Конспект урока "Мир оркестра. Инструменты симфонического оркестра. Скрипка" 3 класс

1
3 класс IV четверть.
Тема четверти: В концертном зале.
Тема урока: Мир оркестра. Инструменты симфонического оркестра. Скрипка.
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию термина «симфонический оркестр» в музыке;
Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
Формировать умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Задачи: Эмоциональное воспитание (воспитательные задачи):
Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.
Формировать представления детей о роли музыки в разные времена.
Воспитывать в детях чувство прекрасного.
Воспитывать уважение и интерес к учебной деятельности.
Осознанное восприятие (образовательные задачи):
Предоставить стартовую презентацию по теме.
Предоставить материал и информацию об источниках для самостоятельного углубления
в тему.
Сосредоточить внимание учащихся на определениях.
Деятельностно-практическое развитие (развивающие задачи):
Развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение
Развивать словарный состав эмоционального настроения музыки
Продолжать учиться самостоятельно анализировать музыкальное произведение
На примерах оркестровой музыки выявить индивидуальные черты в звучании отдельных
инструментов и групп симфонического оркестра, выразительность сочетаний-созвучий,
обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Вызвать эмоциональный отклик на звучание симфонической музыки.
Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, синтезатор, музыкальные инструменты, изображения
музыкальных инструментов, справочные материалы,
2
Ход урока.
1.Введение в тему.
Великие композиторы прошлого оставили о себе память своими произведениями, которые звучат до
сих пор, и будут звучать ещё очень долго. Мы помним и знаем имена этих композиторов, знаем их
лица по портретам, написанным известнейшими художниками. Но помнит ли кто-нибудь, как звали,
например, скрипача, который играл в оркестре, исполнившем впервые, в мае 1824 года, Девятую
симфонию Бетховена? Или имя хориста (первого в левом краю, среди теноров) на первом
представлении оперы Глинки «Иван Сусанин»? Наверное, нет.
Однако, не будь этих безвестных музыкантов, скромных оркестрантов, хористов что стало бы с
музыкой? Самые гениальные сочинения, те, что сейчас мы называем бессмертными, остались бы
неуслышанными.
Сотни тысяч музыкантов во все времена заставляли звучать произведения, написанные
композиторами, раскрывали сокровища таланта и мысли творцов, превращали в звуки нотные знаки,
написанные энергичной рукой композитора. Музыканты и их инструменты были не только
исполнителями, но как бы непременными соучастниками рождения музыки.
Было время, когда из страны в страну, из города в город бродили люди с музыкальными
инструментами в руках, бродили поодиночке или группами и тяжёлым, неблагодарным трудом
зарабатывали на жизнь. Конечно же, не любовь к странствиям гнала этих людей из родного города,
не за признанием и славой отправлялись в чужие страны группы бродячих музыкантов просто дома
людям их профессии жилось порой ещё хуже. Нищета, бесправие, да ещё и насмешки ждали их на
родине, потому что профессия артиста, музыканта считалась, чуть ли не позорной, и показаться в
родном городе или селе значило обречь на насмешки не только себя, но и всю семью.
Так было в средние века, когда музыканты только начинали объединяться в братства и общины,
когда ещё и речи не было ни о каких оркестрах, ансамблях и других музыкальных коллективах.
… Шло время, проходили годы, века… Искусство развивалось, более совершенными становились
музыкальные инструменты, наконец, родился симфонический оркестр самый совершенный и
гармоничный из всех имеющихся по сей день оркестров. Откуда же появилось слово «оркестр»?
В Древней Греции орхестрой называлось место перед сценой, на котором во время представления
помещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов,
совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В этих ансамблях
участвовали самые различные инструменты.
Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, ансамбли имелись у богатых
вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.
Постепенно в музыкальной практике сложились определённые виды оркестра. Самый полный и
совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии,
сопровождает действия в кинофильмах.
(Слушание симфонического оркестра). На доске фотографии.
3
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при
помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть
инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся
все инструменты: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Иногда
включают арфу, орган, рояль.
Если посмотреть на фотографию симфонического оркестра, то мы увидим, что сидят оркестранты, не
как кому захотелось, а в строго определённом порядке. Инструменты расположены по группам:
4
Струнных инструментов в оркестре много: от 10 до 18 первых скрипок, от 8 до 16 вторых,
альтов – от 6 до 14, виолончелей – от 6 до 12, контрабасов – от 4 до 8. Это объясняется просто: звук
струнных инструментов самый слабый. Поэтому и располагаются струнные всегда ближе всех
остальных инструментов к дирижёру, к слушателям.
А теперь повторим всё то, о чём мы сейчас говорили.
Вопросы: 1).Что такое оркестр?
2).Какие инструменты симфонического оркестра вы запомнили?
3).Как располагаются инструменты симфонического оркестра?
4).Перед вами герои известной сказки. Все они играют на музыкальных инструментах. Чего
не хватает инструментам?
5
2.Разучивание песни «Наш оркестр».
Текст песни:
ПРИПЕВ:
Что вокруг творится, к сцене не пробиться,
Нет нигде свободных мест.
Это все узнали,
Что сегодня в зале 3 куплет.
Выступает наш оркестр. Сколько длилось - неизвестно,
1 куплет. Выступление оркестра.
Ростом мал, да ловок Миша, Только все мы прямо с мест
Взял себе гитару он. Пели песни под оркестр.
Я сильней его и выше –
У меня аккордеон.
ПРИПЕВ:
2 куплет.
Николай, что в третьем «б»,
Тот играет на трубе.
А Сергей – на контрабасе:
Он уже в четвёртом классе.
ПРИПЕВ:
3.Скрипка.
Откуда же берутся музыкальные инструменты? Конечно же, их делают мастера. Делать музыкальные
инструменты – это тоже искусство.
Мастера, дающие музыкальным инструментам голоса… Их искусство окружено тайнами, у каждого
из них свои секреты. Но главный их секрет – трудолюбие и любовь к прекрасному. (Рассказ о
знаменитом на весь мир мастере скрипок Антонио Страдивари из книги «Там, где музыка живёт» А.
Клёнова).
Тысяча скрипок Страдивари.
Было это давным-давно, более трёхсот лет назад.
Знаменитый скрипичный мастер Никола Амати подобрал на одной из улиц итальянского города
Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь-чума, от которой когда-
то люди погибали целыми деревнями, погубила его родных. Амати привёл паренька Антонио к себе
в мастерскую и сделал одним из своих помощников. Антонио оказался очень старательным. В его
руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки
для будущих скрипок. И как награду получил старательный Антонио разрешение сделать свою
первую скрипку. Было ему тогда тринадцать лет. Последнюю свою скрипку Антонио Страдивари
сделал, когда ему перевалило за девяносто лет.
(Слушание скрипки из произведения В. Моцарта Рондо из «Маленькой ночной серенады»).
6
Благодаря писателям и поэтам создаются литературные произведения о музыке
и музыкальных инструментах. На этом уроке мы познакомимся с одной сказкой.
Сказка про скрипку.
В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты.
Вечерами, когда театр заполнялся нарядно одетыми людьми, оркестр
взволнованно настраивался для выступления. Фанфары торжественно возвещали
начало представления. Инструменты выступали со своими номерами,
расстраивались при неудачах, радовались аплодисментам.
Когда люди покидали театр, инструменты начинали жить своей особой жизнью.
Среди них была красавица Скрипка самая изящная из семейства струнных. Локоны изогнутого
грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней могла даже
прима-балерина. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К
тому же она очень мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Только иногда кое-кто
осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё
было много поклонников, однако никто из них не мог добиться ответа в холодном сердце
красавицы.
Инструменты часто собирались вместе. Приходили Альты двоюродные братья Скрипки.
Заглядывала её тётушка Виолончель, обладательница приятного грудного голоса. Она несколько
полновата, но о былом её изяществе говорило каждое её движение.
Фортепиано постоянно беспокоилось о своих многочисленных чудесных клавишах.
Добродушно ворчал по всякому поводу Фагот. Скрипку он находил чересчур надменной, поэтому их
беседа порой напоминала дуэт пререканий.
Слегка самодовольные инструменты из семейства Медных постоянно заботились о том, чтобы
какое-нибудь пятнышко не омрачило поверхности их золотистых одежд. Забывая о поговорке «не
всё то - золото, что блестит», они почитали себя за самое чистое золото и очень любили блестящие
марши.
Звонкие Трубы начинали марш. Его подхватывали прямодушные Тромбоны. Вступали
Валторны. Это было замечательно!
Всё было гармонично в обществе инструментов, но вот что случилось однажды.
Скромный мужественный Контрабас всем сердцем полюбил красавицу Скрипку. Он долго не
мог признаться в этом даже самому себе, но сердцу не прикажешь, а оно не переставало любить.
Контрабас прерывисто вздыхал у себя в дальнем углу оркестра и, наконец, решился – написал
Скрипке письмо, в котором признался ей в любви.
В тот вечер Контрабас играл как никогда. Даже равнодушная Скрипка удивилась и, пригласив
его в гости, сказала, что тронута его вниманием. Но разве Контрабас не знает, - говорила она, - как
много поклонников добивалось её благосклонности, но она до сих пор никого не полюбила, а уж тем
более Контрабас, такой огромный и неповоротливый, вряд ли может рассчитывать на её
расположение.
Всё это Скрипка произнесла своим чистым голоском в изысканной манере. Однако этим
вежливым отказом она совершенно разбила сердце бедняги Контрабаса.
Кто знал, о чём думал Контрабас, возвращаясь домой. Быть может, вспоминал он звуки голоса
Скрипки или надежду, с которой писал ей своё письмо-признание, а может, расставался навсегда с
мечтой о счастье. Неровно и больно билось его сердце.
Тёмной была ночь прощания. Вспыхнул ненадолго свет в окне его дома и погас…
7
А Контрабас исчез.
С тех пор его никто не видел. Братья разыскивали его, но место в правом дальнем углу оркестра
пустовало.
Казалось, Скрипка спокойно отнеслась к известию о Контрабасе, но на самом деле что-то
надломилось в ней. Даже неизменно блистательная техника пения потускнела. Ничего не приносило
ей облегчения.
Наконец, она не выдержала. Поздно ночью, когда все уже спали, Скрипка тихонько выбралась
из своего уютного домика и побежала к старой волшебнице Арфе.
-Входи, - строго сказала Арфа, - я знаю, что перед тобой не открываются заветные двери
Искусства. Они закрыты для того, кто не знает жизни, у кого нет души, кто не ведает любви. Если ты
хочешь стать настоящим артистом, ты должна странствовать по свету трижды по сто лет. Тебе,
изнеженной и капризной, будет трудно, но если ты пройдёшь все тяготы, сохранив верность
Искусству, тебя ждёт признание.
Так сказала мудрая Арфа и замолкла.
Скрипка вернулась домой и, не мешкая, собралась в дорогу. В ту же ночь она ступила в пугающе
необъятный мир. Да, хрупкая, избалованная Скрипка нашла в себе силы пойти навстречу неведомым
испытаниям.
За неделями потекли недели, за месяцами спешили месяцы, за годами годы, а годы
складывались в столетия.
В первые сто лет Скрипка узнала одиночество, в котором всегда так много места для раздумий,
воспоминаний…
Второе столетие она провела в непрерывном труде. Потускнела её красота, но голос стал
наполняться теплом и зазвучал глубже.
Тяжелее всего пришлось Скрипке в последние сто лет. Холод сковывал её, делая хрупкими
струны, а порой зной так раскалял воздух, что нечем было дышать. Потеряв внешний облик, она
узнала презрение, была гонима. Но именно среди невзгод научилась Скрипка ценить добро,
сострадание, любовь. Она обрела душу.
Через триста лет, почти без сил, Скрипка вернулась в свой театр. Арфа с радостью встретила
её, сразу поняв, как изменилась странница.
Вечером Скрипка вышла на сцену и запела. Как она пела! Её песни разглаживали морщины
усталости и горя, соединяли любящие сердца в одно большое сердце, а злых делали добрыми. Она
пела, не ожидая платы, ни поклонения, и благодарность согретых сердец исцеляла раны,
нанесённые веками скитаний.
С тех пор, чем старше Скрипка, тем чудеснее она поёт, тем больше её любят, и даже называют
ЦАРИЦЕЙ МУЗЫКИ.
4.Итог урока.
Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре и об инструментах
симфонического оркестра. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На
следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.
5.Домашнее задание:
Придумать и написать сказки о музыке и музыкальных инструментах.
8
Сказка «О волшебной палочке» ученицы 3 «б» класса Вологдиной Марины.
Жили-были музыкальные инструменты. Они работали в симфоническом оркестре. Когда они
оставались одни, они оживали. Однажды скрипки стали спорить, какие инструменты важнее и они
быстро пришли к выводу, что они самые важные в оркестре, а самым ненужным, по их мнению,
предметом, дирижёрская палочка. И они решили от неё избавиться.
Ночью скрипки пробрались туда, где отдыхала палочка, и похитили её. А на следующий день был
назначен концерт. Дирижёр не нашёл палочку и стал дирижировать руками. Инструменты
растерялись, стали путаться. И тут скрипки поняли, какую ошибку они совершили. В перерыве они
нашли палочку и положили её на место. «Хорошо, что всё произошло на репетиции», - думали они.
Скрипкам было стыдно перед дирижёрской палочкой.
Концерт прошёл удачно. Дирижёрская палочка очень важна.
«Сказка про Тубу, с которой никто не хотел дружить» ученицы 3 «б» класса Александровой Алёны.
Жила-была Туба. Она была одинокая, потому что друзей у неё не было. Никто не хотел дружить с
ней. Туба была громкая, грозная, большая и грубая. Туба обиделась и ушла из оркестра.
Перед Днём Победы готовили праздничный концерт. Собрали оркестр, начали репетировать.
Музыка не звучала. Все поняли – не хватает Тубы. Инструменты попросили Тубу вернуться.
На праздник был замечательный оркестр. Все зрители дружно аплодировали. Оркестр давно не
знал такого успеха. Радостная Туба от счастья сверкала на солнце и улыбалась друзьям.
Сказка «Музыкальная семья» ученика 3 «б» класса Мощенко Данила.
В красивой стране Нот жила музыкальная семья.
Папа – Контрабас любил печь пироги, мама – Арфа заваривала вкусный, ароматный чай. А дочка
Скрипка играла весёлые мелодии.
Ещё в доме у музыкальной семьи жила кошечка – Флейта. Она очень любила танцевать под
музыку Скрипки.
По вечерам музыкальная семья устраивала званые ужины и приглашала гостей. Гости пили
ароматный чай, ели вкусный пирог и слушали
замечательную музыку.
Сказка «На улицах Лондона» ученицы 3 «в» класса Оленич Александры.
Сегодня в театре давали большой концерт. В первом ряду оркестра разместились самые красивые
скрипки. Лишь для старой скрипки Страдивари не хватало места.
Стало скрипке очень грустно. Никто не заметил, как она потихоньку вышла из театра и побрела по
пустынным улицам Лондона. Так брела она, не разбирая дороги, вспоминая молодость, когда она
молодая, в блестящем лаковом наряде, каждый вечер солировала в оркестре. Ей рукоплескали,
вызывая на бис.
Вдруг её внимание привлёк сидящий на земле пожилой человек. Перед ним на мостовой лежала
старая шляпа. Шляпа была пуста.
Скрипка поняла, что он очень беден. Ей захотелось чем-нибудь ему помочь, но она не знала чем.
Ей стало так грустно, что невольно она начала играть грустную, но очень красивую мелодию.
Когда музыка закончилась, на мостовой собрались те редкие прохожие, оказавшиеся в этот час на
улице. И в шляпу посыпались монеты.
9
На душе у скрипки стало легко, и полилась необыкновенно лёгкая мелодия. Из ближайших домов
выходили жильцы и тоже с упоением слушали прекрасную музыку.
Вдруг скрипка заметила роскошную карету, стоящую напротив. Из кареты вышла богатая дама и
положила в шляпу большую сумму. Теперь пожилой человек спасён от нищеты.
Скрипка решила не возвращаться в театр. Она отправилась в путешествие, даря свою музыку
простым людям и помогая бедным.