Методическая разработка "Освоение нотной грамоты на начальном этапе обучения игре на домре"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО)
ТВОРЧЕСТВА
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Освоение нотной грамоты на начальном этапе
обучения игре на домре»
для учащихся 7-14 лет
Подготовила
преподаватель по классу домры
Плеханова Полина Евгеньевна
г. Санкт-Петербург
2016
Введение
Музыкальное воспитание играет большую роль в формировании гармонично
развитой личности, развивает творческие способности, формирует
музыкальный вкус. Отсутствие знания нотной грамоты- проблема массовой
музыкальной культуры. Подрастающее поколение не владеет навыками
чтения нотного текста, в результате чего оказывается изолированным от
прямого индивидуального контакта с огромным и что особенно важно
наиболее ценным массивом музыкальной культуры, обречено на пассивное
общение только с тем материалом, который транслируют средства массовой
информации. В настоящее время распространение «легкой» эстрадной музыки
часто невысокого художественного качества наносит вред психическому
здоровью детей, опустошает душу, толкает их на негативные поступки.
Необходимо показать молодёжи истинные ценности культуры, пробудить
чувство национального самосознания, патриотизма. Музицирование на домре
и других русских народных инструментах позволяет решить эту задачу.
Домра занимает ведущее место в современном оркестре русских народных
инструментов. Обучение игре на этом инструменте и игра на нём в качестве
сольного исполнителя, в составе ансамбля и оркестра позволяет
обучающемуся приобщиться к лучшим образцам отечественной и зарубежной
музыкальной культуры. Всё это способствует формированию общей культуры
человека, развитию личности, личностных качеств.
Чтобы исполнять музыкальные произведения на инструменте, в том числе и
на домре, необходимо знание нотной грамоты. Без знаний нот не будет
прогресса в освоении инструмента. Ноты- это знаки, при помощи которых
изображаются звуки. Различные значки, по-разному расположенные,
передают длительность и высоту звука. При начальном обучении детей на
инструменте встает проблема: как сделать так, чтобы ребенок учил ноты на
нотном стане и связывал это с игрой на инструменте. Ребёнка привлекает
звучание инструмента, его красивый вид, а его заставляют учить ноты. Перед
педагогами всегда стоит задача как совместить овладение приёмами игры на
инструменте с изучением нот, с игрой по нотам.
Цель методической разработки- помочь обучающимся освоить основы
нотной грамоты.
Задачи:
Обучающие:
- изучение основ нотной грамоты
- освоение небольших произведений
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти
Воспитывающие:
- формирование потребности к продолжению занятий музыкой
Теоретическая часть
В отечественной системе общего музыкального воспитания методика
обучения нотной грамоте формируется с последней трети XIX века. Её
основы были заложены педагогами дореволюционного времени Н. Брянским,
Н. Виташевским, Д. Зариным, И. Ивановым, А. Карасёвым, А. Кастальским,
Н. Кашкиным, А. Масловым, П. Мироносицким, С. Миропольским, А.
Никольским, А. Пузыревским, С. Смоленским. Значимым вкладом в
развитие методики обучения пению по нотам стали работы советских
методистов О. Апраксиной, А. Бандиной, В. Белобородовой, Т. Беркман, П.
Вейса, И. Гейнрихса, Е. Гембицкой, К. Грищенко, Н. Гродзенской, Е.
Давыдовой, В. Дышлевской, Д. и Т. Огородновых, Г. Ригиной, М. Румер, О.
Солониковой, Г. Струве, Н. Шереметьевой. На современном этапе развития
школьной музыкальной педагогики проблема разрабатывалась Ю. Алиевым,
Т. Баклановой, Л. Безбородовой, Т. Надолинской, В. Никешиным, Б.
Рачиной. Благодаря развитию сети интернет различные методики по
обучению нотной грамоте стали доступны широкому кругу людей. В
большинстве случаев- это методики освоения нотной грамоты на начальном
этапе обучения игре на фортепиано, реже- при обучении игре на гитаре и
очень мало- при обучении игре на домре. В этих работах можно выявить
сходство при подходе к изучению нотной грамоты по принципу «от
простого-к сложному» применительно к конкретному инструменту.
Основное содержание
Проблема освоения нотной грамоты всегда встаёт на начальном этапе
обучения игре на любом инструменте, в том числе и на домре. Нотный стан,
скрипичный, басовый ключи, ноты, длительности нот, воспринимаются
человеком, не имеющим представления о музыкальных занятиях как что-то
абстрактное, никак не связанное с музыкальным инструментом. Прежде всего
всегда привлекает звучание музыкального инструмента, в данном случае -
домры. Важную роль играет его эстетический вид. Благодаря этим признакам
возникает желание учиться игре на домре. О том, что нужно будет изучать
ноты, поначалу мало кто думает. На первых занятиях можно что-то
выучить «с рук». Но дальше без знаний нотной грамоты процесс обучения
будет идти медленнее, чем могло бы быть. Рано или поздно придётся
обратиться к нотам, если стоит задача полноценного музыкального развития.
Восьмые и четвертные длительности, название и написание нот на
нотном стане, скрипичный ключ.
Процесс запоминания нот на нотном стане должен идти по принципу « от
простого к сложному». Запомнится название и написание тех нот, которые
используются на практике. На самом первом занятии следует объяснить, что
звуки могут быть разными по продолжительности. Продолжительность
звучания в музыке - это длительность звука. Длительности звуков находятся
между собой в строго определённом соотношении. Рассмотрим это на словах
и стихотворениях:
|
ВО-РО-БЕЙ
Здесь ударение падает на букву «Е» и этот слог длиннее двух предыдущих
Это слово можно простучать в ладоши: получится 3 звука, которые можно
изобразить схематически:
Короткой палочкой изображен короткий звук, длинной-длинный звук
Следует отметить, что длинный звук в два раза длиннее короткого, а два
коротких тянутся столько же по времени сколько один длинный.
Объединим ребром два коротких звука:
Получилась небольшая ритмическая схема. Она подходит и для других слов:
ПЕ-ТУ-ШОК, СО-ЛО-ВЕЙ
Теперь произнесём слово «ЗЯБЛИК». На слух два слога тянутся одинаково.
Схематически это выглядит так:
ЗЯБ-ЛИК,
то есть два длинных звука.
Все эти слова можно прохлопать в ладоши или простучать по столу.
Стихотворение тоже можно прохлопать или простучать по столу, а если есть
возможность палочкой на барабане. В стихотворении равномерно идёт
чередование ударных и безударных гласных. На какую-то ударную гласную
делается больший акцент, чем на другие, например:
│ │
1) Как у нашего кота шубка очень хороша,
как у котика усы удивительной красы.
Гласные звуки, на которые падает ударение тянутся дольше, чем другие.
Эти звуки не имеют определённой высоты, но они между собой
ритмически организованы.
Звуки, не имеющие определённой высоты, обозначаются так:
Напишем таким образом предыдущее стихотворение:
1)
Как у на- ше- го ко- та
шуб- ка о- чень хо- ро- ша
Как у ко- ти- ка у- сы
у- ди- ви- тель- ной кра - сы.
Эти стишки можно прохлопать или простучать на барабане. Подобных
примеров можно подобрать много. В итоге получается чередование звуков,
ритмически организованных между собой. Они не имеют определённой
высоты, мы их стучим. Но их можно спеть голосом или сыграть на домре.
Например, можно спеть голосом или сыграть «Как у нашего кота» на одном
звуке, а можно на каждый слог спеть разные звуки и получится небольшая
мелодия. Таким образом мелодия- это последовательность звуков разных по
высоте, но ритмически организованных.
Теперь мы подошли к тому, чтобы узнать как записываются звуки разной
высоты (то есть ноты) на бумаге. Ноты пишутся на нотном стане или
нотоносце. Это 5 горизонтальных линеечек.
Ноты пишутся на линеечках, между линеечками:
На добавочных линеечках сверху и снизу:
Названий нот всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Как видно из приведённых
примеров, на нотном стане помещается много нот. Но это не всё количество
нот, которое звучит в музыке. Чтобы поместились все ноты, придумали в
начале нотной строчки ставить ключи. Ключ показывает определённую ноту,
от которой идёт отсчёт нот по звукоряду вверх и вниз. Ключей много:
скрипичный, басовый, альтовый, теноровый. Для домры ноты пишутся в
скрипичном ключе, который выглядит так:
Он называется ещё ключ «соль», потому что показывает ноту «соль» первой
октавы ( что такое октава мы пройдём позже). Она пишется на второй
линеечке:
Пройдём сейчас первый звук, который можно сыграть на домре. Это нота «ми»
первой октавы. Она пишется так:
Ноты имеют разные длительности. Два вида их мы прошли: короткий и
длинный звуки. В дальнейшем будем называть короткие звуки восьмыми, а
длинные звуки- четвертями. Есть и другие длительности, но мы их пройдём
позже. Восьмые и четвертные длительности - это самые воспринимаемые
длительности для слуха. Если восьмая одна, то она обозначается так: ♪
Запишем на ноте «ми» уже разобранные нами слова и стихотворения
«Воробей», «Зяблик», «Яблочко», «Как у нашего кота».
Попробуем спеть. А теперь попробуем сыграть. На домре нота «ми»-это третья
открытая струна и самый низкий звук. Ниже этой ноты нам никаких звуков на
трёхструнной домре не сыграть, но знать и петь мы их должны. Это ноты «до»
и «ре»:
до ре
А теперь разучим песенку, которая уже небольшая мелодия из двух нот. Вот
её слова:
Сорока-сорока, где была? – Далёко
Кашку варила, детушек кормила.
Напишем её ритмический рисунок и сначала прохлопаем:
-2 раза
В этой песне участвуют две новые для нас ноты:
Нота «фа» и нота «соль»
Запишем эту песенку на ноты, споём и сыграем.
Далее подбираются пьесы со словами и с каждой пьесой прибавляются новые
ноты. Пьесы со словами учатся детьми быстрее, чем пьесы без слов и
благодаря словам лучше усваивается ритм.
Потом следует пройти знаки альтерации: диез и бемоль, так как во многих
пьесах для начинающих играть на домре часто встречается знак диез. Поэтому
как только ребёнок проиграл несколько пьес и знает написание четырёх нот
на нотном стане (до, ре, ми, фа, соль, ля), нужно объяснить что такое диез и
бемоль. Чаще всего встречаются ноты фа-диез и соль-диез .
Половинные и целые длительности, размер, такт.
На самых первых занятиях мы проходим восьмые и четвертные длительности.
Они лучше всего воспринимаются на слух, особенно детьми. Но со временем
нужно пройти и другие длительности нот и обязательно применять их на
практике, иначе они не запомнятся. Про половинную длительность для начала
нужно сказать, что это очень длинный звук. По времени он в два раза длиннее
четвертной или длится столько же, сколько две четвертные.
Как показывает практика, ребёнку младшего школьного возраста
психологически трудно правильно выдержать половинную длительность, а
тем более-целую. Пьесы с половинными и целыми длительностями лучше
учить тогда, когда ребёнок хорошо усвоил четверти и восьмые. После этого
уже можно объяснить про половинные и целые, показать их соотношение
между собой при помощи схемы:
целая
половинные
четвертные
восьмые
При разучивании пьес по нотам из сборников, у учащихся обязательно
возникнет вопрос о цифрах при ключе и вертикальных чёрточках между
нотами. В последнее время появились новые взгляды на объяснения размера и
такта. Если учащимися хорошо чувствуется относительность длительностей,
то они могут сыграть пьесы на начальном этапе и без тактов и размера.
Вспомним самые первые пьесы на 1-2 нотах. Они игрались без знания размера
и такта. Джазовую музыку, где много синкоп и триолей, пишут на ноты с
размером и тактами. Но это не поможет уловить её ритм. Русские протяжные
песни, записанные на ноты, трудно разделить на одинаковые такты.
Приходится записывать их с переменным размером, а это не всегда удобно
считать. Размеры и такты в первую очередь удобны в жанрах танцевальной
музыки. Можно объяснить, что размеры и такты применяются, чтобы точно
высчитать ритм, если пьеса без слов и чтобы удобно было играть ансамблем и
оркестром. Ряду жанров музыки присущи свои размеры: вальсу-3/4, польке-
2/4, маршу-4/4, мазурке-3/4.
Звукоряд фортепиано, диапазон домры.
Звуков разной высоты, которые человеческое ухо может услышать, очень
много. Наглядно эти звуки представлены на клавиатуре фортепиано.
Основные звуки это белые клавиши. Названий нот всего 7: до, ре, ми, фа,
соль, ля, си. В середине клавиатуры находится нота «до» 1-й октавы. Дальше
направо расположены остальные ноты 1-й октавы ре, ми, фа, соль, ля, си.
Потом снова нота «до», но это уже нота «до» 2-й октавы. Дальше
расположены ноты 2-й октавы до «до» 3-й октавы. И так вверх – 4 октавы.
Если от середины клавиатуры идти влево, звуки становятся ниже и ниже.
Здесь малая октава, большая октава, контроктава и 2 звука субконтроктавы.
Каждая новая октава начинается от ноты «до». Октава- это расстояние от ноты
одной октавы до той же ноты следующей октавы. На трёхструнной домре
самый низкий звук – «ми» 1-й октавы, а самый высокий – «ми» 4-й октавы.
Применение игровой технологии при разучивании нот.
Тема занятия: Название нот на нотном стане.
План:
Демонстрация нот от ноты «до» первой октавы до ноты «до» второй
октавы
Опознание нот на карточках
Раздача карточек 3-4 учащимся и построение нот по звукоряду вверх
Перемешивание карточек, раздача и выкладывание нот на карточках по
очереди по звукоряду вниз
Карточки разложены нотами вниз. Каждый ученик тянет любую
карточку, смотрит на неё и называет ноту.
Технология, используемая на данном занятии:
Игровая технология
Данная технология направлена на изучение сложного учебного материала в
игровой форме.
Цель:
Способствовать запоминанию названий нот на нотном стане.
Анализ занятия:
Игровая форма обучения помогает быстрее запомнить название нот на
нотном стане и преодолеть сложность этого учебного материала.
Эффективность использования на данном занятии:
Занятие становится более весёлым и привлекательным
У детей появляется больше инициативы
Заключение
Работа педагога во дворце детского творчества очень сложна: он имеет
дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится
развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую
норму времени занятий. Он должен обладать не только глубокими знаниями,
но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно
подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности,
находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных
ситуациях, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время
урока, так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика, и дать
ему четкие, запоминающие указания, и успеть оказать необходимую помощь.
Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией. Если
педагог убеждён в правильности избранного пути, если он ощущает радость
от творческого общения с учеником и умеет найти к нему индивидуальный
подход, в этом случае успех в работе непременно придёт.
Работа с детьми это всегда импровизация, разумеется это не отменяет
подготовку и продумывание каждого конкретного урока. В наше время
создано много ярких учебных пособий для детей, появились новые методики,
новые технологии, позволяющие сделать процесс первоначального обучения
интересным и увлекательным и достичь главную цель: независимо от
природных данных помочь любому ребёнку выразить себя в музыке, ощутить
радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес и любознательност
Список использованной литературы
1. Александров А.Я. Школа игры на трёхструнной домре
a. М., Музыка, 1988
2. Барабошкина А.В. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М., Музыка, 1985
3. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. Л., «Советский
композитор» 1988
4. Евдокимов В. Хрестоматия домриста М., Музыка, 1985
5. Гончарова Л.П. Круг проблем начального обучения игре на фортепиано
a. Тольятти, 2014 (nsportal.ru)
6. Игнатьева Н.Л. Вопросы комплексного развития детей в начальный
период обучения игре на домре. СПб,2010 (nsportal.ru)
7. Лихинина Т.Н. Диссертация «Овладение нотной грамотой как фактор
развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной
школе» СПб, 2013 (nauka-pedagogika.com)
8. Потапова А.В. Домра с азов. СПб., «Композитор» 2003
9. Смирнова Т.И. Фортепиано, интенсивный курс. Методические
рекомендации. М., РИФ «Крипто-логос» 1992
10. Сулейманов Р.Ф. Как научиться читать с листа музыкальные
произведения. Казань, 1997.
11. Якубовская В.А. Начальный курс игры на скрипке. Л., «Музыка»,1983
Использованные материалы и интернет-ресурсы
1. nauka-pedagogika.com
2. nsportal.ru
3. varganist.ru
4. фотографии карточек нот, созданные автором методической
разработки Плехановой П.Е.