Формирование и развитие навыков аккомпанемента на ранних этапах обучения в фортепианном классе

Формирование и развитие навыков аккомпанемента
на ранних этапах обучения в фортепианном классе.
План
1. Актуальность темы.
2. . Навыки аккомпанемента, их формирование и развитие.
Понятия концертмейстер и аккомпаниатор;
Главные задачи работы в классе аккомпанемента в старших
классах ДМШ;
Навыки аккомпанемента необходимые для развития у
обучающихся в младших классах;
Принципы и методы обучения навыкам аккомпанемента в
подготовительном и младших классах ДМШ.
3. Заключение
1.Актуальность темы
Современный мир многогранен и динамичен. Сегодняшние
обучающиеся, совершенно не такие, как были ещё 5-7 лет назад. Интернет,
телефон дают возможность получить огромное количество информации
сразу. Детям необходимо уметь её «просеивать», отбирать необходимую.
Кроме того, большинство наших обучающихся кроме музыкальной школы,
ходят на танцы, в спортивные и английские школы. У них просто нет
свободного времени. Поэтому задача современного педагога ДМШ
заинтересовать, помочь детям полюбить музыку. Помочь сделать обучение в
музыкальной школе необходимым может формирование и развитие навыков
аккомпанемента. Они пригодятся детям в повседневной деятельности для
домашнего досуга, для участия в самодеятельности и так далее. Занятие в
классе аккомпанемента развивают интеллект, творческие возможности
учеников с различным уровнем способностей, расширяют кругозор,
помогают повысить планку самомнения, воспитывают коммуникативные
качества личности, помогают детям с неустойчивой нервной системой,
справляться со сценическим волнением и показать себя с наилучшей
стороны, как чуткого аккомпаниатора. Дети, общаясь друг с другом,
становятся более ответственные, благодаря работе над общим делом.
Практика аккомпанемента это возможность приобщения ученика к живому
музицированию. Второй важный момент, что сегодня многие родители
приводят детей заниматься музыкой в ДМШ в возрасте в 3-4 лет.
Большинство детей в столь раннем возрасте обучаемы и с удовольствием
ходят на уроки. Поэтому начинать формировать и развивать навыки
аккомпанемента можно уже в подготовительном классе.
2. Навыки аккомпанемента, их формирование и развитие
Концертмейстер в переводе с немецкого означает мастер концерта,
музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета
разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах.
Аккомпаниатор в переводе с французского означает играть партию
сопровождения мелодии солиста или хора. Сопровождение предполагает
ритмическую и гармоническую опору для солиста. Таким образом, видно,
что концертмейстер более обширное понятие, чем аккомпаниатор. Недаром в
рабочей программе по предмету «фортепиано» в 6 и 7 классе есть
аккомпанемент, а в ФГТ есть предмет «концертмейстерский класс». Правда.
Только в 7 и в первом полугодии 8 класса. Зато есть вариативная часть, где
предмет «Ансамблевое музицирование» начинается с 1 класса, а с 3 - по 8
классы есть предмет «Коллективное музицирование». В программе ОРП с 1
по 2 класс-есть предмет «Музицирование», 3-4 класс – предмет «Ансамбль»
Главными задачами в классе аккомпанемента в старших классах ДМШ
являются: научиться работать в ансамбле с инструменталистом или
вокалистом над произведением, читать с листа и транспонировать. Но, к
сожалению, пока преподаватель выучивает с учеником текст, динамику
произведения, «выдалбливает» 2 произведения в течение года, обучающиеся
задерживаются в своём музыкальном развитии, им надоедает бессмысленная
«зубрёжка». Ученик теряет интерес к музыке, у него появляется желание
бросить музыкальную школу. Поэтому задача педагога формировать и
развить навыки аккомпанемента ещё на начальном этапе обучения в ДМШ.
Какие же главные навыки аккомпанемента необходимо формировать
и развить у младшего школьника. Это: развитие слуха, ритма и мышления,
пианистических навыков, овладение музыкальной грамотностью,
знакомство наиболее встречающимися фактурами аккомпанемента.
«Развитие слуха - это самое главное - говорил Р. Шуман. Необходимо
развитие гармонического, звуковысотного, мелодического слуха. Самый
простой способ развития слуха это пение. При пении вырабатывается
тесная связь между голосовым и слуховым аппаратами, развивается
мелодический слух и музыкальное мышление. Необходимо научить ребёнка
слушать фортепианный звук, его тембр, естественное затихание и
исчезновение, чтобы потом бережное отношение к звуку нормой при игре на
фортепиано. Нужно научить ребёнка эмоциональному отношению к
музыкальным произведениям, умение осмыслить их содержание,
почувствовать характер, отличительные особенности, т. е. уметь слушать и
слышать. В подготовительном классе необходимо петь песенки по лесенки,
играть ребёнку небольшие яркие произведения, обсуждать их характер,
форму, обращать внимание на средства музыкальной выразительности (лад,
регистры, темп, повторения, изложение мелодии скачками или поступенно,
вверх или вниз). Помогает развитию гармонического слуха изучение
интервалов, при этом преподаватель может дать каждому интервалу яркое
образное сравнение, чтобы ребёнок мог сразу угадать его по слуху, а в
дальнейшем петь и интонировать пальцами на клавиатуре, угадывать
интервалы на нотном стане. Для этого используется игра, где ребёнок
отгадывает интервал, сыгранный преподавателем, затем находит его,
написанным на нотном стане на карточках и затем играет на инструменте.
Развитие чувства ритма у ребёнка полезно начать со слушания музыки.
Можно попросить ученика “аккомпанировать” на бубне, барабане,
погремушке или других шумовых инструментах. Ребенок стучит сначала
пульс музыки (мелкие длительности, «ровные шаги»), затем метр (сильные
доли, «громкие шаги»). Постепенно аккомпанемент усложняется, например,
становится из определённой ритмической фигуры. Полезно самому ребёнку
спеть знакомую песню и таким же образом себе аккомпанировать. Кроме
того, даются определённые ритмические задания. Сначала прохлопать ритм
слова. затем стихотворения. Развитие слуха, ритма невозможно отделить от
развития мышления, пианистических навыков, овладение музыкальной
грамотностью. В донотный период, ученик осваивает элементарные
аппликатурные правила: рядом нот-рядом палец, через ноту через палец.
Упражнения на игру в одной позиции, одновременное движения рук
параллельно и в разные стороны. После освоения этих упражнений, можно
поиграть их в разных тональностях. Одновременно с мелодическими
аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка
аппликатурной реакции на вертикальные комплексы интервалы, аккорды.
Воспитывается навык: а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала
или аккорда по его специфическому рисунку ( по относительному
расстоянию между составляющими его нотами) ; б) мгновенной реакции
пальцев на зрительно-слуховой сигнал на основе элементарных, «типовых»
аппликатурных формул : б2 соседние пальцы, б3 – через палец, ч4 через 2
пальца ; ч5, б 6, б, 7, октава крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы. Изучение
гамм – это запоминаем аппликатурных формул, поэтому играем гаммы с
учеником на одну октаву отдельно и двумя руками вместе, начиная с Ми
мажора, по мере возможности не сильно засиживаясь на изучении каждой
гаммы, но повторяя разные на каждом уроке.
Развитию слуха, ритма, мышления помогают творческие задания: подбор по
слуху, сначала мелодии, затем аккомпанемента, сочинения песенок на
заданные стихи. При подборе аккомпанемента к самым лёгким песенкам
первоначально используется квинта на тонике. Детям очень нравится играть
с аккомпанементом. В дальнейшем можно вместо квинты использовать
трезвучие. Одновременно с изучением нотной грамоты, для подбора
аккомпанемента по слуху используются главные ступени лада (1,4,5)и их
трезвучия, а позже обращения и кадансовые обороты, в более старшем
возрасте буквенные обозначения аккордов. Удобно при работе над подбором
аккомпанемента знакомить обучающихся с простыми формами
аккомпанемента. Например: аккорды( гармоническая аккордовая пульсация),
бас и аккорд ( аккомпанементы вальсов, полек, маршей), разложенные
аккорды( гармоническая фигурация: альбертовы басы, длинные и короткие
арпеджио), элементы полифонии. Всё это поможет и при чтении с листа.
Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо
научить быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь
книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной
пьесы. Чтобы более эффективным способом запомнить ноты, паузы,
динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки и т.д., можно
использовать нотное лото, и в зависимости от пройденного материала
использовать его на каждом уроке. Удобно для запоминания нот
использовать специальные мультфильмы, где дети поют песенку, сначала со
словами, затем нотами. Ещё одна трудность, которая возникает у
обучающегося при знакомстве с аккомпанементом - это трёхстрочное
изложение. Ученик должен сконцентрировать своё внимание не только на
своей партии, но и на партии солиста, обязан строго согласовать с солистом
свои действия и желания. Этому помогают ритмические упражнения,
написанные как партитура, или мультфильмы с партитурной партией
ритмического аккомпанемента.
При работе с маленькими детьми, необходимо соблюдать
определённые принципы. Это: использования ярких наглядных пособий,
мультимедийной аппаратуры, необходимо помнить об особенностях психики
детей этого возраста. Например, неумение детей надолго сосредоточиться на
одном и том же, поэтому, педагог должен разнообразить формы подачи
изучаемого материала. Нужно помнить, что у малышей конкретное
мышление, поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена
непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах.
Говорить лучше меньше. Но сказанное должно быть ясным, конкретным и
метким. Прохождение нового на уроках от простого к сложному,
постепенно, не торопясь, учитывая индивидуальность каждого ученика.
Свойство детской памяти быстро забывать, что пройдено, поэтому не
раздражаясь, каждый урок начинать с повторения. Так как мышление у
ребёнка медленное, не торопиться за него отвечать. Использовать
психологию успеха. Урок должен проходить в игровой форме. Никаких слов:
«ты должен», «сделай упражнение»; вместо этого, должно звучать: «давай
поиграем, сейчас я тебе покажу игру считалку, затем ты меня будешь
передразнивать» и так далее. Урок нужно строить, основываясь на детском
интересе и познавательной деятельности. Детям интересно узнавать новое,
находить что-либо повторяющееся, самим открывать то, что обычно
объясняет учитель. Поэтому ребёнка, путём наводящих вопросов, нужно
подводить к их собственному “открытию”. Тогда и запоминается всё намного
лучше, чем просто скучное, хоть и очень правильное объяснение учителя.
Дети 3 лет мыслят образами. Образное мышление профилирует.
Поэтому необходимо яркое, эмоционально-окрашенное объяснение учителя.
Яркие образные пьесы для развития музыкального восприятия. Конечно,
каждый ребёнок индивидуален, но в таком юном возрасте дети обычно очень
переменчивы в настроении (эмоционально неустойчивы), поэтому
необходимо внимательно следить за настроением ребёнка, уметь быстро
переключать внимание малыша, чувствовать, когда ученик устаёт.
Отношение с малышом надо строить на взаимном доверии, постараться,
чтобы процесс обучения приносил ребёнку радость. Помнить, что цель
начального обучения - не загружать огромным количеством заданий, а
заинтересовать ребёнка музыкой.
Хочется, чтобы каждый преподаватель, работающий с маленькими детьми,
помни слова Г.Г. Нейгауза: «Я не учитель фортепианной игры, Я - учитель
музыки ».
3. Заключение
Сама работа с солистом над произведением предполагает следующие этапы:
1. Предварительное зрительное прочтение нотного текста, музыкально
слуховое представление о произведении.
2. Первоначальный разбор произведения, проигрывание целиком.
3. Выявление стилистических особенностей сочинения.
4. Отработка эпизодов с различными элементами трудностей.
5. Выучивание своей партии и знание партии солиста.
6. Составление исполнительского плана. Чёткое знание формы
произведения. Создание художественного образа музыкального
произведения.
7. Постижение идейно – образного содержания сочинения.(Правильное
определение темпа, нахождение выразительных средств, создание
представлений о динамических нюансах.)
8. Репетиционное работа над произведением (Проработка и отшлифовка
деталей).
9. Концертное выступление как, воплощение музыкально
исполнительского замысла.
Работа над произведением с солистом предполагает совместную работу над :
мелодией, фразировкой, звуковым образом, темпом, гармоническим
слушанием вертикалей и горизонталей музыкальной ткани, Метро-ритмом,
интерваликой, штрихами, применением педали. А в старших классах
предполагается знание обучающимся специфики инструмента своего
партнёра - законов звукоизвлечения, дыхания, техники. Конечно, всему
этому невозможно научиться только за 2 или 1,5 года обучения по программе
предметов аккомпанемент или концертмейстерский класс. Поэтому, навыки
аккомпанемента необходимо формировать и начинать развивать в младших
классах и продолжать развивать в течении всего обучения в ДМШ.
Литература:
1. . Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М.,
2007.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед.
вузов и средних проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002.
3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство музыкально-творческая
деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4
4. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л., 1972
5. Мур Джеральд «Певец и аккомпаниатор» . - М.: Радуга, 1987 г.
6. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», Москва «Музыка»
1988г.
7. О работе концертмейстера. Сост. М.А. Смирнов. М.: Музыка, 1974
г.
8. Тимакин Е. Воспитание пианиста, - М., 1984.
9. Федорович Е., Тихонова Е. Основы музыкальной психологии, - Е.,
2007.
10. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности, - М., 1994.
Интернет источники:
1. http://fullref.ru/job_46852147e2bf63ec86fb4f82e15394bc.html
2. www.prodlenka.org