Методическая разработка "Развитие навыков чтения нот с листа"

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №
муниципального образования города Братска
Методическая разработка на тему
«Развитие навыков чтения нот с листа»
Составитель:
Степанова Милана Николаевна
преподаватель духовых инструментов.
Братск 2017 г.
Актуальность темы:
Методическая разработка «Развитие навыков чтения нот с листа» посвящена
одной из актуальных проблем юных музыкантов, которая является важным
моментом в освоении игры на музыкальном инструменте. Данная тема для
меня очень актуальна, так как уже 15 лет я работаю преподавателем по
классу флейты и наблюдаю, что среди учащихся заметно ухудшился навык
хорошего чтения нот с листа. Поэтому хотелось бы помочь и правильно
направить юных музыкантов. Чтобы как-то исправить данное положение
формированию навыка чтения с листа необходимо уделять особое внимание.
Под чтением нот с листа подразумевается качественное исполнение
музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно
стать профессиональным музыкантом не обладая подобными навыками.
Развитием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном
этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся
более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией
важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе,
разучивании произведения. Таким образом, для развития и дальнейшего
совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная,
систематическая работа на протяжении всего периода обучения и
становления музыканта. Развитие навыка чтения с листа является предметом
упорного совместного труда преподавателя и учащегося.
Свободное и беглое чтение нотного текста это один из ключевых
моментов всестороннего развития комплекса музыкальных способностей у
учащихся, открывающий перед ними широкие возможности для
ознакомления с музыкальной литературой. Владение навыком чтения с листа
необходимо как для профессионального обучения музыке, так и домашнего
музицирования. Чтение нот с листа - это основной способ работы учащегося
на этапе ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-
образной природы, а также некоторых других особенностей, чтение нот с
листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-
исполнительских специальностей ДШИ. Оно считается наиболее сложной
разновидностью игры по нотам. Повышает общий исполнительский уровень
учащихся, формируя при этом навыки самостоятельной работы, развивая
музыкальное мышление. Способствует расширению музыкального кругозора
учащихся, обогащению музыкальной памяти, применению на практике
музыкально-теоретических знаний, объединению зрительных ощущений,
двигательных и технических:
а) визуальный просмотр текста,
б) прочтение нотного текста в медленном темпе, желательно выполняя
все требования в тексте.
Главное наполнить смыслом процесс работы и развить длительную
концентрацию внимания учащегося. Очень важно, чтобы при чтение нот с
листа у учащегося пробуждался интерес. Ведь именно в правильном разборе
произведения заключается половина всей работы для всего остального
процесса разучивания. В неправильном разборе произведения, в дальнейшем
возникают определённые трудности с переучиванием, при этом
растрачиваются время и силы, как у ученика, так и у преподавателя.
Цели и задачи.
Цели: Главной целью этого вида деятельности является выработка
представлений о связи мелодического комплекса с двигательными
импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.
Задачи:
1. Развитие навыков музыкального мышления и музыкальной памяти, т.е.
умение осуществлять предварительный анализ произведений
визуально, без инструмента.
2. Развитие слуховой и двигательной сферы – находить при малом
количестве времени верные двигательные приёмы для реализации
слуховых представлений.
3. Понимать образное содержание произведения.
4. Способность осознавать подобные интонации – восходящее движение,
нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.
Осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать
структуру в простых музыкальных формах.
5. Приобрести навыки комплексного восприятия нотного текста –
воспринимать новый музыкальный материал в целом, соотнося со
своими знаниями и представлениями.
Формирование и развитие навыков чтения с листа.
Начиная с первого года обучения, преподавателю следует уделять
большое внимание привитию навыков чтения нового нотного текста.
Навык ученика грамотно и самостоятельно разобраться в нотном тексте
значительно ускоряет процесс разучивания нового произведения. Здесь
работа ведется сразу по двум направлениям – разбор и анализ нового
текста, а также развитие навыка беглого чтения нот с листа. В итоге
создаются необходимые условия для расширения музыкального
кругозора ученика. Первые шаги грамотного и осмысленного разбора
произведения – это осознание метроритма, тональности пьесы, увидеть
и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки, ключевые и
случайные, это умение охватить музыкальную фразу, выработать
верное отношение к аппликатуре, с пониманием её значения для
верного голосоведения и фразировки. Если ученик работает в этом
направлении систематически, со временем выработается навык
тщательного и осмысленного разбора текста. Несомненно, вместе с
навыками разбора музыкального текста следует развивать беглое
чтение нот с листа, умение увидеть главное в музыкальной фактуре,
умение вести музыкальную линию без остановок и переигрываний.
Быстро реагировать на новые нотные знаки, свободно охватывать
длинные музыкальные фразы – все это является главным условием
успешного овладения навыками чтения с листа.
С взрослением ученика, при переходе от одного года обучения к
другому, чтение нот с листа должно становиться беглым, чтобы
появилась возможность исполнять доступные пьесы, ансамбли,
заниматься домашним музицированием без долгой предварительной
подготовки.
В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по
уровню сложности, разнообразные по характеру музыкальных и
технических задач. Необходимо подбирать материал для ученика от
простого к сложному, от простых тональностей переходить к более
сложным, усложнять ритмический рисунок текста, усложнять фактуру
изложения музыкального материала. Уровень репертуара для чтения
нот с листа, дается, как правило, на один, два класса ниже, чем тот, в
котором обучается ученик. Чтобы успешно развить навык чтения с
листа, преподаватель должен включать в репертуар не менее трех, пяти
пьес в неделю.
Чтобы научить маленького музыканта-исполнителя свободно читать
музыкальное произведение, нужно развить целый комплекс умений и
навыков. Необходимо научить понимать интонационно-смысловые
связи, понимать направление движения и развития мелодической
линии, узнавать кадансовые обороты. Ученик должен привыкнуть,
быстро находить все то, что он увидел в нотном тексте. Если ученик
владеет аппликатурой и обучен различным техническим приёмам - все
это значительно упростит выполнение этой задачи.
В младших классах чтение с листа маленьких пьесок и является
целью обучения на начальном этапе. Очень важно с первых занятий
привить ученику навык чтения нот с листа. Необходимо постоянно
заниматься слушанием музыки, целенаправленно знакомить ученика с
различными музыкальными произведениями, обогащая свой
музыкальный кругозор, набираясь опыта. Одним из важных приемов в
развитии навыков чтения с листа является прием “предслышания
звука”, чтобы ученик видел и предслышал ноты впереди того звука,
который исполняет в настоящий момент. Развить это качество можно
регулярной тренировкой, умением схватывать глазами следующую
долю, следующий такт. Также ученик должен овладеть умением
сначала устно, вслух, а затем и мысленно в уме, разобрать текст,
который нужно сыграть с листа.
В начале обучения навыкам чтения с листа нужно облегчить маленькому
ученику задачу – позволить воспроизвести ритм мелодии голосом, хлопками.
Можно дать ученику знакомую ему песенку с текстом, затем уже перейти к
исполнению этой мелодии на инструменте. Пение, запись нот на нотоносце,
движение под музыку позволяет учащимся лучше, быстрее усваивать
звуковысотные соотношения. Постепенно нужно увеличивать количество
звуков в прочитываемых мелодиях, пьесках, заостряя внимание ученика на
строении фактуры, научить отличать гаммообразную от аккордовой фактуры.
Сопоставление различных типов последовательностей ускорит и закрепит
новые знания ученика. Во время чтения с листа необходимо направлять
усилие ученика на выразительное исполнение музыки.
Предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть
сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт,
подобный навык является результатом направленного педагогического
воздействия. Начинать обучать чтению нот с листа следует с самых простых
произведений, лёгких пьес. Постепенно мелодический рисунок должен
усложняться.
Очень полезно предварительно читать с листа без инструмента. Ученик
сначала просматривает произведение глазами:
- определяет размер соотношение длительностей,
- определяет тональность, знаки альтерации,
- просматривает аппликатуру,
- обращает внимание на темп указанный в произведение,
- просматривает динамические оттенки (для необходимого средства
выразительности),
- анализирует мелодию,
- ритмический рисунок
- характер музыки
- мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.
И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом
необходимо:
1. концентрация внимания,
2. забегание глазами вперёд на один два такта,
3. достижение художественного образа,
4. постепенное увеличение объёма и темпа произведений,
исполняемых с листа.
Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без
остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что
большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час
же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять
ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя
метроритмического движения. На неточности можно указать в конце
исполнения произведения. Умение ученика самостоятельно и грамотно
разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы,
который ведётся по двум тесно связанным, но несколько различным
направлениям: развитие навыков тщательного разбора (анализа) и навыков
беглого чтения нот с листа. В результате создаются необходимые условия для
расширения музыкального кругозора учащегося.
Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание
ладотональности, метроритма, умения охватить мелодические фразы,
заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки,
внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения не только
для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения.
Систематическая работа в этом направлении позволит со временем
потребовать от ученика самостоятельного осмысленного и тщательного
разбора текста.
Параллельно с навыками разбора и на базе этих навыков необходимо
развивать беглое чтение нот с листа, основанное на умении схватывать
главное в музыкальной ткани, умение непрерывно вести музыкальную
линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок.
Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяжённых
музыкальных фраз, являются непременным условием успешного овладения
навыков чтения нот с листа.
Чтение с листа у ученика должно быть настолько беглым, чтобы была
возможность исполнять без предварительной подготовки доступные
ансамбли.
Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает
сочетание выразительных средств в музыке. Комплекс выразительных
средств состоит из передачи мыслей, чувств (т.е. содержания произведения),
характеристика ритмического богатства, гармонического звучания,
тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры
произведения. Музыкальный образ становится более конкретным, понятным
слушателю.
Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с
комплексом целого ряда музыкальных задач, таких как:
- развитие внутреннего слуха,
- раскрытие художественного содержания произведения,
- свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и
фактуре.
Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня
подготовки учащегося, необходимо владеть различными видами техники,
аппликатурой.
Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от
активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом,
что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.
Совершенствование навыков чтения с листа.
Совершенствованием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует
заниматься постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать,
произведение, играть с начала до конца, точно выдерживая темп,
ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же
произведение, совершенствуя его в техническом и художественном
отношении.
При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться
от фальшивых нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя и
слушателя. Тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким
ритмом.
Заключение
Чтение с листа один из наиболее перспективных путей, ведущих в
направлении музыкального развития учащегося. Умение читать с листа
создаёт базу для быстрого освоения нотного материала, а следовательно
освобождает время на занятии для решения других музыкальных задач,
которые приводят к совершенствованию игры на инструменте.
Использованная литература
1. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития //
Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
2. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман
Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
3. Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано
4. Тимакин Е.М. Методическое пособие «Навыки разбора и чтение нот
с листа»
интернет – ресурсы
1. www.openclass.ru/node/500624 «Развитие навыков чтение нот с листа»
2. https://infourok.ru › Музыка «Чтение нот с листа»
3. https://solncesvet.ru/metodicheskiy-doklad-chtenie-notnogo-2 «Чтение
нотного текста»