Памятка "Как самостоятельно разобрать музыкальное произведение"

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗОБРАТЬ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПАМЯТКА
подготовила
педагог дополнительного образования
Мальцева Марина Евгеньевна
Санкт-Петербург
2019
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания памятки. Педагог, выбирая произведение для
ученика, даёт ему задание разобрать произведение дома. Для того, чтобы
процесс разбора произведения стал эффективным и удовлетворил бы и педагога, и
не принёс бы «мучений» ученику, мы предлагаем Памятку «Как самостоятельно
разобрать музыкальное произведение», в которой прописаны основные этапы
разбора музыкального произведения дома.
Данная Памятка предназначена учащимся класса фортепиано 3-6 годов
обучения. Именно к этому периоду обучения учащиеся уже могут дома,
используя данную Памятку. самостоятельно разобрать произведение.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные этапы разбора музыкального произведения:
1 этап. Предварительное знакомство с музыкальным произведением:
знакомство в общем плане с сочинением, которое предстоит играть;
можно посчитать количество страниц;
обратить внимание, есть ли в произведении повторы (как правило, повторы
бывают в большинстве пьес, хотя сразу это не всегда заметно)
2 этап. Определяем настроение, образ, жанр:
обращаем внимание на фамилию автора и название произведения (по
названию можно определить основное настроение, его тему и образно-
художественное содержание произведения);
определяем жанр произведения (иногда в заголовке нередко содержится
указание на музыкальный жанр произведения);
для того чтобы точнее определиться с характером музыкального
произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты,
рекомендуется найти запись этой музыки и послушать с нотами в руках или
без них, заодно узнаете, как должна звучать заданная пьеса.
3 этап. Элементарный анализ нотного текста:
посмотреть ключи;
3
определить тональность по ключевым знакам;
посмотреть на указания темпа;
посмотреть на указания размера.
Определить тональность по ключевым знакам вам могут помочь, во-первых,
собственные знания по теории музыки и сольфеджио, во-вторых, такие полезные
подсказки, как кварто-квинтовый круг или градусник тональностей (смотри
Приложение)
4 этап. Играем пьесу с листа, как можем:
Читаем произведение с листа всё подряд без остановки двумя руками
Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы,
повторы и прочие заминки, главное – не останавливаться.
5 этап. Определяем тип фактуры и разучиваем произведение по партиям:
Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и
соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются:
склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.
Распространённые типы фактуры:
полифоническая (многоголосие нужно играть не только отдельными
руками, но ещё и разучивать каждый голос отдельно);
аккордовая (аккорды тоже нужно проучивать, особенно если они идут в
быстром темпе);
пассажи (например, в этюде быстрые гаммы или арпеджио – каждый пассаж
разбираем отдельно);
мелодия + аккомпанемент (мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент
тоже смотрим отдельно).
Когда мы уже прочитали произведение с листа, нам становится ясно, где и
какие есть сложности, связанные с фактурой.
Никогда не пренебрегайте игрой отдельными руками. Только тогда, когда
мы прорабатываем детали, получается хороший итоговый результат.
6 этап. Аппликатура и технические упражнения:
определяем правильную аппликатуру (это помогает быстрее учить текст
4
наизусть и играть с меньшим числом остановок)
правильную аппликатуру особенно точно определяем для всех сложных
мест (гаммообразные и арпеджиообразные последования)
весь пассаж лучше разделить на отрезки аждый отрезок до
перекладывания первого пальца и научиться видеть эти отрезки-позиции на
клавиатуре)
7 этап. Работа над ритмом:
играть, считая вслух (помогает всегда);
играть с метрономом (задать ритмическую сетку и не отклоняться от неё);
выбрать для себя какой-нибудь мелкий ритмический пульс (например,
восьмыми та-та, или шестнадцатыми та-та-та-та) и всю пьесу играть с
ощущением, как этот пульс наполняет все ноты, длительность которых
больше этой выбранной единицы;
играть с выделением сильной доли;
играть, немного растягивая, как резинку, последнюю долю;
не ленитесь высчитывать триоли, пунктирные ритмы и синкопы.
8 этап. Работа над мелодией и фразировкой:
мелодию нужно играть выразительно, как последовательность осмысленных
фраз;
найти в тексте фразировочные лиги по ним мы часто можем обнаружить
начало и конец фразы сли лиг нет, то сами определяем по слуху
музыкальные фразы);
Главная задача разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего
произведения.
9 этап. Собираем произведение:
Главная задача разбора музыкального произведения это собирание пьесы,
проигрывание её от начала до конца. Поэтому ещё несколько раз проигрываем всё
произведение от начала до конца! Заметили, что играть теперь заметно легче?
Значит, цель ваша достигнута.
Заключение. Итак, мы рассматрели разбор музыкального произведения по
5
этапам. Время, занимаемое разбором музыкального произведения будут разными
для учащихся различной степени музыкальной одаренности и общекультурного
уровня развития. Однако во всех случаях на данной начальной ступени работы
нужно сделать акцент на том, чтобы в разборе не было неряшливости,
небрежности. Следует помнить, что всякая "случайная" неточность игры в самом
начале разбора ведет к искажению формирующегося музыкального образа, и что
ошибки, допущенные при разборе нотного текста, нередко прочно укореняются и
тормозят дальнейшее разучивание произведения.
Также очень важно, чтобы ученик уяснил, что исполнитель не имеет права
переделывать указания автора по собственному желанию. Можно
порекомендовать учащимся почитать специальную литературу о композиторе или
произведении, над которым идет работа.
Отметим, что приведённые этапы разбора музыкального произведения
следует рассматривать как примерные. Каждый педагог может сформировать свою
собственную последовательность этапов, согласованную с его педагогическим
опытом.
6
Использованная литература:
 Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: уч.пособие. М.: «Советский
композитор», 1986.
 Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. 4-е.изд. М.,1981.
 Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -
М.: Классика-XXI, 2002. – 192 с.
 Коган Г. У врат мастерства. - М.: Классика-XXI, 2004. – 136 с.
 Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М.,
1965.
 Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. – М.: Классика-XXI, 2002. – 120 с.
 Милич Б. Воспитание ученика пианиста. – М.: Кифара, 2002. – 184 с.
 Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.,
1964.
 Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Классика-XXI, 2001. – 340 с.
Интернет-источники:
Кварто-квинтовый круг тональностей: http://muz-teoretik.ru/kvarto-kvintovyj-
krug-tonalnostej/
Градусник тональностей: http://muz-teoretik.ru/gradusnik-tonalnostej/
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7
Приложение
Кварто-квинтовый круг тональностей это схема для удобного и
быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.
В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой
стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам
вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки круг бемольных
тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.
При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой
новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до
семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной
тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи)
8
Градусник тональностей
Градусник тональностей это наглядная схема для работы со всеми
тридцатью музыкальными тональностями. Тональности разделяются на две
группы, одни жаркие, горячие, соответствуют плюсовой шкале градусника;
другие – наоборот, холодные, их можно условно привязать к минусовой шкале.
Горячими считаются диезные тональности, причём, чем больше диезов в
тональности, тем жарче «температура» на градуснике, тем более высокую ступень
она занимает на шкале. Холодными будут, естественно, низкие, бемольные
тональности, и, чем больше бемолей, тем ниже будет «температура», и тем ниже
нужно искать тональность на шкале.
В центре градусника располагаются и как бы соответствуют «нулю» две
тональности без знаков них «ноль» знаков) До мажор и параллельный ей ля
минор. Всё логично, естественно и привычно. В чём-то вся эта схема подобна
квинтовому кругу, только раскрытому, в котором диезная и бемольная ветви
выпрямлены и привязаны к столбику.
9