Методическая работа "Роль эмоционально-образного начала в работе с хором младших классов"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №9» г. КУРСКА.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Роль эмоционально-образного начала в работе с
хором младших классов»
Автор:
преподаватель первой категории
ДШИ №9 г. Курска
Киселева Наталия Николаевна
КУРСК 2014 г.
Эмоциональная сфера занимает огромное место в жизни ребенка. В
детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи
обозначают как потребность в эмоциональном насыщении, в особенности
при восприятии произведений искусства, музыки. В младших классах это,
например, желание перевоплотиться в героя, выполнять определенную
социальную роль, являющуюся прерогативой взрослых, в стремлении
действовать. Все это, вместе с желанием испытать новые яркие чувства,
находит свое воплощение в занятиях хоровым искусством. Можно с
уверенностью сказать, что хор - это любимый музыкальный инструмент
основной массы младших школьников, которые тянутся к прекрасному. И
пусть педагогов-инструменталистов это не смущает, не пугает. Это
объясняется тем, что хор - самый коммуникабельный, самый доступный
музыкальный инструмент для детей младшего школьного возраста.
Кстати, с первых уроков я пытаюсь объяснить детям, что хор - это
такой же инструмент, как фортепиано, скрипка и т. д. Только вместо клавиш
здесь - они сами, каждый из них. Это очень дисциплинирует детей; я
говорю: «Ты не пришел сегодня на занятие, а это значит, что мы будем
работать как бы с испорченным инструментом, у которого выпала одна
клавиша. Представь такое фортепиано, оно стало неприглядным на вид, но
главное -звучит хуже, слабее».
Таким образом, от урока к уроку закладывается основа бережного
отношения к уроку хора, воспитывается ответственность у каждого ученика
и, самое главное, любовь к предмету. А без этого не может быть хорошего
результата.
Детский голос требует особо бережного и внимательного отношения.
Физиология ребенка такова, что далеко не все упражнения и приемы в
работе над постановкой голоса взрослого можно использовать в работе с
детьми. Поэтому, имея многолетний опыт, я выработала определенный
комплекс упражнений для развития певческого дыхания, дикции и
звукообразования. Но и эти упражнения нельзя применять одинаково
для всех детей.
Необходим индивидуальный подход. Скажем, если у ребенка уже на
начальном этапе в полной мере звучат верхние резонаторы, то не стоит
акцентировать внимание и отводить много времени упражнениям для
работы резонаторов. С другими учащимися эта тема требует большего
времени, а результат также зависит от индивидуальности ребенка. Один уже
в первый год обучения осваивает азы этой техники, другой и по истечении
всего процесса обучения не может в полной мере заставить работать свои
резонаторы.
Один из основных моментов в работе над постановкой голоса с
детьми школьного возраста - это эмоционально-образное сравнение.
Особенно это касается детей начальных классов. Психология этой
возрастной категории такова, что, только опираясь на образное начало в
работе над голосом, удается добиваться хороших результатов. Да и сами
уроки становятся интереснее, технические упражнения не однообразны, не
скучны, что вызывает только положительные эмоции у детей.
Я уже сказала, что начинаю свои уроки со сравнения и не расстаюсь с
ним на протяжении всего обучения в младших классах. К старшему возрасту
его становится все меньше, так как появляется масса чисто музыкальных
терминов, усложняется репертуар, задачи. Но в младших классах - только
образы и сравнение, только благодаря им можно добиться правильного
звучания и эмоционального исполнения. Это интересно, приятно, но и
трудно, так как образное сравнение в этом возрасте - это еще и ключ ко всем
техническим приемам.
Существуют разные взгляды на то, как надо работать над звуком на
начальном этапе. Так, известный педагог, руководитель хоровой студии
«Весна» Пономарев А.С. считает, что специально работать над звуком не
надо, голос должен быть естественным при пении, как и при разговоре. Но
здесь встает вопрос: а является ли он (голос) при разговоре естественным,
культурным, правильно поставленным? Конечно, не всегда. Тем более в
современных условиях, когда существуют разные диалекты в разных
областях, районах, да и в разных семьях мы заметим не одинаковую манеру
говорить. И я уже убедилась на опыте, сколько не проси детей «округлить
звук» - это не дает результатов. А вот ОБРАЗЫ это волшебная палочка в
таких случаях. Например, фраза: «Мимо топ, топ, топает еж, еж, еж, ты куда,
куда еж идешь, идешь?» (муз. А.Лепина, ст. Е.Фадеевой «Теремок»). Следуя
характеру музыки, эмоциям, дети, конечно, запоют «разухабисто»,
открытым звуком, выстреливая «а». Значит, надо нарисовать им картинку:
ежика, которого они спели на длинных ногах, размахивающего передними
лапами ( а таких не бывает), и ежика настоящего, кругленького как клубок,
на коротеньких ножках, он идет, покачиваясь, и в любую минуту может
покатиться клубком. В общем, ежик у нас ассоциируется с буквой «о» .
Конечно, велика роль правильного показа педагогом. Ведь маленькие дети
буквально срисовывают с вас все, от мимики лица до выражения глаз.
Иногда я провожу небольшую игру. Когда произведение выучено, я
выбираю кого-то из детей и они сами дирижируют хором. Они во многом
копируют меня, бывает интересно посмотреть на себя со стороны. Здесь
хочется подчеркнуть очень важный момент: никогда нельзя показывать
детям не правильный вариант исполнения, конечно, это может повеселить
детей, они с удовольствием посмеются над своей ошибкой, но То, что
прошло на высокой эмоциональной ноте, прочно укрепится в их голове,
такова психология младших школьников.
О.А. Апраксина в своей книге «Методика музыкального воспитания в
школе» пишет о том, как ушли в прошлое, отпали за ненадобностью многие
системы, не отвечающие требованию образности, наглядности. Так,
А.Н.Карасев рекомендовал буквенную систему обозначения звукоряда, т. е.
До-а, Ре-о и т. д.
Конечно, для выработки напевности, кантиленности лучше спеть эти
гласные, чем, например, «первая, вторая, третья...» по французской методике
Шеве. Однако, в буквенной системе полностью отсутствовала наглядность:
если по следованию цифр 1-2-3... все же можно представить их поступенно
восходящее звучание, то гласные а-о-у никакой звуковысотной
последовательности не показывают. И, напротив, очень многие педагоги
поддерживают релятивную (относительную) систему, где каждая ступень
получает условное «ручное» обозначение: тоника рука, сжатая в кулак,
вторая ступень ладонь, поставленная ребром, и т.д.. Таким образом, на
начальном этапе обучения хоровому пению преобладает прием образного
сравнения, наглядности.
Возьмем один из самых важных элементов хорового пения -певческое
дыхание. Конечно, я скажу, что « Искусство пения - это искусство дыхания»,
что важнее дыхания для жизнедеятельности человека ничего нет и т. д.. Но
это ничего не даст, дети не поймут, что из этого следует ; они дышат просто,
естественно, вот и все, слова о дыхании здесь ничего не значат, тем более о
способах дыхания. Думаю, не следует подчеркивать, что нужно дышать
через нос (кстати, Лемешев был против такого дыхания, считая его шумным,
неестественным). Опять на помощь приходит образное сравнение.
Например, в песне Ю. Симакина «Пудель» дети могут по аналогии с
первыми словами «На свете... старушка...» спеть отрывисто «спокойно
жила».
Если просто сказать: соедините два слова лигой, это не подействует
должным образом , часть детей пропустит это мимо ушей. Вот тут и надо
напрягать свою фантазию и придумывать про старушку что-то интересное:
как она садится в кресло-качалку и начинает покачиваться как на волнах и
т.д. Тут же сопровождаю эту коротенькую историю правильным показом
этой фразы.
У детей младшего школьного возраста объем дыхания не велик, но,
порой, художественные задачи требуют каких-то более длинных фраз.
Конечно, нельзя требовать от детей невозможного, когда их физические
данные не готовы к этому. Но в допустимых пределах это возможно. На
помощь приходит образность. В протяжной песне Р. Паулса «Скрипач-
кузнечик» есть такая фраза:
Как паук сплетает свою паутинку нитка за ниткой, непрерывно, так и
слова этой фразы нельзя разъединять. А приемы звукообразования! Это,
порой, трудно объяснить и взрослому, а тем более маленькому ребенку. В
песне «Пудель» есть трудный интонационный ход к высокой ноте:
Старшему можно сказать: опусти подбородок вниз и звук направь вверх
через затылок. Когда я маленьким сказала «опустите подбородок», они
«приклеили» его к груди и звука вообще не стало. На следующем уроке
пришлось поменять тактику: мы изображали в этом месте ершистого щенка,
который, выставив вперед острые ушки, с лаем бросается на всех прохожих.
Результат меня поразил и очень порадовал.
Ну и об элементарном о дикции. Станиславский говорил, что
согласные являются самыми важными в певческой дикции, т. к. именно они
пробиваются через мощь оркестрового сопровождения. Он любил
повторять: «Гласные река, согласные берега». Дикция должна опираться
на «берега». Но это известный педагог Н.С.Голованов мог кричать на
злополучного исполнителя «Это вам не у бабушки на кухне, это сцена!
Будьте добры четыре «рррр» в слове «княззззь»! (С.Лемешев, «Путь к
искусству»). Взрослый поймет эту шутку. А к младшему школьнику надо
искать другой подход. Символическим четыре «рррр» станет позже, к
старшим классам. А сейчас они должны понять, почему так. Но там, где
надо «порычать» - они всегда с удовольствием. А вот с глухими согласными
труднее. Например, фраза:
(В. Слизунов, С. Намин «Ты только слушай»). Думаю, обычный прием
присоединения «х» к букве «т» не поможет. Я сама пыталась так спеть, но
звучит не убедительно. И вот «осенило»! А что, если сделать маленькую
люфт-паузу? Это и в смысловом отношении оправдано. Бах сочиняет
музыку, ему приходит в голову мелодия, он замирает на мгновение, затем
записывает ее нотами. Вот и буква «х» звучит, и убедительно, возвышенно
произносится слово «творит».
В старших классах мы будем говорить о стиле, о тех особенностях,
которые присущи, например, Моцарту или Стравинскому. Но основы
ощущения стиля нужно заложить в младших классах. Здесь без образных
красок - никуда. Нельзя ведь похожими красками нарисовать «Мой Лизочек»
П.И. Чайковского и, предположим, песню «Доброе утро» из кантаты Д.Б.
Кабалевского «Песня утра, весны и мира».
И о главном - о художественном образе произведения. Беседа о песне,
ее характере, содержании имеет основной целью - уточнить
художественный образ песни, чтобы он был тем «маяком», который
освещает путь, ведущий к исполнению. Иногда произведение нравится не
всем детям. В частности, так бывает с песнями созерцательного характера,
печальными: большинство детей младшего школьного возраста
предпочитает песни веселые, смешные. Однако, по мере «впевания» в такую
грустную песенку, она становится близкой, а часто и любимой. Например,
когда мы стали использовать в песне «Не летай, соловей» соло флейты, это
сильно изменило отношение ребят к исполнению.
Итак, для достижения важной цели - осознания художественного
образа - полет фантазии не ограничен. Надо хорошо знать психологию детей
младшего школьного возраста, жить их интересами, увлечениями. А также,
используя технические приемы посредством образного сравнения, добиться,
чтобы каждое произведение стало картинкой; но не примитивным рисунком
собачки, ежика, берега реки и т. д., а картиной чувств, эмоциональных
переживаний, слитых воедино в этом прекрасном организме, в музыкальном
инструменте под названием – ХОР!
Литература
1. .Апраксина О.А., «Методика музыкального воспитания в
школе»,Москва, « Просвещение», 1983 г..
2. Лемешев С.Я., «Путь к искусству», Москва, «Искусство»,1968 г..
3. Струве Г.А., «Музыка для всех», Москва, «Музыка», 1979 г..
4. Морозов В.П., «Искусство резонансного пения», М.,МГК, ИП РАН, центр
«Искусства и науки», 2002 г..
Приведены примеры из произведений:
1. Ю.Симакин, С.Я. Маршак «Пудель»
2. А. Слизунов , С.Намин «Ты только слушай»;
3. Р. Паулс «Скрипач-кузнечик;
4. А. Лепин, Е.Фадеева «Теремок»