Конспект урока "Работа над развитием пианистических навыков на начальном этапе обучения" 1 класс

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО
Северск «Детская школа искусств»
Конспект урока с учащейся 1 класса фортепианного отделения
«Работа над развитием пианистических навыков
на начальном этапе обучения»
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Черенкова Галина Константиновна
Северск
2016
Тема урока: Работа над развитием пианистических навыков на начальном
этапе обучения.
Цель урока: овладение навыками работы, заключающей в себе увеличение
объема пианистических движений и помогающей решению более сложных
задач.
Задачи урока:
1. Продолжить работу над организацией игрового аппарата.
2. Освоить первоначальные навыки игры на фортепиано.
3. Развивать навыки самостоятельной работы при работе над
упражнениями.
4. Развивать навыки непрерывного чтения нот с листа.
5. Способствовать накоплению музыкальных впечатлений путем слушания
музыки в исполнении педагога.
6. Закрепить материал в работе над музыкальными произведениями.
7. Развивать творческое воображение учащейся путем знакомства с другими
видами искусства.
8. Воспитывать эмоциональное отношение к исполняемым произведениям.
Методы обучения:
1. Метод показа.
2. Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений, а также
различных видов искусства.
3. Метод слухового анализа.
Структура занятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. Обоснование темы, цели и задач урока.
3. Содержание занятия по теме «Работа над развитием пианистических
навыков на начальном этапе обучения».
4. Подведение итогов и выводы.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово педагога о системе обучения, носящей программно-
целевой характер. О последовательном продвижении ребенка к необходимым
умениям и знаниям, овладении пианистическими навыками. Учащаяся
занимается в 1 классе без подготовительного, то есть пришла в сентябре этого
года, не зная нотной грамоты, не имея навыков игры на фортепиано. Данный
урок в системе занятий является заключительным по результатам обучения в 1
классе в I четверти. Представлен итог, чему учащаяся обучилась в ходе
занятий, какими исполнительскими навыками овладела.
Обоснование темы, цели и задачи урока.
Урок в классе по специальности - творческий процесс. Работая над
упражнениями, музыкальными пьесами, слушая музыку, мы развиваем у
ребенка слух, память, ритм в едином комплексе, то есть развиваем
музыкальные способности. Лепка игрового аппарата начинается буквально с
первого прикосновения к инструменту, когда воспитывается отношение к
фортепиано как поющему инструменту. Организация игровых движений
сочетается с активностью пальцев и гибкостью кисти.
Содержание занятия.
Урок начинается с обращения к слуховому опыту учащейся. Музыка оказывает
влияние на того, кто ее слушает, изменяет его настроение, создавая
определенные образы. Без слушания музыки невозможно эмоциональное
развитие учащегося. Разбирая содержание музыкальных произведений,
учащийся расширяет кругозор, появляются новые слова, при помощи которых
он учится рассказывать и передавать свои впечатления о музыке.
Задание направлено на обогащение музыкальных впечатлений. Повторение, что
музыка основана на трех китах. Учащаяся называет их: песня, танец, марш.
Педагог предлагает найти трех китов в пьесах. В исполнении педагога звучат
фрагменты пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Полька», «Вальс»,
«Старинная французская песенка». Учащаяся успешно справляется с заданием,
определяет характер музыки, трех китов, лад (мажор или минор), подбирает
определения (ласковая, нежная, задумчивая, бодрая, веселая), рассказывает, что
можно делать под эту музыку.
Проверка домашнего задания. Повторение средств выразительности: штрихи.
Какие знаешь штрихи?
Ответ: нон легато, легато, стаккато.
Исполнение «Маленькой елочке» в ансамбле с педагогом.
«Веселые гуси» - педагог обращает внимание подготовку аппарата к началу
исполнения пьесы, дыхание между фразами. Игра всеми пальцами.
Закрепление пианистических навыков на пьесах из сборника «Первые шаги»
«Снежок на горе», «Три синички», «Журавель и лягушка» - анализ текста:
сколько фраз, какой характер носит музыка, как должны звучать окончания
фраз, воспитание умения дослушивать длинные ноты. Слова песенки помогают
ритмической организации. Журавель шагает важно, а лягушка весело скачет.
Ориентировка в октавах на клавиатуре.
назвать ноты скрипичного ключа 1 и 2 октавы на линейках вразброс: 1
линейка - 5 - 3 - 4 - 2 - добавочная внизу - добавочная наверху;
назвать ноты басового ключа: 1 линейка - 4 - 2 - 5 - 3;
написание под диктовку нот в скрипичном ключе в 1 октаве.
Работа над упражнениями.
Учащаяся знает интервалы: терция, секунда, квинта, трезвучие. Определяет их
по карточкам, которые показывает педагог, чем воспитывается графическое
восприятие нотной записи, умение быстро видеть и определять эти интервалы в
нотном тексте.
Закрепление приемов игры легато, приобретение начальных навыков на
упражнениях. При переходе к игре легато необходимо добиваться мягкого, без
толчков «переступания» с пальца на палец, связного певучего звука. Связная
игра требует обостренного слухового восприятия. Помимо накопления
технического потенциала упражнения способствуют обогащению слуховых
представлений, получению теоретических знаний, воспитанию выносливости за
инструментом.
Монотонность упражнений преодолевается подбором стихов. Игра легато на
коротких, затем на более длинных мотивах.
Работа над упражнениями легато из 2-х звуков: «Мама, Соня, Ваня,
Вера», обращать внимание на снятие последнего звука с кистью;
Работа над упражнениями легато из 3-х звуков: «я иду и пою»;
Соль, Си, Ре, Фа, Ля - построчно
Между Ля и До, Ми, Соль
Си - над всеми, как Король.
Упражнение на терции с подтекстовкой:
На стене часы висят,
Тихо, тихо говорят:
Тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так.
Подготовительные упражнения к игре трезвучий. Упражнение №1
«Домик и воробей»: взять квинту, 1 палец, как воробей, залетел, вылетел
(движения 1 пальцем под ладошку и наружу), поклевал зернышки (1
пальцем по нотке «до»). Упражнение 2: играем интервал квинту и
добавляем средний звук, затем все три звука вместе. Упражнение 3: из
трезвучия играется сначала нижняя терция, затем верхняя. Обращается
постоянное внимание на слуховой контроль.
Новое упражнение «Волна»: игра легато по звукам трезвучия.
Новое упражнение на 5 нот легато. Играть и петь со словами:
Ветерок игриво
Листьями звенит,
Плавно и красиво
Музыка звучит.
или
Нежно песенку пою,
Очень музыку люблю
Е. Гнесина «Фортепианная азбука» - Этюд №10 и №11.
Гимнастика на расслабление рук
Дует, дует ветерок (вращение кистями, пальцы описывают круг)
И качается листок (сгибаем и разгибаем кисти)
С дерева листок слетел (повороты кисти вправо)
Ветер листик завертел (вращаем кистями, пальцы описывают круг)
Чтение с листа является необходимым элементом урока. Необходимо
развивать навыки непрерывного чтения нот с листа. Исполнение простых
песенок на 2-3 звуках: «Елка», «Снеговик», «Фасоль», «Цыплята» по сборнику
«Первые шаги». Знакомство с новым материалом происходит по схеме:
называние нот, прохлопывание ритмического рисунка, исполнение на
инструменте.
Разбор нового произведения: Украинская народная песня «Ой ты, дивчина».
Анализ мелодического рисунка: прохлопать ритм, назвать нотами, определить
ход по дорожке (ноты идут подряд) и по трезвучию, а затем сыграть.
В заключение урока педагог исполняет несколько пьес и предлагает учащейся
соотнести с картинами художников. Картины разложены в произвольном
порядке. Необходимо определить характер музыки и найти картину,
соответствующую по настроению. Задание требует понимания характера
музыкального произведения, умения реагировать на средства выразительности
музыки и изобразительного искусства, помогает развитию ассоциативно-
образного мышления.
Варианты для ответа:
А. Грицай. Пора весны
Б. Щербаков Пришла весна
С. Майкапар. Тихое утро
И. Айвазовский. Перед бурей
Н. Дубровский. Надвигается туча
Хевелев. Баба-Яга
Н. Ромадин. Кудинское озеро
К. Сен-Санс. Лебедь
О. Богаевская. Детский праздник
П. Чайковский. Полька
А. Грицай. Летний сад
П. Чайковский. Октябрь
Задание на дом:
1. Показывать ноты на линейках в скрипичном ключе на клавиатуре.
2. Игра новых упражнений по позициям из 4-х звуков и подготовительные
упражнения к игре трезвучий.
3. Сдать пьесы на оценку.
4. Разбор нового произведения.
Литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,
1978.
2. Коган Т. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1963.
3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - Киев.: Кифара, 2008.
4. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в
первые 2 года обучения. - Новосибирск.: 1999.
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1987.
6. Шмидт-Шкловская А. А. Воспитание пианистических навыков. - Л.:
М
у
з
ы
к
а
,
1
9
8