Методика проведения фортепианного урока

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа №3 г. Волжского
Методический доклад
«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА»
подготовила
преподаватель
Близнюк Елена Владимировна
г. Волжский
2015
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА
Различные формы проведения урока. Последовательность работы с
учеником.
Урок является основной формой организации учебной и
воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени,
организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя
и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний,
формирование умений и навыков, развитие их способностей и
совершенствование опыта педагога.
Урок специальности в музыкальной школе это особый вид
деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это
индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является
овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке,
раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие,
повышение интеллекта.
Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они
определяются индивидуальностью педагога его методическими
воззрениями, вкусами, привычками.
Виды уроков. В школах применяются следующие виды уроков:
теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа,
лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция,
коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого
разнообразия будет применять педагог музыкант на уроках специальности,
тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.
Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-
либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно
разделить на следующие типы:
Урок, посвященный изучение нового материала,
урок – исправление ошибок,
урок – закрепление пройденного,
комбинированный урок.
Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.
С чего целесообразнее начать урок с упражнения, этюдов или
художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра?
Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном
этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти
большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью
произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше
уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание
ученика.
Проведение урока
Структура урока. Структура урока (организация учебной работы)
имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени
определяет эффективность обучения, его результативность.
Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание
урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного
обучения профессионально ориентированного или проводимого в рамках
общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным
или дополнительным инструментом.
Наполнение урока, его форма и протекание определяются также
индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному
занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы,
средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при
занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст
учащегося, степень его подготовленности, его личные качества талантлив
он или малоспособен, старателен или ленив.
Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается
хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится в начале
полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким
репертуаром идет работа.
Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице
живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока
действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные
компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в
деятельности многих поколений педагогов-пианистов.
Типовая структура урока:
-проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение
итогов предыдущей работы),
-продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже
известных либо новых приемов или подходов),
-подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его
активности на уроке), запись домашнего задания.
Проверка задания.
Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?
Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так
называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая
ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо
прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик,
психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки,
привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает
в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо
хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и
недостатки. Умение слушать необходимый компонент техники
педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства.
Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры.
Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог
определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением,
каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить,
обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач,
продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз
подкорректировать намеченный план действий.
Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора
недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь
услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной
еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.
Не следует слишком загружать внимание ученика множеством
замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на
самое главное на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на
грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие
ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных
результатов. Чаще всего это проигрывание педагогом сочинения целиком
или отрывками и словесные пояснения.
Исполнение педагогом произведения.
Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого,
даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать
словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же
отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь
не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное
проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы
ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить
возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими
художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей
самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на
недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не
готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право
показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или
ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни
странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником,
«показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не
обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги
сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки
ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой
метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто
не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его
изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед
началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в
младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку
иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С
первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания
по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их
инициативу.
Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.
Второй путь раскрытия содержания - словесные пояснения. Педагог
должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее,
увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда
достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с
подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные
образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или
концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля
композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами,
раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было
создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо
произведением наиболее существенные черты творчества композитора,
педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в
других произведениях того же автора.
Нужно помнить, что урок не монолог педагога. Будь он трижды
златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не
принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика.
Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен
быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно
ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен
ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с
изучаемыми произведениями.
Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан
Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно,
растворившись, придать желательный характер исполняемому, например:
тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон
Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников,
чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым
рядом словесных определений.
Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма,
передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения.
Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по
тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного
выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.
Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим
способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному
воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого
метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно
влиять на ученика во время исполнения.
Задание и отметка.
Последний компонент урока формулирование нового задания,
обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не
важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был
заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот
демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить
главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал
объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание
должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.
Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только
объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним.
С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее
существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать
соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках.
Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными
буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых
шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества
домашней работы.
Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен
быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной
балл.
Список литературы
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.:
Музыка, 1971.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:
Просвещение, 1982.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е, доп., Л.: Сов.
композитор, 1979.
4. Бунин В.В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000.
5. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-
во МГУ, 1978.
6. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – 4-е изд., доп.,
М.: Музыка, 1981.
7. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Искусство, 1938.
8. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки
успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, 1961.
9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика, – Ростов-на-Дону, 2002.
10. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.:
Музыка, 1988.
11. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002.
12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е, М.,
Музгиз,1961.
13. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения. – М.: Классика-
XXI, 2011.
14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Изд. 2-е. М.: Сов. композитор, 1989.
15. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.:
Классика- XXI, 2009.