Современные формы воспитания: "Источник вдохновения - Земля родная"

Республика Татарстан Лаишевский муниципальный район
Атабаевская средняя общеобразовательная школа
Выступление руководителя объединения «Әллүки» Шараповой И. Д. на
республиканском семинаре методистов по воспитательной работе в
Никольской СОШ Лаишевского района (презентация слайдами)
В последние годы идеологическая система нашей страны сильно
изменилась. Молодежь уже не верит пустым лозунгам социализма о светлом
будущем, о равенстве всех людей, о высоких идеалах в пользу человечества.
Но нам, нынешним педагогам, выпала судьба обучать и воспитывать именно
вот такую современную молодежь, пробудить у нее патриотические чувства.
Такое высокое чувство, как любовь к Родине, я думаю, можно воспитывать
через национально-региональные компоненты, т.е. через такие кровные,
родственные чувства, как любовь к своей родной семье, к родословной,
родному дому, в конце концов - к родной земле.
Да, в последние годы мы ищем новые формы воспитания, новые
технологии. И порой не видим, что самое ценное, самое дорогое живет рядом
с нами, только возьми и используй его. Порой мы даже просто топчем это
достояние. Именно таковыми являются жемчужины народного творчества,
истории, какому бы народу они ни принадлежали . На основе национально-
региональных компонентов деревни Атабаево и Лаишевского района была
составлена Программа «Лаишевская сторона-моя прекрасная земля». Я хочу
рассказать вам, что помогло творческому созданию этой программы, что
явилось источником вдохновения.
Основной вдохновляющей, движущей силой является работа
литературно- поискового объединения «Әллүки», существующего уже более
20 лет. Несколько поколений ребятишек воспитывалось в этом клубе. В
прежние годы, как я помню, в школе было мало объединений. На заседания
собирались учащиеся из всех классов, даже в кабинете мест не хватало.
Приходили считавшиеся трудными мальчишки. Мне, молодой учительнице,
порой казалось, что будет непросто заинтересовать такую большую
аудиторию. Но я думала, пусть эти стихи или колыбельные песни, баиты
тронут души эти ребятишек. И я могу с уверенностью сказать, никто из этих
мальчиков не стал плохим человеком. Все они стали настоящими людьми.
Вначале “Әллүки” существовал только как литературный клуб. Мы
изучали поэзию и прозу татарских поэтов и писателей, народный фольклор,
отмечали юбилеи. Особенно мне помог сборник детского фольклора
великого татарского писателя-ученого Наки Исанбата «Балалар шатлана»
Дети радуются») Но вскоре клуб стал поисковым. В программе татарской
литературы в каждом классе есть фольклор. И мы решили: а почему бы не
собрать свое родное - деревенское устное народное творчество.
Заинтересованные ребята собрали десятки баитов, мунажатов, песни,
частушки нашей деревни. Среди них есть баит про юного Дамира нашего
односельчанина,который погиб в Афганистане. Школа чтит память этого
парня: приглашаем мать на встречу в день рождения сына, учащиеся
ежегодно повязывают платки на дерево, посаженное им до ухода в армию,
оказывают шефскую помощь матери- Бибигуль апа.
Но самой интересной оказалась работа по созданию летописи нашего
села. Атабаево знаменито своим происхождением, историей. Оно богато
обычаями, традициями, устным народным творчеством, и конечно же -
своими людьми.
Атабай! Такое звучное название, прямо просится в песню! И песни
родились. Сложились нашим талантливым односельчанином поэтом и
композитором, артистом и педагогом, заслуженным деятелем культуры
Татарстана и отличником народного просвещения РСФСР Кабиром
Нигъметзяновым. Эти песни «Әллүки» изучает совместно с кружком «Юные
таланты», их исполняет народный музыкальный ансамбль «Бибинур».
Откуда произошло название села Атабаево? Мы стали искать ответы.
Как указано в книге «История Лаишевского края», уже до нашей эры на
территории Атабаево жили древние племена. И село было уже во время
существования Казанского ханства. Люди на берегу Камы до сих пор находят
очень интересные вещи: монеты, глиняные черепки и другие предметы,
которые хранятся в сельском музее.
Учащихся, членов клуба “Әллүки,” очень заинтересовал вопрос и до сих
пор интересует: почему соседние селения Ташкирмень, Сингели и др. были
крещены русскими, наше село сохранило прежнюю веру? В поисках ответа
было проведено множество встреч со старожилами села. Конечно, точных
фактов нет, но сохранилось много легенд о происхождении и истории
Атабаево, которых записали ребята со слов бабушек и дедушек.
И вот одна из интереснейших версий. Вероятнее всего, судя по
историческим фактам, на самом деле жил мурза Атабай, который был очень
богатым и обеспечивал русских дорогой рыбой, пушниной, мясом и
продуктами. Сам он принял христианство, но спас жителей деревни от
крещения. В книге Батуллы «Сюембика ханбика» тоже упоминается мурза
Атабай. Значит, мы можем гордиться именем этого человека.
Природа нашего села необыкновенно красива. Интересна и топонимика.
Названия рек, озер, гор и лугов не оставили без внимания члены кружка. Они
нашли предания о каждом из них, об их происхождении. Так, например,
понятно, почему так названы Журавлиное озеро, Лесное озеро, озеро Карась,
озеро Макар, но вот что означает луг Шишави, озеро Чумак, гора Арбуз? Все
это очень интересует ребят. В результате всех поисковых работ была создана
«Летопись села Атабаево», который состоит из разделов «Атабаево в
древности», «Атабаево в период Казанского ханства», «Наше село в период
царизма», «Во время Октябрьской революции и Гражданской войны», « Во
время коллективизации», « Великая Отечественная война», «Переселение
деревни на новое место», «Современное Атабаево», «История школы» и
«Талантливые люди нашего села». Эта летопись была награждена Дипломом
II степени в республиканском поисково-исследовательском конкурсе.
Список участников Великой Отечественной войны и погибших нам дали
в сельском совете. Были собраны материалы о каждом из них, проведено
множество встреч с ветеранами. Например, Габдрахман Нурмиев в 18 лет
ушел на войну. Из рядового дослужился до офицерского звания, участвовал в
Курской, Сталинградской битвах, освобождал Украину, Белоруссию, Польшу
и сражался за Берлин. Он был живой историей нашего села. Очень любил
рассказывать не только о войне, но и об истории Атабаева. Сочинение его
внучки Алии Хусаиновой «Мой дед-герой» и поисковая работа Шарапова
Марселя «Мой земляк-участник Сталинградской битвы» занимали призовые
места на разных конкурсах и были напечатаны в районной газете «Камская
новь».
Другой ветеран Абдрахманов Кадыйр был летчиком-радистом. Имеет
боевые ордена. Его внучка Гульназ Хадеева тоже с гордостью написала «Мой
дед-стрелок радист.»
Когда мы начали поисковую работу, многие ветераны были еще живы.
Но сейчас их остались очень мало, всего 4.
С их помощью мы нашли 19 имен участников Гражданской войны.
Многие наши односельчане сражались в знаменитых дивизиях Азина и
Ершова. Через Атабаево отступали белочехи в Лаишево на пароме, и
мальчишки до сих пор находят чешские патроны, даже ружья. По собранным
материалам мы сделали большой альбом. Каждое имя- это интересная, порою
трагическая судьба человека.
Одно из направлений кружка «Әллүки»-изучение обрядов, народных
традиций и праздников. Применяем различные формы мероприятий:
посиделки, ярмарки, гулянья, праздники. Отмечаем каждый народный
праздник по календарю. На протяжении многих лет не только в школе, но и
на уровне села проходят такие национальные праздники как Сөмбелә, Каз
өмәсе, Нәүрүз, Карга боткасы, Сабантуй. В них участвуют не только дети, но
и родители: обеспечивают транспортом- лошадьми, встречают с угощениями
у своего двора.
Еще одно важное направление клуба “Әллүки”-это изучение учащимися
своих корней, составление своей родословной. Это дает осознание себя как
части большой семьи, фамильную гордость и чувство родства. Происходит
как бы встреча поколений. В школе прошел конкурс « Мое генеалогическое
дерево», в котором участвовали почти все учащиеся школы.
Победителем стал ученик 9 класса Ренат Валеев, который участвовал со
своей родословной в районном и республиканском конкурсе «Шәҗәрә».
Работа была выполнена всей дружной семьей Валеевых. И в первую очередь
талант и трудолюбие матери –Мадины Маликовны были ярко отражены в
этом рукоделии. Большая и эстетически красивая родословная, вышитая
золотой нитью, получила Диплом I степени на Республиканском конкурсе, и
сегодня она хранится в Музее образования РТ.
Шарапов Марсель знает 6 поколений своего родства. Его прадед 25 лет
служил в царской армии, вернувшись в 45 лет женился на 16-летней девушке,
которая была грамотной. Ее книги они до сих пор бережно хранят в своей
семье.
Хадеева Гульназ- дочь нашего завуча Хадеева А.Г. Их родословная
связана в семьей богатого купца- миллионера Апанаева. Апанаевы были
просветителями-меценатами. Они строили мечети и медресе, школы, обучали
на свои средства детей (в том числе и в Атабаево), издавали книги, газеты-
журналы.
Якупова Альбина открыла историю своей родословной по линии
матери. Ее прадед Гариф был очень богатым человеком. Сам добровольно
вступил в колхоз. Но это не спало его от репрессии. Его оклеветали и
отправили в Сибирь. Он просидел 18 лет в сталинских лагерях. Но, несмотря
на это, их семья сохранила достоинство: из этой семьи вышло 18 врачей, 2 из
которых- заслуженные врачи.
Вафин Алмаз знает 10 ветвей своей родословной. Его прапрапрадед был
основателем деревни Алем в Актанышском районе
Еще одно направление в работе «Әллүки»- это прославление
знаменитых людей нашего села. В каждой местности бывают люди, которые
известны далеко за её пределами. Таких людей, которые стали гордостью
села, у нас много: заслуженная артистка Татарстана, актриса Камаловского
театра Наиля Ибрагимова, артист Тинчуринского театра Гата Нуриев,
заслуженный деятель культуры Татарстана и отличник народного
просвещения РСФСР Кабир Нигъметзянов. Поэтесса И.Иксанова является
гордостью всего района, она окончила Атабаевскую среднюю школу.
Многими именами можно гордиться. Со знатными земляками мы устраиваем
встречи, и вскоре у нас планируется еще одна большая встреча с Наилей
Ибрагимовой, с Илсояр Иксановой.
Фатих Исхаков- друг известного татарского поэта Мусы Джалиля. Он
учился вместе с ним в Оренбургском медресе «Хусаиния». В послевоенные
годы он преподавал историю в нашей школе, часто приходил на пионерские
сборы рассказывать о своем друге. Сейчас его уже нет в живых.
Вот Радик Ахметшин- человек легенды. Он 25 лет летал на военных
самолетах, был испытателем истребителей.
Вершиной работы «Әллүки», как бы творческим отчетом являлись
открытые заседания объединения, проведенные перед заместителями
директоров по воспитательной работе района и республики, которые
проходили в нашей школе. Видели бы вы, как дети с гордостью говорили о
своем селе, о его талантливых людях, о своих семьях, о самых дорогих
реликвиях, которые хранятся в каждом доме.
Вот так через любовь и интерес к своему родному, кровному можно
воспитывать и любовь к родной земле, к своему селу, району, к республике, в
конце концов - к России.
В результате всей этой поисковой работы была создана авторская
программа на основе национально-регионального компонента-«Лаеш ягы-
гүзәл як», «Лаишевская сторона- моя прекрасная земля». Программа
обхватывает не только компоненты села Атабаево, но и всего района.
Лаишевский район - один из районов с богатой историей. Здесь
находятся древнебулгарские земли. Об этом мы говорим, когда изучаем
тему «Литература булгарского периода». И с гордостью отмечаем, что
родоначальник татарской литературы великий поэт Кол Гали родом из
города Кашан, который находился недалеко от села Именьково.(как
предполагают многие ученые). В науке есть даже термин
«Именьковская культура».
По территории нашего района проходила большая Сибирская дорога, по
ней этапом вели каторжников, которые останавливались и в самом Лаишево.
По ней шагали и многие декабристы. Если уж речь вести о декабристах, то
исторические события тех лет в России нашли отражение в Казанской
губернии и в нашем Лаишевском уезде. Когда мы изучаем тему «Литература
I половины 19 века», я рассказываю, что в Лаишевском уезде декабристы
Завалишин и Ивашев организовали тайные кружки, что среди декабристов
было несколько татар, в том числе подпоручик Бурганов.
Мы очень гордимся и нашим земляком, родоначальником русской
поэзии Гавриилом Романовичем Державиным. И в IX классе посвящаем ему
урок – семинар. Дети готовят выступления о своем великом земляке. Так
сочинение Тимергалиевой Гузель заняло II место в районе и было напечатано
в газете «Кама ягы». На одном из заседаний по теме «Татарская литература
начала XX века”, я с удовольствием отмечаю, что родословная великих
татарских просветителей Садри и Хади Максуди началась с Атнагул мурзы
из деревни Кирби. Кирби знаменита ещё одним именем: здесь родилась мать
великого татарского композитора, автора балета «Шурале» Ф.Яруллина-
Нагима апа.
У великого татарского писателя Гаяз Исхаки есть знаменитая пьеса
«Зулейха», в которой говорится о крещении татар. Мне всегда кажется, что
эти события произошли прямо в нашем соседнем селе Ташкирмень, которое
было последней крепостью Казанского ханства. Несколько занятий каждый
год мы посвящаем нашей знаменитой поэтессе И. Иксановой.
Лаишевская сторона – земля талантов. Здесь, кроме Наили Ибрагимовой из
Атабаево, родились такие великие артисты, как Фирдавес Хайруллина (её
село Агачбаш осталось под водой, родной деревней она считала Державино и
похоронена там), Фирдавес Ахтямова, Зиннур Тимершин.
В самом Лаишево родился автор знаменитой татарской пьесы
«Шамсекамэр» Мөхәммәт Әблиев.
Лаишево-земля художников. В деревню Атабаево по линии отца и
Татарские Саралы по линии матери ведут предки знаменитого художника,
народного художника Татарстана и заслуженного художника РСФСР
Искандера Рафикова. Часто я использую его картины “И туган тел” (“Родной
язык”) и “Кунакка баралар” (“Идут в гости”).
В Лаишеве родился ещё один художник - Хуторов, картины которого
хранятся в Лаишевском музее.
Как видите, Лаишевская земля очень богата и историей, и
талантливыми людьми. Они являются примером для моих учащихся.
Поэтому самым основным направлением и моей программы «Лаеш ягы-
гүзәл як» , и работы клуба «Әллүки» я считаю воспитание творческих
личностей на примере заслуженных людей родного края.
В нашей школе и среди воспитанников немало талантливых детей.
Кроме поисковой работы, мы все эти годы стараемся развивать и творческие
способности ребят. Немало среди учащихся тех, кто пишет стихи. Особенно
вдохновляет их тема родного края. Я хочу назвать имена Хайруллиной
Гульчечек, Шараповой Рузили, Мингазовой Рании, Вафина Ильшата,
Шарапова Марселя, Ибрагимова Булата, Хамитовой Эльвины. В своё время
ни один номер газеты «Кама ягы» не печатался без стихов Хайруллиной
Гульчечек. Своей гордостью я считаю Ибрагимова Булата. Он уже с
начальных классов пишет стихи и продолжал творить все школьные годы..
Он писал и удивлял нас. Его произведения участвовали во многих районных
и республиканских конкурсах, в том числе и в «Золотом пере», и много раз
были удостоены наград. Он писал и на русском языке, кроме стихов есть
поэма о Мусе Джалиле. В прошлом году радио «Яңа гасыр” посвятило 3
передачи творчеству Булата, провело интервью. В двух передачах
прозвучали его стихи, а в одном- его повесть. Читал народный артист
Татарстана Ирек Баһманов. В этом году Булат закончил школу и поступил в
Казанский государственнный университет на филологический факультет.Он
продолжает творить, участвует в студенческом литературном кружке,а также
во многих конкурсах, в том числе - “Иделем акчарлагы”. Мы очень
надеемся, что, как своя землячка И.Иксанова, он ещё прославит Лаишевскую
землю.
Другая моя воспитанница-Шарапова Миляуша тоже посещала
объединеие с начальных классов.Она – одноклассница Булата.Очень любит
литературу и родной язык, много читает. Каждый год участвовала не только
в районных, но и в зональных, и в республиканских олимпиадах по этим
предметам, занимала призовые места. Так в прошлом году заняла IV место по
татарской литературе в республике. Очень хорошо пишет и сочинения, тоже
участвовала в конкурсах «Золотое перо».
Вот так “Әллүки” развивает и творческие способности детей, и
помогает детям увидеть прекрасное в мире, дает возможность почувствовать
себя частью большой семьи, помогает найти свое место в жизни.
А вот что думают сами учащиеся-выпускники, давайте послушаем
воспитанника Ибрагимова Булата.