Работа над крупной формой в старших классах ДШИ

Муниципальное автономное учреждение детского
образования «Детская школа искусств г.Печора»
Открытый урок
по теме
«РАБОТА НАД КРУПНОЙ ФОРМОЙ
В СТАРШИХ КЛАССАХ ДШИ»
(на примере Ф.Кулау
«Сонатина ор.55№3)
Подготовила преподаватель
Кирмишова Т.А.
3 декабря 2018 г.
г. Печора, р. Коми
План - конспект открытого урока.
3 декабря 2018 года
Учащаяся Назаренко Анастасия
7 класс, фортепиано
Тема: «Работа над произведениями крупной формы в старших классах ДШИ
(на примере «Сонатины ор.55№3 Ф.Кулау)»
Цель урока: выявление необходимых исполнительских приёмов
звукоизвлечения в процессе работы над стилистическими особенностями
произведения крупной формы.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с приёмами звукоизвлечения,
необходимыми для исполнения произведения крупной формы.
Развивающие: развитие исполнительских навыков в соответствии с
содержанием и стилистическими особенностями произведения, понимание
исполнительских задач и способов их решения.
Воспитательные:
- мотивировать к освоению произведений крупной формы;
- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу
проявления творческой личности.
Реализуемые технологии: развивающего обучения, информационно-
компьютерная, здоровьесберегающая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: практический, на основе включения новых знаний.
Оборудование:
Фортепиано;
Стул;
Сборник нот;
Ноутбук.
Структура урока:
1. Начало урока:
организационный момент;
сообщение темы, цели и задач.
2. Основной этап:
теоретическая часть;
практическая часть.
3. Заключение:
рефлексия;
оценивание;
домашнее задание.
1. Начало урока.
Организационный момент:
Преподаватель: Здравствуй, Настя! Приготовь ноты, дневник. Сегодня на
уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере
исполняемой тобой 2 части «Сонатины» Ф. Кулау.
2. Основной этап.
Теоретическая часть:
Произведения крупной формы (рондо, сонаты, вариации) больше по объему
и построены они по более сложным законам музыкальной формы.
Композитор, создавая рондо, сонату, вариации всегда придерживается более
строгих правил построения. Явления контрастности и единства
тематического материала и их исполнительского воплощения при
разучивании сонатной формы неразрывно связаны с развитием у ученика
чувства целостности, сквозной линии в интерпретации произведения.
Решающее значение имеет здесь ощущение ритмически пульсирующей
единицы. Очень часто при выступлении нестойкое ощущение темпа
нарушает целостное исполнение сонаты или сонатины. Особенно это часто
происходит при смене фактуры, ритмического рисунка или резкого
сопоставления динамики. При работе над произведениями крупной формы
педагог вместе с учеником проходит те же этапы работы, как и при работе
над любым другим произведением: краткий музыкально–теоретический
анализ произведения, этап работы над деталями (подробное изучение
авторского текста), этап оформления произведения, пробные проигрывания,
занятия музыканта без инструмента (работа в уме, в представлении), занятия
с использованием «дирижёрского» метода работы, метода ассоциаций и на
конечном этапе - метода исполнения произведения целиком,
приобретающего характер сценического выступления. Работа в «уме»
приводит к активизации фантазии музыканта, помогает разобраться в
эмоциональной и динамической весомости каждого фрагмента произведения.
С.Е. Фейнберг призывает исполнителей «к постоянной тренировке
внутреннего слуха, благодаря которой форма произведения обретает
необходимую стройность и упорядоченность всех элементов между собой»
(Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство»). А.П. Щапов призывал учащихся
придавать исполнению произведения от начала до конца характер
концертной репетиции, настоящего сценического выступления, а не просто
пробы, «с полной мобилизацией душевных сил и чувственной
ответственности», как на концерте. Исполнение произведения целиком
развивает эмоциональную выносливость, укрепляет слуховое внимание,
сосредоточенность, двигательную свободу, техническую выдержку.
Сегодня мы работаем над «Сонатиной» соч. 55№3 Ф.Кулау, она двухчастная,
Настя играет 2 часть. Это произведение – часть выпускной программы Насти.
Итак, Фридрих Кулау. Настя, скажи, пожалуйста, что ты знаешь об этом
композиторе?
Настя: Ф.Кулау немецко-датский композитор, пианист, современник Л.ван
Бетховена, который оказал влияние на его творчество.
Преподаватель: Слово «Соната» с итальянского sonare звучать.
"Сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по
размерам, более проста по содержанию. Классические сонатины знакомят
учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма,
воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость
исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам,
передерживание или недодерживание отдельных звуков становятся в них
особенно заметными и непримиримыми. Поэтому, классические сонатины
очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность
выполнения всех деталей текста.
Практическая часть:
Пожалуйста, Настя, сыграй 2 часть «Сонатины».
Учащаяся исполняет.
Преподаватель: Спасибо. Теперь разберём, в какой форме написана
эта часть?
Учащаяся: В сложной трёхчастной форме.
Преподаватель: Правильно. А какой характер, темп?
Учащаяся: Лёгкий, игривый, танцевальный. Темп Allegretto
grazioso, это означает – оживлённо, грациозно.
Преподаватель: Ты права, Настя. А как ты понимаешь грациозность?
Учащаяся: Легко, игриво.
Преподаватель: Да. Грациозность это лёгкость, изящество,
стройность, пластичность. «Когда на какое-нибудь действие человек
затрачивает наименьшее количество движений, то это грация», - писал
А.П.Чехов. Посмотри на репродукцию французского художника-
импрессиониста Э.Дега «Голубые танцовщицы» ноутбуке). Девушки
изображены перед выходом на сцену, но их движения так грациозны, что
создаётся иллюзия танца.
Теперь скажи, в какой тональности написана эта часть?
Учащаяся: В До мажоре, а вторая часть в параллельном ля миноре,
ещё есть отклонения.
Преподаватель: Хорошо. Сыграй, пожалуйста, первую тему.
(Играет). Какие выразительные средства ты заметила?
Учащаяся: Есть мелизмы – форшлаги.
Преподаватель: Да. Фактура здесь прозрачная, изложение
гомофонно-гармоническое. Смысловые акценты на первую долю, на более
длинный звук. При исполнении длительных гаммообразных пассажей не
допускать ускорений темпа, ощущать пульсацию. Такие места нужно
отрабатывать приёмом пальцевого стаккато, как бы щипком, по направлению
пальца к себе, а не вверх. (Показывает, учащаяся повторяет). Эти
произведения создавались, когда ещё не было современных роялей и
фортепиано с их тянущимся, певучим звуком, писали их для клавесина и
клавикорда. Звук этих инструментов был острый, атакующий.
А теперь исполни, пожалуйста, среднюю часть. (Играет). Что ты
скажешь о ней?
Учащаяся: В средней части происходит смена лада на минор,
динамика меняется.
Преподаватель: Да. Есть расширение периода, остановки на
длинных звуках, которые нужно точно выдерживать, также ощущая
пульсацию, передать задумчивость, грусть. Сопровождение в левой руке
должно звучать ровно и тихо. (Показывает, учащаяся повторяет). Что
происходит в конце этой части?
Учащаяся: Возвращение в тональность До мажор. Затем третья часть
реприза первой части, в конце небольшое заключение. (Исполняет).
Преподаватель: Теперь предлагаю послушать эту «Сонатину» в
исполнении японского пианиста Мицуру Нагаи. (Прослушиваем). Что ты
скажешь об исполнении?
Учащаяся: Очень виртуозно, технично, в быстром темпе.
Преподаватель: Да, у тебя темп ещё средний, но и в нём надо
добиваться свободы, отработать все переходы, техничные места.
3. Заключение.
Рефлексия:
Преподаватель: Чем сегодня мы занимались?
Учащаяся: Анализировали произведение крупной формы
«Сонатину» Ф.Кулау.
Преподаватель: Что нового ты узнала на уроке?
Учащаяся: Я узнала, что такое сонатина, что характерно для нее.
Познакомилась с новыми приемами работы над разными местами. Научилась
анализировать произведение, это помогло мне понять его строение и
характер.
Оценивание:
Преподаватель: Настя, ты хорошо поработала на уроке, активно
участвовала в анализе произведения. За урок ставлю тебе «5».
Домашнее задание:
Преподаватель:
1. Продолжать работу новыми приёмами, полученными на уроке.
2. Не забывать ощущение единой пульсации на протяжении всего
произведения.
3. Найти в Интернете и послушать эту «Сонатину» в исполнении
других пианистов и сравнить.