Методическая разработка "Обучение правилам игры на баяне на начальном этапе"

1
Методическая разработка: «Обучение правилам игры на баяне
на начальном этапе»
Цели и задачи:
развивать в ученике любовь к музыке и музыкальное мышление;
научить понимать художественное произведение и эмоционально отзываться на его
содержание;
обеспечить совершенное владение инструментом и всесторонний рост
исполнительских навыков ученика.
Оборудование:
1. баян;
2. мультимедийная установка;
3. презентация;
4. учебник: Н. Чайкин, А. Басурманов «Самоучитель игры на баяне».
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой.
1. Приветствие.
2. Создание доброжелательной и комфортной обстановки.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
Повторение и закрепление ранее изученного материала с использованием
инструмента.
1. Детская песня «Василёк»
2. РНП «Как под горкой, под горой»
III. Постановка проблемы.
Формирование исполнительских навыков баяниста.
Развитие исполнительских навыков баяниста
Усовершенствование баяна и, как следствие, расширяющийся за счет
переложения классических произведений и сочинения оригинальных пьес
репертуар требует от исполнителя владения разнообразными приемами игры
(тремоло мехом, рикошет, шумовые эффекты). Для этого необходимы
психические и физические усилия, развитие исполнительского аппарата.
Конечным продуктом исполнительского процесса является создание
художественного образа.
Воспитание исполнительских навыков являлось одной из центральных проблем
музыкальной педагогики. На протяжении веков музыканты не могли опираться на
знание физиологии. В результате было немало противоречий в попытке
различными способами решить вопросы повышения исполнительского мастерства
на основе достижения целесообразности действий. Это был механистический
подход, затем решалась проблема соотношения техники и художественности. И
лишь общение музыкантов-педагогов с исследователями в области
психофизиологии движений привело к разрешению спора сторонников слухового
и двигательного методов.
Несмотря на то, что музыкально-игровые движения не являются безусловными,
естественными для аппарата, нужно стремиться к свободе, гибкости, расширять
2
двигательные способности. Все зависит от индивидуальных особенностей
организма музыканта, взаимодействия двигательных и психических процессов
(музыка сфера духовных действий), от темперамента, быстроты реакции,
природной координированности.
Постановка баяниста состоит из трех компонентов: посадки, постановки
инструмента, положения рук.
При работе над посадкой следует учесть и характер исполняемого произведения,
и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные
музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса).
Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения
рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность.
Правильной считается та посадка, которая удобна и создает максимальную
свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Конечно,
рациональная установка инструмента еще не все, но баянист и инструмент
должны быть единым художественным организмом. Таким образом, в
исполнительских движениях баяниста участвует все тело: и дифференцированное
движение обеих рук, и дыхание (во время исполнения нужно следить за
ритмичностью дыхания, т.к. физическое напряжение неизбежно ведет к
нарушению ритма дыхания). Вследствие конструктивных особенностей для
извлечения звука требуются два движения нажатие клавиши и ведение меха.
Каждая Школа игры на баяне, учебно-методические пособия говорят о
взаимосвязи ведения меха и звучания, его громкости. Но опыт показывает, что у
начинающих баянистов существует ошибка, когда они сильным нажатием клавиши
пытаются достичь большего звучания без соответствующего ведения меха, что
приводит к закрепощению игрового аппарата и сказывается на общем
психологическом состоянии организма. Для правильной организации игрового
аппарата мы должны иметь в виду эту взаимосвязь. Преимущество баяна в том,
что независимость звучания от силы нажима клавиши экономит силы музыканта.
Большое значение в развитии исполнительских навыков имеет так называемое
"мышечное чувство". Это ощущения, возникающие при раздражении мышц и
связок, принимающих участие в осуществлении певческих или игровых движений.
Каждое новое исполнение музыкального произведения несет в себе новый
художественный образ, смысл. Исполнительская деятельность является
интонационной. Например, композитор может интонировать музыку внутри себя.
А исполнитель должен воспроизвести ее голосом или на инструменте. В это время
он сталкивается с сопротивлением материала, ведь инструмент и голос, который
можно считать инструментом, являются материальными компонентами
интонационного процесса. Даже человек, который только начал учиться играть на
инструменте, стремится передать слушателю смысл содержание, настроение
произведения, т.е. выразить свое понимание воспроизводимой музыки. На этом
уровне интонирования как осмысленно-выразительного звуковысказывания,
нельзя обойтись без организации звучания в мелодических, метроритмических,
ладофункциональных, тембровых, гармонических, динамических,
артикуляционных и т. п. отношениях. Возможность понять музыкальные мысли,
истолковать их, объединить в целостное художественное единство зависит от
способности и искусности исполнителя. Невозможно постичь образный строй
3
произведения, его «подтекст», убедительно интерпретировать его без ясного
понимания формы. С этой точки зрения на уроках преподаватель и учащийся
выясняют через то, что исполняется, то, как исполнять.
В основе обучения не должно лежать механическое заучивание, формирование
стереотипного мышления. Любое обучение должно быть построено на технологии
творческого развития. В процессе исполнения деятельность музыканта
направлена на раскрытие замысла композитора, создание художественного
образа и интерпретация произведения напрямую связана с внутренним миром
исполнителя, его чувствами, представлениями. Интерпретация произведения
всегда связана с воображением, а значит, с творческим мышлением.
В процессе реализации метода наблюдения и сравнения у учащихся была
возможность прослушать произведение в исполнении разных музыкантов,
сравнить их исполнительские приемы. Еще одним методом был метод анализа
звукоизвлечения. Он позволил выработать рациональные движения,
скоординировать их, снизить утомляемость, приобрести навык самоконтроля.
Вся организация движений напрямую связана с изложением музыкального
материала. Поэтому чем раньше ученик научится анализировать свои движения,
способные привести к естественности и свободе, тем лучше будут его
исполнительские результаты.
IV. Знакомство с новым материалом.
Разучивание нового музыкального произведения
подружки»
Р. Н. П. «Как пошли
наши
V.
Подведение итогов. Рефлексия.
1.
Что нового узнал ученик на уроке.
2.
Что понравилось и запомнилось.
3.
Над чем учащийся будет работать дома.