Рабочая программа Сольфеджио 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Д
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МС на педсовете Директор МБОУ
протокол № ___ протокол №___ Озерненская ДШИ
от «___» _________2016г. от «___» ________2016г. ________Е.В.Андреева
Приказ № ___
от «___» ___2016г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Сольфеджио 2 класс
(предмет, класс)
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, ФОРТЕПИАНО
(дополнительные предпрофессиональные образовательные программы)
Башкировой Джанетты Геннадьевны
(ФИО)
преподаватель хоровых дисциплин
(должность)
2016 – 2017 учебный год
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Срок реализации рабочей программы 1 год
Рабочая программа «Сольфеджио» 2 года обучения составлена на основе
следующих нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- ч.9 ст.2
- ч.8 ст.2
- ч.1 – 2, 4 ст.75
- ч.3 – 7 ст.83
• Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1
• Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 161 «Об
утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое
пение», «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
• Устава МБОУ Озерненской ДШИ
Для достижения музыкальной грамотности следует решить задачи: по
формированию прочных слуховых навыков, умению сознательно интонировать и
воспроизводить мелодию по нотной записи, освоению теоретических знаний,
способствующих верному интонированию и определению на слух; по
правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной
форме. Для верного восприятия получаемых на уроке сольфеджио знаний
необходимо вести работу и по расширению объёма эмоциональной и
интеллектуальной памяти в тесной связи с художественно-творческим развитием
детей. На всех этапах обучения значительное время должно уделяться и вопросам
вокально-хоровой работы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(2-й класс)
Цель: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию
обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию
музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти,
мышления, творческих навыков.
3
Задачи:
• развивать чувство ритма, осмысленное восприятие и интонирование
музыкальной фразы, периода и формы, чувство стиля
• развивать музыкальный слух, музыкальное мышление
• формировать на основе системного подхода ладовое мышление, навыков
интонирования (одноголосие, гармоническое и полифоническое многоголосие)
• формировать компетенции в анализе отдельных элементов музыкального
языка и музыкальных построений – фраз, предложений, периодов – на
инструктивном материале и на фрагментах музыкальной литературы в различных
музыкальных стилях
• выработать навык записи одноголосного музыкального диктанта.
Цели и задачи программы 2 класса реализуются на уроках сольфеджио (1
академических час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового
контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 33 в год, в том
числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 33 недели в год), консультации – 2
часа. Оценки по 5-бальной системе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЛЬФЕДЖИО 2 КЛАСС
№
раздела
Название раздела
Количество
часов
1.
Вокально-интонационные навыки
5
2.
Сольфеджирование и пение с листа
4
3.
Воспитание чувства метроритма
4
4.
Воспитание музыкального восприятия
2,5
5.
Музыкальный диктант
2,5
6.
Воспитание творческих навыков
2
7.
Теоретические сведения
7
8.
Анализ произведений
2
Контрольные уроки:
4
Итого:
33
Консультации:
2
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Вокальные-
итонационные
навыки
5 ч.
Пение мажорных гамм. Пение минорных гамм (три вида). Пение
отдельных тетрахордов. Пение устойчивых ступеней.
Пение неустойчивых ступеней с разрешением. Пение опеваний
устойчивых ступеней. Пение интервалов одноголосно и двухголосно
в мажоре (м.2 на VII, II, б.2 на I, II, V, б.3 на I, IV ,V), м.3 на VII, II,
ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I). Пение интервалов одноголосно и
двухголосно в миноре (м.2 на II, V, б.2 на I, VII, м.3 на I, IV, V, VII
4
повышенной, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I). Пение простых секвенций с
использованием прорабатываемых мелодических оборотов.
Сольфеджирова
ние, пение с
листа
4 ч.
Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые
мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях,
в размерах 2/4 3/4 4/4 с дирижированием. Пение мелодий,
выученных наизусть. Транспонирование выученных мелодий в
пройденные тональности. Чтение с листа простейших мелодий.
Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами,
группами и индивидуально. Разучивание и пение двухголосия по
нотам (группами, с аккомпанементом педагога).
Воспитание
чувства
метроритма
4 ч.
Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги,
простукиванием. Повторение записанного ритмического рисунка на
слоги, простукиванием. Новые ритмические фигуры в размере 2/4
(четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых). Новые
ритмические фигуры с восьмыми в размере ¾. Основные
ритмические фигуры в размере 4/4. Определение размера в
прослушанном музыкальном построении. Дирижирование в
размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.
Паузы – половинная, целая. Дирижирование в пройденных размерах.
Упражнения на ритмические остинато. Ритмический аккомпанемент
к выученным мелодиям. Исполнение простейших ритмических
партитур, в том числе ритмического канона. Ритмические диктанты.
Воспитание
музыкального
восприятия
2,5 ч.
Определение на слух лада (мажор, минор трех видов). Определение
на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических
оборотов.
Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом
звучании. Пройденных интервалов в мелодическом и
гармоническом звучании, скачков на ч.4, ч.5, ч.8.
Музыкальный
диктант
2,5 ч.
Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и
внутреннего слуха. Устные диктанты: запоминание фразы в объеме
2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот,
проигрывание на фортепиано). Запись мелодий с предварительным
разбором в объеме 4-8 тактов в пройденных размерах, с
пройденными мелодическими оборотами, в пройденных
тональностях.
Воспитание
творческих
навыков
2 ч.
Досочинение мелодии. Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм. Сочинение мелодии на
заданный текст. Сочинение ритмического аккомпанемента. Подбор
второго голоса к заданной мелодии. Подбор баса к заданной
мелодии.
Теоретические
сведения
7 ч.
Тональность ля минор (3 вида), понятие параллельные тональности.
Интервалы б.3 и м.3. Размер 4/4. Тональности Соль Мажор и ми
минор. Интервалы ч.5. и ч.4. Ритмическая фигура: четыре
шестнадцатых. Тональности Ре Мажор и си минор. Затакт: две
восьмые. Интервалы б.2. и м.2. Секвенция. Ритмическая фигура:
5
четверть с точкой и восьмая, ритмические фигуры в размере 2/4.
Анализ
произведений
2ч.
Произведения, данные для слухового анализа в учебном пособии
Формы организации образовательного процесса
Фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)
Индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы)
Групповая (организация работ в группах)
Индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
Традиционный урок
Комбинированное практическое занятие
Лекция-беседа
Игра
Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература,
сольфеджио + хор)
Открытый урок с присутствием родителей
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии
технология образовательного проектирования – программирование
планированного результата
игровая технология
проблемно-поисковая технология
системно-деятельностная технология
здоровьесберегающая технология
технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
предметная компетенция
метапредметная компетенция
коммуникативная компетенция
личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
фронтальный опрос
беглый текущий опрос
систематическая проверка домашнего задания
контрольные уроки в конце каждой четверти
6
контрольный срез по всем видам работ
устное тестирование на закрепление теоретических знаний
зачет по накопленным творческим навыкам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении процесс
многокомпонентный. Его обеспечением занимаются все работники школы,
включая не только администрацию и педагогический персонал, но и технический
персонал тоже. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся
возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном
учреждении.
Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:
- учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой
зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости
- создавать оптимальный режим занятий
- учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка)
- учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка
- следить за эмоциональным состоянием ребенка
- проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной
деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Сольфеджио»
К концу 2 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:
1. Записать одноголосный диктант (4 – 6 тактов).
2. Сольфеджировать с дирижированием знакомый музыкальный пример. Спеть с
листа мелодию, включающую несколько скачков (II-V-I, V-II-I, V-VII-I).
Выполнение с листа ритмического рисунка, включающего паузы, слогами.
Слуховой анализ видов минора, ступеней лада, интервалов с определением
качества мажорного и минорного трезвучий. Исполнение собственной песенки
с аккомпанементом (пожеланию).
3. Теоретические сведения
Виды минора: натуральный, гармонический и мелодический. Тональности до 2-х
знаков включая параллельные. Параллельные тональности определение и пример.
Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатых и все пройденные. Затакт, пауза. Интервал – определение,
цифровое обозначение, 2 величины интервала.
7
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬФЕДЖИО 1 КЛАССА
Предмет
Оценка, балл
Показатели оценки
Сольфеджио
5
(отлично)
Чистое интонирование, хороший темп ответа,
правильное дирижирование, демонстрация
теоретических знаний.
Музыкальный диктант:
записан полностью без ошибок в пределах
отведенного времени и количества проигрываний.
Возможны небольшие недочеты (не более двух в
группировке длительностей).
4
(хорошо)
Небольшие погрешности в интонировании,
нарушения в темпе ответа, ошибки в
дирижировании, ошибки в теоретических
знаниях.
Музыкальный диктант:
записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний. Допущено
2-3 ошибки в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое количество
недочетов.
3
(удовлетворительно)
Ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые ошибки в
теоретических знаниях.
Музыкальный диктант:
записан полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний. Допущено
большое количество (4-8) ошибок в записи
мелодической линии, ритмического рисунка, либо
диктант записан не полностью, но больше
половины.
2, 1
(неудовлетворительно)
Грубые ошибки, не владение интонацией,
медленный темп ответа, отсутствие
теоретических знаний.
Музыкальный диктант:
записан в пределах отведенного времени и
количества проигрываний, допущено большое
количество грубых ошибок в записи
мелодической линии и ритмического рисунка,
либо музыкальный диктант записан меньше, чем
на половину.
Материально-техническое обеспечение:
фортепиано
наличие дидактического материала
проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций, клипов и
видео
ноутбук
аудио-носитель CD для прослушивания и анализа музыкальных
8
произведений в записи MP3.
Литература
Учебная литература:
1. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 2 класс. / Г. Ф. Калинина. –
М., 2002
2. Сольфеджио 1-2 классы. – сост. Н. Баева, Т Зебряк. – М.: КИФАРА 2013
3. Сольфеджио ч. 1 одноголосие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин – М.: Музыка
2004
Дополнительная:
1. Баева Н., Зебряк. Т. «Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ», Л.,1989г.
2. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио», М., 1986г.
Мультимедийные презентации:
• «Длительности»
• «Звуки, клавиатура, регистры»
• «Знакомство с нотами»
• «Музыкальный алфавит»
• «Нотная грамота»
• «Гамма»
• «Путешествие в страну интервалов»
• «Адаптированный электронный учебный модуль по музыкальной грамоте»
• «Учебный тренажер и проверочный тест по теме: Интервалы»
• «Музыка и я», «В гости к музыке»
• «Искусство», «Музыка и литература»
Электронные ресурсы:
• http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;
• http://in-ku.com/catalog.html Международное общественное Движение;
«Inter-Kultur Haus» Интернациональный Дом творчества;
• http://www.zavuch.info/forum/ КПК «Педагогические измерения в системе
мониторинга с использованием ИКТ»;
• http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;
• http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;
• http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных
преподавателей музыки;
• http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;
• http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом.
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОЛЬФЕДЖИО 2 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Кол.
Часов
Дата
по плану
Дата
по факту
I четверть
1.
Пульсация долей. Двухдольный и трехдольный
метр
1
03.09
2.
Ноты в скрипичном ключе
1
10.09
3.
Размер 2/4, 3/4. Гамма. Половинная нота
1
17.09
4.
Мотив, фраза
1
24.09
5.
Ноты в басовом ключе
1
01.10
6.
Параллельные тональности
1
08.10
7.
Интервалы, цифровое обозначение
1
15.10
8.
Цифровое обозначение интервалов
1
22.10
9.
Контрольный урок
1
29.10
II четверть
10.
Натуральный, гармонический вид минора
1
12.11
11.
Мелодический вид минора
1
19.11
12.
Тональности Си-бемоль мажор
1
26.11
13.
Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой
1
03.12
14.
Затакт. Интервал ч.1 - прима
1
10.12
15.
Интервал б.2 и м.2 - секунда
1
17.12
16.
Контрольный урок
1
24.12
III четверть
17.
Тональность ми минор
1
14.01
18.
Тетрахорд, бекар
1
21.01
19.
Интервал б.3 и м.3 - терция
1
28.01
20.
Тональность ре минор
1
04.02
21.
Четыре шестнадцатых
1
11.02
22.
Интервал ч.4 – чистая кварта
1
18.02
23.
Паузы целая и половинная
1
25.02
24.
Тетрахорд, бекар
1
03.03
25.
Диссонансы и консонансы
1
10.03
26.
Консультация
1
17.03
27.
Контрольный урок
1
24.03
IV четверть
28.
Интервал ч.5 – чистая квинта
1
07.04
29.
Секвенция, затакт две восьмые
1
14.04
30.
Канон, затакт восьмая
1
21.04
31.
Тональность соль минор
1
28.04
32.
Интервалы: секунды, терции
1
05.05
33.
Интервалы: кварты, квинты
1
12.05
34.
Консультация
1
19.05
35.
Контрольный урок
1
26.05
ИТОГО:
33
Консультация:
2
Музыка - еще материалы к урокам:
- Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе (2016-2017 уч.год)
- План-конспект урока по музыке в 1 классе "Музыкальная азбука"
- Анализ урока "Спи, младенец мой прекрасный. Колыбельные песни" 2 класс
- Конспект урока по музыке "Спи, младенец мой прекрасный. Колыбельные песни" 2 класс
- Презентация "Звуки скрипки так дивно звучали…"
- Дидактический материал распевок на разработку дикции, артикуляции, жестикуляции