Формирование и развитие навыков музицирования в классе фортепиано
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»
Методическая работа
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МУЗИЦИРОВАНИЯ В
КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Выполнил:
преподаватель по классу фортепиано
Спириденко М.А
Каргат,2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка… ............................................................................. 3
2. Основная часть… ......................................................................................... 6
3. Заключение… ............................................................................................. 22
4. Список используемой литературы… ........................................................ 23
5. Приложения ................................................................................................ 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на
личности ребёнка, его воспитании, обучении и развитии в процессе общения
с музыкой. В педагогическом процессе преподаватель выступает
посредником между учеником и учебным материалом, составляющим
содержание предмета. Его задача – так организовать обучение, чтобы
учащийся, усваивая содержание, успешно и гармонично развивался,
приобретая комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху,
чтение с листа, игра в ансамбле, транспонирование, умение аккомпанировать
лёгкие партии, импровизировать). Формированию этих навыков
способствует предмет «Музицирование», который позволяет сделать
общение с музыкой и более содержательным, и более эффективным в
познавательном отношении. Ведь одна из главных потребностей
современной музыкальной педагогики – развитие инициативы, творческой
самостоятельности учащегося.
Актуальность методической разработки обусловлена важностью
задачи, которая является одной из ведущих для преподавателя в
фортепианном классе – это формирование и развитие навыков
музицирования учащихся.
Учитывая мой опыт работы с детьми в ДШИ, можно отметить, что
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им
уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных
занятиях музыкой. Музицирование способствует расширению
общемузыкального кругозора обучающихся, формированию у них
представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства,
развивает умение анализировать их, формирует исполнительскую
самостоятельность. Всё это способствует решению комплекса задач
преподавателя, развивающего у своих обучающихся интерес к
фортепианному исполнительству. Умение музицировать значительно
облегчает процесс обучения, тем самым расширяя музыкальный кругозор и
поддерживая интерес к музыке. Специфический настрой и
сосредоточенность при музицировании способствует ориентированию на
клавиатуре, развивает аппликатурную технику.
Уверенна, что если на ряду с традиционными занятиями, наши дети в
качестве дополнения научатся свободному музицированию, то обучение в
ДШИ станет более продуктивным. И многие учащиеся, окончив ДШИ,
смогут использовать свои знания в повседневной жизни более широко.
Основные цели и задачи формирования навыков музицирования у
учащихся ДШИ
Каждая учебная дисциплина характеризуется своеобразием тех
конкретных задач, которые она решает в начальном музыкальном
образовании, ведь обучение музыке специфично. И основная цель в
формировании навыков музицирования – создание условий для
оптимального развития способностей и творческого потенциала каждого
ребёнка.
Задача педагога ДШИ состоит в том, чтобы суметь заинтересовать
ребёнка процессом обучения, и тогда необходимый для этого труд
постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься
музыкой сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании,
танцах, где ребёнку легче проявить творческое начало и где он раньше видит
конкретные результаты своей работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
• развить ладогармоническое мышление;
• развить внутренний слух как фундамент творческой деятельности;
• воспитать метроритмическое чувство;
• приобщить к различным видам музыкального творчества;
• обучить навыкам самостоятельной творческой работы;
• расширить музыкальный кругозор, знакомство с музыкальными
произведениями различных стилей и жанров.
Развивающие:
• развить пианистические способности и технические навыки
исполнительства, аналитического мышления;
• развить память, воображение, артистизм, музыкальность,
индивидуальность, творческое самовыражение, уверенность в своих
силах.
Воспитательные:
• привить трудолюбие и самостоятельность;
• воспитать целеустремлённость, самодисциплину и самоконтроль;
• сформировать художественно – эстетический вкус на лучших образцах
народной, классической и современной вокальной и инструментальной
музыки;
• воспитать эмоциональный отклик на проявление эстетически ценных
качеств в искусстве и жизни.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методика освоения комплекса навыков музыкально - творческих
способностей учащегося.
В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический
приём, а музыкальное сознание ученика, т. е. слух. Прогрессивная
музыкальная педагогика всегда придавала большое значение роли слухового
опыта ученика в практике обучения. Однако до сих пор существует два пути,
по которым ведётся работа с начинающими обучаться игре на инструменте.
Один из них - это путь, при котором обучение начинается с
ознакомления с клавиатурой, нотной грамотой. Ученику сообщают название
нот, клавиш, ряд сведений теоретического плана, которые никак не увязаны с
его музыкальными впечатлениями. Понятие ребёнка о музыке не
ассоциируется с реальным звучанием. Ноты из знаков для записи звуков
превращаются в его сознании в обозначения клавиш.
Другой метод рекомендует приступать к практическому освоению
инструмента по слуху. Этот метод является, безусловно, шагом вперёд по
сравнению с предыдущим методом. И усвоить основные постановочные
навыки ученик должен на материале тех художественных музыкально-
слуховых произведений, которые формируются не в результате сообщений
ученику теоретических сведений или многократных повторений упражнений,
которые, по мнению ученика, «бессмысленные», а в процессе исполнений
простейших детских песенок, народных мелодий, близких духовному миру
ребёнка. Вот с него я и начинаю первые уроки музицирования, которые
включают в себя целый комплекс навыков и самостоятельного творчества:
игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамбле, умение
аккомпанировать по нотам, импровизация и сочинение собственных
мелодий.
Самая доступная форма проявления музыкально–слуховых
представлений – пение. И первые шаги в развитии внутреннего слуха
учащегося следует начинать с вокальной моторики. Попросим ученика спеть
знакомую ему песенку. Исходя из услышанного, педагог сможет сделать для
себя вывод о развитии слуха, чувства ритма, о наличии координации слуха и
голоса.
Особое внимание обращается на наличие слуховых представлений,
умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал.
Ведь не секрет, что среди учащихся редко, но всё же, встречаются не
умеющие не только внутренне представить, но и вообще запомнить и
повторить голосом даже отдельные услышанные музыкальные звуки. Этот
недостаток требует исправления в первую очередь, иначе он затруднит
дальнейшую работу над слухом. Для этого, педагогом на инструменте
проигрывается отдельные звуки, мелодические интервалы, попевки.
Учащийся запоминает их и без поддержки инструмента воспроизводит
голосом: отдельные звуки и интервалы – на гласной букве, а попевки и песни
- лучше со словами, ибо так они ярче запоминаются, а в конечном счёте
успешно подбираются.
Большое значение педагог должен придать развитию у начинающих
учащихся простой характеристики услышанной мелодии. В качестве
материала для анализа берутся небольшие пьески, знакомые песенки,
народные мелодии. В этих примерах совместно с педагогом, учащийся
определяет темп, характер, жанр, содержание, ритмическое своеобразие, лад.
Лучше дать сравнительный анализ 2 – 3 услышанных пьесок. Точное
восприятие музыкального материала служит критерием оценки музыкальной
памяти.
Развитие слуховых представлений следует подкреплять
транспонированием. Хорошо пропеть знакомые мелодии в других
тональностях в пределах голосовых возможностей ученика (желательно,
чтобы педагог дал настройку нужной тональности на инструменте).
Одновременно с пением учащийся приступает к навыкам
музицирования на инструменте. Ученик и педагог усаживаются за
инструмент. Педагог исполняет на клавиатуре отдельный звук. Задача
учащегося заключается в том, чтобы не глядя на клавиши, после кратких
объяснений, найти и исполнить заданный звук.
Постепенно задание усложняется: вначале звуки задаются в среднем
регистре, а затем в нижнем и в среднем. Другой вариант: когда педагог
исполняет звук в верхнем регистре, а учащийся находит его в среднем
регистре. Варианты этого упражнения могут изменяться. Можно предложить
и другое упражнение: из 3 – 4 предложенных звуков найти один который
прозвучал. Так у учащегося будет развиваться понятие звуковысотности.
Но не стоит забывать и о ритме. Заниматься «выстукиванием»,
«прохлопаванием» ритма вряд ли в данной методике будет целесообразно, т.
к. этот приём приведёт к разрыву в сознание ученика понятия высоты и
длительности звука. В то же время необходимо дать ему представление, что
музыкальный звук, сохраняя одну высоту, может быть различным по
длительности. Поэтому, ритмические задания надо играть на инструменте от
любой клавиши.
В составление первоначальных упражнений педагог руководствуется
следующим:
• ритмические упражнения должны включать в себя не более 2
видов длительностей;
• сначала строится упражнения в двух -, а затем в четырёх - и лишь
после - в трёхдольном размере;
• построение должно иметь чёткую структуру: двутакт,
четырёхтакт, восьмитакт;
• первые упражнения лучше начинать с сильной доли и лишь
последующие с затакта.
Интересен так же метод ритмической словестности. Он особенно
результативен с детьми младшего возраста. Для этого удобно использовать
хорошо известные ученику стихи или предложить заранее заготовленные
четверостишья. В своей практике я убедилась, что дети очень любят
выполнять это задание и порой на одно стихотворение они делают 2 – 3
ритмических варианта.
В процессе обучения можно поставить перед учеником усложнённое
задание: исполнить ритмический рисунок не на одном, а на 2 – 3 звуках. В
этот период для домашней работы педагог предлагает ученику в рабочей
тетради самостоятельно сочинить ритмические упражнения, самому записать
их, исходя из освоенных им длительностей, записать ритм к данным
стишкам, нарисовать к песне или пьеске рисунок.
Одним из увлекательных видов музицирования является игра в
ансамбле. Даже на начальном этапе занятий в ансамбле, дети с
удовольствием исполняют свою партию. Пусть это будет всего одна нота или
ритмический рисунок, но это будет исполнять он – ученик!
Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования,
которым занимаются на любом уровне владения инструментом. К каждому
ребёнку надо находить свой отдельный подход и лучшим средством для
этого является игра в ансамбле учителя и ученика. В современной нотной
литературе достаточно произведений исполняемых ансамблями разных
уровней и возрастов, но и сам педагог может сделать простые
инструментальные обработки знакомых мелодий для исполнения своими
учащимися. Возможно, навыки владения инструментом ещё не значительны,
но игра в ансамбле, постепенное усложнение исполняемых партий приведут
к повышению навыков исполнения. И это подтверждают слова Г. Нейгауза:
«С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.
Совместно с учителем он играет простейшие, но уже имеющие
художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость
непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что
ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет
побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные
обязанности».
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано - это не только
одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и
лучшая форма взаимодействия между двумя учениками, которая приносит ни
с чем не сравненную радость совместного творчества. Ансамблевая игра
может быть включена в различные виды деятельности учащегося в
фортепианном классе: импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху. Это
еще больше повышает её развивающий потенциал. Такая форма
деятельности способствует реализации принципов развивающего обучения.
В классе фортепианного ансамбля можно решить задачи технического
развития учащихся, приобретения художественно – эмоциональных навыков
и расширения музыкального кругозора.
К задачам технического развития следует отнести развитие чувства
метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных
навыков; развитие чувства партнёра, умение слышать фактуру,
уравновешенность динамики, соответствие тембров.
Среди задач художественно – эмоционального развития следует
отметить необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки,
развитие образного мышления, формирование навыков совместной
деятельности.
Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют
ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других
музыкальных произведений различных жанров, тем самым расширяя
кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном
зале, театре.
При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности
произведений не должна превышать технического уровня пьес, исполняемых
в классе по специальности, так как у ученика появляется много задач,
связанных с совместным исполнением.
Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у
слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности,
прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о
необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием.
По мере накопления знаний и навыков, научившись правильно
находить и качественно исполнять отдельные звуки, учащийся приступает к
разучиванию простейших мелодий, а в последствие и навыку подбора
этих мелодий по слуху.
Подбор по слуху – единственная форма работы при обучении игре на
фортепиано, которая не может осуществляться без развитых слуховых
представлений и, в свою очередь, данная работа активно формирует
слуховые представления.
Представление определенного звуковысотного и ритмического
движения мелодии складывается постепенно и требует в начале наличие
опоры в воспитании в виде «зрительной схемы» (показ рукой звуковысотного
движения, рисунок, графическая запись ритма). (Игра и сказка для раскрытия
понятия «звуковысотный» слух представлены в Приложении1 и 2).
Круг первоначальных интонаций – повторы звука, поступенное
движение вверх и вниз, движение по звукам трезвучия на I-III-V ступенях
мажора и минора.
Методика подбора традиционна: запоминание интонации, анализ с
помощью преподавателя характера звуковысотного движения,
прохлопывание метра, ритмического рисунка и запись ритмического
рисунка, подбор и транспонирование, как вторичный подбор от разных
звуков. Подбирая по слуху, учащийся должен слышать повышение и
понижение мелодической линии, повторение звуков, различать мелодические
ходы на узкие широкие интервалы, длительности нот.
На первоначальном этапе в качестве материала для такой работы
выбирают лёгкие мелодии с поступенным движением. Занятия проводятся
следующим образом: педагог 2 – 3 раза проигрывает мелодию, учащийся
слушает, запоминает, делает словесный анализ, после чего поёт её голосом и
затем приступить к попытке подбора на инструменте. Облегчая задачу
ученика, педагог показывает участок клавиатуры, на которой располагаются
нужные звуки.
Знакомство с интервалами в игровой форме помогает услышать
изменение высоты не только как тембровые изменения, но и как изменение
качества звучания интервала, т.е. приводит к оценке соотношения двух
звуков по высоте. Игра заключается в том, что за каждым интервалом
закрепляется какой-либо образ, например: секунда – «ёжик» кварта –
«лошадка» и т.п.
Ко всем подобранным и выученным мелодиям ученик подбирает
аккомпанемент отдельными звуками на главных ступенях лада. Далее
аккомпанементом становятся квинты на главных ступенях лада, к концу
второго полугодия в аккомпанементе можно ввести тоническую квинту и
сексты на I и VII ступенях, выполняющие функции субдоминанты и
доминанты. Это первая формула, позиционно удобная в исполнении и
запоминании, на основе которой будут идти дальнейшие фактурные
усложнения.
Начальные упражнения – это вариационные комбинации одной и той
же мелодии. Они могут послужить к развитию творческой инициативы в
дальнейшей работе.
На первых этапах обучения импровизация неразрывно связана с
текстом: запись ритмического рисунка к стихам, изменение размера,
сочинение мелодии на стихи в диапазоне, ограниченном определенной
позицией. Во втором классе диапазон мелодий расширяется незначительно:
это также мелодии в квинтовом и секстовом диапазоне. Интонационно
мелодии немного усложняются, ритмически также – вводятся четверть с
точкой и шестнадцатые
Любые ритмические усложнения должны прорабатываться через
движения (хлопки, проговаривание ритмослогов), игру в ансамбле, в сольном
исполнении и затем в подборе по слуху.
В любом виде работы необходимо использовать творческие задания:
изменить мелодию, придумать свою на тот же аккомпанемент, сочинить
вступление, заключение, используя следующие приемы развития мотивов
песни: повтор, вариационный, секвентный и т.п.
Начиная с 4 класса, работа по подбору по слуху всё больше сливается с
работой по пению с аккомпанементом. Знакомство с различными
фактурными, гармоническими формулами в авторских произведениях
обогащает и подбор своего аккомпанемента. Для подбора аккомпанемента
можно использовать песенные сборники с изложением только вокальной
строчки и буквенным обозначением гармонии. Данная в сборнике
гармонизация не должна заменять самостоятельного подбора, а лишь
помогать, подсказывать. Очень важно, чтобы поставленные задачи были
посильны ученику, чтобы их решение приносило ему удовлетворение.
Следующие этапы работы заключаются в закреплении и развитии
полученных навыков, а так же воспитание самостоятельной работы
учащегося. И одна из таких форм работы – это чтение нот с листа.
Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из
нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент
воспроизведения объединить их в единое целое. От постоянной тренировки
процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем играющий будет
охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы их.
Самый необходимый навык чтения нот с листа – это умение смотреть
вперёд, и воспитывать его надо с начального периода обучения. Этот период
насыщен громадным числом изучаемых навыков, что следует ограничиться
прохождением на данном этапе лишь 3 длительностей – целых, половинных
и четвертных. Для начала проще выбирать нотный материал, в котором
первая нота будет длиннее последующих. А именно: целая, а затем две
половинные; половинная, затем четвертные. Во время игры просчитать,
вслух, совпадая с движением пальцев на клавишах. Систематично нужно
приучать ученика к каждой новой длительности и новой их комбинации,
тщательно подбирая нотный материал. Только при очень хорошем их
усвоении можно в дальнейшем работать и с восьмыми длительностями.
На первоначальном этапе подготовки к чтению с листа важны
упражнения на развитие ориентации на клавиатуре и нотном стане. В
современный условиях, при большой общей загруженности детей, особенно
важно использование наиболее эффективных методов занятий,
увлекательных игровых форм, вовлекающих ученика в процесс освоения
новых навыков и знаний, развивая его инициативу, побуждая к домашним
занятиям. Упражнения даются преимущественно в игровой форме.
(Например, игра «Весёлый путешественник» - Приложение 3)
Основная задача при чтении - непрерывное распознание нотных
знаков в их временной организации. Чтение с листа идет в тесной
взаимосвязи с работой по развитию слуховых представлений в подборе по
слуху, иначе велика опасность развития только зрительных и моторных
навыков.
Усложнения в следующих классах идут параллельно усложнениям в
подборе по слуху: постепенное расширение диапазона мелодий, освоение
интервалов сначала крупными длительностями, игра аккордов в
гармоническом и мелодическом изложении.
Любые ритмические усложнения прорабатываются в ансамбле с
преподавателем, также очень эффективно чтение с листа в ансамбле с
преподавателем. Вся первоначальная работа по музицированию очень
взаимосвязана по целям и задачам, используя метод развивающего обучения,
направлена на развитие музыкальных способностей ученика. Процесс
обучения чтению с листа в старших классах должен быть направлен на
интеллектуальное развитие учащихся, формирование эстетического вкуса. К
этому времени у учеников уже накоплены различные музыкальные
впечатления, что позволяет познакомить их с разными жанрами и стилями.
Чтение с листа вокальных произведений, более легких технически, но
очень ёмких по образному содержанию, развивает эмоциональный мир
учащихся, расширяет интонационный словарь, доставляет удовольствие, а,
следовательно, формирует мотивацию к дальнейшему самостоятельному
занятию музицированием.
Немаловажным на уроках музицирования является работа по
транспонированию. Учащийся уже встречался с такой формой работы на
уроке, когда пел песенки от других нот, подбирая знакомые мелодии в
других тональностях.
Любую мелодию можно начать с любой ноты и, если точно соблюдать
все интервалы между нотами, мотив не изменится, но окраска и характер
будет иным. Таким образом, произведение будет звучать в более высоком
или низком регистре. В транспонирование на любой интервал, тональность
меняется, но ладовые свойства транспонируемого произведения всегда
сохраняются.
Для воспитания навыков транспонирования важно приучать учащегося
предварительно просматривать глазами нотный текст. Надо осознавать
размер, ладотональность, строение произведения, звуковысотность, ритм,
фразировку и штрихи.
Большую роль для развития зрительных и слуховых навыков играет
правильный начальный, и последующий выбор репертуара для
транспонирования. Необходимо руководствоваться принципами
доступности, последовательности и систематичности. Эти принципы должны
быть чётко отражены в составлении программы прохождения курса
транспонирования.
Формирование навыков требует от педагога тщательного подбора
материала: нотный текст, предназначенный для работы должен быть гораздо
легче и доступнее основного материала индивидуального плана учащегося.
Первоначальную работу транспонирования следует начинать по слуху,
об этом уже велась речь в начале, а по приобретению известных навыков и
теоретических знаний – и по нотам. Закрепив представление об основах
транспонирования отдельно каждой рукой, можно приступить к работе и
двумя руками вместе.
В процессе работы по всем формам музицирования педагогу следует
поощрять проявления творческой инициативы учащегося.
Не лишним будут и первые занятия по сочинению. На первых порах
эта работа заключается в сочинение ритмических рисунков с чередованием
различных длительностей. Сначала работать в размере двух четвертей с
последующим усложнением метра; начиная с ритмов на сильную, а затем и
слабую доли. В зависимости от навыков учащегося можно предложить
сочинить ритмический рисунок на предложенное четверостишье и наоборот.
В дальнейшем в рабочей тетради, учащийся с помощью педагога, может
попробовать сочинить одноголосную мелодию в пределах фразы,
предложения или периода.
Часть урока следует посвящать средствам выразительности, которые
помогают воспитывать творческую личность, развивать музыкальные данные
ребёнка. Этой теме мы уже уделяли внимание на первых уроках, когда
проводили анализ песенок.
Работа над штрихами, динамическими оттенками, ритмом, ладом
помогают понять образ, который передаётся в произведении.
Очень важно культивировать все доступные виды активной
музыкальной деятельности учеников. И одно из основных средств
приобщения ученика к живому музицированию – это практика
аккомпанемента, которая способствует развитию художественной фантазии
и воображению. Мы уже сталкивались с такой формой работы над
аккомпанементом, когда подбирали его к мелодии. И уже знакомы с
основными функциями аккомпанемента.
Приступая к работе над художественным материалом в классе, учитель
должен объяснить ученику, что в отличие от сольного исполнения, успех
будет зависеть от совместных усилий всех участников ансамбля – солиста и
аккомпаниатора. Кроме своей партии учащийся должен знать и сольную
партию. Хорошо аккомпанировать можно только тогда, когда всё внимание
устремляешь на солиста, повторяя про себя вместе с ним каждый звук, фразу,
словом – предчувствия, что будет делать партнер.
С одной стороны, аккомпанемент, является частью музыкального
произведения, содержит разнообразные выразительные средства – ритмо-
гармоническую основу, определённую метрическую пульсацию,
мелодические образования, регистровые и тембровые контрасты, с другой –
имеет своё смысловое единство и требует особого художественно –
исполнительского решения. Отсюда все формы сопровождения (от простой
до сложной) содержательны.
Творческая активность аккомпаниатора может ярко проявляться в тех
разделах произведения, где фортепиано звучит самостоятельно – во
вступление, проигрыше или заключение. В них аккомпаниатор должен
дополнить логическое развитие музыкального образа. Так во вступлении
создать соответствующее эмоциональное настроение подготовить
вступление солиста, а затем гибко следовать за ним.
В заключительном разделе необходимо добиться художественной
завершённости музыкального развития, которое было достигнуто в процессе
исполнения.
Яркое понимание своих функций в раскрытии содержания
исполняемого музыкального произведения, единые художественные и
исполнительские намерения солиста и аккомпаниатора создают необходимые
предпосылки для хорошего ансамбля.
В процессе освоения навыков музицирования, формирования
элементарных музыкально – слуховых представлений и выработки
двигательно-игровых элементов педагог сообщает ученику необходимые для
дальнейшего обучения теоретические сведения, а так же постоянно решает
вопросы технического навыка игры на инструменте.
Немаловажно в закрепление навыков музицирования умение правильно
поставить аппликатуру в нотном тексте. От аппликатуры зависит качество
исполняемого произведения. С первых лет обучения надо уделять больше
внимания правильной расстановке аппликатуры и точное её выполнение.
Прежде чем расставить аппликатуру надо обратить внимание на темп,
штрихи, последовательность звуков. При выборе аппликатуры необходимо
руководствоваться естественным положением пальцев, стремиться к их
естественной последовательности. В секвенционных построениях играть
одними и теми же пальцами; рука должна находиться, по возможности, в
одной позиции. Точные аппликатурные решения помогут выполнить
художественно - выразительное исполнение любого произведения.
Становление аппликатурных навыков позволяют исполнителю естественно и
логично выполнить недоступную ранее виртуозность, активно развивать
скоростные качества всех видов техники.
С развитием технической, художественной и творческой базы
учащегося повышается и уровень всех форм музицирования: подбор
знакомых мелодии двумя руками вместе, транспонирование мелодии в
удобную для исполнителя тональность, чтение нот с листа двумя руками
вместе произведений на класс ниже идущего, самостоятельная расстановка
аппликатуры простых мелодий.
Целесообразно в этот период обучения вместе учащимся с педагогом
слушать музыку различных стилей, направлений и жанров с последующим
обсуждением; посещать концерты, лекции, беседы о музыке. Всё это
позволит расширить кругозор и формировать художественно-эстетический
вкус и потребности учащегося.
Постепенно от подбора услышанного произведения ученик по мере
своих способностей может перейти к варьированию мелодии.
В современной нотной литературе довольно много встречается
обработок мелодий, песен, танцев и наигрышей. Тематический материал
разнообразен. Под руками разных музыкантов, будь то профессиональный
исполнитель или музыкант-любитель, эти мелодии приобретают местные
черты, отражая своеобразную манеру и фантазию автора, хотя и сохраняют
единый, узнаваемый образ.
Мелодия правой руки видоизменяется, т. е. варьируется, но не выходит
за рамки гармонического сопровождения. Это может быть гармоническая
фигурация, основанная на повторении или перемещение аккордовых тонов в
разнообразных ритмических комбинациях, или исполнение темы
гармоническими интервалами, а может и обыгрывание звуков проходящими
звуками, которые, как правило, располагаются между аккордовыми тонами и
приходятся на слабые доли такта.
Очень часто используются вспомогательные или украшающие звуки,
находящиеся между повторением аккордового тона и располагающихся на
ступень вверх или вниз.
Усложнение навыков по определённой системе постепенно позволяет
перейти учащемуся к новой форме музицирования – основам
импровизации. Дело в том, что и подбор по слуху, и транспозиция, и
варьирование тем, и основы импровизации взаимосвязаны между собой,
исключить из «содружества» какой-либо из перечисленных элементов
невозможно.
На первых порах работы над основами импровизации неразрывно
связана с текстом, с сюжетом, который позволяет держать ритмическое
восприятие. А для импровизации ритмическая структура имеет важное
значение, т. к. ритм является главным элементом в организации музыкальной
формы. Взяв любое четверостишье и записав его ритмическую основу,
попробуем воспроизвести на 3-4-5-нотах, но с условием, что мелодия должна
получиться не прямой, а извилистой, с присутствием маленьких и больших
скачков (в терцию и даже в кварту).
Вопросу о разных типах мелодии нужно уделить большое внимание,
одновременно обращая внимание на знаки альтерации. Многочисленные
варианты с одной и той же мелодией могут послужить толчком к развитию
музыкального мышления, творческой инициативы и многих более сложных
импровизационных заданий.
Освоение основ импровизационного искусства невозможно без
развития слуховых, творческих, теоретических и исполнительских навыков,
чем раньше у ученика они выявятся, тем успешнее он станет преодолевать
трудности основ импровизации.
При наличии определённых навыков, видоизменённые мелодии можно
соединить с гармонией левой руки первоначального варианта. Дети всегда в
восторге, от того, что знакомая всем мелодия у них звучит особенно. И это их
увлекает. За определённый период ученик смог приобрести следующие
навыки: придумать ритм, на этот ритм сочинить мелодию и гармонизовать её
(подобрать бас), и даже видоизменить готовый результат.
В дальнейшем ученик может попробовать поработать с мелодией без
слов, в форме небольшого периода. К данной мелодии можно добавить
звуки, входящие в состав аккомпанирующих аккордов, а позднее
использовать и неаккордовые звуки (звуки расположенные рядом с
аккордовыми на расстоянии тона или полутона от него). Только
неаккордовый звук должен обязательно перейти в аккордовый, усложнить
ритмический рисунок.
Для обогащения гармонической окраски вспомним о прочной
«дружбе» параллельных и одноимённых тональностей.
Импровизация обогащает фантазию учащегося, помогает находить
музыкально-интонационные зёрна, которые могут использоваться ими при
сочинении пьесок.
На занятиях по сочинению мелодий, учащиеся создают небольшие
законченные музыкальные произведения, обладающие ярким образным
содержанием, жанровой характерностью и мелодичностью. И совсем не
важно, что произведения, созданные ими далеки от совершенства. Важно
другое: это их сочинение, они творцы и создатели. Вера в собственные
возможности окрыляют ученика, по-иному начинают понимать и любить
музыку. Занятия этой формой музицирования рекомендуется начинать в
старших классах, хотя, не акцентируя внимания на сочинение, учащийся
соприкасается с этим занятием, занимаясь вариациями, основами
импровизации и даже, подбором по слуху. Ведь все «неудачные» варианты
являются плодом личного труда.
При наличии определённых навыков по музицированию учащийся
может мелодизировать ритмический рисунок, сочинить одноголосную
мелодию на заданный образ, с внутренним контрастом за счёт средств
выразительности, гармонизовать мелодию.
В завершении курса музицирования ученик осваивает навыки основ
импровизации с усложнением фактуры, импровизации на заданную
гармоническую последовательность, преобразование заданной темы с
изменением жанра: вальс – марш; песня – полька; марш – мазурка.
Целесообразность методов активизации творческого мышления
учащегося множество. И задача преподавателя – развивать и активизировать
творческое начало личности ребёнка. В музыке главное – чувство,
эмоциональная отзывчивость, благодаря которым исполнитель воздействует
на души людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время уроки музицирования прочно входят в работу ДШИ
и ДМШ различных отделений. Расширение задач учебного процесса вызвало
необходимость расширить рамки форм учебных программ методических
разработок, скоординировать их в соответствии с практическим опытом
работы.
Приведённый пример методических рекомендаций по музицированию
– это результат не одного года практической работы с различным
контингентом учащихся, разных по возрасту, музыкальным и физическим
данным.
Успешная работа по музицированию возможна лишь при условиях
регулярных занятий в классе и дома. Учащийся должен выполнять задания в
отдельной рабочей тетради, карандашом, т. к. в ней необходимы постоянные
исправления и поправки, улучшая и совершенствуя полученные результаты.
По мере накопления навыков и опыта по данному предмету
необходимо участие учащегося на различных концертах, родительских
собраниях, встречах и тематических беседах.
Основное предназначение ДШИ и ДМШ воспитание будущих
любителей и ценителей музыки. Хотелось бы, чтобы наши ученики,
получившие начальное музыкальное образование, могли использовать свои
знания в повседневной жизни более обширно. И хочется верить, что
музицирование поможет нашим выпускникам сохранить не только любовь к
своему инструменту, но контакт с ним на долгие годы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка»,
1982.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию Л . 1979.
3. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития //
Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.
5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. 2-е изд. — М . 2000
6. Как научить играть на рояле. Первые шаги. М., 2005.
7. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М„ 2004.
8. Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.
9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 6-е изд. — М., 2000.
10.Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма. М . 1980.
11.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.
12.Тимакин Е. « Воспитание пианиста». М.: «советский композитор»,
1989.
13.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: «Просвещение». 1984.
14.Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я — детский педагог.
СПб., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Игра - диалог
Представьте себе, что встретились два человека: один большой -
большой, с низким голосом, а другой—малюсенький, с тоненьким голоском.
Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот - отвечать
ему тоненько и нежно.
- Где ты живешь? - прогремел великан.
- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.
- С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос.
- С Дюймовочкой ...
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о
том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко,
нежно.
Можно произвольно изменять голос с более низкого на более высокий.
Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве
звука.
Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает
один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.
Приложение 2
«Сказка про девочку Ксюшу, кошку и пианино»
Жила-была на свете одна девочка, звали её Ксюша. Как-то подарили ей
пианино на День рождения. А она играть не умела и начала стучать по
клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Ксюша и пошла
спать. Уснула Ксюша и приснился её удивительный сон. Будто дома она да
Кошка, и сидят они у окошка. А за спиной: «бум-бум!».Обернулась Ксюша,
услышав шум, видит –пианино шагает, крышку, как рот, открывает. А под
крышкой –клавиши в ряд, словно зубы торчат. Вот-вот сердитое фортепиано
проглотит девочку Оксану. Ой! Как же они испугалась! Хотела убежать да не
может. Но тут кошка на клавиши прыг! И чудо случилось вмиг! Мурка по
клавишам идет, а пианино поет, поет. Мурка неслышно ступает, а пианино ей
ласково отвечает. Тут вдруг чудо случилось – кошка вдруг говорить
научила:«Мяу, все тебе расскажу, хочешь –секрет покажу!»-Ксюше она
говорит, и заглянуть в пианино велит. Сама же хвостом виляет, клавиши
лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет – низким голосом пианино поет, а если повернет
правее – звуки все выше, нежнее. В пианино заглянула Ксюша, так и ахнула:
к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все
разные! У струн коротких и тонких голос высокий стройный! А чем толще,
длиннее струна – тем ниже звучит она. Клавишу Мурка нажимает –
молоточек по струне ударяет, струна звенит, поет, Мурка дальше идет.
Думает девочка Оксана: «Совсем нестрашное фортепиано! Надо только его
не бить, кулаками по нему не колотить, а бережно клавиш касаться –вот оно
и не будет кусаться».Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала,
ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
(Е. Королева)
Приложение 3
Игра «Весёлый путешественник»
Игра «Весёлый путешественник» начинается с изображения схемы
расположения ноты ДО в разных октавах на двух нотных станах в двух
ключах: скрипичном и басовом. («Путешествия на вертолете»). По этой
схеме исполняются различные упражнения – «перелёты», «разлёты»
(«изучение местности с высоты»). Затем, сначала преподавателем, потом и
учеником рисуются цепочки нот (каждый раз в разных октавах) – это «карта
путешественника». По «карте» ученик исполняет цепочки на клавиатуре.
Подбирая песенки и транспонируя их, ученик запоминает название нот и
постепенно заносит выученные ноты на схему. На схеме могут появляться
интервалы в гармоническом расположении и ассоциативно – образные
картинки детей, связанные со звучанием этих интервалов.