Сценарий классного часа "Чтобы скрипка пела"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска
(МБУ ДО «ДШИ им. И.С. Баха» г. Балтийска)
Сценарий классного часа
«Чтобы скрипка пела»
преподавателя по классу скрипки Федоровой Светланы Викторовны.
Балтийск 2020
Цели:
-
духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
-
повышение качества образования.
Задачи:
-
формирование эмоциональной отзывчивости учащихся, воспитание музыкальности;
-
активизация родителей и учащихся, привлечение родителей к процессу обучения;
-
повышение исполнительского уровня.
Участники:
-
преподаватели оркестрового отдела, учащиеся, родители.
Оформление зала:
-
новогодняя елка.
Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Приближается Новый год, Рождество, и наш
город, наша школа, наши дома засверкали разноцветными огоньками, радуя нас
приближением праздников и каникул, рождая в душе необъяснимое чувство обновления.
Очень хочется создать сегодня добрую, творческую обстановку, атмосферу домашнего
очага, чтобы юные музыканты чувствовали на сцене нашу горячую поддержку.
Звучит музыка в исполнении учащихся.
Ведущая: Совсем недавно наши ученики отыграли академический концерт. Как вы знаете,
после экзамена мы обсуждаем каждое выступление юных музыкантов. Критерии оценки
таковы: правильная постановка, крепкое знание текста наизусть, чистота интонации,
качественное звукоизвлечение и музыкальность исполнения.
Последнему пункту хочется уделить особое внимание.
Попутно вы, ребята, получите сегодня интересную информацию о нашем инструменте.
Слушайте внимательно, в конце нашей встречи мы проведем викторину.
Звучит музыка в исполнении учащихся.
Ведущая: Задумайтесь, дорогие друзья, почему классическая музыка звучит веками, не
стареет, не теряет своей свежести? Как объяснить переполненные залы во время концертов,
благодарную, восторженную публику, желающую получить ни с чем не сравнимую радость
от услышанного?! А живой звук скрипки самого загадочного из инструментов часто
творит что-то невероятное с людьми. Они начинают мыслить по-другому, видеть красоту в
самом малом.
Звучит музыка в исполнении преподавателей.
Ведущая: Ребенок учится держать вилку и ложку, учится завязывать шнурки и учится
испытывать чувства. Да, как ни странно это звучит, чувствам надо учиться. Образы, эмоции,
запечатленные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Хорошая музыка помогает
формировать личность ребенка. А маленький человек, идущий с футляром в руках в
музыкальную школу, – это труженик, вызывающий уважение окружающих.
Звучит музыка в исполнении учащихся.
Ведущая: На уроке иногда случается волшебство. Вот, например, мы рассказываем
ученику про пьесу Бетховена «Сурок». Бродячий музыкант-шарманщик со своим
маленьким другом ученым сурком в любую погоду ходит по городам и весям,
зарабатывая себе на жизнь. Пьеса жалобная, минорная. Сопровождение фортепиано
напоминает унылое звучание шарманки: однообразное, монотонное, помогающее
нарисовать печальную картину бедного музыканта.
И вот начинается магия. Глаза только что вялого ученика загораются. Воодушевленный
рассказом, исполнением учителя, он начинает играть уже совсем по-другому, вкладывая в
музыку какой-то смысл и настроение. Большая радость видеть и слышать это
преображение. Даже если впоследствии ученик не повторит достигнутое, я знаю, я
слышала: он может!
Звучит музыка в исполнении учащихся.
Ведущая: Абсолютно у каждого преподавателя бывают моменты, когда кто-то из учеников
начинает стонать: я устал, зачем так много повторять. Варианты весьма разнообразны.
Здесь уместно вспомнить слова великого пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Нужно
научиться делать в классе гораздо больше, чем вы будете делать на сцене, так же как
паровоз, делающий 90 км. в час, имеет максимальную скорость 120».
Когда вы выходите на сцену, у вас должен быть запас прочности, чтобы вы не думали о
тексте, о технических трудностях, а уверенно исполняли хорошо выученное произведение.
Тогда будет музыка, эмоции.
Звучит музыка.
Ведущая. Традиционно существует пять размеров скрипок: 1/8, 1/4, 2/4, 3/4 и 4/4, то есть
целая. Есть еще для трехлетних детей 1/16 и 1/32, но в магазинах таких не встретишь.
Наши самые маленькие ученики обычно начинают играть на скрипочке «восьмушке».
Ученические скрипки делаются на фабрике. В музыкальном училище и консерватории
приобретается уже скрипка мастера, которая изготавливается вручную. Это наиболее
дорогой вариант, поэтому мастеровые скрипки бывают, в основном, полноразмерными,
детских немного. Можно также приобрести средний вариант мануфактурную скрипку, из
старых, изготовленную тоже вручную на небольших фабриках (например, на юге Германии
у подножия Альп) из прекрасного резонансного дерева: клена, ели. Причем это должен быть
особый вид ели, произрастающий в горах Баварии на высоте не ниже тысячи метров над
уровнем моря. Так в городе скрипичных мастеров Миттенвальде на юге Германии до сих
пор сохраняют старинные традиции. Деревья валят, осторожно доставляют к подножию и
долго высушивают: не менее пятнадцати лет. Ученики и подмастерья учатся в не только
делать инструменты сюда входит и познание секретов древесины, и тайны сушки, и
искусство лакировки), но и играть на скрипке. В каждой скрипке есть душа, часть души
мастера.
Звучит музыка.
Ведущая: Пошетта так называли совсем малюсенькую скрипку размером всего 35 см.
Слово «пошетта» пришло из французского языка, и переводится оно дословно - «носить в
кармане». Такую скрипочку в старинные времена всегда носил с собою учитель танцев в
специальном кармане в камзоле. Сегодня пошетту можно увидеть в музее музыкальных
инструментов. Такие музеи есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине,
Брюсселе, Вене.
А наши ученики побывали в Германии, на родине Баха, в городе Айзенахе. Там в 1907 году,
предположительно в доме, где родился Бах, был открыт музей, который так и назвали
«Bachhaus», Дом Баха. Замечательный музей в Айзенахе один из самых посещаемых. Там
нашей группе посчастливилось услышать живую музыку, исполненную на старинном
клавесине.
Звучит музыка.
Ведущая. Наш отдел называется оркестровый, потому что здесь дети учатся играть на
инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр
состоит из нескольких групп: струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели,
контрабасы), деревянные духовые (фаготы, кларнеты, гобои, флейты), медные духовые
(трубы, тромбоны, тубы, валторны) и ударные инструменты (барабаны, тарелки, литавры,
треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста). Бывает, в состав оркестра вводят
еще инструменты клавишные (фортепиано, орган, клавесин, клавикорд) и добавочные
(арфа).
Звучит музыка.
Ведущая: Давным-давно один немолодой уже художник закрылся у себя в мастерской. Он
не реагировал на стук в дверь, не отвечал на записки друзей, начиная работать вместе с
зарей и заканчивая затемно. Он осунулся, скулы его заострились, лицо потемнело. Он очень
нервничал, переживал, он писал свою картину. Все его помыслы и мечты были устремлены
к одному желанию как донести, не расплескать чувства, как показать людям во всей
прелести то, что зародилось у него в душе. Он был худой, изможденный, но глаза его сияли.
Он то что-то наносил на холст, то хмурился и убирал, потом снова рисовал и так до
бесконечности. И вот мастер прикоснулся кисточкой к холсту в очередной раз, отошел,
посмотрел на свою картину и отложил кисть в сторону новое произведение искусства
было готово. Отныне кто бы и когда бы на него ни посмотрел, он всегда увидит величайшее
творение Сандро Боттичелли – картину «Весна».
Произведения живописи, зодчества, скульптуры, литературы доходят до нас через
десятилетия и века в своем первозданном виде. У музыкальных произведений другая
судьба. Полная жизнь произведения с красками, нюансами рождается только благодаря
исполнителю. Сколько исполнителей столько интерпретаций, толкований одного и того
же произведения. При этом настоящий музыкант остается верным авторскому замыслу, но
своей яркой творческой индивидуальностью, одухотворенностью он создает
убедительную, оригинальную, свою трактовку произведения. Произведение рождается
дважды: первый раз, когда его создает композитор, и второй раз, когда его исполняет
музыкант.
Звучит музыка.
Ведущая: Однажды самый лучший в мире Карлсон очень разумно заметил, что жалко не
тех людей, которые живут с плохой погодой, а тех, у кого вообще нет никакой погоды. Как
вы понимаете, бывает погода, которая за окном, и погода, которая у человека внутри, в его
душе. Чтобы исполнять произведения, нельзя, чтобы погоды не было, нельзя оставаться
равнодушным, нужно сопереживать исполняемому произведению. Вот тогда можно будет
сказать, что произведение рождается и в третий раз – в душе у слушателя.
Вы должны быть увлечены тем, что делаете, иначе будет скучно. Вы должны так исполнять
произведение, чтобы каждая клеточка вашего организма откликалась на музыку, чтобы вы
полностью растворились в музыке! Ведь публика ждет, что вы ей расскажите… Когда о
скрипаче говорят, что его скрипка поет, это самый лучший ему комплимент.
Звучит музыка.
Вопросы викторины:
-
Как называется самая маленькая скрипочка, которую в старину носил в кармане учитель
танцев? (Пошетта)
-
Из каких сортов дерева изготавливается скрипка? (Клен, ель)
-
Как называется самая большая по размеру скрипка? (Целая или 4/4)
-
Назовите основные группы симфонического оркестра (струнные смычковые, деревянные
духовые, медные духовые и ударные инструменты).
-
Входят ли в состав оркестра клавишные инструменты? (Бывает, в состав оркестра вводят
клавишные инструменты)
-
Какое качество музыканта заставляет слушать его исполнение, затаив дыхание?
(Эмоциональность, способность сопереживать музыке)
-
Какое свойство скрипки наиболее привлекательно? (Ее умение петь)
-
Назовите имя художника, создавшего картину «Весна» (Сандро Ботичелли)
-
Как называется город, в котором родился Бах? (Айзенах)
-
Как называется музей в Айзенахе? (Дом Баха)
-
Для чего музыканту нужно много заниматься, повторять много раз одно и то же? (Чтобы
исполнение было свободным и музыкальным).
Использованная литература:
1.
https://www.bookol.ru/detskoe/detskaya_proza/33139/fulltext.htm (Дата обращения
12.12.2019)
2.
https://radostmoya.ru/video/3619/ (Дата обращения 12.12.2019)
3.
https://olgrig.livejournal.com/252527.html (Дата обращения 12.12.2019)
4.
https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly91cm9rLjFzZXB0LnJ1L9GB0YLQsNGC0YzQuC8zMT
E4ODUv (Дата обращения 12.12.2019)