Разные стадии работы над произведением

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Разные стадии работы над произведением»
преподаватель фортепиано
Денисова Марина Васильевна
Московская область, г. Луховицы, 2015 год
Разные стадии работы над произведением.
Сущность работы над музыкальным произведением сводится к тому,
чтобы наиболее полно раскрыть художественный замысел композитора и,
при помощи средств исполнительского мастерства, донести содержание
музыки до слушателя.
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь, где
невозможно применение штампов и клише. Одно и то же произведение, в
зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного
прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы
превратить работу над произведением в увлекательный, творческий
процесс, как для ученика, так и для педагога.
Этот процесс можно разделить на 3 стадии, преследующие определенные
цели и требующие соответствующих методов работы.
1-я стадия
Музыкальное и психологическое ознакомление с произведением
(представления о характере, структуре, стиле, индивидуальном своеобразии и
идейном содержании пьесы; познание основной технической концепции).
Метод работы:
а) неоднократная игра с листа пьесы целиком значительной мере вольно
обращаясь с деталями текста, но по возможности бегло);
Либо ознакомление с пьесой при помощи прослушивания (можно с
одновременным дирижированием), пропевание ее с соблюдением ритма и
темпа;
б) проигрывание отдельных характерных элементов музыкальной структуры,
например, тем, модуляций и т.п. (активное усвоение музыкальной формы);
в) чтение литературы о композиторе, его эпохи, стиле и т.п., составление
общей оценки произведения.
2-я стадия
Точное усвоение полного нотного текста (музыкальное и техническое
овладение всеми деталями, формирование слуховых и мышечных
рефлексов).
Метод работы
играть каждой рукой в отдельности; двумя руками вместе; отдельные места;
отдельные голоса; с педалью и без педали; подбирая наиболее удобную
аппликатуру и подходящие типы звукоизвлечения; транспонируя и варьируя;
частично заучивая наизусть.
Темп игры следует выбирать такой, чтобы соответствующую задачу в
каждом отдельном случае можно было хорошо контролировать слухом.
3-я стадия:
собственное художественное воспроизведение (исполнение произведения
целиком для закрепления технической стороны и совершенствования
художественной стороны).
Метод работы
беглая, свободная игра всего произведения; наизусть, на разных
инструментах (пианино или рояле, для большей уверенности в «туше»); в
разных помещениях с целью проверки акустических возможностей педали;
запись на цифровой носитель (для сравнения); выступлением перед
различной аудиторией.
Эта стадия предполагает, что учащийся будет часто возвращаться к методу
работы второй стадии, чтобы утвердиться в технике и закрепить игру
наизусть. При совершенствовании образной трактовки произведения следует
обратиться к своему внутреннему представлению о нем, которое сложилось
еще в первой стадии.
Если тогда можно было получить лишь общее представление об образном
развитии, сейчас на основе индивидуальной звуковой реализации
складывается собственная интерпретация. Особенно после того, как
произведение на время откладывают и дают ему «отлежаться», в исполнении
находятся иной раз еще и новые выразительные возможности.
Педагог должен иметь четкое представление о всех стадиях работы над
произведением.
Ни в коем случае не стоит полностью игнорировать ни одну из стадий. Так,
например, подвинутому ученику нужно оставить достаточно много времени,
для того чтобы он мог сам вникнуть в художественную идею,
эмоциональную сущность произведения (1-я стадия). Нельзя пренебрегать и
последней стадией, которая часто недостаточно разрабатывается
преподавателем. Многие удовлетворяются одноразовым хорошим
исполнением на уроке. Между тем, именно в последней стадии формируется
техническое и музыкальное мастерство исполнителя.
Однако, с другой стороны, порой на этой стадии ученик не достигает
достаточной степени совершенства. Это происходит, большей частью, у
малоодаренных учащихся. Отшлифовка произведения оказывается не под
силу такому ученику. Его исполнение не получается столь убедительным,
как должно было бы быть после длительной упорной работы. И тогда
совершенно бесполезно чрезмерно долго разучивать программу. В недалеком
будущем наступит застой, появятся неохота, внутренняя инертность по
отношению к музыке вообще.
Нередко слишком затягивается усвоение нотного текста (2-я стадия).
Внимание чересчур концентрируется и застревает на отдельных проблемах,
занятия становятся непродуктивными; общее представление о произведении
грозит исчезнуть. Здесь иногда помогает назначение определенного срока
для исполнения пьесы публично, например, перед соучениками. Если это не
приводит к желаемым результатам и работа не укладывается в нормальные
сроки, - значит, по степени трудности пьеса не соответствовала
возможностям ученика. Вторую стадию следует заканчивать в кратчайший
срок.
Составление учебной программы.
Опасность утомления появляется не только при слишком длительной,
непрерывной тренировке, но и при слишком однообразном материале
занятий. Поэтому программу нужно составлять так, чтобы она охватывала
несколько произведений различных стилей и чтобы они находились на
разных стадиях разработки. Степень разнообразия программы определяется
восприимчивостью, способностями ученика и количеством времени,
отводимого им на занятия.
Список используемой литературы:
1.Алексеев А.В. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978
2.Булатова О.П. Педагогические принципы Е.Ф.Гнессиной. – М.:Музыка,
1976
3.Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 5. – М.: Музыка, 1984
4.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1984
5.Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,
1998
6.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984
7. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением.
М.: Классика - ХХI, 1964
8. Фейнберг С. Е. Пианизм, как искусство. - М.: Классика - ХХI, 2001