Основные принципы работы над полифонией в старших классах ДМШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО
ВОРОБЬЁВОЙ И.Е. ПО ТЕМЕ :
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ
В СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ»
Иллюстрируемый материал: И.С.Бах «Прелюдия и фуга» d-moll
из «ХТК» II том.
Ученик иллюстратор: Тепцова Елена, 8 класс.
Цель урока: Работа над полифоническим произведением и
исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла
композитора.
Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии
голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить
средства исполнения. Создающие дифференциацию голосов,
разноплановость их звучания.
Особое место в фортепианном классе занимает работа над
полифонией. Изучение многоголосной музыки это основа основ
воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у
учеников умение слышать и вести одновременно несколько
музыкальных линий, что представляет немалую трудность.
Прежде, чем приступить к разбору конкретного произведения
ученик должен знакомиться об истории создания цикла.
Цикл «Прелюдий и фуг» И.С.Баха «Хорошо темперированный
клавир» занимает совершенно особое место в мире музыки: это не
просто один из бессмертны шедевров мировой музыкальной
литературы, это в полном смысле слова энциклопедия
полифонического искусства, его альфа и омега; это настольная
книга каждого мыслящего музыканта, необходимое на всю жизнь
пособие и вместе с тем неиссякаемый источник наслаждения.
Л.Бетховен изучивший «Хорошо темперированный клавир» с
детства, называл его своей «музыкальной библиотекой».
Теперь кратко познакомимся со II томом «ХТК», который был
закончен Бахом в 1744 году, т.е. через 22 года после создания 1
тома. Оба тома скомпонованы по одинаковому формальному
признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное
музыкальное произведение, объединённое общей тональностью,
например: Прелюдия и фуга До мажор, Прелюдия и фуга до минор,
Прелюдия и фуга до # мажор до # минор и т.д. Таким образом,
последовательно. В хроматическом порядке охватывается весь круг
диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов.
Причиной к созданию 2 тома «ХТК» явилось его желание
собрать воедино, в одно целое написанное в разное время и
затерявшиеся среди старых бумаг прелюдии и фуги. К тому же Бах
хотел основательно переработать эти прелюдии и фуги, придать им
окончательную форму. Применив накопленный с годами опыт. А
опыт был поистине всеобъемлющим.
Вопрос ученице: Дай определение словам «полифония» и
«гомофония».
Ответ: Полифония это многоголосие, одновременное звучание
нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Гомофония склад музыки, в котором один голос главный, а
другие его сопровождают.
Вопрос: А теперь вспомни, что такое Прелюдия 17-18 века?
Ответ: В переводе с латинского слово «прелюдия» означает делаю
вступление. В 17-1веках прелюдиями были небольшие
поступления импровизационного характера перед основным
произведением. Например перед хоралом, сюитой, фугой.
Педагог: Да, в творчестве Баха прелюдии становятся
самостоятельными произведениями с ярко выраженным
господством одного образа и однотипностью фактуры и даже
самостоятельным жанром.
А теперь предлагаю исполнить наизусть Прелюдию ре минор из 2
тома «Хорошо темперированного клавира».
Твоё исполнение уверенно, но недостаточно внятное. Предлагаю
поработать над отдельными фрагментами и деталями текста.
Нужно помнить значение всех прелюдий является, как
организация органиста перед началом службы и Бах превратил эту
импровизацию в отдельный жанр, где главным средством
выразительности становится импровизированный характер
развёртывания музыкального материала повторение ритмической
формулы, гаммообразные пассажи.
Прелюдия может трактоваться как портал (вход) а фуга, как храм.
Прелюдия ре минор двухголосная. Имеет трёх частную форму.
1 часть звучит в основной тональности, 2 часть в Доминантовой к
ре минору и 3 часть в основной тональности.
Прелюдию отличает чёткий и энергичный ритм. Быстрый темп и
единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую
оживлённость и подвижность. Именно такой непрерывно текущий
характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.
Лена, при игре 16 не надо «застревать» и нарушать общей
плавности звучания, нужно добиваться выравненого звука.
Принцип работы у Баха ощущение каждого пальца в отдельности,
игра не вялыми пальцами, особенно на «спусках», играть чётко.
Артикуляция у Баха игра или произношение более мелких
интервалов слитно, т.е. на легато.
Восьмые ноты звучащие на стаккато не нужно играть очень остро,
ведь длинна звука не должна укорачиваться. Стаккато у Баха не
традиционно, так такового стаккато нет а играется Восьмая как
шестнадцатая, четверть как восьмая! Играть нужно стремительно к
сильной доле, т.е к украшению.
В прелюдии ре минор проходят скрытые голоса почти на
протяжении всей пьесы. Давай поработаем над этими голосами.
Мы знаем о том , что у Баха не было крещендо и диминуэндо, это
«руки» редактора. У Баха Динамика по ступеням или по мотивам
это его НОРМАТИВНЫЙ стиль! Т.Е. Игра по правилам.
Иногда бывает полезно перенести всё произведение в другой
регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по
своему усмотрению мог делать такие переносы.
Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают
найти новые выразительные стороны.
Педагог предлагает сыграть прелюдию на октаву выше. Звучание
совершенно другое - лёгкое, серебристо рассыпчатое.
Энергичная и оживлённая ФУГА имеет заметно сходство с
прелюдией.
- Расскажи значение слово «фуга»?
Ученица: - Фуга с латинского означает «бег». В музыке фуга это
сложное музыкальное произведение, где один голос как бы
догоняет другой или отвечает другому.
- в основе большинства фуг лежит одна тема, которая является тем
«зерном», из которого вырастает всё произведение.
Фуга ре минор трёхголосная. Названия голосов те же что и
название голосов в хоре: сопрано, альт, бас.
Фуга начинается с одноголосного изложения темы в среднем
льтовом) голосе в основной тональности.
Второе проведение поручено верхнему опрановому) голосу в
доминантовой тональности ля минор. Здесь тема получает название
«ответа» или «спутника». В 6 такте третье проведение темы в басу.
Поочерёдное изложение темы в каждом из голосов составляет
первый раздел фуги экспозицию. Изучение данной фуги можно
применить следующие приёмы:
Итак, тема, она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое
убеждение. Её не следует играть суетливо. Обязательно надо
чувствовать единый стержень. Пальцы очень активные, не должны
вязнуть в клавишах. Начало в Фуге не акцентировать на каждую
сильную долю в триоли, ведь у Баха каждый мотив смотрит в
следующий такт.
В Трёхтактовая интермедии правой руке звучит двухголосие,
нужно проработать каждый голос отдельно. Интермедия соединяет
экспозицию со средним разделом фуги разработкой.
В разработке тема проходит в различных тональностях и в
изменённом виде. Звучание темы в разделе С исполняется в
обращении показать каждой рукой отдельно. Здесь звучит и
кульминация.
С возвращением основной тональности наступает третий раздел
фуги реприза. Тема звучит в низком регистре и только в основной
тональности.
В последней строчке, последнее проведение темы СТРЕТТО
наложение одного голоса темы на другой. Важно показать самое
начало проведения каждой темы.
Заключительная часть:
Удивительная, прекрасная, вечная музыка И.С.Баха, наполняющая
наши сердца любовью, радостью, добротой. Любого слушателя она
не оставляет равнодушным, хотя каждый чувствует и понимает её
по-своему.
Музыка Баха ничего не даст ученику, если у него не возникает
душевный контакт с нею, если он не проникнется её пафосом, не
почувствует её величия и вместе с тем очарования. Но для того,
чтобы восприятие произведений Баха было эмоциональным,
необходимо их понимать. Творчество композитора по самой своей
природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной
сфере.
В заключении я приведу слова Н.Герасимовой Персидской о
связи поколений посредством великих художественных творений:
«Чем глубже идейно-художественные концепции. Тем выше
эстетическое наслаждение для того, кто столкнулся с безграничным
миром гения. И наши потомки будут находить всё новое и новое.
Созвучное их времени. Так титаны музыки вечные современники
связывают нас не только с прошлым, но и с будущем, и мы
глубже ощущаем непрерывное движение человеческой культуры и
осознаём своё место на её пути!»
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Я.Мильштейн «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха»,
«Музыка», 1967г.
2. В.Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран»,
выпуск 1 «Музыка», 1985г.
3. А.Швейцер «Иоганн Себастьян Бах» «Музыка», 1964г.
4. В.Б.Носина «Символика музыки И.С.Баха» Тамбов, 199.
5. Музыкальный энциклопедический словарь под общ.
редакцией В.Г.Келдыша «Советская энциклопедия», 199.