Вокально - хоровая работа в старших классах ДМШ

МБУДО «Почепская детская школа искусств им. М.И.Блантера»
Методическое сообщение
«Вокально – хоровая работа в старших классах
ДМШ».
Подготовила Степанченко Е.В.
Брянская область г. Почеп
2020 год.
Введение
Хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и
мировой культуры, незаменимым фактором формирования духовного
воспитания человека. Хоровая музыка – наиболее демократичный вид
искусства. Силой своего воздействия на слушателей она занимает важное место
в жизни. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным
содержанием остаётся испытанным средством музыкального, эстетического и
гармонично – духовного воспитания.
Для руководителей хоров поставлена важная задача, потому что именно они
призваны передать своим ученикам традиции русской певческой хоровой
школы.
Развивая вокально - хоровые навыки, дирижёры хоров уделяют огромное
внимание средствам художественной выразительности: хоровому строю,
ансамблю, хоровому унисону. Развивая у детей музыкальные способности,
знакомят с основами музыкальной грамоты, стилистическим особенностям в
исполнении произведений разных эпох, добиваются от хора творческой
активности, эмоциональности отдачи, осознанного отношения к музыке.
В старшем хоре занимаются дети в возрасте от 11 до 16 лет. Закрепляя
приобретенные навыки и умения, учащиеся обращаются к сложным
произведениями в процессе изучения нотного материала совершенствуются в
овладении всеми вокально-хоровыми навыками.
Педагог должен добиваться от учащихся сознательного применения навыков
академического пения при разучивании и исполнении хоровых произведений,
при работе над созданием художественного образа.
Анализируя произведение, учащиеся сами определяют сложности исполнения
(дикционные или интонационные) и находят методы и приемы для их решения
( как произнести согласный звук в отдельном словосочетании или «
средуцировать» гласный звук в каком – либо слове).
Учащиеся старших классов школы уже могут осмыслить единство
художественного и технического этапов в создании музыкального образа в
совместной работе над хоровым произведением.
В работе с детьми желательно использовать здоровьесбеоегающие
технологии,так детский голос нуждается в охране, путем пения в удобной
тесситуре, дыхательными и артикуляционными упражнениями и соблюдением
разумной продолжительности занятий.
Технология вокально – хоровой работы
Вокально-хоровые навыки
Вокально-хоровые навыки лежат в основе выразительного пения. Для их
формирования используют комплекс обязательных требований,
способствующих правильному звукообразованию:
- певческая установка;
- дыхание;
- певческая опора
- певческая постановка;
- атака звука;
- артикуляция;
- дикция;
- звуковедение.
Певческая установка
Это: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться
бесшумно и быстро. Задержка дыхания непосредственно готовитт голосовой
аппарат к началу пения. Выдох должен быть спокойным, экономным. Не
следует брать слишком много воздуха.Желательно, чтобы дети нашли каждый
свое мышечное ощущение при вдохе и выдохе .Можно дать рекомендации:
делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка или духов, а выдох
так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось.
Дыхание
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания.
Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание,
предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки путем увеличения
диафрагмы в средней и нижней ее частях с одновременным расширением
передней стенки живота. Чрезвычайно важно развивать у учащихся
способность во время пения оставить ощущение вдоха внутри себя, чтобы
сохранить мышечную упругость, энергичность движения .
Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса :
плавное, спокойное дыхание способствует достижению красивого, легкого
звука; экономный и равномерный вдох необходим для исполнения ,
широкораспевных мелодий; чем ниже диапазон, тем больше воздуха нужно
взять; при исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество
дыхания; сильный и резкий выдох приводит к крикливости и становится
причиной завышения звука.
Певческая опора
Связана с певческим дыханием. В пении она является необходимым условием
чистоты интонации и обеспечивает качество певческого звука. Дыхание
берется в установленные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами
построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех
случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические
возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание, при
котором участники хора возобновляют запас воздуха не одновременно с
поющим рядом. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора в
течение продолжительного времени в произведениях протяжного, раздольного
характера, а также исполнение на одном дыхании всего произведения.
Учащиеся старшего хора должны умет пользоваться навыком «цепного
дыхания» изнать его принципы: не делать вдох одновременно с рядом сидящим
соседом; не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а дышать внутри длинных
нот; брать дыхание незаметно и быстро; вливаться в общее звучание хора без
акцента, с мягкой атакой звука, интонационно точно; внимательно
прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.
Певческая постановка
. На занятиях хора рекомендуется стоять или сидеть прямо, равномерно
опираясь на обе ноги, развернув плечи, голова держится прямо. Рот при пении
должен быть широким, открытым, нижняя челюсть свободно падает вниз. Нёбо
служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит
формирование округлого звука, поэтому во время пения должно быть
ощущение полузевка.
Атака звука
Это начало пения. Основной принято считать мягкую атаку звука, так как она
создает условия для эластичной работы связок. Она применяется в
произведениях лирического, драматического или гимнического характера.
Есть еще твердая атака, при которой голосовая щель плотно смыкается до
начала выдоха. В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в
произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют
для активизации репетиционного процесса. При твердой атаке звук получается
громкий, яркий и интонационно чистый, но так как для детского пения громкий
звук нетипичен и опасен, то твердая атака должна применяться ограниченно.
Придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после
начала выдоха. Она обычно используется в начале мелодических фраз с тихой
звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов.
Ограниченная сила звука детского голоса требует мягкой атаки, что
обеспечивает спокойный звук, интонационную точность, оптимальный тембр.
В практической работе со старшим хором на уроках необходимо выработать
осознанное умение различать и использовать виды атаки звука и связывать их с
различными образными намерениями.
Артикуляция, дикция и звуковедение.
Хоровая музыка неразрывно связана с литературным текстом. Поэтому на
уроках хора важное место отводится работе над дикцией путем раскрепощения
артикуляционного аппарата.
Формирование навыка артикуляции предполагает выравнивание звучания
гласных звуков, что возможно только при стабильном положении гортани при
пении, независимо от типа гласного и высоты тона. Певческий звук происходит
за счет протягивания гласных, которые должны звучать выровненно и
одинаково. Нужно всегда помнить, что в гласных выявляется все качество
голоса. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемненно и ровно. В
академическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук,
выровненный на всем диапазоне голоса. Прикрытый звук происходит при
сглаживании регистров методом округления и облегчения звука. Такой звук
получает тембровую окраску и и хорошо сливается в хоровом ансамбле.
Если гласные звуки способствуют самому процессу пения, то согласные
предназначены для разборчивости слов. Согласные в пении произносятся четко
и кратко. Осознанное использование навыков формирования гласных и
согласных помогает добиться в хоре хорошей кантилены, напевности, которая
должна быть свойственна всем формам звуковедения, от легато до стакатто.
Для правильного формирования певческого звука необходима дикция - манера
произнесения слов. В пении слова произносятся по «принципу легато» -
«перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за
ним, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом
согласные звуки произносятся четко, быстро и ясно, так как в противном случае
небрежность произношения затруднит восприятие слушателя.
Важной технической задачей является выработка правильного, отчётливого и
одновременного произношения текста в хоровом сочинении. В работе над
дикционным ансамблем нужно избегать механической чёткости. Это может
привести лишь к скандированию текста, что помешает раскрытию образа
хорового произведения. Для осмысления текста нужно расставить логические
ударения в каждой фразе и в каждом предложении и придать эмоциональную
окрашенность, соответствующую исполняемому произведению.
В старшем хоре особое внимание уделяется развитию навыков многоголосного
пения и пению acapella. В этом направлении ведется работа над созданием
хоровой звучности, над основными хоровыми навыками: ансамблем и строем.
Слово «ансамбль» означает «вместе». Это слитность голосов, художественное
единство, согласованность всех компонентов исполнения. Ансамбль в хоре
достигается путем практических занятий, в результате долгого совместного
пения. Для достижения ансамбля необходимо работать над: интонационной
слаженностью, единой манерой звукообразования, ритмической и темповой
слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и
окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей. В работе над
ансамблем у учащихся развивается чувство ответственности, появляются
навыки самоконтроля, они начинают самостоятельно анализировать качество
пения, развивают умение слышать себя и весь коллектив в целом.
Вокальная работа с хором.
Распевание хора преследует три основные задачи: подготовка голосового
аппарата, психологический настрой учащихся для вокально-хоровой работы на
уроке и совершенствование певческих приемов и навыков в работе над
произведениями.
Начинать распевание лучше всего в среднем отрезке диапазона каждой хоровой
партии. Целесообразно в начале брать распевку с закрытым ртом и постепенно
расширять звуковысотный диапазон, используя различные слоги.
Для овладения нюансами P и F, сначала используется сила средней звучности.
Когда хор свободно поет тихим и громким звуком, вводятся подвижные
нюансы: крещендо и диминуэндо.
Ровность звука на всём диапазоне путем сглаживания регистровых переходов -
это одна из задач в работе над тембром хора. Для этого используются метод
округления и облегчения звука на переходных тонах голоса при пении
нисходящих звукорядов, а затем нисходящих и восходящих скачков при
постепенном их расширении и пении мелодических аккордов.
Для усиления и тембровой окраски звука, образующегося в гортани, в момент
своего образования очень слабого, его посылают в пространства, называемые
резонаторами. Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа.
Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.
Начинать вокальную работу лучше всего в умеренном, спокойном темпе.
Только после того, когда учащиеся уже приведут голоса в рабочее состояние,
можно брать подвижные медленные темпы. Совершенствуя певческие навыки
систематически, из урока в урок, певцы вырабатывают у себя подвижность
голоса и активную артикуляцию. Для такой работы подойдут скороговорки или
различные слогосочетания.
Не следует забывать и о развитии различных сторон музыкального слуха.
Особое внимание уделяется гармоническому слуху, который требует
специальной целенаправленной и систематической тренировки. Это
необходимо в связи с углубленной работой над строем в хоре, репертуар
которого состоит из многоголосных произведений. Упражнения для развития
гармонического слуха должны быть многоголосные, в зависимости от
конкретных педагогических задач. Здесь могут быть и отдельные
гармонические фразы, и отрывки из произведений, разучиваемых на уроке.
Нужно помнить , что прочные навыки вырабатываются в результате
систематических репетиций. Поэтому все упражнения должны носить
стабильный характер и повторяться из урока в урок. Каждый хормейстер, как
правило, подбирает для себя комплекс упражнений, которые просты для
восприятия, удобны для усвоения, лаконичны и целенаправленны.
Формы знакомства с новым произведением.
Начинать работу над новым произведением целесообразно с общего знакомства
с ним: руководитель хора может сам исполнить произведение, можно
прослушать его в записи. Нужно провести беседу об авторах музыки и текста,
раскрыть краткое содержание и основную идею текста. Если текст
иностранный, дать его перевод. Далее идет анализ хоровой партитуры: Следует
поговорить о художественных достоинствах произведения, определить
вокально-хоровые сложности, которые придется преодолевать хору в процессе
его разучивания. Распределить дыхание и фразировку, подобрать нужное
голосоведение и определить форму произведения.
Методы работы над репертуаром — отработка отдельных мотивов, фраз и
предложений путем повторения, вычленение, сопоставление отдельных частей
и всего произведения.
Формы работы над произведением:
1 Активизация дыхания на слог «Вье»
2 Пение кругом преподаватель в центре
3 Петь всегда мягко, тихо, но активно, сохраняя энергию (в головном регистре)
4 Гласный звук «и» петь между верхних зубов (междузубно)
5 Каждую фразу отрабатывать с движением рук или в движении(водят хоровод
по Литвиновой А.Г.)
6 Петь «далеко» без крика, чтобы звук «перелетал» через класс иди зал.
7 Петь в высоком регистре А-Э-И-О-У через верхние зубы ровным звуком.
Для каждого произведения должны быть свои сроки разучивания. Обычно на
репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится
в разной стадии освоения. Это объясняется различной сложностью
произведений, неодновременным включением их в репетиционный процесс.
Поэтому на каждом уроке решается широкий круг учебно-методических и
вокальных задач. Каждая рабочая репетиция должна быть насыщена
творческими задачами и носить разнообразный характер их решения. На уроке
систематически происходит работа и над сложными, и над простыми
произведениями, и, желательно, время от времени повторять выученный
репертуар для концертного выступления.
Рабочую репетицию хора целесообразно проводить, используя разнообразные
формы ее организации (по партиям, группам, совместно). Группы хора могут
состоять из различных партий. Разделение хора на группы определяется
спецификой фактуры изучаемых произведений. Разнообразные формы
оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников
хора.
Важнейшая часть творческой работы хорового коллектива - концертно-
исполнительская деятельность. Это логическое завершение всех
репетиционных и педагогических процессов. Выступления на публике хорового
коллектива вызывает у исполнителей особое психологическое состояние,
определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Очень
часто именно участие в конкурсе или подготовка к концерту являются
мотивацией посещения уроков хора.
Список используемой литературы:
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Л.,1967.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос – М.; Л., 1965.
Стулова Г.П. Хоровой класс. – М., 1988.
Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1967.
Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.