Консультация для воспитателей "Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников"
Государственное бюджетное образовательное учреждение №519
дошкольное структурное подразделение №1 (Гурьянова,45)
Консультация для воспитателей: «Народные
потешки в музыкально-эстетическом
воспитании дошкольников»
подготовила
музыкальный руководитель
Ноженко Татьяна Геннадьевна
г. Москва
2015г.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы
развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот
почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада
включать разнообразные виды художественной творческой
деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя
наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и
формирования активной творческой личности является народное
искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и
изобразительное искусство.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном,
эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из
поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает
традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его
культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в
себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что
является основой для пробуждения и упрочения эмоционально –
положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства
определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка
благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит
естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно
детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого
удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей,
и поэтому на основе выделения элементов народного искусства,
цветового строя, композиции, его можно использовать для развития
ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то
есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство
стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования
педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н.,
Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее
сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в
творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов.
Среди них в первую очередь, можно выделить:
сотрудничество педагога и ребенка;
использование таких средств и методов воспитания и
обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без
диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для
творческих проявлений ребенка;
воспитание и обучение в полном соответствии уровня
трудности программы детского сада и возрастных и
индивидуальных психологических особенностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с
детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными
слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен,
хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу
на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с
помощью устного народного творчества важно представление
разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка
в детском саду, во все виды детской деятельности.
Применение на музыкальных занятиях, элементов устного
народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают
психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.
В программных занятиях с детьми, педагоги используют устный
народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности
(потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки,
заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти,
речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают
активность и интерес к занятию .
В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель
использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки,
загадки для достижения художественно-выразительного и качественного
исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования
мелодии, формирования музыкально-речевой активности.
Все это способствует эмоциональному восприятию песни,
формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение
психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный
эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения
в разных видах детской деятельности .
Значительно повышается музыкально-речевая активность, что
вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-
психологического комфорта и сохранению здоровья детей на
музыкальных занятиях.
Русское народное творчество близко детям по содержанию. С его
помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный
контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство
фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка,
доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё
воспитательное воздействие.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с
песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче
проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка –
муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под
звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те
формы речевого общения, которые так необходимы для его развития .
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми.
Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с
малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка
вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные
звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши
уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со
стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к
подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок,
стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек,
настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность
рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши
больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо
инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”,
произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”.
Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова
можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой,
адресованной больной кукле.
Одним из самых первых и самых доступных для ребенка
дошкольного возраста жанров русского народного творчества являются
народные потешки.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами,
ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко
“педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока
накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького
(мизинец), но лентяя.
Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться,
действовать? Оказывается, ритм самого стиха; потешки подталкивают
его к действию, к движению. Самыми яркими и запоминающимися для
детей становятся игры со словом, движением. Потешки с движениями
позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше
воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение.
Конечно, важен и интонационный фон, то есть интонация, с которой
читается потешка.
Для того, чтобы работа с потешками принесла результат,
необходимо учитывать следующие моменты:
Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в
основу которой положено исполнение потешки в сопровождении
движениями, нужно принимать во внимание физическое развитие
детей. Постепенно с возрастом материал может усложняться.
Дозировка и распределение нагрузки во время игры.
Одни дети проговаривают потешку-другие сопровождают ее
соответствующими движениями. Или: педагог читает потешку-дети
двигаются.
Неоднократный показ образца выполнения упражнения.
Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно
воспроизводить все движения.
И, возможно, самое главное. Педагог должен с таким
мастерством прочитать это маленькое фольклорное
произведение, чтобы детям захотелось повторять слова и движения.
Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и
увиденного-залог успеха.
Народные потешки
Младшая группа
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети
получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся
интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или
обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала
знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька - зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься –
Зайка трусишка.
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы
не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки,
потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической
интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты
песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя
строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается
следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю кто украл.
В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство
малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали
сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно
продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками,
пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик –
мальчик”.
На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным
средством его общения со взрослым и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом
возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит,
воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте
прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития
наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает
связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым
сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может
сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать
чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое
место.
Значительно расширяется репертуар художественных
произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни.
Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм
фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга
персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так
прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация
высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из
главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о
ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В
этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит
сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом
стихотворение!
Солнышко-ведрышко
Текст
Движения
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Выполняют 8 «пружинок».
Прыжки на двух ногах или с
поворотом вокруг себя и
хлопками в ладоши.
Огуречик-огуречик
Текст
Движения
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Прыгают легко на двух ногах.
Идут к «мышке» пружинящим,
осторожным шагом.
Мышка догоняет.
Радуга-дуга
Текст
Движения
Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко!
Легкие прыжки на одной ноге.
Прыжки на другой ноге.
Из-за леса, из-за гор…
Текст
Движения
Из-за леса, из-за гор
Шагают высоким шагом, руки
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у!
вытянуты вперед, кисти
полусогнуты, как бы удерживают
лошадку.
Скачут прямым галопом.
Останавливаются.
Поехали с орехами
Текст
Движения
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку,
По горбатеньку…
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у!
Легкий мелкий бег.
Прямой галоп.
Остановка.
Средняя группа
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара.
Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети
должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней
группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо
действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй
укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку:
Ходит сон по горе,
Носит дрему в руке,
Всем детишкам продает,
Нашей Кате не дает.
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка.
Сиреневая веточка.
Ах, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
В средней группе усложняется режиссура песни: может быть
несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и
т. д.).
Радуга-дуга
Текст
Движения
Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко!
Легкие прыжки на двух ногах,
затем по четыре прыжка н а
каждой ноге.
Скачет зайка
Текст
Движения
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Дети стоят по кругу,
проговаривают текст потешки,
а выбранный заяц скачет внутри
круга. С концом потешки он
выбегает в «ворота» (поднятые
руки детей). Выбранный
«охотник» ловит зайца.
Мыши водят хоровод
Текст
Движения
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот-
Разобьет ваш хоровод.
Дети идут по кругу хороводным
шагом, затем меняют
направление и движение с шага
на легкий бег.
Пружинящим шагом подходят к
заранее выбранному «коту» в
углу зала.
С последними словами потешки
Васька-кот ловит «мышей».
Старшая группа
В старшей группе значительно расширяется объем песенного
репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у
нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть
доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто
инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на
тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы
каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для
дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.
Андрей-воробей
Текст
Движения
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
Клевать колосок.
«Ковырялочка» на месте или
полуприсядка с попеременным
выставлением ног на пятку.
Движение «Козел».
Две тетери
Текст
Движения
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Налетели две тетери,
Поклевали.
Улетели.
Шу-у-у!
Заранее выбираются «тетери» и
«охотник». Дети вместе с
«охотником» идут в хороводе».
«Тетери» залетают в круг и
клюют творог.
Дети поднимают руки вверх,
охотник выбегает из круга и
ловит улетающих тетерь.
Скок-поскок
Текст
Движения
Скок, поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Дети прыгают на месте, сложив
сзади руки «хвостиком».
Прыгают по кругу друг за другом.
Сходятся к центру круга на
пружинящем шаге со слегка
разведенными руками.
Приседают.
Поднимают руки вверх и
расходятся спиной, расширяя
круг.
Сидит зайка
Текст
Движения
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый,
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле
Во-пустом, во-пустом.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я у-шел.
Дети стоят полукругом. Перед
ними «ворота». За полукругом
выбранные заранее два
«охотника». Перед полукругом
«заяц», он прыгает на корточках.
«Охотники» двигаются по кругу
прямым галопом.
Заяц останавливается вместе с
охотниками. На последние три
строчки заяц кружится,
показывает рукой хвостик и
убегает в «ворота».
Охотники могут поймать зайца
только обхватив его руками
вдвоем.
Кошка на окошке
Текст
Движения
Кошка на окошке
Рубашку шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Дети складывают руки
«полочкой» и играют ими.
Попеременно выставляют ноги
на пятку.
Как у нашего соседа
Текст
Движения
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси-в гусли,
Утки-в дудки,
Овцы-в донцы,
Тараканы-в барабаны.
Дети идут по кругу хороводным
шагом.
Прищелкивают пальцами перед
собой.
Показывают игру на дудочке.
Делают «тарелочки».
Кладут руки на пояс и выполняют
«топотушки».
Чики-брики
Текст
Движения
Чики-брики, ты куда?
Чики-брики, на базар.
Чики-брики, ты зачем?
Чики=-брикиЮ за овсом.
Чики-брики, ты кому?
Чики-брики, я коню!
Дети выстраиваются в две
шеренги и по одному выходят
навстречу друг другу высоким
шагом. В конце каждого вопроса
т ответа-притоп.
В образовавшихся парах один
Чики-брики, а какому?
Чики-брики, вороному!
становится «всадником», другой-
«лошадкой». Дети скачут
прямым галопом.
Дуют ветры
Текст
Движения
Дуют ветры
В чистом поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пироги.
Дети раскачивают руками из
стороны в сторону.
Делают круговые движения
руками, пружиня ногами.
Лепят «пироги».
Подготовительная группа
В подготовительной группе детям предоставляется больше
возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.
Два карася
Текст
Движения
Под мельницей,
Под вертельницей
Подрались два карася.
Вот и сказка вся.
(Повтор 4 раза)
Дети в парах выполняют
«вертушку».
Останавливаются и выполняют
перекрестные хлопки.
Один ребенок в паре остается на
месте, другой-переходит к
следующему партнеру.
Барашеньки-крутороженьки
Текст
Движения
Барашеньки-крутороженьки
По горам ходили,
По долам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Дети сначала идут хороводным
шагом по кругу, затем переходят
на дробный шаг.
Останавливаются и изображают
игру на скрипке.
Дети сходятся в центр круга,
оставив в центре круга заранее
выбранного Ваню.
Дети пружинят ногами,
изображая езду на лошади и в
конце строки прыжком
поворачиваются спиной к центру
круга.
Дети разбегаются. Ваня их
ловит.
Лады-ладушки
Текст
Движения
Лады-лады-ладушки,
Пеку я всем оладушки.
Оладушки горячи-
Не хотят сидеть в печи.
Оладушки румяные,
С маслом, со сметаною.
Хлопки слева-справа и 3 хлопка
перед собой.
Руки на поясе в кулачке и дробный
шаг на месте.
«Распашонка»
Кузнец
Текст
Движения
Идет Кузьма
Из кузницы.
Несет Кузьма
Два молота.
Для всех людей
Накует гвоздей.
Дети стоят по кругу и
поочередно выставляют ноги на
пятку и приставляют ноги с
притопом.
Через речку
Текст
Движения
Положили через речку
То-то узкую дощечку.
Кот пойдет-повалится,
Кошка-в воду свалится,
Петушок-споткнется,
Утка-кувыркнется.
Только мышка пошла-
Всех мышат перевела.
Дети идут по кругу хороводным
шагом.
Поворачиваются лицом к центру
круга, кладут руки на пояс и
выполняю по кругу приставной
шаг с «пружинкой».
Заранее выбранная мышка
пробегает в «ворота» и
проводит за собой всю цепочку
детей.
Таким образом, знакомство детей с произведениями искусства, с
сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного
народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как
период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии
человеческой личности .
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и
активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а
главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью,
ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы,
осваивает основную форму речевого общения – диалогическую . Самых
маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного
народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог –
народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут
ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного
развития.
Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их
мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком
начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и,
наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной
мудрости.
Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира,
вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю,
Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той
музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад?
Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен,
попевок, потешек, прибауток.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки,
колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир.
Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет
добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном
психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса
воспитания.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно
активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре
русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного
народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми,
принимают участие в народных праздниках.
Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы
работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с
важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная
мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».
Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и
активным участником процесса познания.
Используемая литература:
1. Н.А. Щербакова. От музыки к движению и речи (выпуски 1,2,3,4) М.-
Гном-Пресс, 2001.
2. О.А. Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьного возраста. М.- Линка-Пресс, 2003.
3. Реферат: Русское народное творчество в музыкально-эстетическом
воспитании детей