Статья "О проблемах обучения музыке" 1-8 класс

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
Сообщение на тему:
«О проблемах обучения музыке»
(предмет фортепиано, 1-8 классы)
Подготовила:
Преподаватель 1 КК
Петрушайтис
Людмила Николаевна,
МАУДО Михайловская ДШИ
Михайловск - 2015
…Музыке надо учить всех, в той или иной
форме и степени, а воспитывать
профессионалами нужно не только всех,
но лишь очень немногих.
А. Гольденвейзер
В условиях нового времени встает вопрос: как и с какой целью следует обучать
музыке. Не имея большого выбора среди поступающих в школу в связи с изменением
отношения к обучению в школах дополнительного образования. В основном работа
преподавателей заключалась не столь в музыкальном воспитании, а более широко было
представлено направленное эстетическое воспитание детей. Так как мы заинтересованы в
сохранении численности учащихся, то наиболее ярко чем ранее встает вопрос
индивидуального подхода к каждому ученику. Ведь способности проявляются у детей
совершенно по-разному: у одних -ярко и рано, что вовсе не гарантирует дальнейшее их
успешное развитие, у других медленно, постепенно, но более верно. Для преподавателя
же главное выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, тем самым
способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный
преподаватель делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни
был уровень его развития, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества
(хотя и нельзя требовать от педагога, чтобы все ученики были для него одинаково
дороги). Преподаватель должен стремиться научить каждого любить и понимать музыку,
каждому он помогает найти свой путь. Отсюда основное этическое требование к
преподавателю: заботиться о своих учениках больше, чем о собственной славе и личной
репутации. Поэтому так трудно дать справедливую оценку деятельности преподавателя:
отдельные успехи, конкурсы у всех на виду. Но истинным и глубоким критерием при
оценке деятельности преподавателя может служить лишь его вклад, в музыкальную,
эстетическую развитость его учеников, пусть поначалу даже мало заметный.
Отношение преподавателей к проблеме обучения малоодарённых детей очень
различно. Многие считают, что для детей этого типа обучение игре на фортепиано не
более чем потеря времени и сил. Но проблема обучения малоодарённых детей
заключается в том, что чаще всего в занятиях с ними преподаватели пользуются теми, же
едиными методическими приёмами, что и при обучении одарённых детей. Тот же подбор
упражнений и пьес, те же типы исполнения, но только в крайне замедленной
последовательности. В результате ребёнок теряет интерес к занятиям, что часто
объясняется отсутствием «задатков». Ошибка состоит в том, что ребёнка заставляют
приспосабливаться к методу, не стремясь к тому, чтобы метод исходил из особенностей и
способностей ребёнка.
Дети с другими задатками требуют другого подхода к работе с ними, и хотя так
называемое отсутствие одаренности может проявляться по-разному и относится к самым
разным вещам (оно может касаться слуха, ритма, ловкости рук, быстроты восприятия,
памяти, фантазии, интереса), тем не менее есть возможность установить общие принципы
для работы с менее способными детьми:
- необходимо усиленно позаботиться о развитии музыкальности ребенка
(ритмических и мелодических представлений);
- продвижение должно быть медленным, пианистические требования
ограниченными;
- именно поэтому уроки должны быть оформлены еще более увлекательно, чтобы
ребенок не утратил интереса. Подбор учебного материала не должно быть обычным:
нужно выбирать несложные музыкальные пьесы и разучивать их без детальной
проработки соответствующих исполнительских требований; технические упражнения
включать только в самых необходимых случаях.
Преподаватель должен быть исключительно терпеливым, доброжелательным и
исполненным интереса к своему ученику.
Игра на фортепиано становится осмысленной тогда, если она являет собой
осуществление музыкальных представлений. Прежде чем подойти к репертуару,
ставящему своей целью развитие пианистических навыков, необходимо, чтобы ребёнок не
только сумел представить хотя бы самую простую мелодию, её ритм, динамику,
выразительность, но самое важное, чтобы он знал, как правильно нужно прикоснуться к
инструменту. Самое пристальное внимание на начальном этапе обучения малоодарённых
детей необходимо уделить рациональной организации пианистического аппарата. Уже на
первых уроках ребёнку необходимо объяснить, что характер музыки всецело зависит от
прикосновения к инструменту, от действий руки и пальцев, удобной посадки за
инструментом. Как меняется звук, если по клавише хлопнуть пальцем, толкнуть, нажать
«до дна», двигать медленнее или быстрее. Отчего рояль «поёт» или «кричит». Каким
способом класть руки на клавиатуру, чтобы звуки возникали весело или грустно, мягко
или грубо, громко или тихо. При этом нужно постоянно обращать внимание ребёнка на
смену действий рук. Учащийся должен вслушаться в звучание инструмента в случаях,
когда рука в момент звукоизвлечения всем весом опирается на клавиатуру или же опора
руки отсутствует.
Самое главное, чтобы уже на начальном этапе обучения, ребёнок прочно усвоил,
что целью двигательной деятельности музыканта является музыкальное содержание
исполняемого произведения. Только обладая пластичным, а значит свободным мышечным
аппаратом, пианист может в любой момент приспособить свои движения к
разнообразнейшим изменениям при реализации своих исполнительских намерений. При,
игре на фортепиано совершенство движения – ловкость, быстрота, ловкость прежде
всего, означают удобство движения и хороший звук. Любое движение пианиста должно
быть подчинено одной цели выражение музыкального содержания, а не являться
самоцелью. Типичные ошибки на начальном этапе обучения прямолинейность
толчкообразность звукоизвлечения, целесообразный нажим на клавишу которые
приводят к целой серии нежелательных звуковых и двигательных последствий, причём не,
только у менее способных детей. Но способному ребёнку избавиться от ошибок и
недостатков в работе игрового аппарата помогают природные данные, тогда как
малоодарённые учащиеся получают устойчивые, но, к сожалению, неправильные навыки,
тормозящие дальнейшее развитие. При обучении таких учащихся нужно всегда помнить,
что решающими факторами являются терпение преподавателя и время, так как любая
задача, поставленная перед учащимся в процессе постановки рук, хорошей организации
аппарата, должна быть решена и доведена до автоматизма.
Основное правило при работе с музыкально менее одарёнными детьми не начинать
игру по нотам прежде, чем элементарные слуховые, двигательные и аппликатурные
навыки не будут развиты до такой степени, при которой нажатие клавиши будет
ощущаться как внешнее выражение самого простого музыкального представления.
«Приступать к игре на фортепиано можно только после того, как учащийся хорошо усвоит
ноты и их нахождение на клавиатуре.
В качестве основных упражнений можно назвать следующие:
1. Повторение голосом данного звука. Если это не получается, то следует прежде
выяснить какова тесситура голоса ребенка. Далее следует постепенно расширять
диапазон, используя подражание вою сирены, гудку паровоза, голосам животных,
жужжанию комара и т.п.;
2.Подражание заданному простому ритму (прохлопать либо простучать на рояле
ритмические длительности);
3.Развитие элементарных ритмических представлений: декламирование детских
стихов и считалочек; одновременное выстукивание декламируемого ритма на одном звуке
на рояле;
4.Развитие элементарных мелодических представлений. Учитель играет на рояле
заранее условленный звук, ученик повторяет его с той же длительностью и силой. Еще
упражнение: ученик должен заметить умышленно сделанные ошибки в песне, сыгранной
преподавателем. И наконец, попытки самому подбирать на рояле знакомые песни
вначале одним пальцем с поправками и помощью учителя, позднее, всеми пальцами обеих
рук – и транспонировать эти песни по слуху.
5.Сочинение мелодий к детским стихам или к другим текстам, ученик сперва
выстукивает ритм стихам, потом он этот ритм мелодически распределяет на 2-3 звука,
которые указывает учитель, одновременно с игрой он поёт возникшую мелодию
(указанные звуки должны поэтому находиться в тесситуре, удобной для голоса ученика).
Не существует каких-либо общих правил относительно того, как долго следует
придерживаться исключительно игры без нот.
Продолжительность его зависит от возраста, способностей и успехов ученика.
Вообще преподавателю не стоит спешить ни с началом игры по нотам, ни даже с
последовательным усвоением нотного письма.
При работе с музыкально менее одаренными детьми следует придерживаться двух
основных правил:
- не начинать игру по нотам прежде, чем музыкальные представления ученика
будут развиты хотя бы до такой степени, при которой он сможет нажатие клавиши
ощущать как внешне выражение своего музыкального представления. Поэтому не
рекомендуется начинать игру по нотам, когда учащийся еще не в состоянии подобрать на
рояле ту или иную песенку на слух;
- процесс усвоения нотного письма должен протекать так медленно, чтобы ученик
имел время основательно запечатлеть у себя в памяти связь между определенной нотой и
определенным звуком.
Преподаватель в своей повседневной работе никогда не должен терять из поля
зрения наиважнейший из дидактических принципов, который при преподавании детям
менее способным имеет чуть ли не еще большее значение, чем в обычных условиях:
инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а привлекательной
гранью жизни.
Обучение ребёнка музыке это часть общего воспитания. Помня об этом, любой
преподаватель должен стремиться приобщить к искусству любого ребёнка. Для них
музыка должна стать способом восприятия искусства, а фортепианная игра
непосредственным выражением его внутреннего мира.
Список литературы:
1. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики ХХ века
//Советская музыка. 1971. № 8.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
3. Восприятие музыки. Сб. под ред. Максимова. — М., 1980.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993.
5. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
6. Музыкальное воспитание в современном мире. — М., 1970.
7. Проблемы музыкального мышления. Ред. М.Г.Арановский. М., 1974
8. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
9. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.
М., 1994.
10. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика
музыкального образования детей. — М., 1998.
11. Щербакова А. И. Освоение фортепианной музыки ХХ века как нового мира
музыкальных ценностей. — М., 1999.