План - конспект урока "Специфика работы над ансамблем в младших классах" 1 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств №45»
«Специфика работы над ансамблем в младших классах»
План-конспект урока
Автор: Какошина Н.Н.
преподаватель по классу фортепиано
Кемерово,2014
В настоящее время в ДМШ и ДШИ ансамблями занимаются от случая
к случаю, но ведь можно обучать игре в ансамбле с самого начала. Будущим
профессионалам это даст отличную базу, а любителям музыки хобби на
всю жизнь. Репертуар ансамбля охватывает все стили и жанры, есть
возможность обновлять программу, расширяя, таким образом, свой
кругозор.
В работе над ансамблями кроме обычных технических и
художественных задач, мы ставим сугубо ансамблевые, такие как, например,
особенности посадки, педализация, синхронность при снятии и взятии звука,
равновесие звучания в аккордах, согласованность приемов звукоизвлечения,
передача голоса от партнера к партнеру, соблюдение общей ритмической
пульсации.
Цель: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие
способностей к самовыражению, освоение культурного наследия.
Задачи:
1. Обобщить и углубить знания учащихся;
2. Сформировать навык игры в ансамбле;
3. Развитие концертных навыков;
4. Развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора
учащихся.
5. Воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения
собственной партии.
Ритм присущ любым жизненным процессам, таким как дыхание, пульс.
Игра в фортепианном ансамбле требует безупречного чувства ритма от обоих
партнеров. Поэтому начинаем с самого простого ритмических упражнений.
Мне помогают учащиеся моего класса: Белокрылов Кирилл и Комарова
Екатерина.
Ход урока:
Упражнение.
Партнеры смотрят друг на друга и хлопают каждую долю вместе в
размерах: 2/4, 3/4, 4/4.
Добиваемся ощущения метра (чередования сильных и слабых долей).
Темп задаем метрономом.
Ритмическое «Эхо», Катя задает ритм, Кирилл повторяет, и наоборот.
Простучать партитуру своих произведений.
Ансамбль исполняет РНП «Светит месяц». Задача: найти правильную
пульсацию, темп, дать ауфтакт для одновременного вступления. Музыка
должна звучать раздольно, широко, сохраняя радостно-приподнятое
настроение. Необходимо прислушаться к соотношению мелодии и
аккомпанирующих аккордов в 1 партии, выстроить дуэт голосов, восьмые
при варьировании должны звучать ровно, кокетливо и выразительно, а
Кульминация – звонко, «победно» с «колокольчиками».
«Голубая луна» Эриксона - джазовая пьеса. Джаз ровесник XX века,
за короткое время завоевал огромную популярность во всем мире и стал
неотъемлемой частью современной культуры. Джаз это, прежде всего
коллективное творчество, в основе которого лежит особый ритм, умение
слушать партнера, импровизация.
Ансамбль учащихся исполняет пьесу «Голубая луна». Пьеса с
удивительно светлыми чувствами, сначала мечтательная, с пульсирующим
аккомпанементоми кокетливыми синкопами, затем радостно-ликующая при
повторе, во II части оттеняем модуляцию. Наша задача усилить
выразительность за счет понимания музыкального образа и динамического
усиления.
Чешская народная песня «Печь упала», исполняет ансамбль
«Домисолька» Катя и Кирилл. Радостная, шутливая, простая песенка.
Сложность этой пьесы в соотношении пунктирного ритма в мелодии и
ритмического остинато в аккомпанементе, четверть, две шестнадцатые
восьмая. Сначала упрощаем ритм, опускаем шестнадцатую в пунктире,
совмещаем с аккомпанирующей партией, можно также упростить ритм во
второй партии, сыграть восьмую вместо шестнадцатых. Добившись
синхронности, возвращаем ритм.
Исполнение пьесы «Галоп» неизвестного автора. Пьеса пульсирующая,
идет в быстром темпе, стремительно, радостно, празднично. Создается
ощущение танцевального движения, подпрыгивания, удаления и
приближения. Сложность в работе над «Галопом» состоит в динамике.
II партия должна немного позднее вести крещендо, но раньше начинать
диминуэндо. Необходимо в игре добиться общего дыханияи общей
пульсации. Для этого мы используем ритмические упражнения.
Итог урока:
Работа над ансамблем в младших классах имеет свою специфику.
Произведения не сложные, доступные, доставляют огромную радость своим
исполнителям. Учащиеся часто выступают, более смело ведут себя на сцене,
чувствуют поддержку друг друга. На уроке было рассказано и показано,
каким образом можно добиться синхронности, более интересной и яркой
игры произведений для ансамбля. Кирилл и Екатерина получили
дополнительный стимул для совершенствования своей работы над
произведениями для ансамбля.
Литература.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,
1969.
3. Вопросы фортепианной педагогики сборник статей под ред. В.
Натансона. М.: Музыка, 1971.
4. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
5. Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.