Статья "Формирование здоровьесберегающей среды в классе фортепиано"

Автор: учитель,
преподаватель по классу фортепиано
ЧОУ СОШ «Личность»
города Новороссийска, Краснодарского края
Ряховская Кира Сергеевна
Методическая разработка
«Формирование
здоровьесберегающей среды
в классе фортепиано»
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек
может добиться успехов в жизни, быть активным творцом своей судьбы, просто быть
счастливым.
Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его
здоровью, особенно к здоровью наших детей. Оно показатель будущего благополучия
нашего общества.
Сегодня всё больше детей школьного возраста имеют различные отклонения в
состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические
нарушения, что ведёт к отставанию в учебе, снижению детской самооценки. Таким
образом, целью данной работы является изучение опыта использования
здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания игре на
фортепиано.
Одна из важнейших проблем – воспитать у ребёнка ценностное отношение к здоровью.
Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от
таковых у взрослого. «Здоровое» состояние естественно для ребёнка, это то, что дано ему
от рождения. Состояние болезни ребёнком воспринимается главным образом как
ограничение свободы. Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой
его нарушений, не воспринимается ребёнком младшего школьного возраста как
актуальная, значимая. Что же тогда может служить опорной точкой в формировании
культуры здоровья? Формирование характера, интеллекта ребёнка может идти двумя
путями: за счёт удовлетворения насущных (актуальных) потребностей, существующих в
данный конкретный момент времени, или некоторого «забегания вперёд» - освоения
навыков, приёмов, направленных на удовлетворение ещё только формирующихся
потребностей.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте
нужно опираться на зону актуального развития. Это связано с психологическими и
психофизиологическими характеристиками возраста.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно
понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на
пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим относятся педагогические приемы,
методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов,
обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном
процессе.
Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска:
стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения
возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-
гигиеническим требованиям и т.д.
В самом начале, решая отдать ребёнка в инструментальный класс, очень важно
правильно выбрать инструмент, исходя не только из общепринятых суждений, веяний
моды, ваших предпочтений, но и физических возможностей малыша. Необходимо при
этом участие опытного наставника, педагога, который заботится не только о пополнении
контингента своего класса. К примеру, если у ребёнка какие-то проблемы с дыхательной
системой, то выбор духового инструмента флейты, кларнета и др. способствует
улучшению состояния здоровья. Оздоровительный эффект от занятий будет ощутим уже
через несколько месяцев.
После того, как выбраны инструмент, будущий педагог, можно ли гарантировать
успех будущих занятий? Не отразятся ли они на здоровье начинающего музыканта? Как
будут проходить занятия малыша? Сами условия, в которых проходят уроки, должны
отвечать определённым требованиям.
Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует
поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень
освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических
расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий.
Педагогические методы проведения занятий также должны в своей основе иметь своей
целью сохранение здоровья учащихся. Очень важно рационально построить виды
деятельности ученика, грамотно чередуя формы и методы.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является важной
составной частью занятия. Однообразие урока способствует утомлению школьников.
Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой
требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой
утомляемости.
Во время урока опытный педагог, учитывая индивидуальные особенности ученика,
правильно дозирует нагрузку. Не следует торопить учебный процесс. Нет необходимости
всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия
импровизация, реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее состояние ребёнка, его
настроение могут оказаться гораздо более действенными. Необходимо использовать
методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения
учащихся. К таким методам относятся методы свободного выбора (беседа, выбор приемов
исполнения, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя,
обучение действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы,
направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др.
Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление - это одна из
главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.
Одной из важных форм деятельности в младшем школьном возрасте является игра.
Через игру у ребёнка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее
поведение. Педагогика – всегда поиск и творчество. Детский педагог достигнет больших
успехов, если облечёт свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом
состоянии духа, творя каждый урок, как маленький спектакль. Ребёнок играет не потому,
что это нужно и полезно, а потому, что это интересно. Так, в процессе игры дети
постепенно осваивают поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками.
Подчинение правилам игры даётся ребёнку довольно легко, ведь игра имеет яркую
эмоциональную окраску. В игре развивается мотивационная основа потребностей ребёнка.
Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. В игре ребёнок контролирует свои
мимолётные желания, подчиняясь внешнему контролю со стороны других участников
игры, следящих за тем. Чтобы всё было по правилам (чаще всего на уроках музыки это
педагог). Ученик не имеет права изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на
что-то постороннее. Благодаря этому формируется произвольность поведения, переход к
мотивам-намерениям (ребёнок планирует свою деятельность на отдалённый период). Это,
в свою очередь, необходимо для воспитания навыков здоровьесберегающего поведения.
На уроках музыки младшие школьники осваивают несколько видов игр, в т.ч. сюжетно-
ролевую игру, строящуюся на базе конкретных эпизодов, с которыми дети знакомы, а
также образно-ролевую игру, в которой воображает себя кем угодно и чем угодно и
соответствующим образом действует.
Образно-ролевые игры помогают сформировать у ребёнка личностное отношение к
тому или иному фактору, активизировать его конкретно-чувственный опыт, через
который, как через призму, отражается окружающий мир. Такие игры могут
использоваться и для развития умения оценивать и контролировать своё состояние.
Благодаря им малыши учатся давать оценку собственным ощущениям, распознавать их.
Кроме того, образно-ролевые игры часто служат хорошей двигательной разрядкой на
уроках музыки, где ребёнок работает сидя. Ребенок приходит на занятия после того, как
провел полдня в школе, отсидев за партой, а здесь опять приходится сидеть за
инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не
скручивать ноги под стулом.Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается
формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на
костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении. У
детей мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо
развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Ребенку следует давать
возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Хороши здесь
физминутки, двигательные паузы.
Двигательная разрядка необходима для детей любого возраста, а для малышей особенно,
оно обусловлена особенностями их физического и психического развития и даёт не только
перемену занятий и отдых ребёнку, но и помогает овладеть движениями, необходимыми
для игры на инструменте. Маленькие дети с увлечением изображают любимых животных
и птиц, их походку, движения; при изучении метроритма используются ролевые игры,
изображающие движения членов семьи, какого-либо вида транспорта.
Для выработки правильной осанки и посадки пианиста служат игры:
1. «Мишка и кукла». Ученик воображает себя мягким плюшевым мишкой,
стареньким, с повисшей головой и лапками (на 4 счёта), затем превращается в
новую куклу, прямо сидящую, подтянутую, в новом платье (на следующие 4
счёта). Для мальчиков варьирую задание, меняя куклу на солдатика.
2. «Заводная игрушка». Ученик воображает себя мягкой заводной игрушкой.
Педагог «заводит» ключиком игрушку, она начинает тянуться к солнышку. Через
каждые 4 счёта «завод» кончается в разных частях тела ребёнка: сначала в
пальцах, затем в кистях рук, в предплечьях, затем повисают руки полностью,
голова, и, наконец, ученик повисает всем корпусом. Упражнение выполняется под
музыку, например, «Вальс-шутку» Д.Шостаковича, сначала со счётом педагога,
затем без него.
3. «Дровосек». Ученик сцепляет руки в замок и замахивается над головой,
изображая, как дровосек рубит дрова. Важно «почувствовать» тяжесть
воображаемого топора.
4. «Большая добрая птица». Учащийся движениями рук изображает взмахи
«крыльев» большой доброй птицы. Можно закрыть глаза, чтобы лучше
почувствовать каждую часть плечевого пояса, игрового аппарата.
5. «Мельница». Круговые движения размахивающихся рук поочерёдно назад и
вперёд.
6. «Часики». Наклонив туловище вперёд, ученик изображает руками движения
маятника ходиков.
Все эти нехитрые игровые упражнения учат ребёнка владеть различными группами мышц
и контролировать свои ощущения. Кроме того, во время двигательной разрядки мы
предлагаем ребёнку различные движения под музыку плавного, маршевого или
подвижного характера, что является не только методом развития эмоционального
восприятия музыки, но и важным здоровьесберегающим средством.
Для учащихся старшего возраста во избежание мышечных зажимов, а так же для
нормализации предконцертного состояния можно практиковать релаксационные,
дыхательные, медитативные упражнения. Аутогенная тренировка направлена на снятие
нервно-психических нагрузок в процессе мышечной релаксации, формирование на его
фоне мысленных образов, отвечающих желаемым навыкам поведения. Сосредоточенность
внимания на расслаблении даёт концентрированный отдых, благодаря которому организм
может быстро восстанавливать силы. Заниматься АТ можно сидя (голова опущена, руки
без упора лежат на бёдрах), полулёжа в кресле.
Игра на музыкальном инструменте требует затрат большого количества энергии. Такая
затрата сил требует соответствующей физической подготовки и многие музыканты
уделяют ей пристальное внимание. На сегодняшний день существует большое количество
оздоровительных систем, предлагаемых разными авторами. Большую известность в нашей
стране получила система «1000 движений» Николая Михайловича Амосова. В систему
входит 10 упражнений. Некоторые из них возможно использовать во время проведения
физкульт-пауз на уроках фортепиано.
1. Из положения стоя наклониться вперёд и коснуться руками пола.
2. Вращение рук в плечевом суставе.
3. Наклоны вправо-влево, одна рука – до колена, вторая до подмышки.
4. Поднимание рук и забрасывание их за спину так, чтобы коснуться
противоположной лопатки с одновременным наклоном головы вперёд.
5. Вращение туловища справа налево, руки сцеплены на высоте груди.
6. В положении стоя подтягивать поочерёдно колени к животу.
7. Приседать, держась за спинку стула.
Используемая литература:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.:Гуманитарный издательский центр
«ВЛАДОС», 1997.
2. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс.- М.: Крипто-Логос, 1992.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Народное
образование, 2005.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Юдовина-Гальперина Т.В. За роялем без слёз, или я детский педагог. – С-Пб.:
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2002.