Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Белочка»
КАРТОТЕКА
Подвижных игр
для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Кормышова Юлия Александровна
Котовск 2018
Картотека подвижных игр для детей среднего
дошкольного возраста.
Кормышова Ю.А. воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тамбовская область город Котовск
1. Птички и кошка.
Цель: развивать у детей решительность; упражнять в беге с увертыванием.
Оборудование: на земле чертится круг или кладется шнур, концы которого
связаны.
Ход игры: Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в
центре круга. Это – «кошка». Остальные дети – «птички» - находятся за
кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка
просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга.
Тот, кого коснулась кошка в то время, как он находился в кругу, считается
пойманным и идет на середину круга. Когда кошка поймает двух-трёх
птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные птички
присоединяются ко всем играющим, и игра возобновляется.
2. Мы весёлые ребята.
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу;
упражнять в беге в определенном направлении с увертыванием; игра
способствует развитию речи.
Оборудование: мелок (для рисования черты) или шнур.
Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты.
Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также
проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя
линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный
детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а
ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем
играющий пересёк черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трёх перебежек производится подсчет пойманных и выбирается
новый ловишка.
3. Пчелки.
Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту,
ловкость; упражнять в диалогической речи.
Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают
крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию)
и говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.
4. У медведя во бору.
Цель: развивать у детей выдержку; уметь выполнять движения по сигналу;
упражнять детей в беге по определенному направлению с увертыванием.
Оборудование: маска медведя, мелок
Ход игры: на одном конце площадки проводится черта. Это «опушка леса».
За чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее, очерчивается место для медведя.
На противоположном конце площадки обозначается линией «дом детей».
Воспитатель назначает одного из играющих «медведем». Остальные
играющие – дети; они находятся у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите
гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т.е.
имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и
одновременно произносят хором стихи:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Медведь в это время должен сидеть на своем месте. Когда играющие
произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети
бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного
медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод. После того
как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый
медведь, и игра повторяется.
Продолжительность игры 7 = 8 минут
5. «Совушка».
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в
дупле») сидит или стоит «Сова».
Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие
свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя
руками полет бабочек, стрекоз и т.д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова
вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в
котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит
мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется,
того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра
останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе.
После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает
та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
6. «Пятнашки»
Цель: развивать быстроту реакции на сигнал; упражнять в беге с
увертыванием и ловлей.
Оборудование: флажки, ленточки разных цветов.
Ход игры: Дети находятся в разных местах площадки (границы её
обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми
пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине
площадки. После сигнала воспитателя «лови» все дети разбегаются на
площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и
коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону.
Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3 – 4 играющих. Затем
выбирается новый пятнашка.
Общая продолжительность игры 6 – 6 минут.
7. «Лиса в курятнике»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг
друга, увертываться от ловящего.
Оборудование: скамейка, мелок
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на
насесте (на скамейках) сидят «куры».
На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное
место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры».
По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют
зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник
и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую
спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с
насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает
двух-трех «кур».
8. «Береги предмет».
Цель: развивать наблюдательность, внимание, ловкость; упражнять в
приседании.
Оборудование: кубики для каждого играющего.
Ход игры: Играющие образуют круг. Один из играющих находится в
середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и
держа руки за спиной (исходное положение). У ног каждого ребенка лежит
кубик. Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий
приседает, закрывает кубик руками и тем самым не дает до него дотронуться.
Как только водящий отходит, играющий встает. Когда водящему удается
взять кубик у двух – трёх играющих, назначается новый водящий.
9. «Затейники»
Цель: развивать у детей инициативу; упражнять детей в различных видах
движений.
Ход игры: Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель
назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по
указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте дружно вместе
Сделаем …вот так.
По окончании текста круг расширяется, дети становятся на расстоянии
вытянутых рук. После слова «так», все останавливаются, затейник
показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его.
Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь
вместо себя, и игра продолжается.
10. «Найди, где спрятано».
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность.
Оборудование: флажок.
Ход игры: Дети сидят вдоль стены комнаты или одной стороне площадки.
Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем
воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что
никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит
«пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет,
тот получает право прятать его при повторении игры.
11. «Кто ушёл?».
Цель: развивать у детей внимание, зрительную память.
Ход игры: Дети сидят по кругу или полукругом. Воспитатель выделяет
одного из играющих и предлагает ему запомнить 5-6 рядом сидящих детей,
после чего уйти из комнаты или повернуться спиной к сидящим. Один из
сидящих в кругу, по указанию воспитателя, прячется. Воспитатель говорит:
«Отгадай, кто ушёл» после чего отгадывающий поворачивается к играющим
и должен назвать имя того, кто ушёл. Если он угадает, то выбирает кого-
нибудь вместо себя, и игра возобновляется. Если не отгадает, то снова
уходит, а тот, который спрятался, садится на своё место. Отгадывающий,
возвратившись, должен назвать имя того, кто вернулся на своё место.
Продолжительность игры 4 – 5 минут.
12. «С кочки на кочку»
Цель: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с
продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных
направлениях.
Оборудование: обручи.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу
раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети
стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону. Правила: Переход
на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года
дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо
перешагивать, то можно предложить перебираться прыжками.
13. «Угадай по голосу».
Цель: Развивать у детей слух и выдержку.
Ход игры: Играющие сидят или стоят по кругу. Один из них становится в
центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает
рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре.
Последний должен угадать, кто из играющих назвал его. Если стоящий в
центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его
по имени. Если же он ошибся, воспитатель предлагает ему снова закрыть
глаза. Имя стоящего в центре называет тот же ребенок или другой по
указанию воспитателя.
После того как сменится 2 – 3 детей, воспитатель предлагает детям
разбежаться по площадке. По сигналу воспитателя «бегите в круг» дети
занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети
идут по кругу, говоря:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
14. «Троллейбус».
Цель: развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по
зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с
ПДД.
Оборудование: шнур, три цветных флажка(красный, желтый, зеленый).
Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за
руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны.
Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных
флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети
бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не
сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый
или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого
или красного колонна останавливается.
15. «Найди себе пару».
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия
цветов.
Оборудование: флажки разных цветов (парные).
Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По
сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по
цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное
кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
Литература:
1. М.М. Конторович, Л.И. Михайлова «Подвижные игры в детском саду».
2. А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду»