Развитие детского певческого голоса в условиях учреждения дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Хоровой школы мальчиков и юношей Тверской области
города Конаково
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Развитие детского певческого голоса в
условиях учреждения дополнительного
образования»
Выполнила:
Руководитель хора
Грязнова Юлия Александровна
Конаково
2014 год
2
Содержание
Введение____________________________________________________стр. 3
Глава 1.
§ 1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса
в России____________________________________________________стр. 5
§ 2. Вокально-хоровое развитие детского певческого голоса _______стр. 7
Глава 2.
§1. Практическая работа_______________________________________стр. 20
Заключение ______________________________________________стр. 24
Список литературы _______________________________________стр. 25
3
Введение.
Крупнейший композитор современности Д.Д. Шостакович в одной из
своих статей писал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно
откроет вам целый мир великих чувств страстей мыслей. Оно сделает вас
духовно богаче, чище, совершенней. Благодаря музыке вы найдете в себе
новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и
красках». Несомненно, что самой широкой и массовой школой музыкального
воспитания является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения
людей к бесценным сокровищам классической музыки, к гениальным
сочинениям великих композиторов прошлого, к сложным созданиям
современных авторов. Хоровое пение на протяжении столетий было
наиболее действенным видом массового музицирования. Передовые русские
музыканты видели в хоровом пении основное средство эстетического
воспитания и музыкального просвещения народа. Замечательной традицией
хоровой культуры было пение с детских лет в хорах. Это и понятно - все
стороны музыкального образования народа, весь рост хорового искусства
зависят от уровня развития детской певческой культуры. П.И. Чайковский
отмечал: «Нужно чтобы широко распространилось и упрочилось
обязательное обучение хоровому
пению в низших учебных заведениях
нашего отечества».
Хоровое пение - искусство, удивительное по красоте и необычайно
трудное по своей специфике.
Можно ли развить в себе певческий голос? Не есть ли это природный
дар, которым обладают лишь немногие? Известно ведь, что те, кто умеет
хорошо петь, проявляли свою способность уже в детстве. Кроме того,
известно, что хороший голос передаётся по наследству.
Значит ли это, что тем, у кого как будто бы и нет особого голоса,
невозможно никогда запеть по-настоящему?
4
Практика обнадёживает всех и утверждает: научиться петь возможно,
и из любого состояния. Потенциально певческий голос есть у каждого из нас,
но природный механизм его у большинства не работает и только потому,
что не «запущен».
«Запустить его и со временем выявить естественный и красивый, а
нередко даже профессиональный голос призваны занятия с хорошим
педагогом и по верной методике.
В чём же заключается вокальная школа, в чём её секрет? Сами
профессиональные певцы убеждены , что никакого секрета нет, и обычно на
вопрос новичков «что делать, чтобы петь» отвечают: «Ничего не надо
делать…Просто пой и всё!.. Пой свободно и естественно…» И те, кто так
советует, по существу, ближе всего к истине.
В своей работе я попытаюсь раскрыть часть проблем в развитии
детского певческого голоса. Постараюсь показать пути решения и
преодоления этих проблем.
Цель работы: Исследование основных принципов и этапов развития
детского певческого голоса.
Задачи работы:
1. Анализ и использование методической литературы.
2. Изучение методов и навыков работы других педагогов.
3. Нахождение новых методов работы с детьми.
Объект исследования: хор.
Предмет исследования: теоретические основы процесса
формирования певческих навыков хорового пения.
База исследования: хоровая школа мальчиков и юношей г. Конаково.
5
Глава 1.
§ 1. Краткий обзор истории развития хорового
искусства России.
Русское хоровое искусство - одно из древнейших проявлений
музыкальной культуры нашего народа. Развитие его проходило сложно и
противоречиво. Это огромное национальное богатство не только
представляет чисто познавательную ценность, но и имеет исключительно
большое жизненное значение для современной культуры.
Целую эпоху в истории русской музыкальной культуры составляет
искусство крепостных. Ведь певцами хоров, которые содержали помещики-
крупные землевладельцы, были в основном их крепостные. Известная
капелла графа Шереметьева и хор князя Голицына, целиком состоявшие из
крепостных, прославляли русское хоровое искусство не только на родине, но
и за рубежом.
18 век явился важной вехой в развитии русского государства, чему в
огромной степени способствовали реформы Петра 1, которые выдвинули
Россию в число развитых европейских государств. В хоровом искусстве
появилось много черт: кроме культовых сочинений, создаются обработки
русских народных песен, канты, гимны, кантаты, оратории, оперы, в которых
немалое место занимают хоровые эпизоды. В этой связи следует выделить
имена композиторов В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, О.А. Козловского, Д.Н.
Кашина, Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского.
Много внимания уделяли русские хоровые деятели музыкальному
просвещению народа. Ярким воплощением идеи вовлечения масс в
доступную форму активного исполнительства - хоровое пение - была
«Бесплатная музыкальная школа», которую в 1862 году организовал
6
совместно с М. Балакиревым Г. Ломакин. Ломакин занимался там с хором
учащихся. Под его руководством хор достиг высокого мастерства.
Огромное число любителей пения (детей и взрослых) прошло также
через бесплатные хоровые классы, открывшиеся при Петербургской
консерватории и функционировавшие много лет под руководством А.И.
Рубца.
Хоровое искусство продолжает своё интенсивное развитие, что было
одной из сторон могучего подъёма русской музыкальной культуры 19 века. В
наступившую эпоху главным жанром в развитии светского хорового
творчества явилась опера, в которой большое место занимали хоры.
Огромная заслуга здесь принадлежит великим русским композиторам: М.И.
Глинке, А С Даргомыжскому, А.П. Бородину, М.П. Мусоргскому, А.Г.
Рубинштейну, П.И. Чайковскому, С.И. Танееву и многим другим.
В конце 19 – начале 20 века довольно широкое развитие получают
студенческие и рабочие хоры. Среди них наиболее известны в Москве хор
народной консерватории, хор Московского университета, хор Пречистенских
рабочих курсов.
После Великой Октябрьской социалистической революции хоровая
культура, как и всё музыкальное искусство, получает огромные возможности
для своего развития. Сочетание новых методов музыкального образования и
художественного просвещения народа с лучшими традициями многовековой
отечественной певческой культуры подтверждает необъятные творческие
возможности хорового искусства.
В 20 е годы в нашей стране начинается массовое движение хоровой
самодеятельности, пользующееся самой широкой государственной
поддержкой. На предприятиях и в колхозах, в учреждениях и учебных
заведениях растёт число хоровых коллективов.
7
Широкую популярность в стране завоёвывают Всесоюзные фестивали
самодеятельности профсоюзов, хоровые олимпиады, праздники песни это
поистине грандиозные смотры массового народного музицирования.
§ 2. Вокально-хоровое развитие детского певческого голоса.
Ещё в начале 20 века наиболее опытные методисты и замечательные
хормейстеры пытались теоретически осмыслить и сформулировать
взаимоотношение практики пения и теории. Одна из наиболее сильных
сторон хоровой методики и практики это внимание к вокальной стороне
хорового звучания, к вокальной культуре хора. Это совершенно естественно,
ибо требования чистого и красивого звучания хора является
основополагающими.
Основными элементами вокально – хоровой техники являются:
1. Звукообразование.
3. Дыхание.
4. Дикция.
Разберём все эти элементы по порядку.
Детский хор делится на 3 возрастные группы. В основе формирования
этих групп физиологический принцип, который продиктован
особенностями развития детского голоса. 4-6 лет подготовительный хор, 7-
9 младший хор, 10-14 старший. Так, у детей 4-6 летнего возраста и
голосовые связки и лёгкие настолько малы, что естественно определяют о
ограниченный диапазон голоса до сексты септимы (ре1 – си1,до2). Голос 7-
8 летнего певца только начинает формироваться. Гортань и голосовые связки
ещё слабы. Наиболее естественное звукообразование при этом фальцетное.
При таком пении связки вибрируют только своими краями, а не всей массой,
8
как у взрослых певцов. Рабочий диапазон юных исполнителей составляет
октаву- нону (ре1-ре2, ми2).
В переходном возрасте (11-15 лет) голосовой аппарат подростков
претерпевает весьма сложные изменения. Они называются мутацией
(лат.mutatio- изменения, перемена). Мутация связана с половым развитием
подростков, которое у всех происходит неодинаково и зависит от
особенностей организма, климатических, экономических условий жизни и
т.д.
Изменения в голосе мальчиков появляются в 11-14 лет и продолжается
до 15-17 лет. Мутация у них проявляется в том, что голос переходит из
первой и второй октавы в малую и в дальнейшем обладает устойчивостью и
ровностью звучания в новой окраске. В этот период петь нужно осторожно, с
небольшой нагрузкой. А если процесс протекает болезненно, то и вовсе
прекратить на время.
Всё сказанное выше должен знать каждый хормейстер, ибо забота о
состоянии детского голоса в период его бурного развития является задачей
первостепенной с чрезвычайно серьёзной.
Функции гортани и связок составляют самую сущность певческого
аппарата. Гортань это то место, где рождается исходный певческий звук,
т.е. источник звука. Качество звука зависит от уровня положения гортани.
Свободное владение голосом возможно лишь в том случае, если гортань и
связки не испытывают при пении никаких стеснений, в особенности
излишнего воздушного давления на них. В нормально протекающем
певческом процессе голосовые связки не ощущаются певцом, как в здоровом
состоянии не ощущается работа сердца.
Слух является главным регулятором и корректором певческого
поведения гортани и всего певческого аппарата, ему, прежде всего, должно
быть уделено внимание при воспитании голоса. Очень часто в практике
встречаются дети с «немузыкальным слухом». Необходимо научить ребёнка
9
сначала услышать то, что нужно спеть. Педагог ни в коем случае не должен
«закрывать глаза» на фальшивое звучание. Также дать ученику возможность
сравнить своё пение с пением других певцов и попытаться повторить
правильный вариант. Из урока в урок педагог должен прививать этот навык.
Постоянная и правильная работа обязательно принесёт свои результаты. На
базе Хоровой школы мальчиков и юношей, где я работаю, параллельно
занятиям хора развитие слуха ведётся и на уроках сольфеджио.
Но не только из-за «неумения услышать» ребёнок может петь
фальшиво. Это может происходить из-за неправильного звукообразования.
Ребёнок может неплохо слышать, но гудеть. Таких детей называют
«гудошниками». Это относится к детям, которые в процессе речи
используют лишь грудную манеру звукообразования. Они гудят на двух-трёх
звуках. Педагогу необходимо перевести голос на фальцетное звучание. И
закреплять полученный результат на последующих занятиях. Чем меньше лет
ребёнку, тем быстрее он перестроится на фальцетное пение.
Основными элементами вокально хоровой техники, как я уже писала,
являются дыхание, звукообразование, дикция. В своей книге «Вопросы
хороведения» В. Краснощеков говорит: «Пение сложный процесс
взаимодействия дыхания, гортани и резонаторов, поэтому в становлении
любого вокально технического навыка необходима правильная работа всех
отделов голосового аппарата. Воспитание певческих навыков происходит в
тесной связи с музыкальным развитием певца, усовершенствование его
слуховых представлений. Слух и мышечные ощущения рефлекторно
связаны. Слух представляет собой ту необходимую основу, на которой
развивается профессиональная техника певца. Предслышание всегда
опережает пение. В мысленных слуховых представлениях возникает
идеальный звук в его точной форме (высота, сила, тембр, слово), который в
следующий момент должен быть воспроизведён. Слух при этом
контролирует соответствие воспроизведённого представленному. Таким
10
образом, музыкальное развитие, его слуховая культура – база, на которой
строится профессиональное певческое мастерство»
Звукообразование это извлечение певческого или речевого звука в
результате работы голосового аппарата. При звукообразовании соблюдаются
следующие правила:
1. Все голоса используют один и тот же тип атаки,
2. Перед атакой звука его нужно мысленно оформить в отношении силы,
характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко.
3. С самого момента зарождения звук должен иметь точную высоту, силу,
тембр и форму гласной.
4. При атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов.
Существует три основных типа атаки:
1. Мягкая атака. При такой атаке связки сближаются до состояния фонации
одновременно с началом выдоха без момента полного замыкания голосовой
щели.
2. Твёрдая атака. Характеризуется плотным смыканием голосовой щели до
начала выдоха. Звук образуется в результате того, что подсвязочный воздух
прорывается через сомкнутые связки.
3. При придыхательной атаке голосовые связки смыкаются после начала
выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание
согласная «х».
Все три типа атаки взаимосвязаны между собой и в каждой из них
присутствуют элементы другой. Певец должен пользоваться всеми тремя
типами атаки в соответствии с художественными задачами данного
произведения. Также различные типы атаки применяют в практике для
достижения нужных качеств голоса. Так, при вялом пении используется
твёрдая атака, а при зажатом – придыхательная.
Важная роль в правильном звукообразовании принадлежит высокой
певческой позиции, при которой на всём диапазоне сказывается действие
11
головных резонаторов. Звук при этом обретает звонкость, объёмность,
летучесть. При низкой позиции он не посылается в головные резонаторы, не
имеет полётности, часто бывает фальшивым. Необходимо добиваться
высокой гортани. Во рту купол (зевок). Певческий звук формируется на
гласных, которые должны звучать округленно, ровно. Лучшие тембровые
краски, найденные в звучании одной гласной, следует распространить и на
другие. При выравнивании звука нужно петь ряд гласных на одной высоте и
с одной силой звука. Например: а э и, и э а, а о у, у о а. Также с
согласными: да дэ – ди, ди – дэ – да, да – да – ду, ду – до да.
Необходимо сказать и о певческой опоре. Певческая опора это
комплексное сложное чувство, характеризующее особое качество певческого
звука, его яркость, глубину, устойчивость. Она является результатом
правильной организации дыхания, звукообразования. Чувство певческой
опоры распространяется на все стороны процесса пения: дыхания,
деятельность голосового аппарата. Физическое ощущение певческой опоры
образуется в процессе приобретения нужных качеств голоса, когда
формируется правильная работа певческого аппарата. Всякое давление на
связки, превышающие норму поддержки дыхания, немедленно отрицательно
отражается на звучании голоса.
Вокальная работа с учащимися должна проводиться в соответствии с
физиологическими особенностями. Хормейстер должен давать такие задания,
сложность которых зависит от подготовки детей. Развитие вокальных
навыков должно происходить на распевках, а полученный результат
переносится на пение произведений. Это неотъемлемая часть хорошего и
правильного звучания.
Пение очень полезно для детского голоса. Необходимо исключить
форсированного, крикливого пения. Когда ребёнок форсирует звук, он может
потерять голос. Только полная свобода приведёт к правильному результату.
12
А.В. Свешников пишет «Громкое пение не убеждает в достоинствах
певческого таланта. Это признак плохого владения голосом».
Огромную роль в пении играет правильная певческая установка. Стоять
или сидеть при пении следует прямо, не напрягаясь, свободно. Наиболее
естественное положение головы прямое. При пении сидя ноги должны
полной ступнёй стоять на полу, а руки лежать на коленях. Занятия хора
можно проводить с сидя, и стоя. Если они проходят только сидя, то, готовя
детей к концертным выступлениям, необходимо стоя пропевать уже
выученные произведения или их отдельные части. При поднятии подбородка
вверх напрягается передняя часть шеи, гортань лишается необходимой
свободы, и звук от этого рождается зажатым. Нижняя челюсть должна
двигаться свободно.
Все певцы обязаны пользоваться едиными приёмами артикуляции, при
которой слова произносятся естественно, но не вяло. Если же единой
артикуляции не будет, то голоса поющих не сольются и достижения
ансамбля будет невозможно. Нельзя также менять в процессе пения форму
артикуляции, что является большим недостатком: способ произнесения
гласных и согласных должен быть стабильным и определённым с самого
начала пения.
В верной певческой установке большую роль играют выразительные
лица хористов, их мимика. Нельзя забывать о том, что мимика влияет на
характер звукообразования: улыбка помогает рождению более светлого
звука, а мрачное выражение лица тёмного, более прикрытого. Несомненно,
мимика способствует выразительности пения и является непременным
условием концертного исполнения. Это в равной степени относится как к
хористам, так и к дирижёру, который обязан раскрывать собственные чувства
и переживания во время исполнения произведений.
Певческое дыхание один из важнейших компонентов в вкальном
воспитании. Ведь дыхание не только способствует правильному, красивому
13
звукообразованию, но и играет первостепенную роль в выразительности
исполнения. Дыхание есть источник звука. Передовая практика и научные
данные давно определили главное направление в работе над певческим
дыханием. В соответствии с этими данными, оно вырабатывается и
укрепляется только в процессе самого пения. Важно связывать работу над
дыханием с практикой. Дети должны понимать и оценивать, когда пение
подкреплено дыханием и когда такой опоры нет и звук превращается в
шипение. Как показывают последние научные исследования, и дети, и
взрослые при пении пользуются смешанным видом дыхания, при котором в
работу включаются отдельные органы брюшной полости и груди.
Мгновенная задержка воздуха после энергичного вдоха обеспечит чёткую
работу мускулатуры дыхательного аппарата с постепенным расслаблением. В
то же время мгновенная задержка воздуха вызовет сужение входа в гортань,
что создаёт условия для высокого качества звука, то есть приведёт к пению
на «опоре». Певческое дыхание более глубокое, чем обычное. К тому же в
жизни мы дышим произвольно, а в пении вдох и выдох подчинены
определённым творческим задачам. Существуют две фазы дыхания: вдох и
выдох. Вдох всегда производится бесшумно. Далее следует некоторая пауза
задержка дыхания, которая активизирует и организует голосовой аппарат.
Очень важный момент в дыхании выдох, который должен осуществляться с
ощущением торможения. Существует мнение, что искусство дыхания это
искусство выдоха. Он должен быть экономным и равномерным. Объём вдоха
и характер выдоха всегда связаны с исполнительской задачей. Воздуха нужно
брать ровно столько, сколько хватит до следующего вдоха. Неумелые певцы,
взяв большое и даже правильное дыхание, массой выбрасывают его и через
2-3 секунды остаются без дыхания, т.е. без звука. При этом и качество звука
не может быть хорошим, ибо, как совершенно правильно говорит Дж. Бэтс.
«если хочешь получить чистый и полновесный звук, употребляй на него как
можно меньше дыхания». Это сначала кажется противоречием: возьмите
14
неумелого , начинающего скрипача и заставьте его извлечь сильный звук
он проведёт весь смычок, сильно нажимая им на струну, а получаются только
толчки, шуршание, скрипение и всё, что хотите, но не музыкальный звук. Так
же и с такими же результатами обращаются неумелые начинающие певцы со
своим смычком с дыханием. И возьмите умелого скрипача: очень
небольшая затрата смычка и почти незаметный нажим на струну, а звук и
мягкий, и плавный, и сильный, и музыкальный. Следовательно, при
выдыхании, вместе с образованием звука, певец должен прежде всего беречь
дыхание. Это даст то, что называют «большим дыханием» и сделает певца
полным хозяином своего дыхания и звука.
Несколько слов о запасном дыхании. Попробуйте взять большое
дыхание и, не издавая звука, без усилий, нормально и естественно выпустить
его, т.е. произвести выдыхание. Когда вы это проделаете и естественное
выдыхание кончится, начните, не беря нового вдыхания, петь, обратите
внимание на то ощущение, которое в результате получится. В первый же
момент пения почувствуется неловкость, будто что то тянет изнутри; и чем
дальше, тем эта неловкость и тяга изнутри будут всё больше и больше
увеличиваться. По окончании пения почувствуется усталость и потребность
несколько раз глубоко вздохнуть. В чём же причина? В том, что при
большом вдыхании мы выдыхаем приблизительно половину взятого воздуха,
а другая половина остаётся для поддержания нормального объёма лёгких.
Конечно, эта оставшаяся запасная половина со следующим дыханием
выйдет, её заменит свежая половина следующего дыхания. Вывод: запасным
дыханием петь нельзя.
Характер дыхания в пении всегда связан с характером звука. Плавное
спокойное дыхание рождает кантиленный красивый звук. Однако оно не
имеет ничего общего с дыханием вялым, расслабленным, неорганизованным.
Жесткое дыхание способствует воспроизведению напряжённого, зажатого
звука.
15
Основа дыхания в хоровом пении заключается в его одновременности.
Различают дыхание общехоровое и по партиям. Возобновляться оно должно
в строго отмеченных моментах партитуры, которые обычно совпадают с
границами музыкальных фраз и построений. В хоре используется также и
цепное дыхание в тех случаях, когда длина музыкальных фраз превышает
физические возможности певцов. При этом отдельные певцы берут дыхание
по очереди, и создаётся ощущение, что в целом хор не дышит. Необходимые
требования при этом заключаются в том, чтобы соседние хористы не брали
дыхание одновременно, а также оно не должно совпадать с границами
построений. Важно при этом научить поющих незаметно вливаться во фразу
после возобновления ими дыхания.
Работа над произведениями связанна с совершенствованием
ансамблевых навыков. Чувство ансамбля важный навык, воспитываемый у
учащихся, и хоровому пению здесь принадлежит самая серьёзная роль. Все
виды ансамбля: интонационный, ритмический, агогический, тембровый
получают в хоре своё развитие. Основная идея ансамблевого пения
заключается в умении подчинить свою индивидуальность задачам
коллектива. Это правило должен не только знать, но и глубоко осозновать
каждый учащийся. Достижение хорошего, полноценного строя и ансамбля в
хоре во многом зависит и от вокальной культуры. Вот почему вопросам
дыхания и звукообразования руководитель должен уделять постоянное
внимание. В ритмическом же ансамбле главное ощущение детьми основной
метрической доли. Воспитанию ритмического ансамбля способствуют
вспомогательные приёмы. Например, педагог делит всех детей на две
группы. Одна группа поёт произведение, а другая двигается по кругу в ритме
основной метрической доли или в ритме каждой партии. Полезно также
использовать и ритмический аккомпанемент, поручая группе ребят
сопровождать пение заранее расписанным для каждого ритмом: отстукивая
его ногами, руками или на детских ударных инструментах. Серьёзная работа
16
над ритмической устойчивостью исполнения позволит в конце концов
добиться при исполнении этого хора и быстрого темпа, и виртуозного
мастерства.
В целом же тщательный и глубоко продуманный репетиционный
процесс поможет развить и воспитать многие вокально хоровые навыки:
уверенное многоголосие, чуткость к динамическим краскам, интонационную
выразительность, ансамблевую стройность и т.д. Таким образом, ещё раз
подчеркну, что подлинной школой вокально хорового мастерства является
прежде всего сама музыка.
Дикция в хоровом искусстве, ставящем одной из своих основных задач
раскрытие идейной сущности исполняемого произведения, является
важнейшим его элементом. В отличии от инструментальной музыки хоровые
произведения обогащены словом. Оно помогает слушателю понять замысел
композитора, идею и образы произведения. В вокальной музыке, являющейся
синтезом музыки и слова, происходит взаимное обогащение: если слово
конкретизирует мысли, то музыка, эмоционально окрашивая слово, может
усиливать, расширять и углублять мысли, заключённые в них. «Музыка…-
язык души, непосредственное выражение самых глубоких тайников чувства,
которые недоступны для всех прочих способов выражения…» - писал критик
А.Н. Серов. П.И. Чайковский отмечал: там, где слова бессильны, «является
во всеоружии своем более красноречивый язык, то есть музыка». Но этот
синтез музыки и слова создаёт и дополнительные трудности для хоровых
исполнителей, так как от них требуется работа над двумя текстами
музыкальным и литературным. И необходимо, чтобы оба текста дошли до
слушателя. Он только тогда поймёт конкретные мысли, образы, идею
исполняемого произведения, когда наряду с мелодией и гармонией услышит
и поймёт слова литературного текста. Причём исполнители (хор) должны
донести до слушателя не просто слова, но и заключённые в них мысли, то
есть передать текст осмысленно, логически правильно. Средством донесения
17
слов литературного текста хорового произведения до слушателей является
дикция. Дикция это чёткое произношение гласных и согласных. Дикция
хоровых певцов – певческая, вокальная. Она имеет некоторые особенности из
за коллективности исполнения, почему мы и называем её вокально
хоровой. Кроме того, компонентами, как речи, так и вокально – хоровой
дикции, является орфоэпия и логика. Без них самая хорошая дикция не
сделает речь или пение понятными слушателю. Орфоэпия соблюдение
фонетических и грамматических произносительных форм данного
литературного языка. Хорошая дикция оказывает большое влияние на
вокальную сторону исполнения, т.к. чёткое произношение слов активизирует
дыхание, формирует необходимые качества певческого звука, способствует
его высокой позиции и силе при экономии физических усилий.
Произнесение текста осуществляется при помощи артикуляционного
аппарата. Он состоит из активных, т.е. доступных управлению органов (язык,
губы, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивных (зубы, твёрдое небо,
верхняя челюсть).
Существует три вида произношения: бытовое, сценическая речь,
певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической
речи.
Специфика певческой дикции заключается в следующем:
1. Звук долго выдерживается на гласных.
2. Согласные произносятся быстро, внутри слова присоединяются к
последующему гласному.
Непременным условием певческого дыхания является чёткость, но
нельзя забывать, что характер произнесения слов зависит от музыки и
содержания:
1. В произведениях лирического характера слова произносятся мягко и
напевно; в торжественных, драматических утрированно и крупным
штрихом; в маршевых – подчёркнуто и чётко.
18
2. Влияние тесситурных условий на качество дикции. В низкой и в
высокой тесситуре произнесение слов затруднено.
3. Дикция зависит от темпа. Произношение слов в сочинениях
быстрого темпа делать это нужно активно и легко.
4. Также трудно добиться хорошей дикции в крайних нюансах.
5. Чёткое донесение слов достигается за счёт однородной артикуляции
всем хором.
Работа над гласными. В русском языке шесть гласных и, э, а. о, у,
ы. При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта.
Эти звуки образуются только голосом, причём каждый из них требует
определённого положения рта, губ, языка. Форма рта, присущая данному
гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его
протяжённости. Работу над гласными следует проводить уже при распевках
хора, внимательно следя за их правильным произношением, за соответствием
формы рта, которая требуется. Работать над гласными при распевании можно
различно: произнося их в слогах ( ми, ма, до, ды, ля и т.д.) или в чистом виде
(а, э, о и т.д.). Приёмы, выработанные в работе над гласными в распевках,
переносятся на пение гласных при исполнении хоровых произведений. Если
в слове или при тесном стыке слов рядом стоят два гласных звука, то в пении
их нельзя сливать; второй звук надо вновь атаковать, спеть на новой атаке,
как бы вновь произнести. Например: наоборот на*аборот.
Работа над согласными. Согласные звуки – это те шумы, которые
производит выдыхаемый воздух, упираясь в преградивший ему полностью
или отчасти выход из полости рта тот или иной орган речи (язык, губы).
Согласные бывают звонкие (голосовые) и глухие (безголосовые). Согласные
звуки являются как бы каркасом слова. И в донесении слова до слушателей
играют решающую роль. Чёткое и ясное произношение их важнейшее
условие хорошей дикции. Чёткое произношение согласных в хоровом пении
требует большой и упорной работы, особенно потому, что при коллективном
19
произношении их необходимы одновременность, единообразие, чёткость.
Одновременность произношения согласных одно из основных условий
достижения ансамбля. Согласные прерывают поток голоса. Это происходит
потому, что образующие их шумы получаются от препятствий, которые
ставятся артикуляционным аппаратом на пути льющегося голоса. Голос поёт,
тянется на гласных, поэтому они должны иметь максимальную
протяжённость, а согласные должны произноситься в самый последний
момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносится к
следующему слогу, а те, что оканчивают слово при тесном стыке слов, - к
следующему слову. При произношении звонких согласных в пении
чрезвычайно важно обратить внимание на их звонкость, то есть на участие в
них голоса. Их звучание в пении должно иметь совершенно определённую
высоту. Есть правило: звонкая согласная интонируется на высоте следуемой
за ней гласной. Например, если гласная а в слоге ма звучит, допустим, на
высоте до второй октавы, то и согласная м, хотя и кратко звучащий, должен
интонироваться на высоте той же ноты. Невыполнение этого правила ведёт в
хоровой практике к так называемым «подъездам». Работать над
произношением согласных нужно только в соединении их с гласными, вводя
их в слоги: ми, до, ла, во и т.д. В хорах с небольшим опытом следует при
пропевании подчёркнуто произносить согласные, обращая внимание на
правильность их артикуляции. В более опытных хорах можно проговаривать
текст. Проговаривать текст можно без соблюдения ритмического рисунка и
соблюдая его. Трудно достижимо одновременное произношение согласной в
конце слова. Плохое её произношение может исказить смысл слова. Кроме
того, неоконченное слово звучит некультурно. Для облегчения этого момента
важно точно определить место снятия звука, то есть место произношения
согласной.
Во этой части работы я затронула только самые важные практические
вопросы в работе с хором и развитии детского певческого голоса. Успех же
20
несомненно во многом зависит от руководителя, который должен быть
педагогом, воспитателем, учителем пения, дирижёром, артистом, то есть
разносторонне образованным музыкантом, полностью отдающимся своей
работе. Только совместная работа хормейстера и юных певцов создадут ту
необходимую творческую атмосферу, в которой каждый ребёнок сумеет
полностью раскрыть свои способности.
Глава 2
§ 1. Практическая часть
Рассмотрим практическую деятельность педагога по развитию
вокально-хоровых навыков на основе дыхания, дикции, вокальных
упражнений.
Дыхание основа пения. От него зависит качество, сила и
продолжительность звука. Уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч,
- одно из главных правил пения. Предлагаем следующие упражнения:
1. Кладем руку на живот, берем дыхание и следим за тем, чтобы
наполнялся живот, а не плечи. Чтобы детям было понятнее,
сравним живот с аквариумом. Наливаем воду – наполняется живот,
сливаем – живот пустой.
2. Ребенок ложиться на пол, на живот кладет книгу. И следит за тем,
как при дыхании книга поднимается, а при выдохе - опускается.
Это упражнение необходимо проделывать дома.
3. Поворот головы - вдох, голова прямо – выдох.
4. Упражнение «насос».
При наклоне берем дыхание, положение стоя – выдох.
5. упражнение «кошечка».
Поворот корпуса – вдох, положение прямо – выдох.
21
Для выработки спокойного, глубокого дыхания помогают следующие
упражнения:
1. Вдыхаем аромат цветка.
2. Греем ладошки. Сначала продолжительный выдох, а затем
несколько коротких.
3. Выдох по руке хормейстера. Постепенно руководитель увеличивает
длительность выдоха.
Цепное дыхание. Это упражнение на одном звуке, слоги (МА, МЭ, МИ, МО,
МУ) меняются по руке руководителя. Дети должны чувствовать дыхание
рядом стоящего товарища.
Как упоминалось выше, дикция играет огромную роль в
звукообразовании. Для этого в начале урока необходимо разогреть
артикуляционный аппарат.
1. «Прокалываем» щеки языком (правую, левую).
2. «Шинкуем» язык (осторожно кусаем от кончика - по всей длине)
3. Облизываем верхние зубы, нижние, а потом по кругу.
4. Кусаем правую сторону языка, а потом левую (котлета).
5. Упражнение обезьянки. Очень широко открываем и закрываем рот.
На этом упражнении должны активно работать губы.
6. «Тесто». Мнем лобик, щеки. Щиплем их, а потом снова мнем.
Эти упражнения повторяют несколько раз. Чтобы детям было интересно,
можно на основе этих упражнений придумать историю, сказку.
После того, как мы разогрели артикуляционный аппарат, приступаем к
работе над дикцией. Ставим задачу перед детьми это четкое, звонкое
произношение согласных.
Играем в «эхо». Хормейстер называет слог , например «Ра», «Та»,
«Да» , а дети повторяют. Необходимо, чтобы ребята полностью переняли
манеру преподавателя.
Еще один вид работы над дикцией - это скороговорки:
22
1. «На дворе трава
на траве дрова»
2. «От топота копыт
пыль по полю летит,
пыль по полю летит
от топота копыт»
3. «Сшит колпак да не по-колпаковски,
слит колокол да не по-колоколовски»
Формирование вокально-хоровых навыков, прежде всего,
осуществляется на специальных певческих упражнениях распевание.
Материалом распеваний служат простые, короткие упражнения, на которых
дети учатся точно воспроизводить голосом мелодию, учатся кантиленному
пению, связанному с экономным расходованием дыхания. Все предлагаемые
упражнения для распевания проверены в ХШМиЮ в течение ряда лет.
Каждое певческое упражнение способствует развитию всех навыков и
в то же время помогает качественной отработке какого-либо одного из них.
Перед исполнением упражнений полезно выделить цель работы. Это
позволит учащимся сосредоточить внимание на совершенствовании этого
навыка в процессе дальнейшего занятия.
Приведенные ниже упражнения объединены по сходству
поставленных задач.
1.В качестве упражнения возможно проинтонировать гамму.
2.Пропеваем на одном звуке слоги ма- мэ- ми- мо- му (двигаемся
по полутонам).
3. Пение гласных «у» и «и» на одном звуке (также по полутонам).
Эти упражнения подготавливают к работе над звукообразованием,
укрепляют певческое дыхание, а также помогают найти высокую позицию и
мягкий, ненапряженный звук.
23
4.Канон. Это очень важное упражнение, так как оно
подготавливает к пению двухголосия.
5.Закрытым ртом пропеваем согласную м. Добиваемся от ребят
цепного дыхания и позиции зевка.
Это лишь малая часть упражнений, которые возможно использовать
при работе с хором. Педагог должен хорошо понимать цель задания и
требовать ее достижения от учеников, а также добиваться точного
исправления ошибок. При пении учащихся нельзя пропускать ни одного
неверно сформированного звука, так как след его приведет к ошибкам в
дальнейшей работе. В работе с хором рекомендуется использовать
упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых
порах для детей это забава, но позднее – серьезная работа.
24
Заключение
В работе выявлена роль дыхания, дикции, вокальных упражнений,
активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков.
Хоровое пение искусство удивительное по красоте и необычно
трудное по своей специфике. Мастерство руководителя хора отличного
дирижера и тонкого знатока человеческого голоса эрудированного музыканта
и блестящего организатора умелого репетитора и артиста - играет решающую
роль в создании этого искусства.
Работа хормейстера сложна тем, что он должен воспитывать
правильный, здоровый певческий голос ребенка. Для этого учителю
необходимо знать особенности развития детского голоса, понимать, как
происходит голосообразование. Хормейстеру необходим постоянный поиск
эффективных методов работы. Вместе с тем немаловажную роль играет опыт
музыкальных деятелей и коллективов, который надо взять на вооружение и
использовать в своей работе.
25
Литература:
1. «Работа с хором» (методика, опыт) Москва, 1972 г.
2. «Хороведение и методика работы с хором» А.А. Мосягиной. Тверь
2002 г.
3. «Хор и управление им» П.Г. Чесноков. Музгиз 1961 г.
4. «О хоровом искусстве» Б. Асафьев 1980 г.
5. «Как научится петь» Москва 2002 г.