Презентация "Критерии подбора репертуара в работе с детским хором"

Подписи к слайдам:
Критерии подбора репертуара в работе с детским хором. Преподаватель хоровых дисциплин Руководитель хора «Радость» ДМШ им. Р. М. Глиэра Паршина Юлия Александровна

Репертуар − самый важный и стержневой вопрос «жизни» детского творческого коллектива.

Обратимся к этимологии:

Репертуар – от французского «repertoire» – список – это совокупность произведений, исполняемых коллективом, солистами в концертной деятельности.

Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях.

И так как самым наглядным показателем работы детского хора являются его выступления, успех концерта зависит от многих причин:

  • достигнутый хором исполнительский уровень,
  • настрой коллектива,
  • степень подготовки к данному концерту,
  • акустика зала,
  • репертуар.
Несколько правил для подбора репертуара, что бы достичь успеха на концертных выступлениях. Программа должна быть:
  • разнообразной
  • доступной для восприятия и исполнения, но не упрощенной
  • богатой исполнительскими красками, но не усложненной
  • нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, не теряя притом детскости
Главные репертуарные принципы:
  • накопление репертуара
  • постоянное обновление репертуара.
Принцип накопления репертуара: Часто хоры к каждому своему выступлению готовят новую программу. Но необходимо заботиться и о том, чтобы часть репертуара хора состояла из хорошо «впетых» произведений, неоднократно исполняемых на концертах. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Условие накопления — неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, неустанная работа над музыкальным образом. Постоянное исполнение одних и тех же произведений позволяет проследить рост коллектива, сделать то, чего никогда не добиться при первом прочтении произведения. Художественная ценность произведений: Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности. В этом смысле проще всего обстоит дело с классикой, народной музыкой, известными произведениями русских и зарубежных мастеров. Очень большая и кропотливая работа проводится ведущими дирижерами в подборе такого репертуара. Что касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки носят чаще всего субъективный характер и не могут быть безусловными.

Тем не менее, художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведений, даже впервые исполняемых. Хоровой коллектив тоже участвует в оценке произведений. Для этого совсем не обязательно устраивать обсуждение, — сам ход разучивания произведения, рост интереса к нему или спад — прекрасный барометр его художественной ценности. Нередко появляются такие произведения, которые по настоящему воспринимаются не только слушателями, но даже исполнителями лишь после второго, третьего исполнения.

I. Включение в репертуар классики и народной музыки: Обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития хористов.
  • У хора, исполняющего произведения только современных авторов, исполнительский уровень значительно ниже, чем у хора, который работает с классическими произведениями и народной песней.
  • Сложности в подборе классического репертуара для детского хора существуют, т.к. мастерство юных хористов только развивается, а произведений для однородного детского хора русскими композиторами-классиками написано не так уж много. Особенно это касается хоров a cappella. Есть, конечно, ряд произведений для детского хора a cappella у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Для детского хора с сопровождением у В. Калинникова есть хоровые произведения, которые отличаются необычностью интонационного строя, имеют очень «богатый» аккомпанемент, помогающий детям создать музыкальный образ, но несколько сложны в исполнительском отношении.

II. Можно включать в детский репертуар ряд женских хоров a cappella

  • произведения с умеренным диапазоном, такие, например, как обработки народных песен А. Лядова, В. Соколова, А. Алябьева.
  • III. Многочисленные обработки и аранжировки русской и зарубежной классики также расширяют репертуар детского хора.

IV. Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония.
  • Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию.
  • Лучшие каноны при всей простоте их исполнения могут украсить концертный репертуар коллектива. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе много канонов (В. Моцарт, И. Гайдн, Б. Барток). Ряд канонов есть и в русской музыке. Например, М. Анцев «Кукушка».

Принципы подбора репертуара

При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов:

  • Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения
  • Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения.

Ведь встречаются еще факты, когда мало подготовленный коллектив исполняет произведения, которые ему явно не удаются в вокальном и техническом отношении (например, произведения с высокой тесситурой).

Результат при не правильном подборе: в хоре может появиться резкий надсадный звук от напряжения и перенапряжения голоса. Часто это происходит, когда дети, стараются изо всех сил и поют громче своих возможностей, что приводит к довольно печальным последствиям: травмированию голосовых связок (сухость гортани, появление узелков на связках) и даже к хроническим заболеваниям голосового аппарата. Вот почему выбор репертуара — очень ответственное дело для дирижера. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с вокальными распеваниями может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья.

  • Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений.
  • Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания к красоте слова, смыслу фраз. Часто можно встретить песни с словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой, например стихи — для младшего возраста, а музыка — усложненная — для трех-четырехголосного хора без сопровождения.

  • Доступность исполнительско-техническая.
  • Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.

  • Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это непременно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в неких вариантах даже отчуждение от хорового пения.
  • Но сложные произведения обязаны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы, но это произвеение должно быть интересно хористам и это даст даже некое облегчение в работе, така как дети будут стремиться как можно лучше работать и будут прислушиваться к каждому слову дирижера.
  • В то же время огромное количество легких произведений обязаны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не провоцирует профессиональный рост.
  • Произведение должно соответствовать возрастному уровню хористов.
  • И если это не так, исполнение бывает плохим и вызывает недоумение зрителей.

Примерный список репертуара – хоры младших классов Народные песни:
  • Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», «Веснянка»
  • Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», «Тыне стой колодец», «Ах вы, сени, мои сени», «Калинка», «Среди долины ровныя», «Комара муха любила»
  • Польская народная песня «Висла», «Кукушка»
  • Произведения русских композиторов:
  • Р. Глиэр «Травка зеленеет», «Здравствуй, весна»
  • С. Рахманинов «Ночка»
  • Ц. Кюи «Царскосельская статуя», «Весна», «Вербочки»
  • М. Ипполитов-Иванов «Цвет Вишни из цикла «пять японских стихотворений», «Кукареку, петушок»
  • А. Гречанинов «Призыв весны», «Пришла весна», «Радуга»
  • Н. Римский-Корсаков «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко», «Песня птиц» из оперы «Снегурочка»
  • А. Цфасман «Здорово, здорово»
  • М. Ройтерштейн «Матушка весна»
  • Ю. Чичков «Тигр вышел погулять»
  • Я. Дубравин «Огромный дом», «Песня о земной красоте»
  • Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из спектакля «Давным – давно»
  • В. Гаврилин «Мама»
  • Г. Струве «Школьный корабль»
  • Н. Потоловский «Подснежник»
  • Е. Крылатов «Заводные игрушки», «Крылатые качели»
  • В. Шаинский «Зимняя сказка»
  • С. Смирнов «Мама», «Милая мама», Колыбельная»
  • Н. Карш «Ночная музыка», «Рыбка», «От зари и до зари»
  • В. Сапожников «Крошка пони»
  • М. Славкин «Уходит лето»
  • Произведения зарубежных композиторов:

  • И. Брамс «Колыбельная»
  • Ф. Шуберт «Морская тишина»
  • Г. Гендель «Слава лету» хор из оперы «Теодора»
  • Ф. Мендельсон «Лесная песнь»
  • Л. Бетховен «Пастушья песенка».
Примерный список репертуара – хоры старших классов Народные песни:
  • Латышская народная песня «А я жу-жу», обр. В. Власова.
  • Русская народная песня «Во лузях», обр. А. Лядова.
  • Русская народная песня «Как по морю», обр. А. Свешникова.
  • Русская народная песня «Милый мой хоровод», обр. В. Попова.
  • Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька», обр. А. Лядова
  • Произведения русских композиторов:
  • Р. Глиэр «Вечер», «Над цветами и травой», «Сладко пел душа соловушка»
  • С. Рахманинов «Задремали волны», «Ангел»
  • М. Анцев «Задремали волны»
  • А. Балакирев «Не пенится море»
  • Э. Григ «Весна»
  • А. Гречанинов «Подснежник»
  • Н. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты»
  • М. Парцхаладзе «Тучи плывут»
  • Б. Моукроусов «Море шумит»
  • А. Новиков «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»
  • Я. Дубравин «А ты говоришь..»
  • С. Смирнов «Россия», «Ave maria», «Праздник на все времена»
  • Произведения зарубежных композиторов:

  • В.- А. Моцарт «Цветы», «Летний вечер»
  • Ф. Шопен «Желание»
  • Л. В. Бетховен «Весенний призыв», «Прославление Бога природою»
  • Р. Шуман «Вечерняя звезда»
  • Ф. Грубер «Рождественская песня»
Заключение. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. И, наоборот, случайно составленный репертуар чаще всего приводит к тяжелым последствиям – распаду хора. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем хора репертуарная политика, особенно в первое время существования коллектива. Спасибо за внимание.