Проблемы звукоизвлечения при обучении учащихся игре на скрипке

Проблемы звукоизвлечения при
обучении учащихся игре на скрипке.
Субботина Н.Г.
Преп скрипки
2020г.
В самой начальной стадии обучения возникают проблемы, связанные со
звукоизвлечением. Начинающему скрипачу очень трудно бывает на первых порах
извлечь из инструмента ровный, качественный звук. Движение смычка
сопровождается скрипом, прерыванием звучания. Педагог обычно предвидит эту
ситуацию, связанную с неуверенным движением правой руки ученика. Здесь и
начинается работа над звуком, которая будет продолжаться в течение многих лет.
На первых порах требования должны сводиться к следующему:
-звучание не должно прерываться;
-звучание должно быть определенным (не поверхностным);
-звучание не должно сопровождаться скрипом и другими призвуками.
Чтобы помочь ученику успешно справиться с этими задачами, педагог должен
четко представлять от чего зависит качественное звучание на инструменте. Во-
первых, оно зависит от правильного направления движения смычка.
Смычок должен двигаться на струне, по возможности, под прямым углом, так как
это создает наиболее благоприятные условия для колебания струны.
Второе важное условие это плотное соприкосновение смычка со струной.
Поверхностное ведение смычка по струне приводит к свистящему неопределенному
звучанию, и, наоборот, чрезмерное передавливание струны дает резкий, зажатый
звук.
При работе над звуком на первом году обучения, не следует заставлять ученика
играть какие-либо упражнения или этюды в чрезмерно медленном темпе, так как
для начинающего скрипача это представляет большую трудность. Наиболее
удачными в этом случае будут движения четвертными или половинными долями
(при этом педагог должен постоянно напоминать ученику о красивом звуке).
По мере усвоения определенных приемов (навыков) звукоизвлечения, педагог
начинает знакомить ученика с простейшими динамическими оттенками. Это
достигается путем сравнения тихого и громкого звучания на инструменте. При
извлечении более громкого звука нужно провести более широкое и плотное
проведение смычка по струне. Для взятия более мягкого, тихого звучание смычок
проводится с меньшей плотностью и ближе к грифу.
Нарастание (crescendo) звука достигается путем увеличения плотности и размаха
смычка. Уменьшение звучания (diminuendo) соответственно уменьшением
плотности и сокращением скорости движения смычка.
Для того, чтобы ученик почувствовал необходимость в красивом звукоизвлечении,
нужно на самом раннем этапе обучения проходить с ним наиболее простые в
техническом и художественном отношении пьесы, например, «Аллегретто» В.
Моцарта, белорусскую народную песню «Перепелочка» и т.д.
Возникающие в его сознании ассоциации должны привести к положительным
результатам в смысле извлечения красивого (для данного уровня) звучания.
Немаловажную роль в этом случае может сыграть проигрывание самим педагогом
заданной пьесы. Опыт показывает, что пример педагога играет решающую роль в
любом из аспектов воспитания юных музыкантов.
После того, как ученик получил определенную техническую и музыкальную
подготовку (имеется в виду хорошо усвоенная постановка рук, владение тремя-
четырьмя позициями, чистое интонирование) можно приступить к изучению
вибрации одного из ярчайших средств окраски звука. Порой, не дождавшись
указаний со стороны педагога, ученик самостоятельно начинает применять
вибратор, что обычно вызывается личной неудовлетворенностью своим звучанием
и, зачастую, первые робкие колебательные движения могут стать основой
настоящей вибрации, которая вырабатывается под руководством педагога.
Овладение вибрацией открывает перед юным скрипачом широкие горизонты для
более полного раскрытия художественного содержания исполняемых
произведений. Стремление к красивому тону должно проявляться не только в
кантиленных произведениях, но и в пьесах подвижного характера, включающих в
себя технически сложные пассажи.
Учащийся должен следить за добротностью звучания и в процессе работы над
упражнениями, гаммами и этюдами.
Отличным материалом для работы над звуком здесь могут быть «Специальные
этюды» Ф. Мазаса 1 и №7, сонаты Г. Генделя, особенно их медленные части и
многое другое.
На следующих этапах обучения возникают новые сложные проблемы вопросов
звукоизвлечения. Это обусловлено теми задачами, которые ставятся перед
молодыми музыкантами, осваивающими художественные произведения скрипичной
литературы. На этих проблемах есть необходимость остановиться подробнее.
Одним из главных условий для достижения выразительного исполнения
музыкальных произведений является высокое качество звука.
Что мы подразумеваем под этим понятием качественный звук? Прежде
всего, это звучание инструмента без каких-либо посторонних призвуков, без
ощущения зажатости, жесткости, поверхностности.
Непременным условием выразительного звучания так же являются: певучесть,
гибкость, глубина.
До наших дней среди педагогов бытует мнение, что красивый, выразительный тон
дается от природы, и что «научить этому нельзя». Передовая педагогическая наука
отвергает это ошибочное мнение. Воспитание языковой культуры в советской
скрипичной педагогике уделяется большое внимание.
Основой правильного метода работы над культурой скрипичного звука должно
быть развитие внутреннего слуха. «Внутреннее» слышание музыки должно
предшествовать ее воспроизведению на инструменте. Материальной же основой
звучание нужно сочетать правильное взаимодействие правой и левой рук. В связи
с этим имеет смысл рассмотреть и уяснить функции обеих рук в процессе
звукоизвлечения.
Сила и чистота скрипичного звука зависит от направления движения смычка. Как
говорилось выше, лучшим по звуковым результатам следует считать движение
смычка пол прямым углов к струне.
Сила и чистота скрипичного звучания зависит так же и от местоположения смыка
на струне.
В зависимости от изменений в динамических и тембровых оттенках звука, а так же
от длины звучащего отрезка струны меняются те места на струне между подставкой
и грифом, по которым движется смычок.
Чем тише звук, чем прозрачнее тембр, тем место ведения смычка относительно
дальше от подставки.
Чем громче звук, насыщеннее тембр, тем место ведение смычка ближе к подставке.
Чем короче звучащий отрезок струны, тем место ведения смычка ближе к
подставке и наоборот.
Перемены места ведения смычка не должны нарушать качества звучания и,
очевидно, должны заблаговременно подготавливаться перед изменением нюанса.
Приближение смычка к подставке и удаление в процессе игры не должно нарушать
основного направления его движения.
Сила и чистота скрипичного звука зависит и от ширины волосяной ленты смычка.
При усилении звука потребуется большая ширина волосяной ленты смычка
(большая площадь сцепления со струной). И наоборот: при ослаблении звука
требуется меньшая ее ширина. В связи с этим рекомендуется играть всегда с
некоторым наклоном смычка.
Площадь сцепления волосяной ленты со струной будет изменяться в зависимости
от увеличения или уменьшения плотности прилегания, регулируемой правой рукой.
Можно заметить, что в конце смычка, где волосяная лента становится более
жесткой, наклон смычка может быть уменьшен.
Звуковые возможности скрипки в большей степени зависят от скорости движения
смычка по струне. При слишком малой скорости движения волоса по струне не
возникают полноценные звуковые колебания струны, и наоборот, при слишком
большой скорости движения волоса по струне смычок теряет силу сцепления со
струной, в результате чего звук получается поверхностным.
Существует наилучшая скорость движения смычка, позволяющая извлекать
высококачественный звук. Эта скорость обеспечивает наиболее продуктивный
результат сцепления наканифоленной поверхности волоса со струной в процессе
звукоизвлечения.
Качественный звук зависит от умения скрипача постоянно находить и сообщать
смычку наиболее полезную скорость движения.
Исходя из этих соображений известный скрипач-методист И. А. Лесман считает,
что:
-для нюанса pianissimo требуется минимальная плотность прилегания смычка к
струне и минимальная скорость его движения, место ведения смычка относительно
дальше от подставки.
-для нюанса piano требуется тоже легкое, но чуть более плотное прилегание
смычка к струне и соответственно несколько более широкое его движение, место
ведения смычка чуть ближе к подставке.
-для звука средней громкости mezzoforte нужно более плотное, чем при piano
прилегание смычка к струне и соответственно более широкое/быстрое/ его
движение по струне.
-для нюанса forte требуется очень плотное прилегание смычка к струне и возможно
более широкое/быстрое/его движение. Место ведения смычка соответственно
приближается к подставке.
-для получения звука в нюансе fortissimo необходима значительная сила давления
и возможно большая скорость движения в пределах, допускающих свободное,
нефорсированное звучание струны.
При всех указанных отношениях плотности прилегания, скорости ведения
смычка, места ведения смычка, - необходимым для получения требуемых оттенков
звучания, большое значение имеет темп.
Медленный темп введет за собой применение широких штрихов и, наоборот,
быстрый темп требует укорочения штрихов.
Если не придерживаться этого положения, то при игре в быстром темпе чрезмерно
широкими штрихами для данной плотности прилегания, струна не будет звучать
достаточно полно.
При медленном темпе укороченные штрихи приведет к зажатому звучанию струны,
так как скорость движения окажется недостаточной для данной степени
прилегания смычка.
Степень прилегания смычка к струне зависит от некоторых причин:
- от использования веса руки
-от пальцевых ощущений на трости смычка
-от веса смычка
С помощью веса руки образуется полный, густой насыщенный звук. Весовое
звукоизвлечение в значительной мере экономит затраты сил играющего, т.к. в
данном случае усиление звука требует более освобожденной от напряжения руки.
Этот прием весьма эффективен. Он позволяет скрипачам, не обладающим большой
физической силой, добиваться мощного звучания. Пальцам правой руки, на ряду с
выполнением ими роли механизма, передающего способность создавать
динамический рисунок звуковой линии музыкальной фразы.
При звукоизвлечении нельзя не учитывать распределение веса смычка в его
различных частях. Известно, что нижняя часть смычка тяжелее верхней,
следовательно, при приближении к колодке смычок оказывает большее давление
на струну, а при приближении к концу давление его уменьшается.
Сила естественного давления смычка на струну выравнивается пальцами. Эта
работа пальцев сложна постоянностью и требует особой чуткости и внимания со
стороны слухового центра исполнителя. Естественное давление смычка на струну
изменяется постепенно на протяжении всей его длинны.
Для сохранения постоянной силы звучания необходимо постепенное изменение
пальцевых ощущений на трости смычка.
Когда смычок находится на струне в районе колодки и его нависающая часть слева
от скрипки большая часть является как бы длинным плечом рычага, естественное
давление смычка на струну будет максимальным. Для его нейтрализации в работу
подключаютсядва пальца: безымянный и мизинец.
После прохождения смычком середины его тяжести начинает уже не хватать для
поддержания звука прежней силы. В работе включается указательный палец.
Теперь на его долю выпадает задача выравнивания силы звучания.
В процессе звукоизвлечения, очевидно, немаловажную роль играет работа левой
руки. Надо полагать, что, если палец левой руки недостаточно плотно прилегает к
струне, или, наоборот, будет давить на нее с излишней силой, то это не сможет не
отразиться на качестве звука.
Совершенно ясно, что палец должен опускаться на струну активно и без лишнего
усилия прижимать ее к грифу, в таком состоянии он должен находиться до тех пор,
пока его не подменит другой палец. От струны палец должен отрываться легко и
активно, занимая прежнее, закругленное положение над грифом или же, если это
будет удобно для работы других играющих пальцев, прекратить нажим и остаться
лежать на струне.
Падение пальца на струну не должно сопровождаться ударом струны о гриф.
Причиной слышимых ударов может быть чрезмерно высокое положение пальцев
над грифом.
Подобный стук недопустим как с точки зрения методики скрипичной игры, так и с
точки зрения эстетики.
Большую роль в достижении качественного звукоизвлечения играет прием
вибрато, который является одним из главнейших средств выразительности.
О.М. Агарков в своей работе «Вибрато» пишет: « Певучий кантиленный звук связан
с наличием в нем вибрато». Прием вибрато основан на покачивании подушечки
прижимающего струну пальца левой руки, в сторону некоторого интонационного
повышения. Такие покачивания могут быть более или менее частыми (скорость
вибрато), а так же или менее широкими (размер вибрато).
Покачивание пальца вызывает покачивание других пальцев и всей кисти.
Сравнительно наиболее широкое покачивание кисти отражается на движении в
локтевом и плечевом суставах.
Хорошим может быть как медленное, так и быстрое вибрато. Неспособность
изменять скорость вибрато свидетельствует об отсутствие мастерства.
Можно достичь удивительных эффектов контраста путем прекращения вибрато.
Характер музыки требует иногда совершенной чистоты и покоя и даже сухости, где
применение вибрато привело бы к искажению замысла»
Вибрато не только украшает звук, но и усиливает его. Удачно найденное
соотношение скорости и размаха вибрации оказывает услугу динамике в
звукообразовании, ее особой выпуклости яркости.
Как уже говорилось техника правой и левой руки находятся в тесном
взаимодействии и должна быть тщательнейшим образом скоординирована.
Все вышеизложенное показывает, что, используя в процессе игры всевозможные
скорости движения смычка по струне, различную степень плотности прилегания
волосяной ленты к струне, выбор места ведения смычка между грифом и
подставкой, применяя вибрато, как средство эмоциональной и динамической
выразительности и, наконец, находя разнообразные сочетания и взаимосвязь этих
возможностей, скрипач-исполнитель получает богатейший арсенал выразительных
средств для раскрытия художественных образов.
Литература:
1. И.Ямпольский «Русское скрипичное искусство» 1 т. «К вопросу о воспитании
культуры звука у скрипачей». Сост. С. Сапожников. М.: Музыка, 1968
2. К. Флеш «Искусство скрипичной игры» / Вст. ст., ред. перевода, ком-мент. и
доп. К.А. Фортунатова. М.: Музыка, 1964
3. И. Лесман «Очерки по методике обучения игры на скрипке» Вст. ст., сост.,
общ. ред., допол. и прим; М.С. Блока. — М.: Гос. муз. изд., 1964.
4. Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке» Интерпретация произведений
скрипичной классики / Пер. с анг., общ. ред., вступ. ст. и комментарии И.М.
Ямпольского. -М.: Музыка, 1965.
5. О.Агарков «Вибрато» Очерки по методике обучения игре на скрипке:
Вопросы техники левой руки скрипача / Под общ. ред. М.С. Блока.
М.: Музгиз, 1960
.
6. К. Мострас «Система домашних занятий на скрипке» Методический очерк /
Под ред. В.О. Рабея. М.: Музгиз, 1956.