Чтение с листа на уроках сольфеджио

Чтение с листа на уроках сольфеджио
Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и
развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий учащиеся
должны приобрести также целый ряд навыков, то есть «автоматизированных
компонентов сознательной деятельности» (Б. Теплов «Психология»), в
первую очередь – чтения и записи музыки. В навыке чтения с листа как бы
синтезируется ряд умений и знаний, полученных учащимися в процессе
обучения, и выявляются разные свойства музыкального слуха. Для чтения с
листа необходимы теоретические знания, достаточно развитые
интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки,
понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение
выразительно передать её содержание при исполнении. Таким образом, для
чтения с листа требуется определённая предварительная подготовка: даже
при хороших музыкальных данных, без обучения читать с листа учащиеся не
могут, за редкими исключениями.
Навык чтения с листа зависит от многих обстоятельств: от
систематической и сознательной работы на уроках сольфеджио, от
разучивания большого количества музыкальных примеров, от умения читать
с листа при игре на инструменте. Важной задачей педагога является
правильно определить, когда же начать работу над чтением с листа, учитывая
индивидуальные особенности подготовки и мышления учеников в каждой
группе. ( Для одних детей это может быть уже конец второй – начало третьей
четверти первого класса, для других – значительно позже.) Если начать эту
работу раньше, чем ученики окажутся к ней готовы, можно встретиться с
выработкой комплекса у детей перед чтением с листа. По мнению А.
Барабошкиной («Методика преподавания сольфеджио в ДМШ» ) для того,
чтобы начать работу над чтением с листа, учащимся нужно владеть
следующими навыками:
1) знанием нот и пониманием нотной записи;
2) умение владеть своим голосом, петь без поддержки инструмента;
3) умением мысленно представлять себе звуки;
4) умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, ориентироваться в
ступенях тональности;
5) умение ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном
темпе и четко выполнять ритмический рисунок;
6) чистотой, распевностью пения;
Работая над чтением с листа, педагог должен всегда учитывать, какой
сложный процесс происходит в голове ученика: «вижу – понимаю –
мысленно представляю – исполняю». Поэтому необходимы большое
терпение и скрупулёзная постепенность в наращивании трудностей, разумная
подготовка к новым задачам и, конечно, систематические занятия этой
формой работы на уроках сольфеджио. Педагогу нужно быть готовым к
тому, что результаты будут видны не сразу. Успешных результатов в занятии
чтением с листа можно достигнуть лишь после длительной и упорной
работы.
Систематическую работу над чтением с листа следует начинать в
основном с третьего класса. В первых двух классах проводится большая
подготовительная работа по ознакомлению с мажорными и минорными
ладами, интервалами, основными размерами ( 2/4, 3/4, 4/4) и простейшими
ритмическими фигурами. Прежде чем начать петь с листа, учащиеся должны
научиться различать направление мелодии, осознавать простейшую
ритмическую организацию звуков (сочетание четвертных и восьмых);
должны усвоить ноты в скрипичном ключе, понимать значение диеза и
бемоля, знать не менее трёх мажорных тональностей (так как использование
только тональности до мажор ограничивает выбор интонационно-
выразительных средств, форм работы ( например, транспонирование) и не
способствует выработке чистой интонации. Дети должны уже уметь называть
ноты при пении знакомой песни, уметь, исполняя её, петь то вслух, то «про
себя», удерживая тональность. Только такая подготовка, в результате
которой нотный текст вызывает правильные слуховые представления,
обеспечивает возможность перехода к овладению навыком пения с листа.
Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних
представлений у учащихся. «Мысленно готовлюсь» - один из важнейших
этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним
слухом звучание нотной записи, то есть «предслышать» написанное
главное условие в работе. Преподавателю следует неустанно и терпеливо
работать над воспитанием внутренних представлений; над способностью,
видя записанные ноты - слышать их. Если требовать от учащихся сразу пения
и не приучать их к обязательному мысленному охвату и «предслышанию»
мелодии, то в таких случаях учащийся, начиная петь ноту за нотой, теряет
ладотональную и метроритмическую перспективу, запутывается и
останавливается или поёт неправильно, думая, что поёт правильно. Очень
полезно на ранних этапах использовать так называемые «обратные связи»:
слушая звуки, называть или записывать их, потом, видя ноты, представлять
себе их звучание и воспроизводить его. Вся работа над развитием
внутреннего слуха, умением «предслышать» основана на осознании
видимого нотного текста, умении охватить его и понять.
Начинать нужно не с целых больших мелодий, а с попевок,
интонационных оборотов, накапливая в слуховой памяти учащихся опыт.
Например: поступенное движение мелодии от I ступени к III, от III ступени
к V, восходящее и нисходящее , здесь очень важно осознание понятия тон и
полутон; затем освоение скачков с устойчивых ступеней на устойчивые,
постепенно наращивать сложность. В этом отношении очень важно с самого
раннего этапа ладовое воспитание слуха, взаимосвязь ступеневых и
интервальных представлений.
С первых попыток работы над чтением с листа у учеников нужно
воспитывать способность хорошо слышать и петь ступени лада (работа со
столбицей, пение и определение их на слух, по памяти). Наряду с этим надо
воспитывать умение зрительного охвата графической («горизонтальной»)
линии мелодии. Для этого полезно напевать мелодию или попевки не
называя нот, а на гласную или какой-либо слог, следя за линией мелодии.
Ещё одной очень важной подготовительной формой работы является
сольмизация (чтение нот в ритме). Этот приём помогает овладеть техникой
названия нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно
проводить его, меняя темп. При сольмизации обязательно нужно
тактировать, следить за чётким произношением ритмических групп. В
процессе приобретения навыков дирижирования учащимся следует
научиться выделять сильную долю более активным жестом, слегка её
акцентировать. Необходимо научить учащихся ясно различать каждую долю
такта. Такое точное понимание распределения звуков по долям такта
обеспечит правильное метро - ритмическое осознание мелодии. Ещё хорошо
отстукивать ритм примера со счётом вслух, без него, с тактированием.
Можно мысленно, не пропевая вслух, предложить детям по нотному тексту
найти знакомую попевку или мелодию.
Установлению связи между видимым и звучащим поможет пение
знакомой мелодии по нотам (можно на слог) ; пение отдельных знакомых
оборотов, допевание окончаний фраз знакомых мелодий с названием нот.
Для чтения с листа большое значение имеет развитая память. Накопив в
памяти, путём тренировки на интонационных упражнениях и
вышеописанных подготовительных формах, звуковые представления
элементов музыкальной речи, типичные обороты мелодий, мы тем самым
создаём возможность, видя эти элементы в новом незнакомом тексте,
предслышать их.
Во всех классах, на любом уровне слухового развития учащихся
рекомендуется перед пением незнакомого текста дать детям время для
зрительного ознакомления с ним и произвести устный анализ
выразительных средств с учениками. Позже дети научатся делать его
самостоятельно. Уровень анализа усложняется по мере взросления, роста у
учащихся умения видеть в нотном тексте особенности мелодии. На более
ранних этапах анализ должен быть очень простым и производиться в
определённом порядке ( для того, чтобы эта схема отложилась в памяти
учащихся). Определяется темп, тональность, размер мелодии. Темп мелодии
для чтения с листа, как правило, выбирается умеренный (Andante,Moderato),
особенно в начале работы, так как он наиболее удобен. Большую трудность
представляет умение установить и выдержать одинаковый правильный темп
от начала до конца мелодии. Быстрые темпы требуют хорошей техники
исполнения, свободной, чёткой артикуляции и быстрого осмысления нотного
текста. Медленные темпы очень трудны. Здесь важно внутреннее ощущение
медленной пульсации и умение выдерживать в ритме длинные ноты. Таким
образом, эти темпы разумнее будет использовать для чтения с листа на более
поздних этапах работы, когда дети уже накопят определённые умения и
навыки. Выбор тональности и размера нотного примера зависит как от цели
педагога, так и от уровня подготовки учащихся. Естественно, они должны
быть знакомы и удобны учащимся.
Обязательно анализу подвергается форма и структурные особенности
мелодии – членение на фразы, наличие повторности и варьирования,
секвенций, движений по звукам аккордов. Важно, чтобы ученик научился
устанавливать границы фраз и связанные с этим членением цезуры, хорошо
представлял себе звучание начального звука каждой фразы. В 3 классе дети
должны уметь (с помощью педагога) производить такой анализ.
Важно также отметить художественную сторону исполнения мелодии. С
самого начала педагог должен нацеливать учащихся на выразительное
исполнение мелодии. Для этого следует очень продуманно выбирать
примеры для чтения с листа.
Мелодии должны быть красивыми, выразительными, педагог должен всё
время обращать внимание учеников на характер музыки, динамические
оттенки, кульминацию и т.д. Естественно, что в младших классах детей надо
научить зрительно определять характер исполняемой мелодии, оговаривать
его в слух, объяснять. Впоследствии учащиеся сами смогут это сделать (в
старших классах). Также, говоря о структурных особенностях мелодий для
чтения с листа, надо отметить, что важна логическая ясность мелодии,
облегчающая её понимание и исполнение. Ясность ладогармонических
оборотов и структурного членения музыки классиков и русских романсов и
песен делают их более доступными для большинства учащихся. Поэтому при
выборе примера для чтения с листа в средних классах более удобны для
анализа и осознания детьми такие примеры (период повторного строения или
с повторяющимися фразами, например). В старших классах, когда учащимся
будет накоплен определённый опыт чтения с листа, подойдут и более
сложные в структурном и ладогармоническом отношении примеры из
музыки романтиков и современных авторов.
Одним из важных принципов в обучении чтению с листа является
последовательность в нарастании трудностей в подбираемых примерах.
Помимо тональности , ритмического рисунка, ладогармонических
особенностей (хроматизмы, модуляции и т.д.) следует учитывать при
выборе вокальные трудности (диапазон, тесситура); жанр (народные песни и
романсы чаще поются легче, чем инструментальные жанры); стилистические
и национальные особенности музыкального примера. Многие педагоги-
методисты советуют использовать примеры для чтения с листа из различных
сборников разных авторов, чтобы избежать привыкания учащихся к
однообразному стилю и музыкальному языку (удобен Арцышевский,
Фридкин, Драгомиров и т.п.). Из вышесказанного следует, что педагог
должен внимательно работать над последовательным подбором примеров
для чтения с листа.
Для того чтобы процесс чтения с листа протекал правильно и давал
лучшие результаты, уже в 3 классе следует приучить учащихся к
определённому порядку действий:
1. Осознать написанное. Проанализировать структуру примера (чтобы
такие примеры развития как секвенция или варьирование осознавались
учащимися сразу, а не воспринимались всё время как новый материал,
создавая дополнительные трудности). Определить темп, характер, лад
и тональность, отметить линию развития, штрихи, динамику.
2. Настроиться в тональности. В 3 классе учащиеся должны уметь
настраиваться по данному на инструменте трезвучию самостоятельно,
с направлением педагога. Рекомендуется настраиваться по-разному.
3. Просмотреть пример и, обратив внимание на отдельные трудные
обороты, пропеть их. Обратить внимание на ритм.
4. Мысленно представить себе первую фразу. Это даёт возможность в
процессе пения смотреть вперёд.
5. Во время пения слушать себя, чувствовать логику развития мелодии,
петь красиво.
Одним из важнейших принципов является приучение учащихся петь
интонационно чисто, без сопровождения и подыгрывания на инструменте.
Е.В. Давыдова даже рекомендует проводить чтение с листа с закрытой
крышкой фортепиано или за столом. Педагогу также следует приучить себя
не исправлять ошибки, подпевая, а давать возможность учащимся оценить
ошибку, исправить её, спев вновь тонику. (Пропеть сложный оборот и
повторить всю фразу снова). С самых первых ступеней обучения следует
обращать внимание на исполнение мелодии в осознанном темпе, даже если
допущены ошибки. Полезнее пропеть пример с начала до конца, затем
исправить ошибки в ритме и интонации, чем петь в неровном темпе.
В последующем периоде работы над чтением с листа (после начального)
особое значение приобретают различные тренировочные формы:
Разучивание примеров, пройденных в классе или предварительно
проигранных на фортепиано. Главная задача – качество пения и
свобода тактирования.
Пение в разных темпах выученного примера (развитие техники, умение
удержать темп).
Пение с транспозицией на заданный интервал, пение в разных
тональностях на слоги и с названием нот.
Сольфеджирование наизусть - сначала в выученной, затем в других
тональностях (укрепляет связь между звуком и его названием).
Пение без названия нот, на слоги (координирует нотную запись с
движением голоса).
Пение вслух и про себя, чередуя по фразам или по указанию педагога
(развитие внутреннего слуха, закрепление внутренних представлений).
Здесь уже с 3 класса можно постепенно воспитывать этот навык используя
вышеописанный приём, а также:
1) Узнавание мысленно пропетой знакомой мелодии, записанной в другой
тональности.
2) Прослушивание, глядя в нотный текст, короткой попевки с ошибками.
3) Мысленное выучивание примера и затем исполнение его наизусть
(сольфеджировать при этом не обязательно, можно петь на слог).
Примеры должны быть лёгкими, хорошо запоминающимися.
Во всех этих формах, как и в следующих, очень важно научить детей
слушать себя и всё время смотреть вперёд (т.к. иногда они воспроизводят
какие-либо неправильно представленные обороты, не замечая этого).
Уже в 3 классе (и, конечно, в следующих с усложнением задач)
рекомендуется собственно беглое чтение с листа. Пример должен быть
исполнен без подготовки, самостоятельно, с самостоятельной настройкой и
анализом. Такие примеры должны быть гораздо легче мелодий,
соответствующего класса, состоять из знакомых интонаций и ритмических
групп. Главная задача – сохранить равномерность пульсации, выдержать
темп, исполнить без остановок. Можно помочь ученику или исправить
ошибки потом, лишь бы не нарушалась непрерывность течения мелодии.
Такое чтение с листа на данном этапе полезно проводить хором, а не
индивидуально.
Полезной формой работы, активизирующей, помимо всего прочего,
внимание детей, является пение «цепочкой» по группам (позднее
индивидуально). Не нарушать фразировки.
Пение с гармонической поддержкой ( помогает сохранять
ладотональную перспективу при пении, а также воспитывает
способность предслышать ладогармоническое развитие мелодии.
В 4 классе – формы работы сохраняются те же, соответственно
усложняясь. На данном этапе важна выработка техники и качества навыка
чтения нот с листа. Больше внимания теперь уделяется беглому чтению.
Основной принцип настройки сочетание неустойчивых интонаций с
устоем.
Двухголосое пение (ансамбль).
Чистота интонации зависит во многом и от того, насколько дети
осознали ладогармоническую основу отдельных ступеней. Поэтому
очень важен способ гармонического сопровождения мелодии
аккордами главных ступеней лада. Сначала выбрать, проиграть, затем
петь.
Большое внимание транспонированию.
На более поздних этапах (5 – 8 класс) работа над чтением с листа
проводится с усложнением заданий, согласно программе. Особое
внимание рекомендуется обратить на скрытые интервалы, образующиеся
между опорными звуками мелодии.
Ещё одна форма работы – многоголосие. В двухголосной (или
трёхголосной) мелодии пение одного голоса и игра другого ( или других).
Главная задача при этом – слышать оба голоса. В старших классах
целесообразно выбирать художественные примеры из изучаемых на
уроках музыкальной литературы или известных произведений. Это
пробуждает интерес у учащихся, доставляет эстетическое удовольствие. К
тому же формирует музыкальность учеников. Пение возможно под
аккомпанемент преподавателя. Это помогает метрически и гармонически
организовать процесс.
Формы работы в данном случае следующие:
1. Предварительное пропевание отдельных партий.
2. Пропевание с выстраиванием отдельных аккордов, то есть пение с
нарушением ритмического рисунка, остановки на нужных аккордах.
3. Пение с закрытым ртом или на гласные звуки.
4. Пение в разных темпах.
Подводя итог, становится ясно, что наиболее правильным методом
воспитания навыка чтения с листа является тот метод, в основе которого
лежит ладовое развитие слуха и мышления. Помощь в этом оказывают
разнообразные интонационные упражнения. Они служат для накопления
внутренних слуховых представлений и являются средством развития разных
сторон слуха, его «гимнастикой». Интонационные упражнения (как в ладу,
так и вне лада) дают возможность совершенствовать восприятие различных
элементов музыкального языка, овладевать навыками их воспроизведения.
Они создают базу для воспитания навыка чтения с листа.
Список используемой литературы:
1. Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в детской
музыкальной школе», 1963 г.
2. Максимов С.Е. Развитие гармонического слуха. М., Музгиз, 1960г.
3. Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской
музыкальной школе», 1966 г.
4. Островский А.Л. «Вопросы методики воспитания слуха», 1970 г.
5.Островский А.Л. « Методика теории музыки и сольфеджио», 1970 г.
6. Серединская В.А. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио»,
1962 г.
7. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио», 1975 г.
8. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха», 1996 г.
9. Давыдова Е.В. и Запорожец С.Ф.. музыкальная грамота, вып.1, М., Музгиз,
1962г.
10. Соколов В. Начальное сольфеджио. М., Музгиз, 1948г.
11. Оськина С.Е. Музыкальный слух: Теория и методика развития и
совершенствования/ С.Е. Оськина; Д.Г. Парнес – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
12. Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей», 1963 г.
13. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», 1961 г.