Начальный период обучения в классе фортепиано ДШИ и ДМШ

МБУ ДО «Детская школа искусств г.Зеленодольска РТ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Начальный период обучения
в классе фортепиано ДШИ и ДМШ»
Подготовила
Преподаватель по классу фортепиано
Низамутдинова Р.М.
2020 г.
Введение
Начальный этап является важным периодом в развитии ребенка, он
оказывает решающее воздействие на всё последующее формирование его
физических, умственных и художественно-творческих способностей.
Основные задачи, которые педагог должен ставить в начале обучения
это привитие любви к музыке и к инструменту, а также развитие
музыкальных и исполнительских возможностей ученика.
Первоначальный период обучения в классе фортепиано имеет огромное
значения. В это время закладывается отношение ребёнка к музыке. Музыка
открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты. В начальный
период накапливаются слуховые впечатления, теоретические знания,
технические навыки. Задача начального изучение музыкального языка как
средства самовыражения, самореализации. Главные качества педагога
творчество и вдохновение, которыми он должен поделиться с учеником.
Поступление в музыкальную школу важное событие в жизни ребёнка и его
родителей. Все дети приходят в музыкальную школу с большим желанием и
радостью. В этот период многое зависит от педагога - его методика, форма
ведения урока, правильный подход к ребёнку и его родителям.
Преподаватель должен ввести ученика в мир искусства т раскрыть в
нем все возможные таланты и способности. Каждый ребёнок индивидуален и
по-своему проходит путь становления музыканта. Главная задача педагога
увлечь музыкой с первых уроков. Занятия должны быть интересными,
наполненными эмоциональным содержанием. Каждый урок, каждое задание
должно быть подчинено ясной методической цели, то есть единому
методическому плану.
Педагог должен искать лучшие пути к детскому сердцу, уму. Успех
определяется изобретательностью педагога, умение ориентироваться в
каждой конкретной ситуации. Любой урок при соответствующей подаче
педагога может стать очень увлекательной игрой. Фантазия, воображение
педагога создают в классе благоприятную обстановку для самовыражения
ученика. Очень важно и необходимо с первых же уроков завоевать доверие
ученика. В общении с начинающим музыкантом очень важно, чтобы ребёнок
доверял педагогу. Если ученик доверяет, то он рассказывает о себе, о своих
друзьях, о своих увлечениях. Заинтересованный ученик активно усваивает
материал. Для сохранения высокого уровня рабочего внимания на
протяжении всего урока следует чередовать разные виды и формы работы.
Залогом успешной работы педагога являются увлекательные занятия, чуткая
реакция на поведение и настроение маленького пианиста, успешное решение
трудных и лёгких заданий.
Работа со звуком самая трудная работа для достижения хорошего,
прекрасного звучания требуется особенно усидчивая, долгосрочная,
постоянная и упорная работа на инструменте.
О звуке…
Один из важнейших методов обучения игре на музыкальном
инструменте это развитие восприятия музыки и формирования
музыкального слуха.
Воспитание культуры звукоизвлечения занимает одно из центральных
мест в обучении начинающего пианиста и требует от него большого
эмоционального и слухового внимания. Начиная с извлечения отдельных
звуков, оживляя музыку различных настроений, учащийся включается в
сознательную, творческую работу за инструментом работу над
фортепианным звуком.
Музыка есть звук. Главная забота любого исполнителя является работа
над звуком. Всякое явление в этом мире имеет свои «начало» и «конец», так
же и фортепианный звук. Первые уроки посвящены звуку. Слушая звуки,
берём по одному звуку и выдерживаем его до полного исчезновения. Этим
воспитываем внимание ученика. Обращаем внимание маленького пианиста
до появления звука. Ученик сосредоточен. Затем предлагаем ученику точно
добиться «первого рождения звука», тишайшего звука. Берём настолько
тихо, что ученик сам начинает помогать извлекать звук. Затем слушаем, как
звук растёт. Постепенно увеличиваем силу удара и высоту поднятия руки мы
доходим до верхнего звукового предела, после которого начинается не звук,
а стук. Это простейшее занятие даёт точное познание звуковых пределов
фортепиано. Ученикам очень нравится это занятие со звуком, и в
последующих занятиях очень старается извлекать нужный педагогу звук.
Убедившись, что ученик слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии
вверх и вниз, хорошо знает строение клавиатуры (расположение низкого,
среднего, верхнего регистра на фортепиано), деление на октавы, а также
название клавиш. Ученик должен иметь представление о том, что мелодия
складывается из различных длительностей и имеет определённый метроритм.
Должен владеть навыками звукоизвлечения.
Работа над звуком есть самая трудная работа. Для достижения
правильного звука требуется особенно усидчивая, долгосрочная, постоянная
и упорная работа на инструменте. Работой над звуком начинающий пианист
будет заниматься с первого до выпускного класса.
Заключение
Запоминается все, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы
ребенок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень
привлекательное, приятное, эмоционально яркое. Он должен справляться
сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться!
Потом будет труд, упорный труд - по мере таланта. Но в начале ребенок
должен восхититься собой и музыкой!
Список литературы:
1. Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
2. Е.А. Королева. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. Москва
2001 г.