Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах"
Открытый урок по специальности фортепиано
Тема урока: «Работа над крупной формой в старших классах»
Цель урока: Развитие и совершенствование знаний и исполнительских умений в
ходе работы над произведением крупной формы.
Задачи урока:
1. Формирование и закрепление знаний об особенностях старинной сонатной
формы; осознание как структурной, так и художественной сторон музыкальной
формы.
2. Развитие музыкального мышления, памяти, внимания, музыкально-слуховых
представлений, умение последовательно «излагать» материал и собирать в единое
целое.
3. Воспитание умения внимательно относиться к замыслу композитора, умения
слушать и анализировать услышанное, способствовать развитию художественного
вкуса на основе исполнения старинной музыки.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения,
обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, ноты.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.
Характеристика ученицы: у Рамилы хорошие музыкальные данные, она чувствует и
понимает музыку, приносит грамотные разборы произведений, хорошо читает с
листа.
Ход урока:
«Под конкретностью музыкальной формы нужно подразумевать
способность музыки выражать и активизировать жизненное со-
держание, сливаясь с образом, идеей и чувством»
(С.Фейнберг)
1. Организационный момент: эмоциональный настрой ученицы, сообщение темы,
цели, задач урока.
2. Вступительное слово педагога: Изучение произведений крупной формы
позволяет учащимся осознать основы и закономерности строения и развития
музыкального материала, стилевые особенности эпох. Знакомство с старинной
сонатной формой является как бы начальной подготовкой к последующему
усвоению сонатного цикла в целом и требует иных слуховых и пианистических
качеств. Работа над произведением – определение технических трудностей и
необходимых пианистических приёмов для их преодоления, создание
исполнительского замысла и подходы к реализации, работа над выразительностью
исполнения – всё это связано с изучением музыкальной формы, с познанием самого
процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
3. Практическая часть.
До открытого урока с ученицей проведена следующая работа:
1. Познакомились с биографией и творчеством Й.Бенда.
2. Прослушали записи произведений:
А) сонатина №3 a-moll – исполнение на клавикорде.
Б) сонатина №3 a-moll – исполняет дуэт: скрипка и клавикорд.
В) сонатина №6 d-moll – исполнение на клавесине.
Г) сонатина №6 d-moll – исполнение на фортепиано.
3. Рассмотрели иллюстрации клавесина и клавикорда; сравнили строение
инструментов, одновременно прослушивая музыкальные примеры; сравнили
звучание инструментов; выяснили по чему всё время чередуются форте и пиано.
4. Определили, что сонатина №6 d-moll Й.Бенда, относится к старинной сонатной
форме (это произведение, над которым мы будем работать).
5. Сделали разбор нотного текста.
Работа над сонатиной №6 d-moll Й.Бенда.
Очень часто учащиеся даже старших классов не могут определить границы частей,
тем в исполняемой ими сонате. Или распространённая ошибка – исполнение
учеником П.П. в репризе в тональности экспозиции и др. Всё это связано с
незнанием учащимися закономерностей строения музыкального произведения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с строением старинной сонатной формы. Что
же такое музыкальная форма?
Музыкальной формой называется строение музыкального произведения.
Любое музыкальное произведение имеет форму, которую мы слышим на
протяжении определённого времени. Композитор выбирает ту или иную
музыкальную форму не просто так, а с определённой целью – раскрыть
музыкальный образ.
Вопрос ученице: «Что такое сонатина?»
Ответ: «Сонатина – это соната малых размеров, для неё характерна простота
содержания, небольшая разработка или её отсутствие».
Педагог: Правильно, но наша сонатина необычна, т.к. она была написана в 18 веке
для клавесина. В этот период сложилась старинная сонатная форма.
Итак, в старинной сонатной форме отсутствует драматургическое
противопоставление Главной и Побочной партий; преимущественно 2х частное
строение; чёткое членение или нерасчленимое единство на 4 партии.
Вместе с ученицей определяем форму, темы, границы тем, тональный план, даём
характеристику каждой теме.
Педагог: Давай определим сколько частей в сонатине.
Ученица: Две.
Педагог: Как ты это поняла?
Ученица: Части эти разделены репризой, каждая начинается той же темой, но в
разных тональностях.
Педагог: Правильно, это 2х частная форма. Исполни 1 часть, разберём темы и дадим
их характеристику, внимательно следи за окончаниями тем.
(Ученица исполняет 1 часть сонатины)
Педагог: Сколько тем ты услышала?
Ученица: 4 темы: Г.П., Св.П., П.П. З.П.
Педагог: Правильно, исполни Г.П. (Ученица исполняет тему, но не доигрывает её
до конца, т.к. не смогла определить её границы )
Педагог: Г.П. можно разделить на два разнохарактерных эпизода:
1 элемент – 4 такта, музыка напоминает восходящий бурный поток – это вопрос (1
предложение).
2 элемент – ответ, состоит из 8 тактов (1 фраза – 4 такта, 2 фраза – 4 такта – 2
предложение) – характер мелодии мягкий, изящный и заканчивается Г.П. на Д d-
moll, что придаёт музыке незавершённость и требует продолжения.
Педагог: Рассмотрим Св.П., сыграй её (ученица исполняет).
Вместе анализируем тему: Св.П. построена на новом тематическом материале:
мелодия песенно-танцевального характера, состоит из 2х предложений:
1 предложение модулирует в F-dur параллельный; звучит на p; 2 предложение – в
C-dur на mf – такая динамика характерна для клавесинной музыки.
Педагог: Разберём П.П. – она образует неквадратный период. 1 предложение – 4
такта (можно определить как 1 элемент) – активная, волевая мелодия модулирует в
Д тональность a-moll. 2 предложение – 6 тактов (2 элемент) – построено на
энергичных пассажах шестнадцатыми и так же модулирует, но в тональность E-
dur и заканчивается на Д этой тональности.
(Ученица исполняет П.П.)
Педагог: З.П. – самая важная тема – это кульминация, это главный момент данного
произведения. В З.П. происходит закрепление новой тональности – доминантовой -
a-moll, что характерно для старинной сонаты. (Ученица исполняет З.П.)
Педагог: Рассмотрим строение 2 части. Что ты заметила?
Ученица: Во 2 части Св.П., П.П., З.П. точно повторяют темы 1 части, но в других
тональностях. П.П. возвращается через Д к основной тональности d-moll. Г.П. –
сокращена, она здесь состоит из одного элемента, который повторяется 2 раза: 1ый
раз звучит в параллельной тональности F-dur, 2ой раз – дословно повторяет
мелодию 1 части. (Ученица исполняет Г.П. 2 части)
Педагог: Итак, мы познакомились с строением сонатины и выяснили, что для
подобных произведений характерна 2х частная форма: в 1 части гармоническое
развитие направлено от главной тональности к её Д, во 2 части – наоборот, от Д к
главной тональности.
Какую ещё особенность в этом произведении ты заметила?
Ученица: Каждая фраза всех тем заканчивается не основным звуком, а как бы с
опозданием.
Педагог: Молодец! Такое окончание называется задержанием, этот звук оттягивает
наступление устойчивого звука. Задержание – это ещё одна важная деталь,
характерная для старинных сонат.
Сонатину можно сравнить с литературным произведением, например, с повестью.
Подобно ей, сонатина делится на главы – части. Так же сонатина населена
различными «героями»: музыкальными темами. Темы непросто следуют одна за
другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
После ознакомления с формой сонатины, переходим к тщательной проработке
отдельных тем и особенностей каждой фразы. Остановимся отдельно на каждой
теме.
Педагог: Г.П. сложна ритмически. 1 элемент начинается с восходящего
гаммаобразного пассажа шестнадцатыми, который переходит в движение мелодии
по звукам t5/3 и останавливается на Д. Здесь важно передать ритмически точно
движение мелодии к главному звуку на crèch., при этом соблюдая правильную
аппликатуру. (Ученица исполняет Г.П. выполняя динамику, соблюдая правильные
пальцы)
2 элемент состоит из 2х предложений. Очень важно найти правильные
прикосновения для обеих рук в этом эпизоде, точно передать пунктирный ритм
мелодии. Начать этот эпизод более мягко, руки должны совпадать на счёт 1,2 после
короткой шестнадцатой ноты. (Показ ученицы)
Педагог: Св.П. – основана на новом музыкальном материале. Здесь важную роль
играют штрихи в передаче характера мелодии, так как она состоит из коротких
мотивов. Трудность этого построения заключается в умении из коротких мотивов
составить фразу, правильно её динамически выстроить. Следует обратить внимание
на снятия рук. Именно правильные снятия способствуют подчёркиванию
танцевальности в данной теме. (Отрабатываем с Рамилой снятия рук, добиваемся
точных штрихов исполнения)
Педагог: В техническом плане П.П. сложная, она состоит из 2х элементов. 1
элемент – призывного характера, подготавливает наступление 2 элемента, который
построен на коротких пассажах шестнадцатыми. Не редко учащиеся воспринимают
группу шестнадцатых, как пассаж, который следует играть очень быстро. Отсюда
возникают неровности в исполнении. Шестнадцатые – это такая же мелодия,
которую нужно научиться играть в точном ритме и ровным звуком. В данной
сонатине нам на помощь приходит левая рука. Она несёт на себе роль «дирижёра»,
которой подчиняется партия правой руки. (Рамила исполняет 1 элементП.П.,
добиваясь крещендо на повторяющихся звуках. Затем отрабатываем 2 элемент,
следит за ровностью шестнадцатых нот.)
Педагог: З.П. близка по изложению П.П. Второе предложение представляет
трудность в ритмическом и динамическом плане. (Рамила проигрывает сначала
медленно со счётом, выполняя динамику. Обращаем внимание на последние 2 такта
1 части: взять задержание полным звуком и перевести в тонику на нюанс тише.
Рамила исполняет ещё раз З.П.целиком)
Педагог: Теперь исполни 1 часть сонатины с учётом отработанных трудностей,
технических моментов, нюансов динамики, штрихов. (Ученица исполняет)
Педагог: Над темами 2 части проводится аналогичная работа: лучше всего
вычленить наиболее сложные построения и работать над ними отдельно, затем
объединять их в единое целое. Для слабых учащихся упражняться необходимо в
среднем и медленном темпе, подвинутые учащиеся могут проигрывать в среднем и
быстром темпах.
4. Заключение. После исполнения 1 части вместе с ученицей рассуждаем над
вопросами: что происходит с основным образом, его характером; темпом; какую
роль играют цезуры, тембр, ритм. В чём особенность старинной музыки.
Таким образом – форма, средства музыкальной выразительности самым
непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения,
развитие художественного образа.
При изучении данного произведения ученица осознаёт стилевые особенности
старинной музыки, музыкально-исполнительские навыки, соотношение темпов,
метро-ритмические особенности.