4.
таблица 6
Сравнительный анализ результатов уровня развития
образного мышления учащихся контрольной и экспериментальной групп
по субтесту «Круги» (5-ые классы)
Низкий
средний
Высокий
Количество
%
Количество
%
Количество
%
Контрольная
группа (5-А,26уч.)
3
12
15
58
8
30
Экспериментальная
группа (5-Б,27уч.)
-
12
44
15
56
Вывод: увеличение количества образов, воспроизводимых учеником, свидетельствует о достаточном
высоком уровне форсированности образного, логического и творческого мышления.
Мониторинговые исследования показали, что на втором году обучения учащиеся
экспериментальной группы имеют положительную динамику развития образного мышления,
что может свидетельствовать об эффективности проводимой работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: 2000г.-336 с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: 1997.
3. Затямина Т. «Современный урок музыки» М,2007г.
4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – - М, 1981
5. Осеннева М. «Искусство в школе» 1998 г. № 2
6. «К вершинам музыкального искусства». Разработана под руководством М.С. Красильниковой.
7. Концепция художественного образования// Искусство в школе. – 2002. — №1.
8. Кубанцева Е.И. Музыка в системе искусства. //Искусство и образование. 2001. № 1. С.19-22.
9. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. — М., Просвещение, 1995. С.140.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Музыкальная культура Северной Америки. Джаз"
- Сценарий сольного концерта "Сказка о рыбаке и рыбке (на новый лад)"
- Статья "О проблемах обучения музыке" 1-8 класс
- Разные стадии работы над произведением
- Методическая статья «Музыкальные способности и их развитие»
- Развитие детского певческого голоса в условиях учреждения дополнительного образования