Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ к заданию 25
Лидия Николаевна Белая
Подготовка к ЕГЭ.
ЗАДАНИЕ №25. Изобразительно-выразительные средства русского
языка.
Формулировка задания. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
«Рассказывая читателю историю об организованном Митричем празднике,
Н.Д. Телешов щедро использует самые разнообразные средства
художественной выразительности. На лексическом уровне стоит
отметить активное использование (А)_____ (“ихние” в предложении 17,
“приладить” в предложении 36, “Митрич”), а также такого тропа, как
(Б)_____(в предложении 2). Среди других средств выразительности можно
выделить такой приём, как (В)_____ (например, в предложениях 15–16, 57–
58), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____(в предложениях 3, 68,
69)».
Список терминов
1) синонимы
2) сравнение
3) метонимия
4) литота
5) разговорно-просторечная
лексика
6) ряды однородных членов
7) риторические восклицания
8) анафора
9) риторические обращения
Ответ: 5287
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
I. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:
№п/п
Название тропа
Толкование
1.
АЛЛЕГОРИЯ
Выражение отвлеченного в конкретном художественном
образе; иносказание.
2.
ГИПЕРБОЛА
Художественное преувеличение.
3.
ГРОТЕСК
Изображение людей и явлений в фантастическом,
уродливо-комическом виде.
4.
ИРОНИЯ
Употребление слов в смысле прямо противоположном
их значению.
5.
КАЛАМБУР
Шутка, основанная на комическом использовании
сходно звучащих, но разных по значению слов; игра
слов.
Лидия Николаевна Белая
6.
ЛИТОТА
Художественное преуменьшение. Троп,
противоположный гиперболе.
7.
МЕТАФОРА
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в
переносном значении, основанном на сходстве (от греч.
слова) metafora, «перенос»).
8.
МЕТОНИМИЯ
Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в
переносном значении, основанном на смежности (от
греч. слова metinimia, «переименование»).
9.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Вид метафоры; перенесение свойств одушевленных
предметов на неодушевленные.
10.
ПЕРИФРАЗ
Замена одного слова описательным выражением,
передающим тот же смысл.
11.
САРКАЗМ
Высшая степень иронии; презрительная язвительная
насмешка.
12.
СИНЕКДОХА
Вид метонимии, называние части вместо название
целого, частного вместо общего и наоборот.
13.
СРАВНЕНИЕ
Слово (или выражение), содержащее уподобление
одного предмета другому, одной ситуации – другой. В
отличие от метафоры, обязательно присутствуют два
предмета и средства сопоставления, например, союзы
как, как будто, словно.
14.
ЭПИТЕТ
Образное определение, дающее дополнительную
художественную характеристику кому-либо или чему-
либо.
II. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи
выразительность:
№п/п
Название
фигуры речи
Толкование
1.
АНАФОРА
Повторение начальных частей (слова, словосочетания,
предложения), двух или более относительно самостоятельных
отрезков речи
2.
АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов
3.
БЕССОЮЗИЕ
Построение предложения, при котором однородные члены или
части сложного предложения связываются без союзов
4.
ГРАДАЦИЯ
Последовательное расположение слов или частей фраз в
порядке их возрастающей (реже убывающей) степени качества
или интенсивности действий
5.
ИНВЕРСИЯ
Расположение слов или частей предложения в ином порядке,
чем установлено обычными правилами
Лидия Николаевна Белая
6.
МНОГОСОЮЗИЕ
Повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый
как выразительное средство
7.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Фигура, представляющая собой одинаковое синтаксическое
построение предложений или их частей
8.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Художественный прием, состоящий в расчленении
предложения на отдельные фрагменты, которые представляют
собой неполные предложения
9.
ПЕРИОД
Многочленное сложное предложение или сильно
распространенное простое предложение, которое отличается
законченностью, единством темы и интонационным
распадением на две части
10.
ПОДХВАТ
Фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении
конца стиха, строки или фразы, в начале следующего стиха,
строки, фразы
11.
РИТОРИЧЕСКИЙ
Вопрос, не требующий ответа
12.
РИТОРИЧЕСКОЕ
Восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль
эмоционального усиления
13.
УМОЛЧАНИЕ
Многозначительный пропуск; с его помощью несказанное
приобретает большую значимость, чем если бы это было
открыто сказано
14.
ЭЛЛИПСИС
Стилистический прием, связанный с опущением
несущественных слов для усиления роли оставшихся
15.
ЭПИФОРА
Фигура, обратная анафоре: это выразительное повторение слов
или выражений в конце текста
16.
АФОРИЗМ
Краткие, меткие, обычно образные изречения, близкие к
пословицам
III. Лексические средства выразительности.
№п/п
Название
лексического
средства
выразительности.
Толкование
1.
ДИАЛЕКТНЫЕ
СЛОВА
-
слово или оборот бытующие в определённой
местности (территориальный диалектизм),
социальной группе (социальный диалектизм) или
профессии (профессиональный
диалектизм):петух- кочет
2.
ЖАРГОНИЗМЫ
речь социальной группы, отличная от общего
языка, содержащая много искусственных слов и
выражений. Различаются жаргонизмы: салонный,
мещанский, воровской, студенческий, школьный,
армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из
жаргона охотников, «амба»- из морского.
3.
АНТОНИМЫ
(от греч. Ant- против и onуma- имя) - слова, имеющие
потивоположенные значения: «Коварство и любовь»,
«Белей лишь блеск, чернее тень».
Лидия Николаевна Белая
4.
АРХАИЗМЫ
(от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или
оборот речи.
5.
НЕОЛОГИЗМЫ
(от греч. Neos - новый и logos- слово) - слово,
вновь образованное, появившееся в связи с
возникновением в жизни новых понятий (в науке,
технике, культуре, в быту). Неологизм
подчёркивает выразительность речи. Например,
«бездарь» вместо «бездарность».
6.
СИНОНИМЫ
(от греч. - одноимённый)
1)Слова, различные по написанию, но близкие
(или одинаковые) по значению: победить-одолеть
(врага); бежать - мчаться; красивый - прелестный;
бегемот - гиппопотам.
2)Контекстуальные синонимы — это слова или
словосочетания, сближающиеся по значению в
условиях одного контекста, эти слова носят
индивидуальный, ситуативный характер: игла -
Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн;
шум (шелест, шорох, шёпот) листвы.
7.
КОНТЕКСТНЫЕ
СИНОНИМЫ
-
слова или сочетание слов, которые
приобретают близкое значение лишь в
определённом контексте.
«Ничегонеделание» -
пассивный отдых.
8.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
-
лексически неделимое, устойчивое в своём
составе и структуре, целостное по значению
словосочетание, воспроизводимое в виде
готовой речевой единицы. (Насупить брови,
одержать победу, потупить голову,
расквасить нос, сгорать от стыда, скалить
зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт,
трескучий мороз, утлый челн, щекотливый
вопрос, щекотливое положение).
9.
ОМОНИМЫ
-
одинаково звучащие слова, имеющие разное значение,
напр.: клуб (пара и спортивный), передумать (многое и
изменить решение). В устной речи возникают звуковые
омонимы (омофоны) – слова, которые звучат одинаково,
хотя и пишутся по-разному: плач и плачь, отварить и
отворить.
Алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств
языка, представленных в выборке ответов.
2.Раздели все термины на три группы: тропы, фигуры речи, лексика.
Лидия Николаевна Белая
3.Читай внимательно рецензию, вставляй необходимые изобразительно-
выразительные средства речи.
4.В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из
списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в
тексте.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ:
1.Сопоставьте название тропа с толкованием. Подберите
правильное толкование.
А) КАЛАМБУР
1.Художественное преувеличение.
Б)МЕТОНИМИЯ
2. Образное определение, дающее дополнительную
художественную характеристику кому-либо или чему-либо.
В)ЭПИТЕТ
3. Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в
переносном значении, основанном на сходстве.
Г) ЛИТОТА
4. Шутка, основанная на комическом использовании сходно
звучащих, но разных по значению слов; игра слов.
Д)ГИПЕРБОЛА
5. Троп, в котором слово (или выражение) употребляется в
переносном значении, основанном на смежности.
6. Художественное преуменьшение. Троп, противоположный
гиперболе.
7. Употребление слов в смысле, прямо противоположном их
значению.
ОТВЕТ:
2. Существуют различные способы выражения сравнения. Ваша задача –
определить способы выражения сравнения в данных примерах:
1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)
2. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)
3. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
4. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М.Лермонтов)
5. Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
ОТВЕТ: ___________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
_____________________________________
Лидия Николаевна Белая
3. Сопоставьте название риторической фигуры с толкованием. Подберите
правильное толкование.
А) АНАФОРА
1. Последовательное расположение слов или частей фраз в
порядке их возрастающей (реже убывающей) степени
качества или интенсивности действий.
Б) АНТИТЕЗА
2. Фигура, обратная анафоре: это выразительное
повторение слов или выражений в конце текста
В)БЕССОЮЗИЕ
3. Фигура, представляющая собой одинаковое
синтаксическое построение предложений или их частей.
Г) ГРАДАЦИЯ
4. Повтор союза, ощущаемый как избыточный и
употребляемый как выразительное средство.
Д) ЭПИФОРА
5. Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
6. Повторение начальных частей (слова, словосочетания,
предложения), двух или более относительно
самостоятельных отрезков речи.
7. Построение предложения, при котором однородные
члены или части сложного предложения связываются без
союзов.
ОТВЕТ:
4.Вспомните определение анафоре и эпифоре. Распределите приведенные
примеры в соответствии с видом тропа.
1.Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
6....Черноглазую девицу,
Черногривого коня!(М.Лермонтов)
2. Мне бы хотелось знать, отчего я
титулярный советник? Почему именно
титулярный советник? (Н.Гоголь)
7.Не станет нас!
А миру хоть бы что.
Исчезнет след!
А миру хоть бы что.(О.Хайям)
3. Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.(С.Есенин)
8. Изначальней всего остального –
любовь,
В песне юности первое слово –
любовь,
О, несведущий в мире любви
горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа –
любовь! (О.Хайям)
Лидия Николаевна Белая
4. Всех бродяг, бедняков и больных
знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь
Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты.
(О.Хайям)
9. Я в этот мир пришел, чтоб видеть
Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть
Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)
5. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
10. Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок)
ОТВЕТ:
5. Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)ПЕРИФРАЗА
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)
Б) МЕТАФОРА
2.Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)
В) МЕТОНИМИЯ
3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
Г) ГРАДАЦИЯ
4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)
Д) ЭПИФОРА
5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)
6.Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
7.Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
ОТВЕТ :
6. Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ГРАДАЦИЯ
1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
Лидия Николаевна Белая
Б)ОКСЮМОРОН
2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)
В)СРАВНЕНИЕ
3. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть.
Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)
Г)МЕТАФОРА
4. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)
Д)ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
6.Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)
7.Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)
ОТВЕТ:
7. Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
1.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
(А.Грибоедов)
Б) ) МЕТОНИМИЯ
2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)
В)ЛИТОТА
3.И на известку колоколен невольно крестится рука.
(С.Есенин)
Г)ПЕРИФРАЗА
4.Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
Д)МЕТАФОРА
5.Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)
6.Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе...
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)
7.Принять его, позвать, просить, сказать, что дома.
(А.Грибоедов)
ОТВЕТ:
8. Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Лидия Николаевна Белая
А) ЛИТОТА
1.Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)
Б)МЕТАФОРА
2.Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)
В) ГРАДАЦИЯ
3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)
Г) СРАВНЕНИЕ
4.Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
Д) МЕТОНИМИЯ
5.Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
6. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)
7.И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)
ОТВЕТ:
9. Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) МЕТОНИМИЯ
1. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)
Б) ПЕРИФРАЗА
2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)
В)ОКСЮМОРОН
3.Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)
Г)ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР
4.Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)
Д)МЕТАФОРА
5.И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)
Лидия Николаевна Белая
6.Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)
7.Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
ОТВЕТ:
10.Многие загадки и пословицы строятся по принципу антитезы.
Дополните предложения, учитывая особенности этой стилистической
фигуры.
1.Делу время - ________________________________________
2.В гору бегом - ________________________________________
3.Летит — гудит,________________________________________
4.Меньше говори, ______________________________________
5.Ученье - свет,________________________________________
6.Глаза боятся - _______________________________________
11. Вспомните определение явлению многосоюзия и бессоюзия.
Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа.
1. Перед глазами ходил океан, и
колыхался, и гремел, и сверкал, и
угасал, и светился, и уходил куда-то в
бесконечность. (В.Короленко)
6. Волков бояться – в лес не ходить.
(Пословица)
2. Швед, русский колет, рубит, режет.
(А.Пушкин)
7. Люди знали: где-то, очень далеко от
них идет война. (В.Ажаев)
3. Я или зарыдаю, или закричу, или в
обморок упаду. (А.Чехов)
8....Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин);
4.Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
9.И скучно и грустно, и некому руку
подать…(М.Лермонтов)
Лидия Николаевна Белая
Милого лица. (А.Фет)
5.Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)
10.Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.(А.Блок)
ОТВЕТ:
12. Вспомните определение метонимии и синекдохи. Распределите приведенные
примеры в соответствии с видом тропа.
1.Не то на серебре – на золоте едал.
(А.Грибоедов)
6. Пуще всего береги <...> копейку.
(Н.Гоголь)
2. Все флаги в гости будут к нам.
(А.Пушкин)
7. Читал охотно Апулея, а Цицерона не
читал. (А.Пушкин)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой
милый. (И.Крылов)
8. И слышно было до рассвета, как
ликовал француз. (М.Лермонтов)
4. Перо его местию дышит. (А.К.
Толстой)
9. Но тих был наш бивак открытый.
(М.Лермонтов)
5. Ну что ж, садись, светило.
(В.Маяковский)
10. Мы все глядим в Наполеоны.
(А.Пушкин)
ОТВЕТ:____________________
13.Составьте метафорические словосочетания, выбирая для этого
подходящие слова из скобок.
1.Хвост (очереди, лошади, обезьяны).
2. Крылья (птицы, бабочки, счастья).
3. Гусеница (трактора, маленькая, зелёная).
4.Волна (морская, высокая, гнева).
5.Замораживание (мяса, цен, Воды).
6.Холод (встречи, льда, воздуха).
7. Атмосфера (Земли, Марса, доверия).
Лидия Николаевна Белая
8.Червь (сомнения, земляной, длинный).
ОТВЕТ:_____________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
14.Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ЛИТОТА
1.Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.(М.Ю. Лермонтов)
Б) АНТИТЕЗА
2.И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
В) СРАВНЕНИЕ
3.Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.(М.А. Волошин)
Г) ОКСЮМОРОН
4.И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим.(С.Н. Сергеев-Ценский)
Д) ЭПИТЕТ
5.В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись – и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали. (М.Ю. Лермонтов)
6.Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать? (М.Ю. Лермонтов)
7.Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела. (А.В. Кольцов)
ОТВЕТ:
15.Установите соответствие между названиями тропов или риторических
фигур и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца
Лидия Николаевна Белая
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)АНТИТЕЗА
1.Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую
шестую часть света и держащий в касаниях своих
раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.К. Рерих)
Б) ОКСЮМОРОН
2. Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы.(М.Ю. Лермонтов)
В) МЕТАФОРА
3. Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером?
Триумф или погибель? (И.А. Бунин)
Г) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
4. Кому сказать, с кем поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.(С.А. Есенин)
Д)КОНТЕКСНЫЕ
АНТОНИМЫ
5. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.(М.Ю. Лермонтов)
6. «Молоды вы еще, очень молоды!» – вздохнул Иван
Игнатьевич. (В.Ф. Тендряков)
7. Море шумело глухо, сердито. (М.Горький)
ОТВЕТ:
16.Риторическое обращение состоит в том, что высказывание адресуется
неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему.
На риторический вопрос не ожидается ответа. В каких из приведенных
примеров встречаются риторические обращения?
1) Приятель дорогой, здорово!
(И.Крылов)
4) Мечты, мечты! Где ваша сладость?
(А.Пушкин)
2) Простите, мирные долины, и вы,
знакомых гор вершины, и вы, знакомые
леса. (А.Пушкин)
5) Степь широкая, степь безлюдная,
отчего ты так смотришь пасмурно?
(И.Никитин)
3) Старик! О прежнем позабудь...
(М.Лермонтов)
ОТВЕТ:
17.Сравните два предложения. Какое из них представляет собой
риторический вопрос?
1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)
2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)
ОТВЕТ:
Лидия Николаевна Белая
18.Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке,
нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность
речи. Найдите инверсию в следующих предложениях.
1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного
к опасностям с детства. (А.Коптяева)
2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на
деревни дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)
3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М.Салтыков-Щедрин)
4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)
ОТВЕТ:____________
Лидия Николаевна Белая
15
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание№1. Прочитайте фрагменты рецензий, составленные на основе текста.
Текст
(1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы.
(3)Ее приближение чувствовалось во всем. (4)И в том, что все чаще играла «катюша»; ее
могучий голос, подобно весеннему грому, грохотал в низком небе, и раскатистое горное эхо
радостно подхватывало его. (5)И в том, что все реже раздавался немыслимо пронзительный
скрежет «ванюши», шестиствольного немецкого миномета, прозванного нашими солдатами также
«ишаком». (6)И в том, что пленные немцы, или, как в ту пору их называли, «фрицы», с каждым
днем выглядели все ободраннее, а наши младшие и старшие лейтенанты щеголяли в шинелях,
перешитых на офицерский манер, а вместо шапок-ушанок носили лихие кубанки. (7)И в том, что
солдаты все чаще поговаривали о доме, и не так, как говорят о чем-то очень далеком, а как о
близком и достижимом, что вот-вот должно явиться в твою жизнь и заполнить ее всю, до отказа.
(8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью.
(10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой словацкой деревушке, в которой
находились разведчики.
(11)Разведчиков я разыскал быстро. (12)Они собрались в блиндаже у радиоприемника.
(13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто мельком оглянулся, кивнул и
снова повернул голову к приемнику, из которого лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная
мудрого спокойствия и мирной тишины.
(15)Адажио Девятой симфонии Бетховена.
(16)— Откуда передают? — спросил я.
(17)— Из Берлина, — отозвался от приемника Леша- радист.
(18)На нас прикрикнули:
(19)— Тише вы там... (20)Дайте послушать...
(21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пушек, а не среди лир, не могли
оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее, наверное, впервые в жизни.
(23)Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь.
(24)Великая музыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе. (25)Обращенная в грядущее,
она, казалось, приближала его, стремясь неумолчным, широким и мощным потоком вперед, туда,
где в туманной дали, разрывая суровую мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы гря-
дущего счастья.
(26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свирепый, он ошеломил нас своей
внезапностью и жестоким несоответствием доброй музыке, по-прежнему продолжавшей
струиться из приемника.
(28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий.
(30)Третий снаряд разорвался совсем рядом.
(31)Все, кто сидел или стоял, бросились на пол.
(32)Музыка смолкла. (33)Да если бы она и звучала, все равно ничего нельзя было расслышать:
так сильны, близки и часты были разрывы.
(34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через минуту вновь взбушеваться ужасающим
грохотом.
(35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только жизнь вошла в свою колею,
раздались голоса.
(37)—Давай радио... (38)Налаживай обратно музыку...
(39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали Девятую симфонию.
(41)Теперь уже финал ее.
(42)Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал:
(43)Обнимитесь, миллионы,
В поцелуе слейся, свет!
(44)И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непонятного, а для некоторых, ослепленных
войной, даже ненавистного языка, смысл того, о чем пелось, для всех был ясен. (45)Его несла
музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ.
(46)Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и завалы ненависти, страха
и унижения, через траншеи и руины фронтов, сквозь колючую проволоку и рвы концлагерей,
Лидия Николаевна Белая
16
сквозь решетки зловонных гестаповских подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского
зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка.
(47)Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны, торопил победу света над
тьмой, торжество человечности, свободы, радости и счастья.
(48)В недобрую пору разгула смерти и разрушения бетховенская музыка звала к миру и
братству. (По Б. Кремневу)
1.«Воздействие бетховенской музыки на человека передано___ (предложение 23). И это не
удивительно: ____ (предложение 24) помогает понять, что ждали от мирной жизни измученные
войной люди.
Такое синтаксическое средство выразительности, как
____(предложение 43), отражает идейное содержание финала Девятой симфонии Бетховена, а
____ (предложение 46) подчеркивает величие этой прекрасной музыки».
Список терминов:
1) разговорные и просторечные слова
2) фразеологизм
3) однородные члены предложения
4) оксюморон
5) олицетворение
6) сравнительный оборот
7) контекстные синонимы
8) развернутая метафора
9) риторическое обращение
2.«В синтаксисе текста обращают на себя внимание ____ (предложения 4-7), а также
____(предложения 13-14, 28-29).
Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить___ («огромной,
беспощадной, несмолкаемой жизнью» (предложение 9), ___ «возвышенная, чистая, полная
мудрого спокойствия и мирной тишины» музыка (предложение 14). Художественный прием
___(предложение 48) помогает читателю образно представить время, в котором жили герои
текста».
Список терминов:
1) ирония
2) синтаксический параллелизм
3) гротеск
4) эпифора
5) эпитет
6) вводные конструкции
7) парцелляция
8) восклицательные предложения
9) перифраза
3. «Автор, рассказывая о военных баталиях, использует
___ («ГРохоТал», «пРонЗиТельный скРеЖет» в предложениях 4, 5). Такое фонетическое
оформление помогает читателю услышать эхо войны.
Этой же цели подчинено и ___(«подобно весеннему грому») в предложении 4. Однако человеку
на войне хочется мира, и ___(«среди пушек, а не среди лир» в предложении 21) дают возможность
понять, почему так зачарованно солдаты слушали музыку, а ___ в предложении 23 передаёт её
эмоциональное воздействие на слушателей».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) эпифора
3) метонимия
4) аллитерация
5) эпитеты
6) сравнительный оборот
7) градация
8) контекстные антонимы
9) вводные конструкции
4.«Такое синтаксическое средство, как ___ в предложении 44 передает восприятие солдатами
чужого языка. Но смысл звучащих слов был не важен: истосковавшиеся по мирной жизни люди в
звуках музыки слышали призыв к счастью, к человечности. Именно поэтому, желая передать то,
что творилось в солдатских душах, автор использует в предложении 45 ___ («всесильная», «ибо»,
«словесных препон»). Стремление к миру не могла убить даже реальная опасность: ___ в
предложении 33 помогает воссоздать картину происходящего, а ___ («Налаживай обратно музы-
ку») отражает пренебрежительное отношение солдат к привычным военным будням».
Список терминов:
Лидия Николаевна Белая
17
1) парцелляция
2) градация
3) обособленные члены
4) разговорная лексика
5) ряд однородных членов
6) риторическое обращение
7) торжественная лексика
8) ирония
9) цитирование
Задание №2. Прочитайте фрагменты рецензий, составленные на основе
текста.
1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и
раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого
исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость,
теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед
удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл
великую тайну природы.
(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон
Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это
подтвердить.
(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны.
(10)Что они умеют удивляться.
(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко. (13)Ну, упало и
упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился:
«Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда,
огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе
известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты
равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они
ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб,
летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи,
рисовать картины.
(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка
невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...
(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам
пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.
(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится,
как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли.
(35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из
них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то
однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные
расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного
тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не
летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так
они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.
(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
Лидия Николаевна Белая
18
(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во
взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки.
(48)Поэтому существуют мечты и реальность.
(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая
живопись, и настоящие стихи.
(51)И поэтому люди бывают счастливы.(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже
удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз
больше, чем знает и видит.(По Л.И. Лиходееву*)
* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков,
фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».
1.«Л.И. Лиходеев в представленном тексте ведёт непринуждённый разговор с
читателем о таком важном человеческом качестве, как умение удивляться. Авторская
речь в данном фрагменте подвижная,
естественная, она меняет форму и краски, оттого возникает ощущение присутствия
автора, ощущение живой устной беседы. Этот эмоциональный фон на протяжении
всего текста поддерживается целым набором средств художественной
выразительности. В синтаксисе это, например, (А)_________ (предложения 10, 32), а
также такой приём, как (Б)______ (предложения 45–46, 47–49). А на лексическом уровне
– (В)________ ("эка невидаль", "болтают") и такой троп, как (Г)_______ (великую тайну
природы, волшебный ковёр-самолёт, прекрасные сказки)».
Список терминов:
1) эпитеты
2) антонимы
3) неполные предложения
4) разговорная лексика
5) ряды однородных членов предложения
6)восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) метонимия
9) анафора
Ответ:_______
2.«Представленный текст – это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор
сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку,
которая, казалось бы, далека от
фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию
и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л.И. Лиходеев
обращается к своему читателю как
к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии
текста.
На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором
средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой
беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______
(предложения 9–10). На протяжении всего текста Л.И. Лиходеев применяет такое
лексическое средство, как (В)__________ ("когда он" в предложениях 5, 6). А понять
мысль автора помогает такой приём, как (Г)_______ (предложения 37–39)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) антитеза
3) парцелляция
4) эпифора
5) ряды однородных членов
предложения
6) риторические обращения
7) лексический повтор
8) литота
9) ирония
Ответ:_______
Лидия Николаевна Белая
19
Задание №3. Прочитайте фрагменты рецензий, составленные на основе
текста.
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас
и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные,
вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из
этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она
отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века
в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о
счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели
непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье
человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно
сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на
распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как
учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом
деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие
возможности, о которых не всякий и говорить решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И
сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет.
(22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир
детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не
испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта
трудности жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки.
(25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и
последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной,
доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною
сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и
спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки. (По И.А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.
1.«Ведя с читателем беседу о сказке, И.А. Ильин создаёт весьма лаконичный с точки
зрения формы текст, но в то же время насыщает его эмоциональностью и
образностью, грамотно используя целый спектр средств выразительности речи.
Стремясь вовлечь читателя в свои размышления, автор активно использует такое
синтаксическое средство, как (А)________ (например, предложения 3, 4, 13). Часто
встречается и такой приём, как (Б)________ (например, предложения 16, 17),
помогающий понять, сколь непрост поиск ответа на встающие перед человеком
вопросы. Особый пафос тексту придаёт такой троп, как (В)_______ (предложение 23), а
также такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________ ("вопрошать",
"внимать" в предложении 25)».
Список терминов
1) олицетворение
2) устаревшие слова
3) парцелляция
Лидия Николаевна Белая
20
4) гипербола
5) эпифора
6) вопросительные предложения
7) лексический повтор
8) литота
9) антитеза
Ответ:_______
2.«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой
сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную
оценку этому жанру и приглашает нас к приятному, но вместе с тем серьёзному
размышлению. Тематика текста определяет форму: рассуждения Ильина очень просты
и пафосны одновременно, высокая степень эмоциональности сохраняется на
протяжении всего фрагмента. Воплощению замысла автора способствует целый ряд
средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11,
12) и (Б) __________(предложения 2, 25). В лексике неоднократно используются (В)
________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с
яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение
15). Всё вместе это даёт ощущение живого текста, заставляющего задуматься о
многом».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) антитеза
3) неполные предложения
4) метафора
5) ряды однородных членов
предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) гипербола
9) анафора
Ответ:_______
Лидия Николаевна Белая
21
Ключи. Задание№25.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ.
1.45261
2. 1.Формой творительного падежа существительного.
2 .Формой сравнительной степени прилагательного
3.Сравнительным оборотом с союзом как
4. Сравнительным оборотом с союзом чем
5.При помощи слова подобна
3.65712
4.анафора- 1,3,5,6, 9; эпифора-2,4,7,8,10.
5.43251
6.25413
7.23154
8.65234
9.43257
10.Делу время -потехе час.
В гору бегом - с горы кувырком.
Летит гудит, сядет — молчит.
Меньше говори, а больше делай.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Глаза боятся — руки делают.
11.Многосоюзие - 1389; Бессоюзие - 2456710.
12.Метонимия- 13479; Синекдоха- 256810.
13. Хвост очереди, крылья счастья, гусеница трактора, волна гнева, замораживание
цен, холод встречи, атмосфера доверия, червь сомнения.
14.А-сравнение; Б- литота; В-оксюморон; Г- эпитет; Д-антитеза.
15.А- метафора; Б -олицетворение; В- контекстные антонимы; Г- оксюморон; Д-
антитеза.
16. Риторические обращения - 2, 4, 5.
17. Второе.
18. В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия
согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия
обстоятельства меры и степени.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание№1.
1
2
5
9
8
2
2
7
5
9
3
4
6
8
1
4
2
7
5
4
Задание№2. 1- 3941; 2- 5379.
Задание№3. 1- 6912; 2-3514.