Методические рекомендации "Развитие навыка чтения нот с листа"

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА
Методические рекомендации
подготовила
педагог дополнительного образования по классу фортепиано
Левитина Елизавета Константиновна
Санкт-Петербург
2019
2
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации посвящены одной из актуальных проблем
юных музыкантов развитие навыка чтения нот с листа, которая является
важным моментом в освоении игры на музыкальном инструменте.
Методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного
образования по классу фортепиано. Они помогут в решении задач по развитию
навыка чтения нот с листа с начинающими пианистами, и не только с
начинающими.
Рекомендации разработаны с учётом опыта лучших пианистов и педагогов
данного направления деятельности, а также с учётом собственного многолетнего
опыта.
Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами
дополнительного образования учреждений дополнительного образования,
педагогами музыкальных школ и школ искусств, а также педагогами,
работающими на базе общеобразовательных школ.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. За последние десятилетия среди пианистов заметно
ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Причин множество это
отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в класс фортепиано, в
упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, значительном
сокращении числа молодёжи, желающей связать свое будущее с этой профессией.
Практически каждый педагог-пианист понимает, что редкий ученик
способен сам, без его помощи разобрать произведение. Более того без
активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на
длительное время! Поэтому на занятии на чтение нот с листа зачастую просто не
остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения это
нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребёнок!
Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей
серьёзно отличается от физических параметров их сверстников прошлого века.
Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной
школе, наличие множества отвлекающих факторов в виде компьютерных игр,
Интернета и прочее. Как естественный результат - современному ребёнку трудно
сосредоточиться на определённой задаче.
А ведь умение продолжительно концентрировать внимание чтением нот с
листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима
способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных
слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие.
Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка
эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.
Целью создания методических рекомендаций является оказание
методической помощи педагогам дополнительного образования по классу
фортепиано в развитии у учащихся навыка чтения нот с листа.
Свободное и беглое чтение нотного текста это один из ключевых моментов
всестороннего развития комплекса музыкальных способностей у учащихся,
открывающий перед ними широкие возможности для ознакомления с
4
музыкальной литературой.
Основными задачами по развитию навыка чтения нот с листа
являются:
развитие внутренного слуха: вижу-слышу-играю;
применение на практике музыкально-теоретических знаний,
развитие музыкального мышления,
расширение музыкального кругозора учащихся,
формирование навыков самостоятельной работы,
повышение общего исполнительского уровня учащихся.
Ожидаемые результаты развития навыка чтения нот с листа:
развитие навыков музыкального мышления и музыкальной памяти, т.е.
умение осуществлять предварительный анализ произведений визуально, без
инструмента,
развитие слуховой и двигательной сферы, т.е. находить при минимальном
количестве времени верные двигательные приёмы для реализации слуховых
представлений,
осознание музыкальных интонаций, т.е. восходящее и нисходящее
движение, арпеджированное движение, опевание звуков и другие,
осознание фразировки в произведении, музыкальных предложений,
приобретение навыка комплексного восприятия нотного текста, т.
восприятие нового музыкального материала в целом, соотнося со своими
знаниями и представлениями,
понимание образного содержания произведения.
Особенность данной работы состоит в том, что предложены определённые
шаги (посделовательность) развития у учащихся навыка чтения нот с листа. Их
можно выполнять поочерёдно, как указано в работе, можно менять местами, а
также каждый педагог-практик может наполнить предлагаемые «шаги» своим
содержанием.
5
СОДЕРЖАНИЕ
Под чтением нот с листа понимают сквозное проигрывание нового
музыкального материала по нотам, основная задача которого ознакомление с
произведением в общих чертах.
Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при
котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения нот с листа
довольно сложным. Неслучайно успешность чтения с листа целиком зависит от
степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и
внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает
логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем
успешнее читает он ноты с листа.
Подтверждением этому является тот факт, что именно крупные музыканты
чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения нот с листа. Так,
например, Ференц Лист читал ноты за 8 тактов вперёд, А Антон Рубинштейн
ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с
листа так законченно, художественно, как будто бы он их готовил раньше к
концерту.
При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух,
моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого
воображения исполнителя.
В последнее время всё чаще появляются новые интересные издания,
учебники, хрестоматии, посвященные решению этого вопроса. По собственному
опыту знаю, что на начальном этапе обучения информацию детям лучше
преподносить в виде интересной, увлекательной игры. Использование на занятиях
всевозможных игр, карточек, любых вспомогательных методических пособий
делает процесс обучения более доступным для детей, а значит, учебный материал
легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание что-то
запомнить, повторить, научиться.
Предлагаем последовательность действий (шагов), выполняя которые
учащийся под руководством педагога может развивать навык чтения нот с листа.
6
Чтение нот без инструмента
Чтение без инструмента (внутренне-слуховое) рассматривается как
подготовительный этап к чтению за инструментом (чтению-игре).
Одно из главных условий беглого чтения заключается в мысленном
опережении читающим того, что в данный момент играется явлении,
охарактеризованном как «разведка глазами» (М.Н. Баринов). Видя ноты,
исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в адекватную
звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями. Одной из главных
задач в обучении чтению нот с листа является развитие способностей и навыков
предвидения, а именно, способности видеть несколько тактов вперед.
Разучивание музыкального алфавита
1. Первый круг алфавита это поступенное движение от любого звука на
октаву вверх и вниз: В музыке каждая из семи нот может являться первой,
поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти
последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.
2. Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются
через ступень - «терциевые» последовательности. Этот круг помогает
видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются
либо на линейках, либо между линейками.
3. Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые»
последовательности дают нам третий круг. Знание этого круга помогает
читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Необходимо
запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и
диезов. Все остальные сочетания звуков - производные от этих
последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.
Музыкальный алфавит - основа для скоростного чтения нот с листа, каркас
для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три
круга нужно заучить до автоматизма. Скорость реакции - главное в музыкальном
чтении, и умение быстро проговаривать алфавит - основа для скоростного чтения
нот с листа.
7
Развитие музыкального зрения
Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.
Чтобы эффективно развивать навык чтения нот с листа нужно:
развивать умение отличать поступенное движение от скачков через ступень,
учиться быстро отличать ноты на линейках и между ними,
быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками,
развивать навык между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты), ведь
нотный ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры,
развивать навык читать одновременно два ключа и координацию рук при
считывании двух ключей одновременно.
развивать «музыкальный глазомер» - точное видение расстояний между
нотами (клавишами),
развивать умение различать ноты по высоте должно идти впереди
ритмических навыков.
Развитие дигательной реакции
Для развития двигателньой реакции необходимо развивать неотрывность
взгляда играющего от нотный текст. Умение играть не глядя на руки, или, как
говорят, «вслепую» обеспечивается приемами мысленного опережения,
«забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего отрезка текста.
Только в этом случае возможно плавное, непрерывное и логичное развертывание
звукового «действия».
На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми
глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.
Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам
пьесы выдержаны в одной позиции. Двигательная реакция на ритмический
рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении
остинатных ритмических фигур по нотной записи.
Примеры упражнеий: 1) выработка навыка в исполнении бегло прочитать
наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе
элементов мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бусы»-
8
звуков, идущих последовательно. Задача учащегося — не глядя на клавиатуру,
воспроизвести правильные звуковые последовательности. 2) Затем можно вводить
«Бусы», где мелодия располагается скачками. 3) Позже вводится игра «Двойных
бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий Снеговиков»).
Главное: прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в
симметричном зеркальном движении.
Важным условием, определяющим быстроту и точность двигательной
реакции на нотную картинку является аппликатурная техника, т.е. доведение до
автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант наилучший в данной
игровой ситуации. С первых занятий следует просить учащегося выбирать
логичную и правильную аппликатуру и самому подписывать его над нотами - это
даст лучшее запоминание и усвоение материала. Таким образом типичная
аппликатура основных фортепианных форм может быть прочно усвоена на
занятиях, чтобы встретив ту или иную техническую фигуру в произведении,
пальцы сами собой занимали нужную позицию.
Освоение навыка позиционных смен
Навык позиционных смен осваивается при помощи игры гамм, арпеджио,
вырабатывается при игре этюдов. Умение бегло прочитать элементы движения
мелодии вверх и вниз (например «Этюд №1» Черни). Смена позиций происходит,
благодаря секвенционному движению (например в этюде Черни 5).
Развитие навыка упрощения нотного текста
Еще один важный навык, необходимый учащемуся, читающему ноты с
листа - это умение упрощать нотный текст. Ученик должен уметь определять в
нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он
играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа. В этом помогут такие
приёмы, как:
1) игра крайних голосов с пропуском средних.
2) исполнение в партии левой руки только сильной доли.
3) в гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к
одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы).
9
Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки,
образующие первый аккорд (пример: «Сурок» Л. ван Бетховена.)
Развитие навыка охвата нотного текста по вертикали
Для приобретения этого навыка ученику предлагается:
играть пьесы аккордового склада (например, Р. Шуман «Северная песня»),
освоение гамм и стереотипных функциональных последований. Для
лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени,
видеть нотный текст заранее. Чтобы учащийся проигрывая пьесу, видел
последующие ноты, можно применить прием постепенного закрывания
листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их
успевал увидеть заранее и запомнил.
Ансамблевая форма музицирования
Такая игра приобщает учащегося к сравнительно сложным звучаниям,
которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует
внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки. Играть в
ансамбле можно с педагогом, а также с другими учащимися класса фортепиано.
Развитие навыка игры без остановок
Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без
остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что
большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же
исправлять любую погрешность. Следует приучить учащегося не исправлять
ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя
метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения
произведения.
Ошибки при чтении нот с листа
Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа
являются:
элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков,
игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков,
потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта,
10
невнимательность к динамическим оттенкам,
пренебрежение знаками агогики.
Подбор нотного материала для чтения с листа
На протяжении первого-второго года обучения для формирования и
развития техники чтения нот с листа предлагаю использовать хрестоматии для
первого года обучения, которые одновременно служат для общего
пианистического развития ученика. Это «Школа игры на фортепиано»
А.Николаева, хрестоматия по фортепиано для начинающих «В музыку с
радостью» Визной И. и Геталовой О., хрестоматия педагогическоог репертуара
«Альбом ученика-пианиста» Цыгановой Г. и Корольковой И. и другие.
Интерес представляет сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа на
уроках фортепиано. Игровой курс». Учебное пособие состоит из двух частей.
Данное пособие развивает способность быстро и синхронно считывать
сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический,
динамический и пр. Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их порядок
и расположение подчинены первоочередным задачам: снять психологический
зажим у ребенка перед чтением нот с листа и сделать это занятие увлекательным.
Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в которой подобраны в соответствии с
порядком следования тем в первой части.
Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет
педагог для дополнительного поощрения учащегося. Задания пособия
усложняются постепенно. Здесь активизируется внимание учащегося на
отдельных элементах нотного текста ключевые знаки, аппликатура, динамика,
темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. В качестве дополнительной
формы работы используется метод «слепой игры» на фортепиано (руки учащегося
во время игры прикрываются листком бумаги). Тем самым у ребёнка развивается
тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального
контроля за движениями рук. Такие примеры в сборнике отмечены значком (очки).
Заключение. Чтение нот с листа - один из кратчайших, наиболее
перспективных путей, ведущих в направлении музыкального развития учащегося.
11
Умение читать с листа создаёт базу для быстрого освоения нотного материала, а
значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач,
которые приводят к совершенствованию фортепианной игры.
Развитие навыка чтения нот с листа должно занять определённое место в
общем процессе обучения игре на фортепиано. Материал для отработки навыков
должен быть постепенно возрастающей трудности, который может заинтересовать
ученика. Чтение с листа не должно опережать развитие технических навыков, а
должно являться частью исполнительского опыта ученика, развивать его
находчивость, совершенствовать аппликатурные навыки.
Для развития и дальнейшего совершенствования навыка чтения нот с листа
необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода
обучения и становления юного музыканта.
Свободное и беглое чтение с листа это один из ключевых моментов
музыкального образования, основа будущей самостоятельности ученика. Оно
пробуждает интерес к музыке и вселяет веру в свои возможности. Ребенок,
свободно владеющий искусством чтения нот, не расстается с музыкой всю свою
жизнь.
12
Использованная литература:
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию екст] / Л.А.Баренбойм - М.:
Советский композитор, 1973. - 270 с.
2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано екст] / Т.Л. Беркман
- М.: Просвещение, 1977. - 104 с.
3. Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано
4. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития //
Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
5. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л.
Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
6. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано екст] / Т.Ю. Камаева,
А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. - 95 с.
7. Рябов И. М., Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».
8. Тимакин Е.М. Методическое пособие «Навыки разбора и чтение нот с
листа»
9. Яхнова И. Р. Методика начального обучения беглому чтению нот с листа и
транспонированию. – Владимир, 2003. – 38 с.
Интернет – ресурсы:
 «Развитие навыков чтение нот с листа»: www.openclass.ru/node/500624
 Музыка «Чтение нот с листа»: https://infourok.ru
 «Чтение нотного текста»: https://solncesvet.ru/metodicheskiy-doklad-chtenie-
notnogo-2