Методическая разработка "Формирование музыкально - исполнительских навыков в классе специального фортепиано" 2 класс

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Инзер, МР Белорецкий район
Республики Башкортостан
Методическая разработка открытого урока
Направление: Методика преподавания фортепиано
Тема: «Формирование музыкально-исполнительских
навыков в классе специального фортепиано»
Выполнила: Кочеткова Марина Александровна,
преподаватель МАУ ДО «ДШИ»
с. Инзер
2017 г.
Введение
Вопросы овладения техникой обучающимися начальных классов
специального фортепиано должны рассматриваться в связи с общим
направлением развития техники пианиста и с учётом возрастной специфики.
Техника это сумма навыков и умений. Одного понимания и одного
умения мало. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои
движения. Мы должны выполнять многие движения не задумываясь,
автоматически, на подсознательном уровне. Техника приобретается путём
систематически правильной работы. Технику необходимо развивать на
специальном материале этюдов и пьес, по специальной программе, без
скачков.
Существует множество сторон требований к технике:
1) пространственная точность попадание на нужные точки клавиш,
чтобы игра была чистая;
2) красочная техника умение играть необходимым звуком,
техническим прикосновением;
3) ритмическая точность — умение извлечь звук в нужное время;
4) аппликатурная точность — удачная, правильная аппликатура;
5) штриховая точность — чередование legato, staccato;
6) быстрота мышления, беглость — полезно учить звеньями.
Актуальность: Овладение разными видами фортепианной техники в
пределах изучаемых на данном этапе произведений.
Объект исследования: Музыкальное обучение и воспитание учащихся
Детской школы искусств.
Предмет исследования: Формирование музыкально-исполнительских
навыков в классе специального фортепиано.
Цели: Формирование основных компетенций: пианистических
приёмов, необходимых для художественного исполнения музыкального
произведения.
Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего
слуха учащихся, свободы пианистического аппарата.
Воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно
работать над музыкальным произведением.
Задачи: 1. Обучение основным приёмам музыкальной
выразительности, необходимые для воплощения художественного образа
музыкальных произведений.
2. Привить ребёнку культуру исполнения изучаемых произведений.
Воспитание интереса к музыке в целом, не только к изучаемым музыкальным
произведениям.
3. Развитие воображения, образного мышления.
4. Познакомить обучающегося с некоторыми фактами биографии
композиторов исполняемых произведений.
5. Воспитать терпение и настойчивость для преодоления технических
трудностей.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Используемое оборудование:
Фортепиано, ноты, магнитофон, ритмические карточки, портреты
композиторов.
План работы:
1. Разминка. Игра упражнений и гамм.
2. Ритмические упражнения по карточкам.
3. Ю. Савельев. «Маленькая мазурка».
4. И. Кригер. «Менуэт».
5. П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка».
Урок проводится с ученицей 2 класса Напалковой Викторией.
Краткое описание:
Работа над основными приёмами музыкальной выразительности,
необходимыми для воплощения художественного образа музыкального
произведения. Во время урока ученица будет не только исполнителем,
пианистом, которая должна точно выполнять все задумки композитора, но и
попробует свои силы в попытке раскрытия художественного образа.
Проведение небольшого тестирования знания ключевых знаков
тональностей. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые
исполнитель пианист должен прочитать в нотном тексте. Работа над
музыкальными произведениями.
Ход урока:
1. Урок начать с разминки. Проиграть упражнение на фортепиано: 5
нот с передачей из руки в руку (все тональности от белых клавиш).
После игры спросить в разброс знаки при ключе в этих
тональностях.
Правая рука (1,2,3,4,5,4,3,2) до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, Левая
рука (1,2,3,4,5,4,3,2) до, си, ля, соль, фа, соль, ля, си. Правая рука -
ре, ми, фа#, соль, ля, соль, фа#, ми, Левая рука – ре, до#, си, ля, соль,
ля, си, до# и т.д.
Следующее упражнение: октавное перемещение рук в
расходящемся движении с аппликатурой 1,2,1 палец на октаву
(правая рука вверх, левая рука вниз) 5,4,5 палец и обратно от всех
белых клавиш. (до, до, до до, до, до до, до, до; ре, ре, ре ре, ре,
ре – ре, ре, ре и т.д.)
2. Выполнить ритмические упражнения по заготовленным карточкам
на 2/4, 3/4 и 4/4; простучать ритмический рисунок на крышке
фортепиано двумя руками вместе.
Давай поговорим о таком понятии как «художественный образ».
Художественный образ — это образ от искусства, который создаётся автором
художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть
описываемое явление действительности. Сегодня мы постараемся с тобой
раскрыть художественный образ в музыке, работая над музыкальными
произведениями.
3. Приступить к работе над произведением Ю. Савельева
«Маленькая мазурка».
Определить тональность, вид, размер, темп. Спросить, что такое
мазурка.
Мазурка это польский народный танец. Темп мазурки бывает
различным от умеренного до очень быстрого; размер 3/4, ритм острый и
чёткий. В мазурке сочетаются лёгкое изящество, молодецкая удаль,
мечтательность. Характерны эффектные пристукивания каблуками в
пунктирных ритмических фигурах. (пунктирные ритмы это ритмы с
точкой). ( Показать иллюстрации с изображением танца мазурки)
Простучать руками ритмический рисунок мазурки, затем сыграть.
Разобрать динамические оттенки и постараться их выполнить во время
исполнения. Определить форму произведения.
С помощью чего удалось композитору передать характер мазурки?
(чёткий пунктирный ритм, темп, динамические оттенки).
4. Работа над произведением И. Кригера «Менуэт».
Иоганн Кригер немецкий композитор, органист, родился в 1652 г. (в
эпоху барокко).
Спросить, что такое менуэт.
Менуэт (от франц. – маленький, незначительный) - старинный
народный французский грациозный танец, названный так в следствии своих
мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца. С
середины XVII в. бальный. С XVII в. менуэт широко распространился по
всей Европе. (Показать изображение танца менуэт)
Сделать разбор произведения, определить тональность, вид, размер,
темп, форму. Сыграть, соблюдая динамические оттенки. Поработать над
звуковедением, характером исполнения и динамикой.
Как в этом произведении композитору удалось передать
художественный образ, с помощью каких средств музыкальной
выразительности? (ответ ученицы)
5. П. И. Чайковский «Старинная французская песенка».
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в городе
Воткинске, умер 25 октября (6 ноября) 1893 г. в Санкт-Петербурге. Это
русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель,
музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов, семь
симфоний, четыре сюиты, более 100 романсов представляют чрезвычайно
ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Показать портрет композитора.
«Старинная французская песенка» это фортепианная миниатюра из
цикла «Детский альбом», ор. 39.
Детский альбом Ор. 39 это сборник пьес для фортепиано
композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок
«Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён
Чайковским в мае-июле 1878 года, посвящён племяннику композитора
Володе Давыдову.
Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных не только в
«Детском альбоме», но, быть может, во всем творческом наследии
П. Чайковского. Название пьесы вполне точно указывает на происхождение
её мелодии это действительно старинная французская песня.
П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после «Детского альбома» он
использовал её в хоре менестрелей в своей опере «Орлеанская дева».
Определить тональность произведения, вид, размер, темп, форму.
Начать работу со второй части, добиваясь разного штриха в руках: в
правой – легато, в левой - стаккато. Затем исполнить произведение целиком.
Ощущение старины возникает благодаря суровости, аскетичности,
строгости музыкального языка. Этому способствует также композиторский
приём — долго выдерживаемый звук соль в басу, так называемый бурдонный
бас. Здесь необходимо обратить внимание на то, что на фортепиано звук
угасает ( в отличии от струнных или духовых инструментов, на которых
звучание можно продлевать либо посредством долгого ведения смычка, либо
вдувания воздуха в трубку), и часто у слушателя в этой пьесе не создаётся
впечатления именно непрерывно тянущегося баса, тем более, если он
пианистом берётся тихо, якобы в соответствии с авторским предписанием
играть пиано. Отсюда вывод: этот звук, как весьма характерную особенность
пьесы, нужно брать довольно весомо и по мере исполнения пьесы всё время
как бы «вытягивать» его слухом, тогда и слушатель будет его слышать и
ощущать присутствие этого звука-фона.
Прослушать это произведение в звукозаписи, обратить внимание на
исполнение, постараться исполнять так же легко и душевно.
На это произведение П. И. Чайковского были написаны слова.
Прослушать «Старинную французскую песенку» в вокально-хоровом
исполнении.
В течении всего урока мы разбирали произведения. Говорили об их
художественном образе, о приёмах, с помощью которых композиторы
передали ним тот или иной характер произведения.
На уроке мы постарались раскрыть понятие «художественный образ»,
мы разговаривали, размышляли. Завершая наш урок. Хочу задать тебе
несколько вопросов:
Кто создаёт художественный образ при помощи слов? ПОЭТ
Кому для создания образа обязательно понадобятся краски, цвета,
оттенки? ХУДОЖНИКУ
Кто должен правильно и точно расставить все звуки. Чтобы у нас
появился художественный образ от того, что мы услышим? КОМПОЗИТОР
Вокруг нас много красоты, просто мы её иногда не замечаем.
Рассмотрев на уроке понятие художественного образа, я желаю тебе видеть
красоту и смысл даже в простых вещах. И конечно же, главное, чтобы
слушая и исполняя музыку сама. Ты смогла услышать что-то большее, чем
просто ноты — полёт бабочки, плеск волны, представлять радугу.
Благодарю тебя за работу!
Домашнее задание: закрепить знания, полученные на уроке путём
игры на фортепиано, живо представлять себе нужный и правильный
художественный образ.
С поставленной задачей на уроке мы справились.
Главная задача помочь обучающемуся на базе изучаемых
произведений овладеть различными видами техники фортепианной игры и
применять их в дальнейшем.
Заключение:
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль
принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для
формирования как общемузыкальных, так и профессиональных
наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей
младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным
навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую
и техническую сферу в их единстве.
Развитие обучающихся младших классов специального фортепиано
проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы
педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных
музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться
систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых
музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же
важна и последующая стадия закрепление в процессе проведения урока
формирующих музыкальных представлений, двигательных приёмов и
навыков.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных
способностей — основа начального обучения пианиста.