Методическое сообщение "Работа над гаммами в младших классах" (для преподавателей ДШИ, ДМШ)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 2» г. Твери
Методическое сообщение
Работа над гаммами в младших классах
(для преподавателей ДШИ, ДМШ)
Подготовила преподаватель фортепиано
Шубникова Елена Борисовна
г. Тверь, 2016
Введение
Работа над гаммами и упражнениями не является самоцелью-это школа
пианистических навыков, необходимых для исполнения художественной
фортепианной литературы.
Главное условие эффективной работы над гаммами внимание к звуку и
ритму, а также логическая последовательность изучаемого материала и
нарастание объема знаний и умений зависит от подготовленности ученика.
Начинать надо, как правило со 2-го полугодия 1 класса или с 1-го
полугодия 2 класса.
В школе используется таблица гамм, аккордов и арпеджио по наиболее
популярному сборнику «Школа игры на фортепиано» под редакцией
Николаева.
Известны также сборники Ширинской «Гаммы и арпеджио», Гнесиной
«Подготовительные упражнения к различным видам техники», учебное
пособие «Гаммы и арпеджио» составитель Борухзон и Морсио,
«Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами
и арпеджио» Стрельбицкой.
Вопрос о необходимости технологического материала в программах
ДШИ не подлежит сомнению. Ответ очевиден: эта
необходимость обусловлена как охватом всех основных элементов
классической техники, воспитанием тональной организации слухового
восприятия, так и сочетанием двигательных принципов
с музыкальным мышлением.
Цель гаммообразных пассажей - добиться плавного, непрерывного
звучания без толчков. Такое исполнение зависит от двух моментов:
спокойного подкладывания 1 пальца при смене позиций кисти и ровного
текучего legato внутри каждой позиции.
Основная причина толчков, неровности игры гамм малая
подвижность 1 пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое
исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость. Подкладывать
его незаметно, готовя заранее.
Подкладывание лучше всего выполнять самостоятельным движением
целого пальца под ладонью. При смене позиций кисть переносится через 1
палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Legato при
исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведется плавно и
спокойно и чуть повернута по направлению движения. Ровность и полнота
звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.
Упражнение: играть расходящуюся гамму от «до» сначала1-2п.,
Затем 1-3п., 1-4п., 1-5п.
1. Полезно поиграть гамму разным звуком и в разных темпах. Сначала
поиграть очень медленным сочным звуком. Затем в быстром темпе
«взять в руку» все звуки каждой позиции, «схватывая в кулак»
последнюю ноту;
2. Перенос руки с одной позиции на другую: «вкладывать» ладонь в
клавиатуру расширяя ее, с последующим возвращением.
Так же очень важен навык 2 пальца при развитии беглости, чтобы он
сразу занимал нужное место (нужную позицию). Полезно объяснять
учащимся младших классов общее движение руки на 4 октавы: при
движении вверх рука, как бы чертит прямую линию, а при движении вниз
рука ведет смычок вверх.
Аккорды
Начинать заниматься аккордами с маленькими можно с 3 пальца, затем
подставлять 5 палец и в последнюю очередь 1 палец. После того как
правильно встали все пальцы, переходить к секстаккорду и кварт
секстаккорду, давая простую схему изменяющихся пальцев; права рука 3-2-3
пальцы, левая рука 3-3-2 пальцы. При этом ученик должен знать, что в
правой руке выделяется мелодический голос (5палец), а в левой руке
гармонический голос (5 палец).
Короткие арпеджио
Короткие арпеджио во 2 классе можно начинать учить по 4 звука с
отрывом после 5 пальца. Главное в игре короткого арпеджио- это передача
активности играющему пальцу и освобождение отыгравшего, объединяющее
движение запястья и сложный момент перехода руки с 5 пальца в 1 палец.
Ломаные арпеджио можно начинать учить, чередуя звено
короткого арпеджио с ломаным.
Длинные арпеджио
В отличии от позиционного принципа игры короткого и ломаного
видов арпеджио, где в каждой группе участвует запястье, основной принцип
движения длинного арпеджио аналогичен гамме линия вдоль клавиатуры и
лишь движение локтя при гире правой руки вверх и левой руки вниз
становится более стремительным, чем в гамме. Полезно поучить длинные
арпеджио от сильной доли до сильной (группировать по 4 звука) и
подкладывание 1 пальца.
Хроматическую гамму следует давать с 3 класса группируя по 6, можно
с подтекстовками «яблочко катится», «мокрая курица» и т.д., что сразу дает
ученику ясное понятие сильной доли и группировки.
Пальцевые схемы или как правильно сказать аппликатурные таблицы
даются ученику по мере прохождения нового материала.
Нельзя заваливать ученика большим количеством заданий, знаний и т.д.
Объяснять все новое на уроке, но при этом требовать работы по таблице.
Заключение
Гаммы это тест ученика на голову, внимание, налаженность и
трудолюбие. Ключ к развитию технических, звуковых и ритмических
навыков. Объясняя ученику надо находить нужные слова, сравнения и
конечно хороший показ педагога. Но главное, методично требовать
выполнения поставленных задач, и чтобы эти задачи были ясны ученику.
Список использованной литературы:
1. Нейгауз, Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры». М.: Музыка
1987
2. Стрельбицкая, Е. А. Пианистические и аппликатурные навыки в
работе над гаммами, аккордами и арпеджио: Учебно-
методическое пособие. — М.: Прест - 2000
3. Шмидт-Шкловская, А. «О воспитании пианистических навыков».
Л.: Музыка - 1985.