Использование современных технологий на уроках литературы (из опыта работы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННО
ЕБЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Всероссийский педагогический конкурс
«Инновационные методики и технологии в обучении»
Использование современных технологий
на уроках литературы (из опыта работы)
Выполнил:
преподаватель русского языка
и литературы
ГБОУ СПО «БАК» КК
Червонная Зинаида Дмитриевна
Адрес:
352750, Краснодарский край,
Брюховецкий район, ст. Брюховецкая,
ул. 50 лет Победы, 55
тел.:8(86156) 3-27-61
сотовый телефон: 8-918-031-32-64
e-mail: zina-cher@mail.ru
ст. Брюховецкая
2014г.
Содержание
1. Тезисы
2. Введение
3. Технология проблемного обучения:
- значение, формы, методы, приемы.
4. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ):
- значение, формы, методы, приемы
5. Игровые технологии:
- значение, формы, методы, приемы
6. Технология критического мышления:
- значение, формы, методы, приемы
7. Вывод
8. Библиография
Тезисы.
Сегодня перед современным образованием стоит задача – приобщить учащихся к научно-
исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с
активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Немаловажную
роль играют здесь современные образовательные технологии. Их использование также важно потому,
что они во многом личностно-ориентированные, выявляют, прежде всего, особенности учащихся,
содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его
индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Технология проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс,
способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть
изучаемого произведения, выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но
и определять значение средств художественной выразительности. Суть проблемного обучения в
том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность учащихся по решению
учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности учащихся в поисковой
деятельности с усвоением необходимых знаний.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной
информации. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет
активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной
работы учащихся. Применение их в преподавании литературы способствует совершенствованию
практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и
индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует
познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал
Применение игровых форм на уроке создает предпосылки для активизации
познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного
материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке способствует
повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.
Использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё многообразие
человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую,
коммуникативную и другие.
Технология развития критического мышления это естественный способ взаимодействия с
идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее
оценить, осмыслить, применить, делать выводы относительно точности и ценности данной
информации. Учащиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными
действующими лицами урока.
Введение
В современном образовании много внимания уделяется инновационным
технологиям. Это объясняется тем, что в стратегии модернизации образования
подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех
ступенях обучения, позволяющих формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования.
Использование современных технологий на уроке актуально, так как
позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу
гуманизации образования, заключающуюся в построения такого учебного процесса,
где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика,
нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Поэтому для меня, как для современного учителя, стало необходимым не
только давать учащимся образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и
всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников,
воспитывать личность.
Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность
обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в
основе которого лежат современные образовательные технологии,
Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся,
содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию
его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих
возможностей. А уроки литературы, по моему мнению, как никакие другие,
помогают личности раскрыться. Преподаватель видит в студенте самобытную
личность, мыслящего собеседника, с мнением которого надо особенно считаться,
так как он видит мир непредубеждённым взглядом.
1. Цель нашей работы - показать необходимость использования
современных технологий на уроках литературы
Задачи:
2. Раскрыть содержание современных педагогических технологий.
Определить их роль и значение на современном этапе образовательного
процесса.
3. Рассказать о формах, приемах и методах их использования во время
учебного процесса.
4. На приведенных примерах из практической работы показать позитивные
стороны использования современных технологий на уроках литературы
Среди множества современных технологий наиболее приемлемыми для
уроков литературы для меня являются следующие:
- технология проблемного обучения ;
- технология развития критического мышления;
- компьютерные технологии ( ИКТ);
- создание ситуации успеха на уроке.
Эти технологии привлекательны в первую очередь тем, что являются
предметно-личностно-ориентированными, в центре их внимания ученик, его
личность, его неповторимый внутренний мир. Ведь от меня, как от современного
учителя, требуется не только дать учащемуся образование в виде системы знаний-
умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие
возможности студентов, воспитывать личность.
При использовании инновационных технологий в обучении литературы
успешно применяю следующие приемы, формы и методы:
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блюма;
- кластеры;
- синквейн;
- перепутанные логические цепочки;
- дидактическая игра;
- работа с тестами;
- работа с текстами;
- групповая форма работы;
- коллективная форма работы;
- нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Технология проблемного обучения
На уроках литературы наибольшее предпочтение я отдаю проблемному обучению.
Оно привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты не столько
заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем,
подобранных в определенной системе. Преподаватель организует работу учащихся
таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для
решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и
выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже
известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. При таком методе
работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых
знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме
того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной
деятельности преподавателя и студентов.
Основным методом проблемного обучения является эвристический метод
(частично поисковый.) Эвристический метод развивает литературные способности
учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений. Он
предполагает работу над текстом художественного произведения: анализ эпизода
или целого произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ
образа героя, сравнительную характеристику героев; выступления на диспуте,
сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над
произведением.
Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный
вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы
ее решения. Существует несколько методических приемов выполнения этой
задачи. Я делаю это так.
1. В начале урока создаю проблемную ситуацию
2. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его
разрешения.
3. Организую поиски гипотезы и предположительного объяснения
обнаруженных противоречий.
4. Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации,
сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разных
героев)
5. Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной проблемы .
6. Излагаю различные точки зрения на данную проблем у(например,
противоположные точки зрения критиков на образы главных героев, на
философскую концепцию автора).
7. Анализируем результаты, делаем выводы, применяя полученные знания во
время занятия.
При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую
форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез,
что я активно использую в своей практике. Ответ на поставленные проблемы
организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного суждения,
дискуссии, организуемых и инициируемых преподавателем.
Технология проблемного обучения привлекательна тем, что применима
практически на уроках всех типов.
В своей работе я во многом опираюсь на работы В.Г.Марацмана,
петербургского методиста, ученого, считающего, что проблемная ситуация не
замыкается в рамках одного урока. Проблемные ситуации каждого урока он
предлагает рассматривать как развитие общей, исходной проблемной ситуации.
В соответствии с его концепцией при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и
мир» отдельные вопросы и задания для проблемного изучения данного романа
были разделены мною на три блока под следующими названиями:
«Люди как реки»
1. Каков итог жизненных исканий Андрея Болконского?
2. Что может послужить причиной кардинального изменения в жизни
героев?
3. Приведите примеры стремления Пьера Безухова «быть вполне
хорошим»
4. В чем истинная красота человека? а примере характера Наташи
Ростовой)
«Мысль народная в романе»
1. Как в главных героях романа прослеживается «мысль народная»?
2. Привести примеры о роли антитезы в идейном содержании романа.
3. Согласны ли, что образ Платона Каратаева является основополагающим
в оценке деятельности Пера Безухова в эпилоге романа?
4. Как вы понимаете метафору «дубина народной войны»?
Осуждение бонапартизма в романе
1. В чем смысл противопоставления Кутузова и Наполеона?
2. Какую роль при описании Наполеона играет эпитет «маленький»?
3. Привести примеры проявления бонапартизма у второстепенных
героев романа.
4. Под влиянием чего меняются взгляды Андрея Болконского и Пера
Безухова на Наполеона?
5. Перечитайте эпилог романа и объясните значение сна Николеньки
Болконского.
Нередко урок проходит в форме диспута, который позволяет
аргументировано формировать суждения и оценки, делать их развернутыми и
отточенными. Сам характер полемики заставляет четко определять свое и чужое,
совместное и несовместимое в мнениях. Например, рассматривая философскую
проблематику поэмы А. Блока „Двенадцать", задаю вопрос: Почему в конце
поэмы возникает образ Христа?"
В белом венчике из роз
Впереди Иисус Христос.
И предлагаю учащимся три мнения по этому вопросу.
1. Образ Христа появляется для того, чтобы показать «святость
революции», благословить ее
2. .«Христос вовсе не идет во главе 12 красногвардейцев, а, напротив,
преследуется ими».
3. Вероятнее всего, Иисус выступает в поэме как Спаситель грешных душ,
заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех,
которые „не ведают, что творят".
При обсуждении проблемных вопросов высказываются различные мнения,
нередко противоположные. И это особенно важно, так как показывает, что
студенты думают, переживают, отстаивают свою точку зрения.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет оживить и
активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного
воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения,
выявлять не только идею, проблему художественного произведения, но и
определять значение средств художественной выразительности.
2. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
Современный урок литературы сегодня невозможно представить без
использования информационных и коммуникативных технологий. Внедрение новых
информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс
обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы
учащихся. Применение их в преподавании литературы способствует
совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее
организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,
повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную
деятельность учащихся и развивает творческий потенциал
Каждый преподаватель литературы мечтает о том, чтобы после его урока
учащиеся вышли не только с усвоенной суммой знаний, но и в приподнятом
эмоциональном состоянии. Важное место в этом играет наглядность. В
методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями,
репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит
проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить
компьютерные информационные технологии, которые дают возможность
подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор
слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на
уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой
программы можно организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций,
сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению.
Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями,
иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи,
музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность,
яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими
методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и
запоминающимся.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики,
звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную
обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию
учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной
деятельности.
Информационные технологии используются мной в обучении на всех
этапах учебного процесса, а также во внеурочное время при подготовке домашних
заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при
подготовке к внеклассным мероприятиям .
Я применяю ИКТ, во-первых, при изложении нового материала: визуализация
знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания
презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного
материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного
(программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной
работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии,
развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных
способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля
усвоения знаний и навыков учащихся, так как в индивидуальной работе с учащимся
он способен выявить все пробелы в его знаниях и методически искоренять их до
полной ликвидации. Сейчас в распоряжении преподавателя появилось много
образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и
контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на
компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, студенты
проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны способствует усилению
внешней и внутренней мотивации обучения.
Хотелось бы отметить также коллекцию дисков виртуальной школы «БКМ», в
которой материал представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты,
великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический
словарь. Разработчиками программного обеспечения материал дан по основным
разделам литературы. Замечательные портреты писателей, иллюстрации к их
произведениям, отрывки, кроссворды, тексты позволяют разнообразить урок. Так,
при изучении романа в стихах «Евгений Онегин» после чтения соответствующей
главы можно послушать арию Ленского, дуэт Онегина и Татьяны. Урок,
посвященный теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, будет гораздо
интереснее, если звучит романс «И скучно, и грустно". Для знатоков и любителей
литературы можно воспользоваться кроссвордами для уроков обобщения и
повторения.
На уроках литературы я использую различные обучающие программы,
электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги,
видеофильмы. Это «Фраза», «Литература. Репетитор», «Школьный курс уроков
литературы», « «Подготовка к ЕГЭ по литературе ». Достоинство электронного
учебника в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно
представлен и озвучен теоретический материал, позволяющий выявить темы,
недостаточно усвоенные учеником.
На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают
обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Известно всего три вида
компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), но,
работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Это
разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более
интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее
обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а
также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками,
их включение обосновано психологическими особенностями учащихся данной
возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий.
Часто рисунок помогает решить поставленную перед студентом задачу. Такие виды
работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание,
скорость, умение работать в команде.
С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в
программе MicrosoftPowerPoint, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить
время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет
предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести
элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Таким образом, использование ИКТ на уроках литературы значительно
повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более
продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учащихся изучаемым
материалом. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не
отстать от времени и от своих учеников.
Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого,
активизировать творческие и познавательные способности учащихся,
оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это
приводит к росту качественной успеваемости по литературе и сохраняет
устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.
Игровые технологии
Важную роль для повышения мотивации в обучении учащихся играют игровые
технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее
феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде.
Это очень действенный метод для развития и совершенствования познавательных,
умственных и творческих способностей обучающихся.
Использование игровых технологий на уроках литературы привлекательно тем,
что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи, а именно:
1. Дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности.
2. Воспитывающие: формирование нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, чувства
коллективизма, воспитание самостоятельности, и воли.
3. Развивающие: развитие внимания, мышления, творческих способностей,
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды; стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия.
Чаще всего для организации разносторонней работы учащихся по освоению
ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы мною используются
такие формы, как
- урок - викторина;
- урок - ролевая игра;
- урок – КВН;
- урок – театр;
- урок –конкурс;
- урок – диспут;
- урок – аукцион знаний;
- урок – концерт и др.
Большой интерес вызывают у студентов уроки, концерты, уроки-конкурсы,
которые проводятся при изучении творчества поэтов. На них представлены и
биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музыкальное
сопровождение. В такой форме проводились уроки по творчеству поэтов
Серебряного века, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уроки позволили
за ограниченное время дать максимум эмоциональных впечатлений и обобщить
огромный учебный материал.
Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за
внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на
уроке стоит кропотливая подготовительная работа преподавателя, но она окупается
сторицей, так как ставят учащихся в обстоятельства, побуждающие и обязывающие
их прочесть литературное произведение.
Игровые формы я использую и как элемент урока. Они легко подбираются
по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры являются
удобной формой актуализации знаний начале урока или перед началом изучения
новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного
занятия.
Очень часто использую на уроке кроссворды, в особенности те, которые
составлены самими учащимися. Здесь творчество неиссякаемо. Такие игры не
только разнообразят урок, но и заставляют учащихся мобилизовать все знания,
полученные ими во время обучения. Это своеобразный тест на проверку знаний и
умений их применить на практике.
Литературные викторины используются в познавательных играх, где на
первый план выступает также наличие знаний. Игра должна соответствовать
знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому
следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для
небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе.
Ролевые игры позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся,
их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное
средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации
деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся
со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке
усиливает эмоциональное восприятие материала. Сюжетно-ролевые игры это
эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их
деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.
Опыт работы показывает, что применение игровых форм на уроке создает
предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности
восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих
способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической
раскованности, способствует повышению общего развития, умению
ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом,
использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё
многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую,
нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
Ниже дается методическая разработка двухчасового урока-концерта на
материале поэзии Серебряного века с применением технология критического
мышления, игровой технологии, информационно-коммуникационной технологии.
Причем, игровая технология проходит красной нитью через весь урок.
1. Введение
Современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и
развития личности на основе формирования учебной деятельности. Важно создать
условия для того, чтобы каждый ученик стал подлинным субъектом учения,
желающим учиться. Нередко помогают в этом нетрадиционные формы проведения
урока. Они во многом личностно-ориентированные, выявляют, прежде всего,
особенности учащихся; содействуют развитию и проявлению личностных качеств,
формированию индивидуальности учащегося, способности к нравственной и
творческой реализации своих возможностей.
Данная методическая разработка преследует цель: проведение нестандартных
уроков с элементами проблемно-исследовательского обучения, игровой
технологии, технологии критического мышления, способствующих выработке
логического мышления учащихся, расширению кругозора, развитию познавательной
деятельности, привитию навыков опережающего обучения с использованием ранее
полученных и приобретения новых знаний, решению практических задач.
Для проведения открытого урока тема: «Конкурс чтецов (по материалам
поэзии Серебряного века) выбрана не случайно. Она продолжает ранее изученную
тему «Поэзия Серебряного века», в которой рассматривались литературные
направление на рубеже веков. Урок, посвященный Серебряному веку русской
поэзии, познакомит учащихся с обилием талантов и многообразием
художественных поисков, чьи творческие принципы столь различны, но соотносятся
с одним общим понятием "творцы Серебряного века». Проведение подобного урока
способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за
порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика,
осуществлению индивидуального подхода.
2. Описание подготовительной работы
Проведение урока – конкурса требует большой подготовительной работы от
преподавателя и от учащихся. Она состоит из нескольких этапов.
1) Преподаватель сообщает учащимся о предстоящем занятии, определяет стихи
для заучивания наизусть, назначает студентов, ответственных за подготовку
презентации о представителе литературного направления.
2) Назначает ответственных за целостный анализ стихотворения.
3)Делит учащихся на 5 групп.
1 группа конкурсанты, читающие стихотворения литературного
направления «символизм».
2 группа конкурсанты, читающие стихотворения литературного
направления «акмеизм»
3 группа конкурсанты, читающие стихотворения литературного направления
«футуризм»
4 группа группа поддержки, ответственная за подготовку тезисов каждого
литературного направления, целостный и краткий анализ поэтического текста,
подготовку презентации о жизни и творчестве одного из представителей
литературного направления
5 группа судейская группа. Они на уроке будут оценивать качество подготовки
групп (анализировать доклады с точки зрения полноты и глубины содержания,
стройности, логичности и доказательности изложения, правильность, богатство и
выразительность речи докладчика). В ее обязанности также входит подсчет
голосов за прочитанное стихотворение по каждой номинации, за целостный анализ
текста, презентацию, защиту художественного направления. Эти же учащиеся
готовят книжные выставки, иллюстрации. Поэтому в 5 подгруппу целесообразно
отобрать сильных учащихся.
Выступления учащихся будут сопровождаться чтением стихотворений и их
комментированием.
4) В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся,
обговаривает программу выступления, помогая учащимся уложиться в отведенное
время (целостный анализ -3-5 мин, короткие комментарии– 2 мин). Помогает
отобрать необходимый материал для выставок, проводит индивидуальную работу с
«судьями», обучая их навыкам анализа выступлений.
Предлагаемый план проведения урока выглядит следующим образом:
3. Методика проведения практической части урока
А) После организационного момента, в котором сообщается тема и цель
урока, преподаватель переходит к актуализации знаний. Она начинается с
поэтической минутки. Подготовленный студент читает стихотворение М.Кузмина
«Намек на жизнь». Затем, согласно плану урока, проводится беседа
и задается следующий вопрос:
- какие литературные течения выделяются в поэзии «Серебряного века?»
Группе предлагается составить кластер по теме «Серебряный век русской поэзии»
(кластер составляется студентом на доске, а остальные записывают в тетради)
Б) Методика изложения нового материала
Студентам объявляется, что урок будет необычный урок-конкурс, в котором
будут участвовать 3 группы чтецов. Каждая группа представляет определенное
течение в русской поэзии Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм в
русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Отмечается также, что у каждого
направления есть своя группа поддержки, получившая домашнее задание и тесно
работающая с выступающими. Их цели и задачи дать краткие биографические
сведения о поэте и провести целостный анализ текста, подтверждающий
принадлежность услышанного стихотворения именно к их течению. Отмечается
среди студентов данной группы наличие зрителей, которые каждое понравившееся
выступление будут оценивать следующим образом отдавать свои звездочки-
голоса. Говорится, что в конце урока будет подводиться подсчет, выясняющий,
кто из чтецов набрал наивысшее количество голосов и какое литературное течение
победило. Голосование проводится звездочками. Жюри также будет оценивать
следующие конкурсы группы поддержки: составление тезисов, целостный анализ
стихотворения, краткие сообщения о творчестве поэтов, лучшая презентация,
краткое слово о художниках и их картинах.
В первой номинации слово дается группе защиты, которые должны были
написать тезисы, представляющие основные принципы литературного течения. Во
второй номинации после выразительного чтения стихотворения наизусть
проводится словарная работа со словом квинтэссенция. Затем дается целостный
анализ стихотворения следующих поэтов: Ф. Сологуба «Чертовы качели», Н.
Гумилева «Из цикла «Капитаны земли», В. Хлебникова «О рассмейтесь,
смехачи…»
3-я номинация представляет стихи о любви М. Волошина «Любить без слез…», А.
Ахматовой «Звенела музыка в саду», И.Северянина «Сонет о любви». (Здесь же
показывает группа поддержки презентацию о жизни и творчестве И.Северянина).
4 номинация. Преподаватель говорит о том, что если сравнивать поэзию 19
века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века
почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы,
тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более характерны попытки передать
определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап носит
название «О самом сокровенном». Группа поддержки дает краткую характеристику
поэтического мира следующих поэтов:
К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». (Презентация о жизни и
творчестве К.Бальмонта), А.Ахматова « Я научилась просто, мудро жить», И.
Северянин. «Городская осень»
Говоря о 5 номинации, преподаватель, отмечает, что она представлена
лучшими стихами следующих поэтов Серебряного века. Это: И.Мережковский.
«Парки», А. Блок «Незнакомка», Н. Гумилев «Озеро Чад», (здесь же защищается
проект-презентация о жизни и творчестве Н. Гумилева), О. Мандельштам
«Silentium», Б.Пастернак «Я клавишей стаю кормил с руки», В. Маяковский
«Послушайте».
В 6 номинации «Межпредметные связи» преподаватель говорит о том, что
«серебряный век» характеризует духовный и художественный взлет русской
культуры во всех видах искусства, в том числе и в живописи, в которой также
отразились авангардистские и модернистские течения. Отмечается, что некоторые
художники создавали свои шедевры под непосредственным впечатлением идей от
того или иного литературного течения. Предлагается ответить, каких художников,
близких по духу поэтам определенного литературного направления, готовы
представить группы поддержки. Предлагается выставка иллюстраций к картинам с
последующим их кратким анализом следующих художников: М. Врубель «Демон
сидящий», А. Бенуа «Прогулка короля», К. Малевич «Портрет художника М.В.
Матюшина»
В) Методика проведения закрепления изучаемого материала.
После слов преподавателя о том, что на уроке познакомились с творчеством
многих поэтов серебряного века, предлагается обобщить знания и защитить свое
литературное направление с помощью синквейна - одного из видов поэтического
творчества. На партах лежат памятки составления синквейна, которые помогут
учащимся справиться с заданием.
Затем слушаются варианты творческой работы, предоставляется слово жюри и
подводятся итоги урока-конкурса. Перед этим студенты с помощью звездочек
отдают свое предпочтение тому или иному чтецу. Выставляются оценки с
комментариями. В заключительном слове преподаватель отмечает лучшее, что есть
в русской поэзии Серебряного века.
Г) Методика выдачи домашнего задания
На дом дается задание по учебнику «Литература. Под ред. Г.А.
Обернихиной» на стр.69, зад. 8, в котором предлагается произвести
самостоятельно целостный анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного
века.
В заключении преподаватель спрашивает у учащихся, понятно ли им
домашнее задание, есть ли какие вопросы. Затем объявляет об окончании урока,
прощается с учащимися и заканчивает урок.
Проведение подобных уроков с использованием игровой и других
инновационных технологий приоткрывает для учащихся незнакомые грани
изучаемой науки, помогает им по-новому взглянуть на привычный урок,
способствует возникновению у студента интереса к учебному предмету. Вследствие
этого процесс получения и закрепления новых знаний становится более
эффективным.
Технологии развития критического мышления
Применение технологии критического мышления актуально потому, что
теоретико-методологической базой ее исследования являются идеи гуманизации
профессионального образования. Она разработана Международной Ассоциацией и
Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет получила
широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29
странах мира.
Для преподавателя технология развития критического мышления
привлекательна тем, что предлагает очень оригинальные приемы и методы ее
использования. Это точка опоры для мышления человека, естественный способ
взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть
информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с
новой информацией, студенты должны уметь рассматривать ее вдумчиво,
критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы
относительно точности и ценности данной информации. Формы урока РКМЧП
отличаются от уроков с традиционным обучением: студенты не сидят пассивно,
слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока, они
думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,
обсуждают прочитанное
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.
Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта
стадия позволяет
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или
проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к
учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет
учащемуся:
- получить новую информацию;
-осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или
группах.
В рамках технологии (РКМЧП) авторы предлагают широкий набор
методических приемов и стратегий ведения проблемного занятия. Рассмотрим
некоторые из них, которые я считаю наиболее действенными на уроках литературы
1. Прием «Корзина» идей, понятий, имен.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся
использую в основном на начальной стадии урока, когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или
думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Применяемый на стадии «вызова»,
данный прием актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или
проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивирует к учебной
деятельности.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано
все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В данном случае это тема
«И.С. Тургенев. Жизнь и творчество». Она не вызывает трудностей, так как
опирается на знания учащиеся, приобретенные в среднем звене
общеобразовательной школы
Работа проводится в два этапа.
Этап 1. Перед студентами ставится проблема:
- написать на листке все, что они знают о жизненном и творческом пути
И.И.Тургенева..
Это индивидуальная работа. Написав самостоятельно все, что они знают,
студенты записывают свои варианты ответа.
Преподаватель на доске записывает все возможные варианты ответов
студентов, складывая их в «корзину».
2 этап. Коллективная работа. Вместе с сильными учащимися находим
неверные ответы и убираем «гнилые грибы» (то есть неверные ответы) из корзины.
Этот прием действен тем, что активизируют у студентов мыслительную
деятельность, способствуют хорошему усвоению знаний, учит видеть свои ошибки
(«гнилые грибы») и позволяет в дальнейшем избежать их при характеристике
жизни и творчества писателя.
2. Прием кластер
Прием кластер близок к приему «корзина» идей, понятий. Приём кластер
(«гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление
в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для
памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по
категориям. «Грозди» графический прием систематизации материала. Наши
мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном
порядке.
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) студенты пишут ключевое
слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
- вокруг «накидывают » слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже
появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления, определяет информационное поле данной теме.
Кластер используется нами на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его
- для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы для подведения
итогов того, что учащиеся изучили.
Чаще всего этот прием используется мною на стадии вызова и рефлексии.
Система кластеров привлекает тем, что позволяет охватить избыточный объем
информации, обобщить предметный материал, увидеть связи между идеями и
понятиями. Следующая немаловажная причина - в сравнительно короткий срок
можно опросить всю группу и выставить оценки.
3. Приём «Верные – неверные утверждения»
Приём «верные неверные утверждения» (или «Верите ли вы?») хорош тем,
что является нетрадиционным и вызывает живой интерес у учащихся. Используется
чаще всего на стадии вызова: предлагается несколько утверждений по ещё
не изученной теме. Студенты выбирают «верные» утверждения, полагаясь на
собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой
темы, выделяются ключевые моменты.
Затем на одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы
выяснить, какие из утверждений были верными. Полученные результаты совместно
обсуждаются. Такая работа позволяет обучающимся, встречаясь с любой
информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и
ценности данной информации.
Использовать прием «верные – неверные утверждения» можно и на стадии
осмысления, рефлексии.
Приведем пример данного приема.
Тема: «Индивидуалистический бунт Раскольникова».
1.Раскольников сочувствует «униженным и оскорбленным».
2. Раскольников идет на убийство, чтобы помочь бедным подняться
из нищеты.
3. Преступление Раскольникова состоит в том, что он поделил
людей на «низших» и «высших», разрешив «кровь по совести».
5. Слова «… кто у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
принадлежат Свидригайлову».
6. В начале «Эпилога» Раскольников не раскаивается в своей
теории.
Приём «Верные – неверные утверждения» хорошо использовать при
подготовке студентов к экзаменам по литературе в форме ЕГЭ. Он помогает
развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
способствует формирования навыков самостоятельной учебной деятельности,
самореализации.
4. Прием синквейн.
Название приема происходит от французского слова «cing» пять. Это
стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза
материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать
информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких
выражениях.
Синквейн обычно используется мною на уроке как индивидуальное
самостоятельное задание для работы в парах; реже как коллективное творчество и
на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии
вызова.
Правила написания синквейна:
1. Первая строка тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно
именем существительным;
2. Вторая строка описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными;
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно
глаголами;
4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к
данной теме;
5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или
философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Приведем пример синквейна, составленного студентом на стадии рефлексии.
Тема: «Нигилизм Базарова»
Нигилист
Материалистический, скептический
Отрицает, проверяет, утверждает
Известность не в медицине
Революционер
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве инструмента
для обобщения сложной информации. Они помогают развитию интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, способствует формирования навыков
самостоятельной учебной деятельности, самореализации.
5. Прием «Перепутанные логические цепочки».
Данный прием применяется чаще всего при обобщении темы. Существуют
различные варианты применения этого приема.
Вариант 1 «а»
Представляет собой модификация приема «Ключевые термины».
Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в
специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с
текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную
последовательность.
Вариант 2 «б»:
На отдельные листы выписываются 5-6 предложений из текста, которые
демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности.
Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или
причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к
более или менее единому решению, преподаватель предлагает ученикам
познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их
предположения.
Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более
применима при изучении информативно-содержательных текстов, помогает при
выполнении заданий А6, А7 текстов ЕГЭ
6. Нетрадиционные уроки.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки,
которые позволяют повысить интерес студента как к предмету, так и к обучению в
целом. Попадая в необычную ситуацию, он включается в деятельность,
сотрудничество с преподавателем, что способствует созданию положительного
эмоционального фона. Начинают активно функционировать интеллектуальная и
волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации
творческих резервов и студента, и преподавателя.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их
видов. Практически все они позволяют создавать проблемные ситуации, решать
задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность,
повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического
мышления.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как
правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны
студентов. В своей практике я наиболее удачно использую несколько
нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие,
диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет, урок-семинар. Выбор
зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности
студентов, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой
темой.
Урок-семинар
Эффективным видом контроля успеваемости учащихся является урок-семинар.
Ниже дан конспект проведенного урока-семинара «Проза второй половины ХХ
века. Тема Великой Отечественной войны в прозе второй половины ХХ века».
Проведение этого занятия требует большой подготовительной работы и состоит из
нескольких этапов:
1) сообщение учащимся о предстоящем занятии, указание даты и времени
проведения;
2) ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до
проведения);
3)осмысление и выбор микротем;
4) подбор материала к семинару;
5) консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара).
В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся,
обговаривает программу выступления, помогая учащимся уложиться в отведенное
время (5-6 мин), помогает отобрать необходимый материал для выступлений.
Конспект урока «Проза второй половины ХХ века. Тема Великой
Отечественной войны в прозе второй половины ХХ века»
Тема урока « Развитие прозы во второй половине ХХ века. Тема Великой
Отечественной войны в прозе второй половины ХХ века»
Время 2 часа
Вид занятия: урок
Тип урока, применяемая современная образовательная технология__ урок-
семинар с применением информационно-коммуникативной технологии ,
технологии проблемного обучения, игровой технологии
Цели занятия:
Учебная_____ ознакомление учащихся с тематикой и проблематикой прозы второй
половины XX века, обозначение ее основных тем и проблем, остановив особое
внимание на теме Великой Отечественной войны.
Воспитательная: воспитание духовно-нравственной личности, воспитание
уважительного отношения к истории страны, воспитание чувства патриотизма
Развивающая: развитие умений анализировать на основе сопоставления;
развитие умение выделять главное.
Деятельностная: подготовка и защита проекта-презентации, выступлений,
просмотр отрывков из художественных фильмов, выработка умений работать в
коллективе
Межпредметные связи:
обеспечивающие____литература
обеспечиваемые____историей
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия: презентация, выполненная студентом,
портреты писателей, иллюстрации к произведениям, видеофильм
Раздаточный материал: листы с вопросами теста, звездочки для голосования
Технические средства обучения: мультимедиа
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости
2. Актуализация опорных знаний
На прошлом занятии мы знакомились с биографией и творчеством
А.Твардовского. Мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы усвоили
материал. Опрос я проведу в форме экспресс-тестирования. Перед вами лежат
бланки, вы их заполните, пометив одним крестиком правильно выбранный ответ
из трех вариантов. Затем методом взаимопроверки сверите правильность ответов
и выставите оценку.
1)А, Твардовский родился
А) на Смоленщине
Б) на Дону
В) в Москве
2) герой поэмы «Страна Муравия» Никита Моргунок отправляется на поиски
А) счастливого человека
Б) крестьянского рая
В) синей птицы
3) в 1946 году Государственной премии была удостоена поэма
А) «Дом у дороги»
Б) «За далью – даль»
В) «Василий Теркин»
4) В военные и послевоенные годы главной темой стихотворений
А.Твардовского стала
А) тема поэта и поэзии
Б) тема войны и памяти
В) тема жизни и смерти
5) А.Твардовский долгое время был редактором прогрессивного журнала
А) «Современник»
Б) «Знамя»
В) «Новый мир»
Молодцы! Вы показали хорошие знания в изучении биографии и творчества поэта и
правильно ответили, что основной темой в военные и послевоенные годы у
А.Твардовского стала тема войны и памяти о ней.
3. Мотивация учебной деятельности.
Слово преподавателя. Сегодня на уроке мы познакомимся, какова тематика и
проблематика была характерна для прозы второй половине 20 века, рассмотрим
особенности ее развития, отдельно выделив тему «ВОЕННАЯ ПРОЗА».
На развитие литературы 50-90-х годов повлияли два общественно-политических
движения «Оттепель» (1953-1964) и «Перестройка». Первое связано со смертью
Сталина, с восстановлением демократических норм и появившейся возможностью
правдивого изображения жизни. »Перестройка» (1985-1991) характерна
демократизацией общества и появлением «возвращенной» литературы, предметом
изображения который были «белые пятна» русской истории советского периода.
Особенностью развития прозы данного периода является ее тематическое
разнообразие
1. Для прозы 50-х характерна исповедальность, проявляющаяся, прежде всего, в
лирической прозе и в жанре дневника, что позволило авторам выразить
субъективную точку зрения на исторически значимые события. Это
«Владимирские проселки» В.Солоухина, В, Овечкина «Трудные будни»,
«Дневные звезды» О. Бертгольц.
2. 60-е годы отличаются появлением «молодежной прозы», которая сумела
выразить романтические идеалы своего поколения. (В. Аксенов «Коллеги»
А.Кузнецов «У себя дома»).
3. Развитие фантастики в 60-70-е годы. (А. И. Стругацкие, И.Ефремов, К.
Булычева.) Прогнозируя будущее науки и техники, большое внимание
уделяли человеческой психологии.
4. Деревенская проза конец 60-х-80е годы. По мере ее развития выделялись
две разновидности. Одни анализировали социально-исторические проблемы
(В. Тендряков, Б. Можаев), другие большое внимание уделяли нравственным
проблемам. (Ф. Абрамов, В.Распутин, В.Шукшин, В.. Белов)
5. «Возвращенная литература» периода «перестройки» отличается
многообразием тем. Выделяются 2 основные: Лагерная тема. (В.Шаламов
«Колымские рассказы», В.Домбровский «Хранитель древностей»).
Рассматривали лагерный опыт как отрицательный, разрушающий
человеческую личность. Тема сталинизма. А.Рыбаков «Дети Арбата»,
В.Волков «Погружение во тьму», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая».
6. Военная проза 50-70 гг. ( Ю.Бондарев, Г.Бакланов, К.Симонов, Б.Васильев,
В.Быков, В.Астафьев, К. Воробьев, С.Смирнов и др.)
7. Городская проза 70-80 годы. Ю.Трифонов «Обмен», А.Битов. Проблема
потери нравственности в современном обществе.
8. Условно-мифологическая проза.70-80 годы. (Ч.Айтматов «Буранный
полустанок» В. Орлов «Альтист Данилов»). Рассматривали события
современности во вневременном плане, что позволяло оценить текущий
момент с позиций вечности. Не важно, в какой стране происходит действие,
важны человеческие ценности.
Сегодня на уроке мы подробно остановимся на военной прозе. Во 2-й половине
50-х годов начинается подлинный расцвет литературы о войне, что было
обусловлено возможностью писать о ней правду в период оттепели, а также
приходом в литературу целого ряда писателей- фронтовиков. По истечении более
десяти лет после окончания войны происходит своеобразное осмысление того, что
они пережили на войне. Мы познакомимся только с малой частью произведений,
посвященных событиям Великой Отечественной войны, и постараемся ответить на
вопрос: чем было вызвано разнообразие жанров в военной прозе. Помогут нам в
этом студенты, которые подготовили сообщения к уроку-семинару. Первое
сообщение представит нам художественно-документальное произведение о войне
С.Смирнова «Брестская крепость»
Проблемный вопрос на доске:
Чем было вызвано разнообразие жанров в военной прозе?
Сообщения выступающих
1) Художественно-документальные произведения о войне. С.Смирнов.
«Брестская крепость»
Вопрос - Почему, по вашему мнению, С.Смирнов обратился к документальной
прозе?
(Предлагаются возможные варианты ответов)
- чтобы дать правдивую картину борьбы удивительного народного подвига.
-чтобы восстановить справедливость: ведь оставшиеся немногие защитники
Брестской крепости были объявлены предателями. Так Сталин называл всех
попавших в плен советских солдат и офицеров.
- чтобы люди помнили о героях Брестской крепости.
Слово учителя. Нельзя не согласиться со словами, сказанными вами. С.Смирнов
собрал и напечатал огромный документальный материал, чтобы люди помнили о
героях Брестской крепости. Ведь благодаря усилиям С.Смирнова, об их подвиге
стало известно всей стране, а крепости присвоено звание Крепость-герой.
Благодарные потомки создали там Мемориальный комплекс, с которым вы
познакомитесь, прослушав защиту проекта-презентации «Брестская крепость».
Презентация «Брестская крепость»
2) Героико-эпические произведения о войне.
К. Симонов « Живые и мертвые»
Слово учителя . Следующее выступление посвящено героико-эпическому
произведению о войне К.Симонова «Живые и мертвые»
- что вы можете сказать о главной особенности романа-эпопеи?
Блиц-опрос проводит преподаватель после выступления студента.
- какова главная особенность романа-эпопеи «Живые и мертвые»?
(Изображение жизни народа в переломный исторический период, когда в
наибольшей степени проявляется его национальный характер. В романе «Живые и
мертвые» - это Великая Отечественная война)
- какое событие повлияло на судьбу Синцова, заставившее его оставить
журналистику?
одбитые 23 танка на передовой подполковника Серпилина. Синцов увидел его
решимость сражаться, а не отступать и впервые поверил в возможность победы.
Своим участием в боевых действиях Синцов решил приблизить этот день.)
- почему вторая часть эпопеи «Живые и мертвые» называется «Солдатами не
рождаются»
исатель утверждает, что умение воевать приходит с боевым опытом в ходе
ожесточенных сражений, побед и поражений.)
После обсуждения делается вывод: главная особенность романа-эпопеи «Живые
и мертвые» К. Симонова заключается в том, в нем показан широчайший охват
действительности, философское осмысление грандиозных исторических процессов,
взаимосвязь жизни отдельного человека с жизнью всего народа.
3) Романтизация героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
(Взаимные вопросы)
Вопрос выступающего
- для чего понадобилось Борису Васильеву романтизировать образ девушек-
зенитчиц?
(для того, чтобы показать несовместимость таких понятий как женщина и
война. Отдав жизнь за Родину, они никогда не узнают радость материнства;
писатель знает об этом, и ему хочется оставить в памяти читателя их светлый
образ.)
Вопрос к выступающему
- как в повести Б.Васильева проявились особенности лейтенантской прозы?
повести описывается не грандиозное сражение, а бой местного значения,
который даже в военных сводках не отражен)
Вывод. Эта повесть о подвиге, оставшемся неизвестным широкой
общественности, не отмеченном высокими наградами. Это повесть о подвиге
прекрасных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой
долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь
будущих поколений. Показывая, что у «войны не женское лицо», писатель
восхищается героизмом девушек-зенитчиц. Сцены из прошлой жизни помогают
создать их романтический облик. Читатель испытывает горечь от того, что они
навеки останутся «девятнадцатилетними».
4)Проблема нравственного выбора в повести Б.Васильева «Сотников»
Вопрос к учащимся преподавателя
Почему повести В.Быкова называют повестями-притчами?
(Быкова интересовал в первую очередь не исход какого-то исторического
сражения, а нравственное поведение человека на войне, его готовность или
неготовность совершить подвиг, о котором даже никто не узнает.)
(притча позволяет автору, сохраняя описание конкретного события, достигать
широких философских обобщений).
Вывод. Стремление В. Быкова к созданию ситуаций, которые по своей
универсальности и категоричности нравственно-этических выводов приближались
бы к притче, только обогащенной вполне реалистическими подробностями,
объясняется тем, что писатель размышляет над «вечными» вопросами о природе
добра и зла, степени ответственности человека за поступки, продиктованные вроде
бы необходимостью. Именно на войне, когда человек чаще всего попадает в
ситуацию выбора, по мнению В.Быкова, проявляется истинная его сущность.
5).Человек и война в романе Ю.Бондарева «Горячий снег».
При обсуждении этого сообщения учащиеся задают вопросы выступающему.
Вывод. Среди книг Юрия Бондарева о войне Горячий снег» занимает особое
место. В нем показана вся несостоятельность дискуссии об «окопной» и
«масштабной» правде: в романе органически соединились два взгляда на войну:
позиция лейтенанта Кузнецова и точка зрения командарма Бессонова. В повести
Ю.В. Бондарева «Горячий снег» авторское внимание сосредоточено не только на
нравственном выборе человека на войне и развитии сложных взаимоотношений
героев, находящихся в одном окопе. На первый план выдвигается совпадение
локального и масштабного взглядов на войну, анализ жизненно важных,
необходимых принципов ведения войны, руководства ею и поведение человека в
бою, дающее объемное представление о войне.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомились с замечательными произведениями военной
прозы, узнали много нового о той героической эпохе и в ходе урока пытались
ответить на проблемный вопрос: чем объясняется жанровое разнообразие военной
прозы. Ответы были различны, но их объединяло одно: понимание того, что
разнообразие жанров в военной прозе объясняется индивидуальным подходом
каждого писателя в стремлении донести до читателя правду о войне, одновременно
показав народное сопротивление врагу и изобразив подвиг советских людей,
вставших на защиту родины.
Остались ли вы равнодушными к услышанному на уроке, или затронутая тебя вас
глубоко взволновала, можете передать свое эмоциональное состояния с помощью
звездочек, которые можете прикрепить к стенду «Эмоциональное состояние»
4.Рефлексия
2) Прием «Эмоциональное состояние»
5. Подведение итогов. Комментирование оценок
6. Инструктаж о домашнем задании
Стр.325 –зад. 3, стр.327, В. Шукшин. Зад. 2, В.Распутин, стр.329, зад.2
Может быть, не все посчитают описанную систему моей работы для
себя приемлемой, но, надеюсь, отдельные методы, формы, приёмы, тексты,
задания покажутся интересными и будут взяты на вооружение при разработке
инновационных уроков.
Вывод.
Подводя итог, можно отметить, что современные образовательные
технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к
пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют
преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и
навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному
слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают
формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-
нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои
личные возможности. Как показывает практика, использование разнообразных
методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой
учебно-познавательной деятельности и формирует потребность в систематическом
чтении художественных произведений, способствующих приобщению к
величайшим произведениям искусства.
Итогом моей педагогической деятельности является то, что, принимая участие
в ежегодном Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи
«Национальное достояние России», мои студенты становятся его победителями и
призерами, а в Международной Олимпиаде по основам наук награждаются
Дипломами I степени.
Библиография
1. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. М., «Дрофа» 2009 г.
2. Учебник литературы для студентов СПО под редакцией М. Ф. Обернихиной.
М., изд. центр «Академия, 2012 г.
3. Ю.К. Бабанский. Оптимизация процесса обучения. М., Просвещение,2007 г
4. Компьютерные телекоммуникации в школе. Под ред. Е.С.Полат - М., 1995 г.
5. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.- М,
Просвещение, 2010 г.
6. Д.С. Левитас. Практика обучения: современные образовательные
технологии. Мурманск, 2003 г.
7. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное
образование, 1998 г.
8. Максаков, А.И. Учите, игра: Игры и упражнения со звучащим словом
А.И. Максаков ,Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2003.
9. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям.-
Самара, 2011г.
10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. М.,
1997 г.
11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании.
Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс,
2004.
12. Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования.
Пермь: Пермский государственный университет, 2007 г.
13. Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках литературы. Волгоград:
Учитель, 2008.
14. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Из опыта
работы ∕ Г.С. Швайко. - М., Просвещение, 2008 г.