Требования к техническому зачету в классе фортепиано

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Для обучающихся по ДПОП «Фортепиано»
Составитель:
Дедова Анжелика Анатольевна
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Александровск-Сахалинский
2017 г.
В данной работе представлены требования к техническому зачеты, апробированные в
течение нескольких лет в ДШИ г. Александровск-Сахалинского. Технический зачет для
обучающихся ДПОП «Фортепиано» проводится с 3 по 7 класс два раза в год осенью и
весной.
Зачетные формы:
- игра гаммового комплекса (согласно программным требованиям по классам);
- исполнение этюда;
- чтение с листа;
- проверка музыкальной терминологии.
3 класс
Осенний зачет (октябрь-ноябрь)
Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году полном комплексе) по
требованиям 2 класса:
- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении двумя
руками в две октавы;
- фа мажор двумя руками в прямом движении;
- минорные гаммы ля, ми, ре натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в две
октавы;
- хроматические гаммы от белых клавиш каждой рукой отдельно в две октавы;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в
пройденных тональностях;
- арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой.
Этюд по требованиям 2 класса (примерный перечень)
Гедике А. Соч.32.№ 12,15, 18.
Лекуппе Ф. Соч. 17№ 3,6,7,9.
Лемуан А. Соч. 37№ 1,2,6,7,10.
Лешгорн А. Соч. 65№ 3,5,6,7,9.
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч. № 9,10,15-18, 23
Весенний зачет (март-апрель)
1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в
полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию
учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в
спокойном движении.
- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении в две-четыре
октавы; в противоположном движении гаммы с симметричной аппликатурой;
- минорные гаммы ( гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль в прямом движении
двумя руками в две-четыре октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в две-четыре октавы от всех клавиш;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в пройденных
тональностях двумя руками;
- арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в две-четыре октавы;
- арпеджио длинные каждой рукой отдельно.
- кадансы T-S-D-T
2. Чтение с листа
- чтение с листа пьес репертуарной сложности 1 класса ДМШ.
Примерный перечень:
Ф. Киселев Железный дровосек
Д. Тюрк Алегретто
З. Ковальски Пинг-понг
3. Знание музыкальной терминологии
Динамические обозначения - f, р, mf, mp, ff, рр, sf, crescendo, diminuendo
Штрихи - non legato, legato, staccato, marcato, tenuto
Темпы- Lento, Largo, Adagio, Andante, Andantino, Sostenuto, Moderato, Allegretto,
Allegro,Presto
Изменения темпа Ritenuto, а tempo, Accelerando
Характер - Cantabile, Dolce, Maestoso, Espressivo, Grazioso, Energico .
4 класс
Осенний зачет (октябрь-ноябрь)
Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году полном комплексе) по
требованиям 3 класса:
- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении в четыре
октавы; в противоположном движении гаммы с симметричной аппликатурой;
- минорные гаммы ( гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль в прямом движении
двумя руками в четыре октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в четыре октавы от всех клавиш;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в пройденных
тональностях двумя руками;
- арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в четыре октавы;
- арпеджио длинные двумя руками ( с пульсом по 3).
Этюд по требованиям 3 класса (примерный перечень)
Гедике А. Соч. 32. №23
Лемуан А. Соч. 37. № 11
Лешгорн А. Соч. 65. №1
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч.: №17, 29, 33
Весенний зачет (март-апрель)
1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в
полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию
учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в
спокойном движении.
Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении противоположном
движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;
- минорные гаммы (гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль, до, фа двумя
руками в прямом движении в четыре октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в
противоположном – от ре и соль-диез;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях;
- арпеджио короткие двумя руками;
- арпеджио длинные двумя руками в трех-четырех гаммах от белых клавиш.
- кадансы T-S-D-T
2. Чтение с листа
- чтение с листа пьес репертуарной сложности 2 класса ДМШ.
Примерный перечень:
А. Лемуан Прялка(этюд)
И. Гуммель Легкая пьеса
Л. Бетховен Аллегро
3. Знание музыкальной терминологии
Темпы - Vivo, Vivace, Largo
Изменение темпа - Rallentando, Accelerando, Meno mosso
Характер - Espressivo, Energico, Risoluto, Leggiero
5 класс
Осенний зачет (октябрь-ноябрь)
Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году полном комплексе) по
требованиям 4 класса:
Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении противоположном
движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;
- минорные гаммы (гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль, до, фа двумя
руками в прямом движении в четыре октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в
противоположном – от ре и соль-диез;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях;
- арпеджио короткие двумя руками;
- арпеджио длинные двумя руками в трех-четырех гаммах от белых клавиш (пульс по 4).
- кадансы T-S-D-T
Этюд по требованиям 4 класса (примерный перечень)
Беренс Г. Соч. 88. Этюды №5, 7
Бертини А. 28 избранных этюдов. №№ 4,5,9
Лемуан А. Соч. 37. Этюды28-30, 32, 33, 36
Лешгорн А. Соч. 66. Этюды №№ 1-4
Весенний зачет (март-апрель)
1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в
полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию
учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в
спокойном движении.
- все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
- 2 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;
- минорные гаммы до 4-х знаков включительно (гармонические и мелодические), в
прямом движении двумя руками в четыре октавы;
- кадансы ко всем пройденным гаммам;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в
противоположном – от ре и соль диез;
- тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука;
- арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные отдельно каждой рукой;
- арпеджио длинные двумя руками;
- доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд построение и разрешение, арпеджио
длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.
2. Чтение с листа
- чтение с листа пьес репертуарной сложности 3 класса ДМШ.
Примерный перечень:
А. Лемуан Прялка(этюд)
И. Гуммель Легкая пьеса
Л. Бетховен Аллегро
2. Знание музыкальной терминологии
Темпы - Vivo, Vivace
Изменение темпа Rallentando, ritardando, Accelerando
Характер Espressivo, Energico, Risoluto, Leggiero
Дополнительные обозначения - poco a poco, da capo al Fine
6 класс
Осенний зачет (октябрь-ноябрь)
Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году полном комплексе) по
требованиям 5 класса:
- все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
- 2 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;
- минорные гаммы до 4-х знаков включительно (гармонические и мелодические), в
прямом движении двумя руками в четыре октавы;
- кадансы ко всем пройденным гаммам;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в
противоположном – от ре и соль диез;
- тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука;
- арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные отдельно каждой рукой;
- арпеджио длинные двумя руками;
- доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд построение и разрешение, арпеджио
длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.
Этюд по требованиям 5 класса (примерный перечень)
Лешгорн А. Соч. 66.6,7,9,12,18
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера. Ч. 2. №№9-12
Соч. 299. Школа беглости: №№ 1-4
Весенний зачет (март-апрель)
1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в
полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию
учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в
спокойном движении.
- мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в
четыре октавы;
- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;
- минорные гаммы
до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в
прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; -
тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;
- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся
движении;
- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и
разрешение, арпеджио короткие, длинные двумя руками.
2. Чтение с листа
- чтение с листа пьес репертуарной сложности 3-4 класса ДМШ.
Примерный перечень:
Л. Бетховен Экосез
П. Чайковский Гросфатер из балета «Щелкунчик»
А. Лешгорн Этюд ре минор
3. Знание музыкальной терминологии
Динамические обозначения – Subito
Темпы Grave, rubato
Характер tranguillo, appassionato, agitato, аllargando, Pesante
Дополнительные обозначения non troppo, meno mosso, piu mosso , sempre, simile,
assai
7 класс
Осенний зачет (октябрь-ноябрь)
Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году полном комплексе) по
требованиям 6 класса:
мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в
четыре октавы;
- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;
- минорные гаммы
до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в
прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; -
тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;
- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся
движении;
- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и
разрешение, арпеджио короткие, длинные двумя руками.
Этюд по требованиям 6 класса (примерный перечень)
Крамер И. Соч. 60. 1, 3, 9
Мошковский М. Соч 18 3, 8, 10
Черни К. Соч. 299 5, 8, 9, 12, 13, 15
Весенний зачет (март-апрель)
1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в
полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию
учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в
спокойном движении.
мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в
четыре октавы;
- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;
- минорные гаммы
до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в
прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;
- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; 2-3 гаммы
в терцию и дециму;
- тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;
- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся
движении; обращения – в прямом;
- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и
разрешение, арпеджио короткие, длинные, ломаные двумя руками.
2. Чтение с листа
- чтение с листа пьес репертуарной сложности 4-5 класса ДМШ.
Примерный перечень:
А. Грибоедов Вальс
С. Майкапар Вальс
Л. Бетховен Багатель
3.Знание музыкальной терминологии
Характер - calando, soto voce, con brio, con spirito, Morendo, Brillante
Дополнительные обозначения - una corda, tre corde
Список литературы:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971.
2. Лихачев Ю. Программа по фортепиано. Современная развивающая методика
обучения. – Спб, «Композитор», 2013
3. Корыхалова Н. Играем гаммы. - Спб, «Композитор», 2010
4. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на
фортепиано//Учебное пособие. М., 1975