Формы эстетического воспитания подростков в классе гитары ДШИ
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №7» городского округа Самара
Формы эстетического воспитания
подростков в классе гитары ДШИ
Методическая разработка
Выполнила: педагог ДО
Бортник Виктория Владимировна
Самара
2
Современная школа искусств должна видеть своей целью воздействие на становление
творчески развитой личности, которая может противостоять образцам массовой культуры.
Перед подростками встает проблема выбора норм и ценностей, и школа должна им в этом
помочь. Между тем методика эстетического воспитания разрабатывается преимущественно
для общеобразовательных учебных заведений, школы же искусств находятся на периферии
этого процесса. Мы предприняли попытку восполнить данный пробел.
Проблема эстетического воспитания – одна из самых широких в отечественной
педагогике. Ее изучением занимались многие ученые, среди которых Н.И. Киященко, В.Г.
Ражников, М.С. Каган, Г.К. Селевко, Г.М. Цыпин, Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин и др. В
нашей работе мы остановились на следующем определении: эстетическое воспитание – это
процесс, в котором складывается эстетическое отношение человека к окружающей
действительности на основе системы ценностей, его эмоциональная сфера и развиваются
творческие способности личности.
Исследователи выделяют следующие задачи эстетического воспитания: развитие
готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и
действительности; совершенствование эстетического сознания (т.е. эстетического
восприятия, чувства, потребности, идеала, вкуса, суждения); включение в гармоничное
саморазвитие; формирование творческих способностей. Авторы научных трудов выделяют
следующие средства эстетического воспитания: искусство, эстетическое общение, игра,
природа, окружающая предметная среда…
Старший подростковый возраст является благоприятным для осуществления
эстетического воспитания, так как в этот период интенсивно и ярко проявляется
самосознание, самоопределение; происходит переоценка ценностей, выстраивается
собственная «пирамида» ценностей и регулируется в соответствии с этим собственное
поведение и личностная ориентация; развиваются образное мышление, творческие
способности, которые реализуются в стремлении создать что-либо собственное; расширяется
сфера эмоций, эстетических чувств.
Наша работа с подростками проходила на базе ДШИ №7 г. Самары. Показателями
успешности осуществления эстетического воспитания для нас стали эстетические суждения
учащихся-гитаристов, развитие творческих способностей, общее поведение и внешний вид
учеников. Мы исходили из того, что при художественном познании подростки должны
осмысливать те эмоции и чувства, которые возникают у них в процессе общения с
искусством. При этом активизируется деятельность и закрепляется ее ценностно-значимый
мотив – познание жизни, человека, самого себя. Мы разработали содержание следующих
форм воспитательной работы: творческая тетрадь, музыкально-литературная композиция,
музыкальная викторина, театрализованное представление.
Ведение творческой тетради способствует выработке учениками своего собственного,
личностного отношения к музыке, а через нее и к окружающей реальности в целом. В
тетради подросткам дается возможность выразить себя, свои мысли, чувства; создать что-то
свое, оригинальное. Работа над тетрадью идет параллельно с освоением музыкальных
произведений, помогает осмысливать их. Задания должны быть различными. Можно
включать сочинения, эссе («Мое отношение к музыке», «Как музыка влияет на мысли,
чувства и поступки людей» и др.); предлагать подросткам выразить мнение о произведениях
своего репертуара; давать для решения и составления ребусы, загадки, кроссворды;
изыскивать в литературе исторические справки о композиторах, музыкантах, истории
инструментов. Помимо этого в тетради выполняются ответы на тесты, анкеты. Задания
должны быть интересными и способствовать тому, чтобы ребята проявляли фантазию,
инициативу, самостоятельность. Прекрасным дополнением при ведении творческой тетради
является художественное оформление страничек. Кроме того, можно предложить ученикам
сочинить стихи, историю на заданный сюжет или на свободную тему. К собственным стихам
желательно сочинить мелодии – таким образом этот вид работы перерастает в музыкальное
творчество.
3
Музыкально-литературная композиция («Многоликая гитара») дает учащимся
возможность испытать себя в разных видах художественной практики. Ребята имеют
возможность проявить себя как исполнители на гитаре и чтецы. Через исполнение музыки
они приобретают определенный опыт эстетического познания. Посредством
художественного слова ученики глубже понимают содержание музыкального образа, что, в
свою очередь, способствует большей выразительности его психологического раскрытия. В
данной форме воспитательной работы мобилизуется познавательный интерес подростков,
развивается способность эмоционального сопереживания (как основы для полноценного
восприятия искусства) и формируются художественно-творческие потенции учеников. В
композицию можно включить те стихи и литературные фрагменты, которые ребята нашли
или сочинили для творческой тетради. Отметим, что живое исполнение имеет большее
воздействие в силу непосредственного контакта исполнителя со зрителями. Оформление зала
как своеобразного подобия музыкальной гостиной создает определенную ауру концерта и
предполагает более тесное общение собравшихся.
Музыкальная викторина («Знатоки музыки») – это игра, мобилизующая
интеллектуальный, эмоциональный и творческий потенциал подростков. Викторина
организуется как соревнование двух команд и состоит из различных конкурсов: «Разминка»
(для нее вопросы составляются заранее совместно с учениками); «Прочитай слова» (ребусы с
нотами); «Музыкальный словарик» (кроссворд на знание музыкальных инструментов);
«Определи жанр» (музыкальные пьесы звучат не в записи, а в собственном исполнении ребят
на гитаре – таким образом реализуется метод активного музицирования); «Песни и фильмы»
(из ряда «перепутанных» названий песен и фильмов учащиеся, опираясь на свой слуховой
опыт, должны найти пару); «Звучащие картины» (после прослушивания музыкального
фрагмента из ряда репродукций выбирается наиболее созвучное музыке. Данный вид работы
построен на ассоциативно-образном мышлении); «Инсценировка песни» (подростки могут
проявить свои артистические способности. Обязательно условие сценки – наличие гитары в
качестве аккомпанирующего инструмента).
Театрализованное представление («Путешествие во времени и пространстве»). В
процессе подготовки праздника педагогу важно пробудить интерес учеников к нему.
Поэтому ребята принимают активное участие в составлении сценария, сами придумывают и
выбирают себе роли. В качестве музыкального материала используются пьесы из репертуара
учащихся-гитаристов, которые сюжетно соединены на основе мотива «машины времени»,
позволяющей свободно перемещаться по эпохам и странам. После театрализованного
представления у юных музыкантов возникает чувство удовлетворения, гордости за свое
выступление, желание в будущем снова проявить свои способности. Данный процесс
активизации в празднике может стать фундаментом эффективного осуществления
эстетического воспитания.
Подчеркнем важность привлечения учеников к посещению филармонических
концертов. В результате систематического осуществления данной формы работы у
подростков вырабатывается устойчивая потребность в общении с искусством, а также в
культурном общении друг с другом (ребята приобщают к посещению концертов своих
друзей, одноклассников).
В заключении отметим, что, выполняя разнообразные творческие задания, участвуя в
концертах, праздниках, подростки наиболее полно реализуют свои способности и
приобретают личностное отношение к своему делу, учеба в школе искусств становится для
них значимой. Тесная взаимосвязь различных видов творческой деятельности рождает
общение с учениками, построенное на доверии к их силам, возможностям, способностям.
Такой подход становится импульсом для развития у подростков интереса к миру
классической музыки, для самообразования, самовоспитания.