Рабочая тетрадь для учащихся игре на гитаре по программе "Музыкальная палитра"

Рабочая тетрадь
для учащихся игре на гитаре
по программе
"Музыкальная палитра"
1 год обучения (1 полугодие)
разработана Т.В. Леоновой-
педагогом дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Новокузнецк, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка может стать тем языком, с помощью
которого ты сможешь общаться с людьми. И
говорить с помощью гитары.
Роббер Ж.Видаль
Многие родители думают, что занятия музыкой это скучно, знания и навыки
быстро забудутся, да и зачем, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Но
это предположение не верно! Музыка дарит множество эмоций.
Учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок
к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют
в каждом ребёнке.
Педагоги музыкальных школ лишены возможности быть по-настоящему внимательными
к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные
особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Педагогам
дополнительного образования эти задачи доступны.
Большинство учащихся занимается музыкой для общего музыкального развития. Если
ребенок хочет научиться играть на инструменте для себя, подбирать мелодии по слуху,
играть в своё удовольствие и импровизировать, то нет смысла идти в музыкальную
школу.
На занятиях в Доме детского творчества ребенок чувствует себя свободным и
счастливым. Здесь можно играть ту музыку, которую ребёнок хочет слушать, которая
созвучна его времени, его возрастным особенностям. Играть то, что откликается в сердце,
что нравится.
Дополнительная образовательная «Музыкальная палитра» составлена с таким
расчетом, чтобы предоставить возможность воспитанникам с самыми различными
музыкальными данными научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным
обозначениям аккордов, а также позволяет сформировать у подростков представления не
только о его музыкальных познаниях и предпочтениях, но и о музыкальной жизни всего
города. Чтоб учащийся мог видеть своё месте в нем, жить в едином музыкальном
сообществе.
Рабочая тетрадь разработана для новичков 1 года обучения, впервые взявших в
руки гитару, но имеющих большое желание освоить этот замечательный инструмент,
научиться петь и аккомпанировать.
В тетради три раздела:
В первом разделе - основная информация, необходимая для любого музыканта, а
также ознакомительные, практические занятия по игре на гитаре.
Учащийся научатся: основам музыкальной грамоты, извлекать чистый звук,
зажимать и быстро переставлять аккорды, читать аккордовые сетки, которые изменены и
упрощены для чтения (как смотрим, так и читаем), исполнять аккордовые цепочки
последовательностей, настраивать гитару.
Во втором разделе - разбор и разучивание песен;
Учащиеся научатся: подбирать ритмический рисунок для песен, переставлять
аккорды в нужном месте, аккомпанировать себе и другому исполнителю.
В третьем разделе – диагностика учащегося.
Материал подобран из разных источников, проверен и адаптирован на практике.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Давайте познакомимся
Гитара, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире.
Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных
музыкальных направлениях и стилях.
Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный
мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.
Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к
себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки…
Ценнейшее качество гитары она умеет быть самым интимным инструментом. Любой
другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Может, быть, поэтому так
велико число желающих освоить этот инструмент, удивляющий разнообразием приемов
игры.
Сегодня гитара самый распространенный музыкальный инструмент. Это и сольное
исполнение, и сопровождение старинного и современного романса, туристкой и
студенческой песни. Гитара - непременная участница искусства фламенко, цыганских
песен и плясок, а в джазе она заняла место банджо. Она прекрасно сочетается в ансамбле с
другими инструментами скрипкой, домрой, мандолиной, балалайкой. Также
составляются ансамбли из одних гитар.
Устройство гитары
Нумерация струн идет с нижней, самой тонкой струны, и так вверх 1, 2, 3, 4, 5, 6. 6-я,
соответственно, самая толстая.
А параллельные металлические порожки делят гриф на лады, которые считаются от
основания гитары.
Эстрадная посадка при игре на гитаре
Не смотря на очевидные плюсы классической посадки в современной музыке она
не прижилась, в основном из-за того, что в наше время гитарная музыка основана на
пульсирующем ритме, а академическая посадка не располагает к экспрессивной манере
игры
Суть эстрадной посадки заключается в том, что гитара лежит на правом бедре, при
этом гриф уравновешивается левой рукой. В таком положении инструмента правая рука
не напряжена, что позволяет без лишних усилий играть «боем». Больше всего она
подходит поющим гитаристам.
Правильное положение левой руки обеспечивает легкость и независимость
движения пальцев. Ее действия способствуют точности и протяженности звучания, а
также быстроте смены звуков.
Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком
его месте (напротив нижнего порожка) и свесьте кисть вниз. Кисть при этом должна быть
округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого,
сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг параллельны
струнам.
Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье
не приближалось слишком близко к верхней деке.
Теперь расставьте пальцы на струнах следующим образом:
- безымянный палец - касается самым кончиком первой струны
(самой тонкой)
- средний палец - касается самым кончиком второй струны
- указательный палец – касается самым кончиком третьей
струны
Обозначение пальцев правой и левой руки
Пальцы левой руки обозначаются цифрами:
«1» - указательный;
«2» - средний;
«3» - безымянный;
«4» - мизинец.
Для обозначения пальцев правой руки используются латинские буквы:
«p» - большой палец;
«i» - указательный;
«m»- средний;
«a»- безымянный.
Соблюдение правил и ТБ при хранении и настройке инструмента
1. Следите, чтобы гитара находилась в чехле, или хранилась дома в недоступном от
маленьких детей месте, висела или стояла на поставке.
2. Нельзя хранить гитару в сыром или очень сухом помещении.
3. При настройке инструмента, будьте осторожны при натягивании струн, при
перетяжке струна может лопнуть и поранить руку, пальцы.
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Музыкальный звук
Все звуки в природе делятся на музыкальные и шумовые (природные). Музыкальные
звуки имеют характеристики: высота, длительность, громкость, тембр.
По высоте звук делится на: высокий, средний, низкий регистр. Из двух разных звуков
один всегда будет выше или ниже другого. К примеру, можно взять струну гитары,
которая имеет высокий частотный диапазон, зависящий от ее натяжения. Высота
музыкального звука повышается благодаря увеличению частоты колебаний струны, или
же наоборот понижается, если частота колебаний уменьшается.
Ноты, октавы
Нота - это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом.
А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху -
высокие.
Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот, которые
расположены на нотном стане следующим образом:
У каждой из них есть название и буквенное обозначение, в основе которого лежит
латинский алфавит. До =C, ре =D, ми =E, фа =F, соль =G, ля =A, си =H.
Звукоряд строится из тонов и полутонов (2 тона, полутон, 3 тона, полутон). Нужно
запомнить, что между ми и фа, си и до всегда полутон.
Материал для закрепления https://www.youtube.com/watch?v=SDWDnJWB-cg
В музыке есть три знака, которые изменяют звук:
Длительностью музыкального звука является отрезок времени, на протяжении которого
происходит колебание струны гитары.
И размеры, и длительности тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм,
который состоит из длинных и коротких звуков.
Размер указывает в каком ритме исполняется произведение(вальс-3/4, песня 2/4, марш4/4)
Источник: https://music-education.ru/notnaya-gramota/
Тембром музыкального звука называют его особую окраску. Любой звук в природе
благодаря физическим законам имеет свои особенные призвуки. Именно с помощью
тембровых окрасок мы с вами различаем голоса людей, ноты, музыкальные инструменты.
Силой звука является ничто иное как его громкость. Зависит она от определенной
амплитуды или размаха колебаний струны. Естественно, чем больше амплитуда
колебаний струны, тем громче звук.
Мажорный и минорный лад. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных
со словом «лад». Например: с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хора говорят:
ладно поют. Слово "лад" означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает
слаженность музыкальных звуков, которые находятся в согласии друг с другом. Каждое
музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают
мажорный и минорный. Характер мажорного лада светлый, уверенный, твердый.
Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.
Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.
ОСНОВЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Что такое открытые струны на гитаре
Звук открытой струны – это нота, которую дает гитара без зажатия ладов. Открытые
струны составляют строй, и от их тона зависит расположение и построение аккордов.
На открытых (не зажатых) струнах можно сыграть 6 нот Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми.
Для остальных звуков необходимо зажимать струны на определенных ладах.
упражнение №1
Сядьте, возьмите инструмент в руки, струнами от себя. Левой рукой
придерживайте гриф так, чтобы пальцы не задевали струны, а большим пальцем правой
руки проведите по открытым струнам сверху-вниз, затем подушечкой указательного
пальца снизу-вверх.
упражнение №2
Давайте поучимся извлекать звук. Левой рукой вы будете прижимать струны, а
правой играть. Зажмите любую струну на 1 ладу указательным пальцем левой руки.
Зажимать струну нужно подушечкой пальца ближе к ногтю. Палец ставим ближе к
металлическому порожку. Пальцем правой руки щипните эту же струну. Если звук звучит
долго, значит вы молодец. Если же звук "бренчит" или его совсем нет, значит вы зажали
струну не совсем сильно или поставили палец не правильно.
Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните
играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит это сигнал к тому,
чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с
какой силой нужно нажимать на струны.
Дальше добавляйте по пальцу в каждом последующем ладу. Потренируйтесь!
Существуют несколько способов исполнения аккорда.
Игра перебором (арпеджио) строится на четырех пальцах правой руки: большого,
указательного, среднего, безымянного при этом большой палец отвечает за игру по
верхним (басовым) струнам (шестой, пятой и четвертой), а указательный, средний и
безымянный пальцы - по нижним струнам (первой, второй и третьей).
Игра боем осуществляться при помощи большого пальца и щелчка. Удары вниз делаются
ногтями пальцев, вверх подушечкой пальца. При этом удары должны быть спокойными,
уверенными и сильными.
Материал для закрепления: https://pereborom.ru/uroki-igry-na-gitare/
упражнение №3
Игра боем
Попробуйте сыграть простой ритм большим пальцем правой руки: ↓↑↓↑, ↓↓↑↑↓↑↓,
а теперь первый ритмический рисунок усложним щелчком ↓↑щ.
Отрабатывая бой, увеличивайте темп до среднего.
упражнение №4
Игра перебором
Большой палец играет вниз, остальные подцепляют струны снизу-вверх:
1 способ: струны 4, 3, 2, 1, 2, 3
обозначение р i m a m i
пальцы б у с без c у
Приобретя навыки игры боем и перебором, начинайте совмещать их при игре. Регулярная
практика игры на гитаре поможет сформировать устойчивые навыки. Хотя бы 30
минут занятий в день помогут вам стать настоящим мастером в этом деле.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Закрепим упражнения прошлого занятия.
Игра боем
Сыграй ритм большим пальцем правой руки: ↓↑↓↑, ↓↓↑ ↑↓↑,
а теперь оба ритмических рисунка усложним щелчком щ↑, щ↑↑щ.
Отрабатывая бой, увеличивайте темп до среднего.
упражнение № 5
Игра перебором
Большой палец играет вниз, остальные подцепляют струны снизу-вверх:
1 способ: струны 4, 3, 2, 1, 2, 3 2 способ: 4, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3
обозначение р i m a m i p i m i a i m i
Тренируйтесь – и уже через пару недель ваши пальцы будут резво «бегать» по струнам.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Как зажать свой первый аккорд? С чего начать?
Простой ответ на второй вопрос – начните с постановки левой руки. Это самое
важное в данном вопросе. Главный критерий она должна всегда оставаться максимально
расслабленной.
Кроме того, сразу же начинайте следить за тем, как вы зажимаете аккорды. Струны не
должны дребезжать и глушиться они должны звучать все. Обязательно перед тем, как
сыграть трезвучие, проверьте – все ли зажатые струны играются так, как должны.
Пальцы должны быть перпендикулярны грифу гитары. Подушечки при этом не касаются
других струн. Найти нужную позицию не очень сложная задача, просто нужна
регулярная практика. Рано или поздно ваши мышцы запомнят, как расположить пальцы на
грифе. Кроме того, очень желательно следить за состоянием вашей руки она должны
быть максимально расслаблена даже во время зажатия сложных аккордов. Напряжения
почти не должно быть.
Обязательно при разучивании аккордов держите перед глазами их аппликатуру. Конечно,
ваши пальцы скоро привыкнут к тому, как они ставятся, но до этого всегда смотрите на
то, что играете.
Конечно, поначалу вам придется смотреть на то, что вы играете. Но со временем отучайте
себя от этой привычки вы должны научиться исполнять композиции несмотря на
пальцы.
Старайтесь упражняться в аккордовой технике игры, исполняя аккорды из разных
трезвучий – так обучение будет продвигаться гораздо быстрее.
Всегда уделяйте время гитаре, хотя бы по полчаса в день. Всегда следите за тем, как
играют другие гитаристы, какие позиции они используют, как ставят пальцы и тогда
ваш навык будет расти очень быстро.
Всегда начинайте с техники игры, а не со скорости. Тренируйте именно ее, потому что
все остальное придет. Старайтесь не напрягать руку сверх меры, а также заставляйте
все аккорды звучать правильно.
Аккорды на открытых струнах
В эту категорию входят все аккорды для начинающих. Они ставятся на первых трех ладах,
и их тоникой служит открытая струна.
Стоит отметить, что набор простых аккордов это основной багаж гитариста. Благодаря
этим знаниям, можно постепенно нарабатывать свои исполнительские и композиторские
умения и удивлять слушателей необычными гармониями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6-7
Когда вы сможете уверенно зажимать струны и извлекать из них звуки, можно приступать
к изучению аккордов.
Давайте научимся читать и ставить аккорды на грифе.
Перед вами аккордовая сетка. На странице представлен список основных
аккордов, которые вы будете использовать во время игры.
Римскими цифрами указаны лады (I и III), который считается от начала грифа
слева на право. В центре название аккорда. Точками указаны струны, которые нужно
зажать на этих ладах. Если точки на какой-то струне нет, значит, она должна звучать в
открытом виде. Арабскими цифрами указаны пальцы. Струны считаются снизу - вверх.
I Am III I E III I Dm III
1 2 1 2 1 2 3
3 3
1 А7 III 1 C III 1 G III
2 1 2 3 2 3
3 4
Аккорды довольно просты в изучении. Чтобы руки и пальцы привыкли к инструменту,
чаще упражняйтесь, играя аккорды друг за другом в любом порядке.
Не торопитесь, следите за правильным нажимом и звучанием аккорда. Проверяйте
аппликатуру. Тренируйте пальцы, чтобы они сразу все прыгали с аккорда на аккорд, а
не переставлялись поочередно, это продлит вам время.
Упражнение 6
Отработка быстрого переставления пальцев с аккорда на аккорд: Dm-Am; Am E ; Am-
Dm; Dm E. Правой рукой играем арпеджио в медленном темпе, чтобы прослушать
каждое звучание струны.
Упражнение 7
Разучим новый ритмический рисунок: щ щ .
Соединим аккорды в цепочки последовательностей: Am- С Am- A
7
-Am ;
Am- E Am- A
7
- Dm - Am;
Am- E Am- A
7
- Dm - G - C-E-Am.
Каждый аккорд играем боем по 2 раза. Помним, что переставление аккорда
происходит всегда ↑. Если получилась, то теперь играем каждый аккорд боем 1 раз.
Тренируемся до тех пор, пока аккорды будут переставляться без остановок. Не забываем
про бас. Аккорд играется с басовой струны. Если это Am или A
7
, то бас играется с 5
струны, если E - то бас звучит с 6 струны, а если Dm- то бас с 4 струны. Обращайте, на
это внимание, иначе аккорд будет звучать грязно.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Когда справитесь с первыми аккордами можно осваивать и остальные. Они помогут вам
украсить вашу игру, сделать ее более яркой и живой.
добавим три аккорда:
I Em III I H 7 III I D III
2 3
1 2 3 4
1 2 3
Упражнение 8
Соединим аккорды в цепочку последовательности: Em - Am - H7 - Em;
Em- Am - H7 - D - G - Em
Добавим ритмический рисунок: щ щ .
Каждый аккорд играем боем по 2 раза. Не забывайте переставлять аккорды на
движении руки ↑. Аккорд играется с басовой струны. Если это Em, то бас играется с 6
струны, если H
7
- то бас звучит с 5 струны, а если D- то бас играется с 4 струны. Не
забывайте следить за тем, как звучит аккорд.
Если получилось, то теперь играем каждый аккорд боем 1 раз.
Тренируемся до тех пор, пока аккорды будут переставляться без остановок.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Настройте гитару.
Колки это место, куда крепятся струны, и которые нужно крутить для их
настройки.
Тюнер специальная программа, которая по колебанию воздуха вокруг струны
считывает ее амплитуду, и определяет ноту, которую она дает.
Настройка гитары происходит с помощью вращения колков, которые регулируют
натяжение струн. Со временем струны растягиваются, и строй инструмента сбивается,
поэтому настраивать новые струны стоит перед каждым использованием пока струны
примут нужное натяжение.
Для настройки рекомендуется воспользоваться тюнером или попытаться настроить
на слух.
С тюнером все просто находите специальную программу, подключаете к
компьютеру микрофон, дергаете первую струну. Программа покажет высоту звука.
Подкручивайте колок до тех пор, пока не получите нужное звучание.
Давайте попробуем настроить гитару по тюнеру двумя способами.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Настройка без тюнера предполагает наличие музыкального слуха. Вам нужно сыграть на
каком-нибудь инструменте (можно даже на компьютерном midi-синтезаторе) нужные
ноты. А затем подстроить струны, чтобы они звучали с выбранными нотами в унисон.
НАСТРАИВАНИЕ ГИТАРЫ на СЛУХ.
Это, наверное, самый сложный способ отстроить гитару, и наименее надежный, особенно
если у вас не очень хорошо развит музыкальный слух. Главная задача тут это
правильно состроить первую струну, Ми. В этом может помочь камертон, либо же
звуковой файл с правильным звуком. На слух заставьте гитару звучать в унисон с файлом,
и приступайте к отстройке дальше.
1. Итак, зажмите вторую струну на пятом ладу и одновременно дерните ее и еще
открытую первую. Они должны звучать в унисон то есть давать одну ноту(звук).
Подкручивайте колки, пока не услышите нужный звук но будьте аккуратнее, поскольку
можно переусердствовать, и придется заниматься заменой струн на гитаре.
2. После этого на четвертом зажмите третью струну, и она должна звучать так же, как и
открытая вторая. То же самое происходит и с настройкой третьей через второй то есть
зажимайте четвертый лад.
3. Все остальные струны должны на пятом ладу звучать также, как и открытая струна до
настраиваемой.
см https://pereborom.ru/nastrojka-shestistrunnoj-gitary/
Дополнительные практические задания
Упражнения для развития ритма.
Разучи ритмические рисунки «боем», которые часто используются в песнях.
Размер 4/4 :
↓↓↓↓↓↓↓↓ - все удары делаем указательным пальцем вниз; акцент на 3 и 7 долю
^ ^
Х этот ритм называют «эстрадный»; Теперь акцент замени щелчком.
Б ^ ^
↓↓↓↓↓↓↓↓ - можно акцент заменить на «щелчок»; выделяем 1, 4 и 7 доли
^ ^ ^
↓↓↓↓↓↓↓↓ - выделяются 3, 6, 8 удары.
^ ^ ^
хх- Х означает паузу. Что бы легче было запомнить ритм, можно
подставить слова «я пришел, а ты уходишь».
х х
Я пришел, а ты у - ходишь
Размер 3/4: щ смена аккорда щ или щ щ;
Размер 6/8: ↓↓↓ - весь ритм играется указательным пальцем.
Разучи ритмические рисунки «перебором», которые могут использоваться в песнях.
Размер 4/4: бас, 3, 2,1-вместе, 3 или бас, 3,2,3,1,3,2,3; бас, 321 вместе- 3коротких раза
Размер 2/4: бас, 321-вместе, бас, 321 вместе; бас, 321 вместе- 3 раза
Размер3/4 432123 или ритм вальса бас,321 вместе -2 коротких раза.
Упражнение на закрепление техники игры «перебором».
VI VII VIII VI VII VIII VI VII VIII
1 2
1 2 3
1 2 3 4
V VI VII VI VII VIII
1 2 3
1 2
РАЗДЕЛ II
РАЗБОР ПЕСЕН
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души"
Юрий Визбор.
Сначала выбираем понравившуюся песню. Затем записываем её слова,
запоминаем мелодию. Если есть возможность записать оригинал песни, то обязательно
воспользуйтесь этим и пойте вместе с солистом, чтобы правильно выучить мотив.
Совет, как правильно петь песню под гитару.
1. Губы при пении должны шевелиться, а рот широко открываться
2. Проговаривай каждый день скороговорки, постепенно увеличивая темп.
3. Все согласные звуки в конце слова должны проговариваться.
4. Голос должен звучать громче гитары.
5. Упражнение «Зевок», «Горячая картошка».
6. Пропеть мелодию песни на звуки «а», «о».
«Ветер дружбы»
Am E
1. Ветер дружбы крутит планету
Am
и добавляет мечты паруса
D Am
Если хочешь друзей ты найти
E Am A7
верь в чудеса, верь в чудеса.
2. Слышишь, звуки гитарные льются
в такт добавляя биенью сердец
всех нас собрал и сдружил навсегда
Новокузнецк, Новокузнецк.
3. Знаешь, лучше нет тебя друга
ты на прощанье мне руку подай
легкой дороги и счастья в пути
мне пожелай, мне пожелай.
Когда вы уверенно выучили песню, приступайте к разучиванию аккордов.
В изданиях песенной литературы наряду со словами песни указываются аккорды,
которые размещаются над стихотворными строками. Смена аккорда ставится на том
слоге слова, где меняется аккорд.
Для начала попробуйте петь песню в умеренном темпе и в нужном месте
проигрывать аккорды одним ударом вниз. Получилось? Отлично!
Теперь с мелодией всё понятно. Но, к сожалению, не во всех сборниках
указывают ритмический рисунок аккомпанемента. У новичков на начальном этапе с этим
появляется проблема, которая легко решается при дальнейшем обучении. Приступаем к
разбору темы: аккомпанемент.
Аккомпанемент
Для того, чтобы подобрать наиболее подходящий способ аккомпанирования,
нужно хорошо чувствовать характер, темп песни, поэтические особенности стиха. Со
временем опыт придет, и вы без труда будете подбирать свой собственный
аккомпанемент. А пока, на начальном этапе будете пользоваться подсказками.
Для исполнения этой массовой песни подойдет игра боем: щ↑↑щ. В скобках
указывается сколько раз нужно проигрывать бой от аккорда до аккорда. Нельзя менять
аккорд посередине боя и нельзя не доигрывать бой, то есть при смене аккорда правая
рука должна заканчивать вверх. Помните, что начало боя всегда выпадает на ударный
слог слова. Перед повтором аккорд A7(1р) будет проигрываться без слов.
Am (2р) E(4р)
1. Ветер дружбы крутит планету
Am(2р)
и добавляет мечты паруса
D(2р) Am(2р)
Если хочешь друзей ты найти
E(2р) Am(1) A7(1)
верь в чудеса, верь в чудеса.
«Звезда по имени Солнце»
Виктор Цой
В этой песне разучим прием, который автор часто применял в своих песнях.
Гитара должна звучать жестко, все удары четкие, ритмичные.
Вступление: ↓↓↓↓(о)
Куплет: щ↑ щ
Как другой вариант подойдет разученный ранее бой: щ
Am (4р) v
Белый снег, серый лед,
С(4р) v
На растрескавшейся земле
Dm(4р) v
Одеялом лоскутным на ней
G (4р) v
Город в дорожной петле.
Am v
А над городом плывут облака,
C v
Закрывая небесный свет.
Dm v
А над городом - желтый дым.
G v
Городу две тысячи лет,
Dm v
Прожитых по светом звезды
Am v
По имени Солнце….
«Медвежонок»
(туристическая песня)
Em
1.Жил Мишутка косолапый,
Am
Жил в берлоге с мамой, с папой.
H
Был пушистый как котенок,
Em
От природы косолапый.
E Am
Никогда медведь не плакал,
D G
Знал он песен очень много,
Am Em
И притопывая лапой
H Em
Пел про синие сугробы.
2. Вот однажды направляясь
По дороге к бабке старой
Посреди дороги этой
Увидал людей с гитарой.
Он сначала долго слушал,
Как они тихонько пели,
А потом смотрел как дружно
С маргарином кашу ели.
3. Мишке тоже захотелось
кашу есть и спать палатке
и носить рюкзак огромный
и штаны с большой заплаткой
попрощавшись с мамой, с папой
значит прежней жизни «крышка»
помахав печально лапой
убежал к туристам Мишка
Песня легкая, веселая, шуточная. Нужно передать сюжет. В этой песне можно сыграть
бой: бас, 123 – вместе.
«Не надо бояться»
из к/ф « И это все о нем»
Вальсовый умеренный ритм в куплете, а припев сыграем перебором: бас,3,2,1,2,3. Песня
имеет глубокий поучительный смысл, поэтому слова проговариваем четко. Аккорды
подберем вместе с педагогом на занятии, чтобы в дальнейшем вы могли ориентироваться
в гармонии на слух.
1. Не надо бояться густого тумана
Не надо бояться пустого кармана
Не надо бояться ни горных потоков
Ни топей болотных, ни грязных подонков
Припев: сумейте все сердцем
В лицо рассмеяться
Лишь собственной трусости
Надо бояться.
2. Не надо бояться тяжелой задачи
А надо бояться дешевой удачи
Не надо бояться быть бедным и битым
А надо бояться быть лживым и сытым.
«Рыба – Кит»
Автор: Юлий Ким
(в современной обработке отряда вожатых ОЛ «Океан»)
Am
1. На далеком севере
Бродит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.
Припев: но, нет кита, ну нет кита,
нет кита, не видно,
до чего, до чего,
до чего обидно!
Ритмический рисунок подбери и запиши самостоятельно:
2.Как-то ночью чёрною
Вышел капитан
И в трубу подзорную
смотрит сквозь туман:
Припев:
3.Утром юнга Дудочкин
Бросил в море лот
И к нему на удочку
Клюнул кашалот.
Припев:
реп (стучим ритм по передней деке гитары)
мы ходим, ходим по морям
и рыбу ловим тут и там
селедку, скумбрию, треску
привет соседу рыбаку
волна гуляет за бортом
когда ж мы встретимся с китом
эй, где ты бродишь, рыба-кит
наш капитан уже сердит
поймать кита, такой улов
мечта отважных рыбаков
но кит умен и так хитер,
что не попался до сих пор
мы снова ходим по морям
и рыбу ловим тут и там
селедку, скумбрию, треску
привет соседу рыбаку
4
На далеком севере
ходит рыба-кит,
А за ней на сейнере
Ходят рыбаки.
« Радуга»
сл. и муз. М. Рысакова.
Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в соленый океан.
Чуть пофантазируй и представь, что ветер свистнул,
будто над моей мечтой он разогнал туман
Припев:
Радуга! Радуге радуйся,
Если мечтаешь и ждёшь.
Милой девчонке обрадуйся,
Если такую найдёшь.
2.Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
3. Над мостом, сияющим кораблик раскачаю,
А потом как с горки вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звёзд, луну толкну плечами -
А когда захочется, на землю возвращусь.
4. А когда глаза свои немного приоткрою,
Никому не веря, что это только сон,
Улыбнусь мечте своей, ладошкою прикроюсь
И увижу радугу я из своих окон.
Постарайся ритм и аккорды подобрать самостоятельно.
РАЗДЕЛ III
ДИАГНОСТИКА
О результатах своей деятельности ты будешь отчитываться на концертах и
праздничных мероприятиях. Лучшие творческие работы выставляются на районные и
городские фестивали и конкурсы.
В течение учебного года три раза проводится процедура аттестации учащихся:
входная (при зачислении в объединение), промежуточная в течение учебного года и
итоговая – в мае.
Входная диагностика
для учащихся 1 года обучения
ФИ
учащегося
слух
ритм
Муз
память
уровень
вокала
Знание
муз
грамоты
Наличие
гитары
Владение
игрой на
гитаре
Наличие музыкального слуха проверяется определением звуковысотности и
угадыванием звука.
Оценка уровня.
Оптимально- учащийся легко определяет высокие и низкие звуки, быстро
находит правильный звук.
Допустимо - учащийся несколько раз прослушивает разницу между высокими и
низкими звуками и правильно их определяет; методом подбора ищет нужный звук и
определяет его.
Недопустимо- учащийся не слышит разницу между высотой звуков и не может их
определить; методом подбора ищет нужный зук, но не находит его.
Ритмический слух определяется путем повтора ритмического рисунка, заданного
педагогом.
Оценка уровня.
Оптимально - если учащийся легко повторяет несколько ритмов от простого к
сложному.
Допустимо - если учащийся повторяет простой ритмический рисунок.
Недопустимо - если учащийся не может повторить простой ритм.
Для проверки музыкальной памяти и уровня вокальных данных необходимо
пропеть любимую песню.
Оценка уровня.
Оптимально - учащийся правильно берет дыхание, чисто интонирует мелодию,
знает слова песни.
Допустимо- учащийся неправильно берет дыхание, но чисто интонирует
мелодию или точно повторяет мелодию вместе с педагогом, знает не все слова песни.
Недопустимо- учащийся не может точно пропеть мелодию самостоятельно или с
педагогом, путает или не знает слова.
Знание и уровень музыкальной грамоты и владение игрой на гитаре
определяется по посещению учащегося ранее музыкальной школы.
Оценка уровня.
Оптимально - учащийся читает нотную грамоту, знает элементарные
музыкальные термины; владеет основами игры на гитаре.
Допустимо- учащийся знаком с музыкальной грамотой в пределах школьной
программы, знает элементарные музыкальные термины; есть инструмент дома, не
владеет игрой на гитаре; имеет гибкую кисть и сильные пальцы.
Недопустимо - учащийся не имеет представление о мире музыки и звука; нет
инструмента, слабые пальцы, зажатая кисть.
Поздравляю тебя, юный друг, ты зачислен на 1 год обучения в творческое
объединение " Музыкальная палитра"! Будь достоин звания -музыкант! Занимайся
и познавай новое.
Промежуточная аттестация предполагает форму зачета по изученным темам.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогом и оформляется в виде
зачетной таблицы по каждой учебной группе.
Зачетная таблица учащегося
тема
теория
практика
Уровень
оценивания
(О,Д,Н)
теория
практика
Основы
музыкальной
грамоты
Проверка знания
терминологии
(по карточкам).
Знать строение и
строй гитары
Правильное выполнение
действий, данных
педагогом
(посадка, свободные руки,
правила ТБ)
Приемы
звукоизвлечения
Знать способы
игры, аппликатуру
Правильно зажимать
струны и извлекать чистый
звук
Аккордовая
техника левой руки
Знать название
аккордов и их
расположение на
грифе, соблюдать
аппликатуру
Чистое извлечение 6-10
близко расположенных
аккордов в среднем темпе
без остановок
Техника правой
руки
(бой, перебор)
Знать несколько
видов боев и
переборов
Владеть техникой игры
двух боев и двух
переборов,
знать цепочки
последовательностей
Подбор песен на
слух
Знать слова и
мелодию песню
Уметь подбирать мелодию
на 1 струне и на 3 - 6
аккордах
в тональностях Am, E
Навыки
вокального пения
Знать слова песни,
соблюдать дикцию,
петь по фразам.
Слышать тон, ритм,
вовремя вступать после
вступления и проигрыша,
чисто интонировать
мелодию, петь громко
Исполнительское
творчество
Понимать смысл
песни
Эмоциональное исполнение
песни
Пение с
аккомпанементом
Знать аккорды и
слова песни
наизусть
Знать последовательность
аккордов и уметь
переставлять их
одновременно с мелодией
Уметь петь и
одновременно играть,
слышать тон, вовремя
вступать
Настройка
инструмента
Знать способы
настройки
Уметь настраивать гитару
одним способом
Посещение
фестивалей,
творческих
вечеров, муз.
гостиных.
Количество
посещений
Количество участий
Юный музыкант! Если ты успешно прошел промежуточную диагностику,
значит ты уже юный артист, который может радовать своим выступлением
слушателей ! Впереди каникулы! Значит у тебя есть время закрепить весь
пройденный материал и самостоятельно изучить что - то новое, а поом
поделиться этим с педагогои.
На каникулах советую прочесть:
1. Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. “Рождение музыкальных инструментов”. Музыка,
1986 г.
2. Газарян С. “Рассказ о гитаре”. Москва, 1987 г.
3. «Самые знаменитые барды России» С. Истомин, Д. Денисенко, Москва,«Вече», 2002
год.
Календарь городских мероприятий на 2019-2020 уч. год
сроки
Название мероприятия
Место проведения
1
18.09.2019
Бардовская встреча, посвященная фестивальному
лету
Музей «Кузнецкая
крепость»
2
21.09.2019
Поэтический фестиваль
Дом творческих
союзов
3
18-20.10.19
28 фестиваль авторской песни « Новокузнецк -
2019»
Библиотека им.
Гоголя
4
16-17.11.19
Детский фестиваль авторской песни
« НовоКузнечик - 2019»
МБУ ДО ДДТ №4
5
30.11.2019
Концерт ансамбля «Созвучие» «Осенние
кружева»
Библиотека им.
Гоголя
6
04.12.2019
Концерт, посвященный памяти ушедших бардов
Библиотека им.
Гоголя
7
20.12.2019
Творческий вечер Валерия Куличенко
Библиотека им.
Гоголя