Методическая разработка "Развитие мелодического слуха на уроках специального фортепиано"

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области
Методическая разработка
«Развитие мелодического слуха на уроках
специального фортепиано».
Подготовила: преподаватель высшей категории
Елисеева Наталья Васильевна
Г. Задонск
2016г.
Основные положения.
Начальный период обучения является исключительно ответственным
этапом в формировании пианиста (либо профессионала в дальнейшем, либо
любителя музыки). Являясь одним из труднейших разделов музыкально-
пианистического образования, начальное обучение требует от педагога
специфических знаний и навыков не только в области методик обучения, но
и в области современной психологии и возрастной физиологии. Хочется
подчеркнуть современной, потому что дети сейчас другие, нежели те, на
которых были ориентированы педагогические науки и методики в годы
нашего студенчества.
Конкретное содержание работы с учащимися в значительной мере
определяется уровнем и качеством их способностей как музыкальных, так и
интеллектуальных, а также физических возможностей. Раньше обучение
детей осуществлялось в соответствии с признанными методическими
положениями. Сейчас все обстоит более свободно, что находит отражение в
многочисленных авторских и адаптированных рабочих программах. Но,
несмотря на методическую свободу, основы обучения детей остаются
прежними. Это выявление их способностей, планирование возможностей и
непосредственная практическая, кропотливая, систематическая работа. С
первых уроков ребенка надо «погрузить» (А.Артоболевская) в музыку,
разбудить в нем способность воспринимать ее, сопереживать образно-
эмоциональное содержание. А сделать это с современными детьми непросто.
Но начинать надо. И начинать с мелодии, как одного из главных средств
музыкальной выразительности. Мелодия в современном звучащем мире, как
правило, отсутствует или существует в таком убогом виде, что ее трудно
назвать мелодией. Уши детей их родителей) привыкли к лязгающим,
хрипящим, свистящим, стучащим и прочим ужасным звукам современной
техники. Дети с раннего возраста слышат из всевозможных звуконосителей
так называемую музыку, лишенную мелодии. Они не привыкли
воспринимать мелодию. Одна из главных задач на всех этапах обучения
первого класса по седьмой)- развитие мелодического слуха, способность
воспринимать как простейшие мелодии, так и мелодии, скрытые в
полифонической ткани, в пассажах и фигурациях, в мелодических линиях
всевозможных видов аккомпанемента. Даже басовая последовательность T-
S-D и т.д.- это уже мелодия. Развитию мелодического слуха учащихся
помогают всевозможные учебно-методические пособия, нотная литература, в
которых представлены мелодии с текстом. Пропевая мелодию сольфеджио
или со словами, ученик лучше и быстрее ее усваивает. Для ученика обычно
трудно справиться с ведением одной мелодической линии. Каждую мелодию
надо «сказать» ясным звуком осмысленно. Мелодия должна представлять из
себя ряд «бусин», нанизанных на одну нитку. Разные мелодии требуют своей
пластики звуковедения. Надо добиться от ученика хорошего слышания
мелодии, извлекаемой его пальцами на инструменте. Нередко даже знакомая
мелодия, исполняемая учеником, не сразу им слышится (например: ученица
узнала мелодию из «Крестного отца» на втором месяце работы, радостно
воскликнув: «Ах, это вот что!». Мелодия не «ложилась» на ее ухо, несмотря
на иллюстрации педагога). Казалось бы все наши ученики слушают, когда
играют, но далеко не всегда слышат.
Играя на фортепиано, мы имеем дело не с одной мелодией, в отличие от
других инструменталистов и певцов. Наша звуковая «картина» разнообразна,
интересна и в такой же степени трудна. Услышать внутренним слухом всю
картину могут только единицы. Речь идет не только о выразительной игре
при ясном представлении мелодической линии. Расположение всех звуков
мелодии должно быть, как в хорошей картине: каждая мелодическая линия
должна стать выпуклой за счет воздушной перспективы. При игре мелодии
легато возникает ряд трудностей. Еще больше трудностей при игре мелодии
с паузами. Связать пальцами ноты это еще не значит сыграть легато, а тем
более сыграть выразительно. Это легко проверить: не поднимая руки,
связывая ноты, выстукивать каждым пальцем раздельно каждый звук.
Легато не будет. Поэтому развитие мелодического слуха тесно связано с
легато и звуком.
Легато понятие акустическое. И здесь важно ясное понимание того,
что педагог хочет услышать при обучении ребенка от каждой мелодической
фразы, каким звуком начать, к какому звуку надо стремиться, Каким звуком
закончить. Разные мелодии требуют своей пластики звуковедения. Пальцы
поднимаются выше ниже, скорее медленнее, но всегда глубоко в
клавиши, пальцы не «прилипают», а «переступают», ведя за собой руку.
Часто, чтобы поддержать затухающую мелодию, нужно чуть полнее сыграть
аккомпанемент. Мелодии широкого дыхания как бы «парят» над
сопровождением.
При исполнении мелодии с паузами надо учить учеников слушать не
только звук, но и паузы. Паузы не будет, если рука лежит на клавиатуре.
Пауза рука в воздухе. Если нет возможности и необходимости убрать руку
на колено, паузу надо заполнить движением, причем эти движения не
должны быть судорожными. Движения свободной руки должны быть
гибкими, ритмичными, плавными, в характере музыки.
Развитие мелодического слуха тесно связано с проблемами постановки
руки, культуры звука, что, в свою очередь, связано с интеллектом. Рука,
которая подчиняется интеллекту, воспитывает слух исполнителя ученика.
Он начинает слышать лучше и яснее. Иногда ученикам только стоит сказать:
«Ты подумай об этом задаче, которую надо решить)» и результат сразу
улучшается. Иногда ученики, выучив произведение, неожиданно говорят «У
меня плохо получается». Это значит, что они стали лучше слышать себя, не
слушать, а именно слышать, то есть поднялись в своем развитии на
ступеньку выше. Таким образом, открываются новые перспективы на пути к
профессионализму.
Исполнить мелодию сочинение в целом) красивым звуком задача не
из легких. Помимо вышесказанного, решение и этой задачи зависит от
постановки рук. Руки должны быть абсолютно свободными, а пальцы
хорошо слушаться. Если палец действительно повинуется ученику, если,
хорошо чувствуя кончик пальца, он свободно погружается «до дна» клавиши,
то получается звук полный, округлый, красивого тембра. «Поставленный»
голос певца звучит лучше, чем голос «не поставленный», так же и хорошо
«поставленная» рука звучит лучше, чем рука не «поставленная». Всем часто
приходится слышать выражение «оперный» звук, «звучащие» пальцы.
Пианист, владеющий пальцами, артикулирует как хороший драматический
артист, как хороший певец. Он всегда успевает услышать звук точно в
момент «произнесения», ни секундой позже. Важно не только услышать
первоначальное «произнесение» звука, но и выявить тембр инструмента,
сделать каждый звук ясным, полным, «материально осязаемым» (выражение
Тосканини). Для начального и среднего образования очень важно услышать
и полюбить звук фортепиано.
Даже, играя гаммы, аккорды, арпеджио, упражнения, надо стараться
мыслить мелодически, то есть играть с ушами и головой. Музыкальный
интеллект поможет ученику правильно распределить динамику внутри
мелодических фраз, определить кульминационные точки, логические связки
между фразами целостно исполнить все музыкальное произведение.
Каждая проблема, каждое произведение дает много «пищи» для ума и
сердца. На возникающие вопросы порой не сразу «созревает» ответ. Здесь не
может быть никаких готовых рецептов, кроме одного: вслушиваться, искать,
творить.
Библиография.
1.Алексеев. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.Л.-М.,1973.
3.Воспитание пианиста в детской музыкальной школе.Ред.
колл.:А.А.Александров,Л.А.Вайнтрауб,Г.В.Курковский, Б.Е.Милич (отв.
Ред.), А.С.Сокальский.Киев,1964.
4.Гнесина Е.Ф.Фортепианная азбука(методическая записка).М., 1954.
5. Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред.
А.А.Николаева. М.,1961.
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1978.
7. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией
В. Натансона. Выпуск 1. М.. 1963.