Использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников

«Использование игровых технологий в процессе обучения и
воспитания дошкольников»
Из опыта работы музыкального
Руководителя ГДОУ №85
Невского РОО
Скок Светланы Александровны
Санкт-Петербург 2012
Игровые технологии в процессе обучения и воспитания дошкольников
обладают огромными педагогическими возможностями, они разнообразят
занятия, побуждая детей к творчеству. Через них ребенок постигает
образный мир.
Важным средством развития музыкальных способностей детей являются
музыкально-дидактические игры. Поскольку я занимаюсь развитием
певческих способностей детей и на музыкальных занятиях со всеми
группами, и в хоровом коллективе «Горошина», который у нас существует
уже два года, то хочу поделиться своим опытом применения музыкально-
игровой методики для развития певческих способностей детей старшего
возраста (умение детей управлять своим голосом – высокая и низкая
позиции, чистое интонирование, координация слуха и голоса; правильное
использование своего артикуляционного аппарата и певческого дыхания;
развитие ритмического чувства). В своей работе по развитию певческих
навыков я опираюсь на современные игровые методики Т.Э. Тютюнниковой,
О.В. Кацер, М.Ю. Картушиной.
Занятие начинаю с артикуляционной зарядки – игровых упражнений на
развитие мышц щек, языка, неба, губ, шеи. Каждому упражнению я придаю
игровой образ, назвав его по схожести с чем- или кем-либо. Например,
упражнение на развитие кончика языка и щечных мышц назвала «Хомячки».
Предлагаю детям превратиться в этих забавных и запасливых зверушек с
большими защечными мешками. Дети с удовольствием изображают из себя
хомячков, поочередно надувают щеки, «прокалывают» их, а также верхнюю
и нижнюю губы языком, вращают им вокруг зубов при закрытом рте.
Следующее упражнение «Лошадки». Дети изображают лошадок, звонко
щелкая языками, при этом широко открывая рот и касаясь подбородком
своей ладони. На этом упражнении отрабатывается умение красиво и широко
открывать рот, правильно ставить губы, освобождать от зажатости и
напряжения нижнюю челюсть. Упражнение на твердость и упругость губ
«Завязываем губки бантиком». Дети как можно ближе сужают их
(завязывают туго бантик) и раздвигают губы в улыбке (развязывают бантик).
Для развития упругости и твердости губ использую также скороговорки с
губными звуками «б», «п», «м»,например: «От топота копыт пыль по полю
летит», «Вез корабль карамель». Произносим их несколько раз, постепенно
ускоряя темп, при этом четко проговаривая все звуки. Для развития мышц
шеи играем в «Часы», медленно наклоняя голову влево («тик»), затем вправо
(«так») и потягивая мышцы обеих сторон шеи при неподвижном корпусе.
Для укрепления шейных позвонков «катаем яблочко по тарелочке» -
медленно вращаем голову вокруг шеи поочередно в одну и в другую
стороны. Чтобы поддерживать интерес к игровым упражнениям, на других
занятиях я называю эти упражнения по-другому «Язычки-озорнички»,
«Усатые жуки» и предлагаю детям самостоятельно их повторить.
Постоянная работа ведется и по развитию певческого дыхания.
Объясняю детям, что певческое дыхание отличается от обычного,
жизненного. Выдох во время пения значительно удлиняется, а вдох –
укорачивается. Здесь основная задача – формировать плавный и экономный
выдох. Вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, через
нос, нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. При этом надо следить,
чтобы дети не поднимали плечи и верхнюю часть грудной клетки.
Беспорядочность дыхания ведет к неровному пению со звуковыми
провалами.
Выработке правильного певческого дыхания, умения распределять выдох
на всю музыкальную фразу способствуют разнообразные игры-упражнения,
в которые дети очень охотно играют. Игры на дыхание выстраиваю в
определенной последовательности с постепенным усложнением. Сначала
учимся дышать животом, у детей, как правило, поверхностное, грудное
дыхание. Объясняю им: дышим глубоко животом, воздух вдыхаем носом и
опускаем его под нижние ребрышки, которые слегка раздвигаются. Дети
ставят руки на свои ребра, чтобы почувствовать это и превращаются в
деревья-великаны. Стоя возле стульчиков, они медленно покачиваются из
одной стороны (вдох) в другую (выдох). Затем учимся плавно и экономно
выдыхать воздух, но пока без звука – игра «Надуваем шары». Приставляем
ко рту согнутую кисть руки и плавно выдыхаем в нее воздух. Затем удлиняем
выдох, используя преграду из звуков: «з» (летают комары), «ш» (спустило
колесо), «ф» (сердитая кошка). Затем играем в «Ракету», которая ставит две
задачи: экономно распределять выдох на весь полет ракеты и уметь
модулировать своим голосом от низкого звука к высокому. Предлагаю детям
отправиться на Луну или другую планету, подсказанную ими. «Заправляем»
ракету топливом – берем глубоко носом дыхание под нижние ребра, затем
«заводим» ее – извлекаем из груди низкий звук «у», «летим» - постепенно
поднимаем руки вверх, повышая звук «у» до высокого. Объясняю детям,
«топливо» (воздух) надо расходовать очень экономно, чтобы ракета
пролетела как можно дальше. «Прилетели» на Луну – кладем руки на колени,
полностью израсходовав дыхание. Брать повторно дыхание, делать
«дозаправку» нельзя. Когда дети усвоят умение дышать глубоко животом,
плавно и экономно выдыхать воздух, предлагаю им игру «Перышко, лети».
Ребенок располагает перышко, привязанное к коктейльной палочке, напротив
своего рта, делает глубокий вдох носом, а затем медленно и ровно выдыхает
воздух, чтобы перышко как можно дольше вибрировало на палочке.
И заключительный этап в цикле игр на дыхание – пение небольших
песенок-попевок, где дыхание берем строго по фразам и добиваемся, чтобы
его хватало на всю фразу. Например, песенка «Раз, Егорка, два Егорка», в
которой предлагаю посчитать Егорок на пригорке, как правило, до восьми с
учетом того, что средняя продолжительность музыкальной фразы – 8 секунд.
На любой мотив под аккомпанемент музыкального руководителя дети
исполняют песенку:
Как на горке, на пригорке
Было двадцать два Егорки:
Раз Егорка, два Егорка…(и так далее поем до восьми).
На одном дыхании дети пропевают первую фразу, затем вновь берут
дыхание и пропевают до восьми Егорок, следя за своим выдохом, чтобы его
хватило на восемь Егорок. Осенью считаем на пенечке опят, а зимой
снежинки (до шести-семи, заканчивая словом «все»):
На пенечке шесть (семь) опят
Дружно выстроились в ряд:
Раз опенок, два опенок…
Как снежинки хороши,
Их считают малыши:
Раз снежинка, два снежинка… и т.д.
Разносторонняя система дыхательных упражнений разработана М.Ю.
Картушиной в книге «Вокально-хоровая работа в детском саду». Это
дыхательные упражнения со звуком и без звука, небольшие песенки для
укрепления дыхательных мышц («Кастрюля-хитрюля», «Паровоз»).
Пение детей должно быть не только интонационно чистым, слаженным, с
четкой дикцией, но и выразительным. Не все дети обладают яркой
эмоциональной отзывчивостью, способны передать свое эмоциональное
отношение к пению через взгляд, мимику, жесты, движения головы и
корпуса. Чтобы дети пели выразительно, требуется целенаправленная работа,
которая схожа с обучением начинающих актеров. В работе над
выразительностью исполнения я опираюсь на театрально-игроаые методики
Е.А. Антипиной («Театральная деятельность в детском саду»), Т.С.
Григорьевой (Программа «Маленький актер»), А.В. Щеткина («Театральная
деятельность в детском саду»). Во время пения дошкольники смотрят чаще
всего на музыкального руководителя, воспитателя или просто отрешенно, в
никуда, взгляд их глаз ничего не выражает, за редким исключением
отдельных детей. Как добиться, чтобы они прочувствовали то, о чем поют, и
глазки бы их заблестели? Здесь важен выразительный показ музыкального
руководителя. Я обычно сажусь лицом к детям и пою им a capella один-два
куплета, чтобы дети внимательно понаблюдали за моим лицом. Но этого,
конечно, недостаточно, требуются специальные игровые упражнения.
Игры на развитие мимики лица. Работа мышц лица у дошкольников
развита слабо. Предлагаю поиграть в «Рожицы». Поднять правую бровь,
опустить. Поднять левую – опустить. Обе брови поднять и опустить.
Вытянуть лицо. Опустить нижнюю челюсть, не раскрывая губ, подвигать
челюстью влево-вправо. Пораздувать ноздри. В конце скорчить рожицу «кто
смешнее». В другой раз предлагаю детям изобразить лицом, как они пьют
соленый чай, едят лимон, вкусные конфеты; предлагаю изобразить лицом
сердитого дедушку, грязную бумажку, обиду, удивление, испуг, радость и
т.п.
Игры на развитие интонационной выразительности, которой особенно не
достает детям при чтении стихов. Предлагаю исполнить песенку козы из
сказки «Волк и семеро козлят» от лица козы и от лица волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Игра на развитие вопросительной и утвердительной интонации «Ручей»:
Чей ты, чей, лесной ручей?
- Ничей.
Но откуда же ты, ручей?
- Из ключей.
Ну а чьи же те ключи?
- Ничьи.
Чья березка у ручья?
- Ничья.
А чья девочка-лапушка?
- Я папина, мамина и бабушкина.
При систематической и целенаправленной работе по развитию певческих
навыков детей с использованием музыкально-игровых и театрально-игровых
технологий, в чем я убедилась на собственном опыте, результаты не
заставляют себя долго ждать. Меняется отношение дошкольников к пению,
они меньше отвлекаются, проявляют больше старательности и терпения петь
правильно. Выразительность детских лиц, эмоциональность исполнения
песен, в которые они начинают вкладывать частичку своей души, - все это
говорит о том, что дети любят и хотят петь. Наша же задача – ненавязчиво, в
игре, используя разнообразные движения, учить их этому виду музыкальной
деятельности.