Проблемы музыкального образования и музыкального воспитания на современном этапе в ДШИ

Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Краснослободская детская школа искусств»
г.Краснослободск
РЕФЕРАТ
«ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»
Подготовила: преподаватель
специального фортепиано
Яблокова Ольга Петровна
г. Краснослободск
2015 г.
Содержание
1. Введение
2.Задачи музыкального воспитания и музыкального образования
в начальный период обучения
3. Заключение
4. Список литературы
1.Введение
Для преподавателей музыкальных школ уже давно стало очевидным
снижение общего уровня музыкального воспитания поступающих в школу
детей. До обучения в музыкальной школе ребёнок, как правило, не поёт, не
принимает участия в семейных, городских или деревенских праздниках, его
музыкальный опыт сводится к знакомству с продукцией средств массовой
информации. Педагог на начальном этапе обучения должен решить
важнейшую задачу: приобщить ребёнка к истокам традиционной культуры.
Именно поэтому главнейшей целью начального периода музыкального
образования является интенсивное музыкальное воспитание ученика.
Что музыкальная педагогика вкладывает в понятие «музыкальное
образование»? Это передача от учителя к ученику традиционной культуры,
получившей название классической, изучение музыкальных правил и
истории музыки, анализ и усвоение музыкальных традиций, освоение
приёмов игры на инструменте, искусства пения, ансамблевого исполнения и
т.д.
Музыкальное воспитание же подразумевает реакцию человека на
современную музыкальную среду. С точки зрения музыкальной педагогики,
музыкальное воспитание это подготовка природных данныхученика
(физиологических и интеллектуальных) к восприятию музыкального
образования.
Если вначале обучения музыкальное образование превалирует над
музыкальным воспитанием, ученик теряет интерес к обучению в связи с
возникающими трудностями. Для осознания основ музыкальной грамоты
преподаватель должен приготовить слух, внимание, память, эмоциональное
восприятие, ритм, двигательные функции ребёнка. Это должно стать
основой начального периода обучения, так как от первых уроков ученика в
музыкальном воспитании зависит его музыкальное образование.
Преподаватель должен сделать так, чтобы ребёнок осознал необходимость
обучения музыке. А для этого нужно развить эмоциональный мир ученика,
чтобы он мог адекватно воспринимать тот мир, который заключён в понятии
«музыка». Необходимо настолько погрузить ребёнка в эмоциональный мир
музыки, чтобы он почувствовал его «своим», жизненно необходимым
пространством. На первых уроках важно чтобы ребёнку удавалось как можно
больше из того, что ему предлагается освоить. Ведь всё, с чем сталкиваешься
впервые, запоминается особенно хорошо. Позитивный настрой первых
занятий музыкой решает многие сложные задачи, которые ученик будет
решать впоследствии.
2.Задачи музыкального воспитания и музыкального образования в
начальный период обучения
В начальный период обучения необходимо подготовить слуховое внимание
ученика, а также освоить целый комплекс двигательных, эмоциональных
задач. В настоящее время многие дети страдают от мышечной зажатости,
связанной с повышенным тонусом мышц, поэтому, во-первых необходимо
выработать свободное движение рук, а уже затем навыки координации. На
этом этапе важно не форсировать развитие технических навыков, а двигаться
в техническом направлении постепенно, наблюдая за темпом движения
ребёнка. Лучше уделить внимание слуховой, эмоциональной работе,
развитию слуховых восприятий и музыкальных представлений, а в
техническом плане обратится к работе над крупными движениями рук и
вопросам ориентации на инструменте. Вывод: самой главной задачей
начального воспитания является воспитание правильных, свободных
мышечных ощущений при игре на инструменте.
При работе над умением расслабляться, владении мышечными
ощущениями необходимо опираться на то, что ребёнок умеет делать. Очень
хорошо помогают комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие с
одной стороны освобождению мышечного аппарата, а с другой
развивающие мышечную активность ученика, обращение к знакомым
образам: зайчик, птичка, бабочка, стрекоза, капелька, часы и т.д. Важно
создать у ребёнка ощущение, что он играющий музыкант уже на первых
уроках. Для этого есть много ансамблевого материала, в котором ребёнок
исполняет один-два звука. Музыка, исполняемая на первых уроках, должна
быть ритмически чётко организована, для воспитания в ученике ощущения
равномерности пульсации (марш, полька, колыбельная). Одновременно
необходимо начать работу над развитием вокальных навыков ученика.
Первые певческие упражнения так же начинаем с одного правильно
пропетого звука (примарного тона ребёнка). Приняв за точку отсчёта
примарный тон, постепенно увеличиваем диапазона голоса вверх и вниз от
него. Для развития музыкального слуха ребёнка, подбираем по слуху те
песенки, которые он уже поёт. Самое важное на первом этапе является
именно развитие слуха, направленное на исполнение и восприятие звуков
(различаем высоту и силу звука, звуки отрывистые , короткие , связные,
легкие, тяжелые).Простейшие песенки «Андрей-воробей», «Василёк» и т.д.
исполняются различным прикосновением, создавая разнообразные
музыкальные образы. Дальше переходим к исполнению и восприятию двух-
и трёхзвучных мелодий штрихом legato, обязательно использовать
подтекстовку для создания определённых музыкальных образов.
Впоследствии необходимо направить работу по развитию слуха ребёнка на
восприятие протяжённой мелодической линии, нескольких одновременно
звучащих мелодий, различение интервалов (консонирующих и
диссонирующих), мажора и минора, различение мелодии и
аккомпанемента.
Ритмическая и метрическая развитость ученика в большей мере зависит от
природных данных ребёнка. В настоящее время всё чаще приходится
сталкиваться с ритмически неустойчивыми детьми. Поэтому ритмическое
воспитание следует начинать не с объяснения ритмических фигур и
графического изображения длительностей, и ни в коем случае, не со счёта
вслух (как показывает практика, это мало помогает: неритмичный ребёнок и
считать будет неритмично). Необходимо начать ритмическое воспитание,
используя навыки, которыми ребёнок уже владеет: прежде всего, это
ритмичная ходьба под музыку. Ритмичное движение под музыку позволяет
ощутить равномерность метрической пульсации. Таким образом, мы
воспитываем чувство ритма на слуховом уровне, а не визуальном. Баринова
М.Н. в своей работе «О развитии творческих способностей ученика»
отмечает: «Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут
освоены и легко воспроизводится на слух, можно объяснять ребёнку правила
записи ритма…»
3. Заключение
В дальнейшем приоритеты педагога меняются, и он переходит от задач
музыкального воспитания к задачам музыкального образования. Постепенно
расширяем круг знаний ученика: знакомим его с графическим
изображением нот, ритма, пауз, знаков альтерации, штрихами,
аппликатурными принципами. В это же время необходимо закладывать
принципы грамотной работы с нотным текстом, что впоследствии создаст
базу для самостоятельных занятий учащегося. Часто можно слышать жалобы
преподавателей, что ученик мало занимается дома, ленится. Скорее всего
причина недостаточной результативности домашней подготовки кроется в
слабом владении навыками самостоятельной работы с музыкальным
текстом. Поэтому задачей педагога в первоначальном периоде обучения
является ознакомление ученика с приёмами разучивания текста,
самостоятельного разбора и выучивания.
Маленького музыканта необходимо познакомить с механикой
инструмента, на котором он играет. Это сделает процесс звукоизвлечения
более осмысленным и поможет избежать чрезмерного физического
напряжения.
В процессе обучения важно показать ученику, как много нужно знать и
уметь, чтобы исполнить музыкальное произведение, необходимо чтобы
ребёнок понял, что обучение музыке помогает ему в жизни, воспитывает
уважение к своему, а значит и к чужому труду.
4. Список литературы
1.Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л. Тритон, 1926;
2.Баринова М.Н.О развитии творческих способностей ученика.
Л. Музгиз, 1955;
3.Баренбойм Л.Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
Л.1981г.
4.Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре
на фортепиано. М. 1977
5.Шмитд–Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.
Л. Музыка, 1985
6.Юдовина- Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог.
СПб. Предпр. СПб Союза Художников, 1996